29 марта 2024, пятница
  • Горят автошины – сгорают финансы!

Горят автошины – сгорают финансы!

Российские власти наконец-то обратили внимание на опасность мусора для окружающей среды и здоровья населения.

Чем опасны автошины?

 

Российские власти наконец-то обратили внимание на опасность мусора для окружающей среды и здоровья населения.  На ликвидацию этой угрозы в масштабах страны выделяется 8 триллионов рублей. Однако, как всегда, в бочке меда прячется ложка дегтя: основное внимание обращено на бытовой мусор, далеко не самый вредный для экологии и человеческого организма. А ведь существуют куда более опасные виды отходов: биологического происхождения, пластик (о них наше издание уже писало) и, наконец, резина – автомобильные шины!

Ежегодно в мире миллионы тонн изношенных покрышек отправляются на свалки. Они относятся к IV классу опасности и подлежат обязательной утилизации, что закреплено в законах всех развитых стран, в том числе и России. К сожалению, производств такого профиля катастрофически не хватает, особенно в регионах.

В случае размещения резины и шин б/у на полигонах происходит постепенное разрушение материала с выделением в окружающую среду летучих компонентов и тяжелых металлов. Но на полигоны их отвозят крайне редко, чаще всего просто выбрасывают в лесополосах, в лучшем случае делают из них имитации ограждений вокруг детских площадок, миниклумб и т.д. Создатели таких, с позволения сказать, сооружений не понимают, чем это может грозить: автошины очень хорошо горят, их почти невозможно затушить. Пример: несколько лет назад в Курске сгорел целиком завод по переработке автопокрышек. С пламенем боролись почти сутки, но спасти предприятие не удалось. Причины пожара до сих пор не выявлены, то ли это поджог, то ли халатность, то ли возгорание от испортившейся электропроводки. В лесу отходы резины – потенциальные убийцы деревьев и почвы. Они могут заняться пламенем от осколка стекла, пустой бутылки, даже капельки росы, если солнечный луч превратит их в линзы. В последнее время покрышки превратились в орудие политической борьбы: их жгли на майдане в Киеве и при массовых протестах «желтых жилетов» в Европе.

Выгода от утилизации

Мало кто осознает простую истину: горят шины, но сгорают-то финансы! Синим пламенем! Ведь в случае грамотного обращения и правильной переработки из автопокрышек и других отходов резины можно получить сырье для изготовления новых шин, резинотехнических изделий, водоотталкивающих покрытий для крыш, дорог, спортивных, игровых и детских площадок, напольных ковриков и подошв для обуви, железнодорожных шпал, подрельсовых прокладок и т.д. Резина, из которой сделаны шины, отлично противостоит истиранию, перепадам температур и огромным физическим нагрузкам, не боится агрессивных химических воздействий и ультрафиолета. И при этом сохраняет прочность и эластичность. Такие уникальные свойства делают ее незаменимым материалом для изготовления покрытий при соблюдении условий переработки, которые не разрушат структуру материала в процессе. Для этого необходимы современное высокотехнологичное оборудование, квалифицированные специалисты и знание всех особенностей этой сферы деятельности. Только тогда покрышка перестанет быть опасным для природы мусором, поможет сберечь ценные и практически невосполнимые природные ресурсы и принесет финансовую выгоду!

В нашей стране действует ряд стандартов по утилизации отходов автомобильных шин с целью получения вторсырья.

К сожалению, даже реальная прибыль, которую можно легко получить, не заставляет автовладельцев сдавать шины на переработку, они предпочитают их просто выбрасывать! Правда, и предприятий, которые могут превратить резину в деньги, в Воронежской области всего три!

Горы резинового мусора 

Встает вопрос: а сколько вторсырья этого вида в регионе нужно переработать?  Статистики на сей счет нет. В 2010 году ООО «Воронежская экологическая компания» (директор – известный предприниматель Федор Ковалев) провело специальное исследование и обнаружило, что в Воронежской области ежегодно выбрасывалось более 11,5 тысячи тонн автошин, бывших в употреблении. Насколько увеличилась эта страшная цифра к настоящему времени?

Попробуем подсчитать. Согласно данным Росстата, в 2010 году количество автомобилей в Воронежской области составляло 244, 6 штук на одну тысячу человек. В 2017 году только в Воронеже это число увеличилось до 318,4, то есть на тридцать процентов. Последний показатель не учитывает транспорт, имеющийся в сельских районах, и транзитный (проходящие грузовики и легковушки тоже ремонтируются и  меняют покрышки на

территории нашего региона). И за 2018-19 годы данных нет, а ведь число автовладельцев постоянно увеличивается. Можно смело предположить, что рост этого вида вторсырья за 5 лет составил пятьдесят процентов! Таким образом, у нас ежегодно образуются около 16 тысяч тонн бывших в употреблении автопокрышек! Как же от них избавиться и что можно получить взамен?

Способы переработки

Виды переработки разделяются на две группы: механическое измельчение и обработка, меняющая химическую структуру. Первый метод относительно безопасен с экологической точки зрения. Полученная при измельчении резиновая крошка широко применяется в промышленности и строительстве.

Среди химических способов утилизации наиболее распространены пиролиз, термодеструкция (сжигание), растворение.

Пиролиз – термическое разложение, которое происходит в специальной камере без доступа кислорода при температуре плюс 450-600 градусов. При сжигании в цементных печах шины заменяют такие горючие материалы, как уголь и мазут. Применяется данный способ в цементной промышленности и для получения тепла.

Растворение старых шин – тоже перспективное направление. Под действием растворителя получается сырье, которое применяется в металлургии и химической промышленности.

«Воронежская экологическая копания» все же рекомендует гидролиз, который позволяет получать из авторезины следующие востребованные в народном хозяйстве материалы: 40 процентов сажи (из нее делают синтетическую нефть), 15 процентов -  металлокорд (сдается как металлолом), 30 процентов – топочное топливо, 15 процентов – пиролизный газ (используются для получения электроэнергии, тепла, горячей воды).

С точки зрения логистики и маркетинга такое производство нужно организовывать при асфальтобетонных заводах: переработка покрышек дает вторсырье для основного производства и тепло.

Нужен административный ресурс

Теперь зададим главный вопрос: что мешает утилизации автошин? В первую очередь наплевательское отношение владельцев машин к окружающей экологической обстановке и собственному здоровью. Даже жадность  не срабатывает. Покрышка от легковушки принимается в среднем по цене 5 рублей за килограмм, от  грузовика – 10 рублей.  Первая весит 8 килограммов, вторая -  в два-три раза больше в зависимости от размера машины. То есть сдача полного комплекта из пяти изношенных автошин пополнит кошелек сознательного владельца на сумму от 200 до 1200 рублей. Но здесь важна не экономическая, а экологическая выгода!

Заставить людей сдавать шины на утилизацию, как показала практика, можно только законодательным путем. Это поняли в Курке и применили административный ресурс. 25 мая 2007 года вышло постановление администрации города Курска №1468 «О совершенствовании и развитии системы сбора, использования, переработки изношенных автопокрышек на территории города Курска». Была создана целая система. Всем хозяйствующим субъектам и частным лицам было рекомендовано осуществлять сбор и сдачу использованных автопокрышек на специализированные предприятия. Контролировать это постановление поручили ГИБДД. При обращении в госавтоинспекцию от автовладельца требовалось предоставить справку о сдаче бывших в употреблении покрышек, без этого никакие действия гаишники не производили.

Думается, опыт соседей в этом направлении заслуживает того, чтобы его перенять. Поэтому данную публикацию мы направим губернатору Воронежской области Александру Викторовичу Гусеву. Надеемся, он поможет кардинально улучшить ситуацию с этим опасным видом ТБО.

 

Юрий Пульвер

Воронеж

 

г.Воронеж, ул.Лебедева, 6

«Воронежская экологическая компания»

Тел.: (473) 249-29-48;

+7 (920) 404-12-46

Электронная почта: vekvrn@mail.ru

Сайт: www.vekvrn.ru

Реклама

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения