18 января 2020, суббота
  • «Об осуществлении службой судебных приставов Воронежской области полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов»

«Об осуществлении службой судебных приставов Воронежской области полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов»

Интервью руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области-главного судебного пристава Воронежской области Паринова Руслана Николаевича для сетевого издания «Труд Черноземья»

— Руслан Николаевич, упоминая деятельность службы судебных приставов, чаще всего говорят о судебных приставах-исполнителях. Вместе с тем, одним из направлений работы Федеральной службы судебных приставов является также обеспечение установленного порядка деятельности судов. Расскажите о данном направлении подробнее.

— К одной из основных задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов, действующее законодательство относит обеспечение установленного порядка деятельности судов.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) являются силовой составляющей службы.

К их обязанностям отнесены, в частности, обеспечение в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса, поддержание общественного порядка в здании, помещениях суда, выполнение распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда, осуществление охраны здания, помещений суда.

Помимо указанных функций, связанных с деятельностью судов, по поручению старшего судебного пристава, указанные должностные лица обеспечивают безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении ими служебных обязанностей по принудительному исполнению требований исполнительных документов.

Судебные приставы по ОУПДС на основании соответствующих постановлений осуществляют привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову в суд, к судебному приставу-исполнителю, а также дознавателю службы судебных приставов.

На основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», судебные приставы по ОУПДС обеспечивают препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения, а далее, уже на основании постановления судебного пристава-исполнителя, — препровождают иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

— Приходилось слышать, что основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться судебным приставам по ОУПДС при несении службы, являются нарушение порядка в залах судебных заседаний, а также в зданиях судов, в том числе отсутствие адекватной реакции на законные требования судьи, судебного пристава по ОУПДС со стороны посетителей, грубость и хамство в открытой форме, попытки применения физической силы в отношении судебных приставов по ОУПДС. Кроме того, некоторые из посетителей суда пытаются пройти в судебные заседания имея при себе запрещенные предметы. Как обстоит ситуация в Воронежской области на сегодняшний день?

— Можно с большой долей уверенности сказать, что указанные правонарушения не исключение для нашего региона.

Вместе с тем, при осуществлении возложенных действующим законодательством функций, уже на стадии осуществления пропускного режима проводится проверка документов, удостоверяющих личность, и предотвращаются попытки прохода в помещения судов лиц с признаками алкогольного опьянения, лиц, проявляющих некую агрессивность, ну и, безусловно, попытки проноса в суд запрещенных предметов. А при наличии оснований полагать, что посетители суда имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства возможно осуществление их личного досмотра, а также досмотра находящихся при них вещей.

Федеральный закон «О судебных приставах» предоставляет судебным приставам по ОУПДС право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, а в случае необходимости, — задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.

В этой связи, я хотел привести два примера.

Так, например, в текущем году неоднократно судимый гражданин, использующий при ходьбе трость, прибыл в здание одного из судов города Воронежа для участия в судебном заседании. При осуществлении процедуры осмотра с помощью стационарного и ручного металлодетекторов у гражданина был обнаружен нож длиной 30 сантиметров, замаскированный в ручную трость. Судебным приставом по ОУПДС указанный гражданин был задержан и передан сотрудникам полиции.

Перед судебным заседанием судебные приставы по ОУПДС в обязательном порядке проводят проверку зала суда на предмет наличия в нем посторонних предметов. Несколько месяцев назад при одном из таких осмотров судебным приставом обнаружен небольшой сверток, приклеенный скотчем к трубе радиатора отопления в непосредственной близости к месту расположения подсудимых в зале судебных заседаний. Как позже выяснилось, в свертке оказались мобильные микротелефоны, которые также были переданы прибывшим по вызову сотрудникам полиции.

Непосредственно в судебных процессах, а также при обеспечении безопасности судебного пристава-исполнителя при осуществлении принудительного исполнения судебного акта имеют место случаи проявления агрессии со стороны участников судебного процесса, должников по исполнительному производству. В таких случаях судебные приставы по ОУПДС имеют право возбудить производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чаще всего, судебными приставами по ОУПДС составляются протоколы по факту выявления в действиях посетителей судов (участников судебного процесса) признаков состава правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 17.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила).

К сожалению, нередки случаи воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей. В этой связи, гражданам следует иметь в виду, что за данные правонарушения также предусмотрена ответственность по ст. 17.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судебные приставы по ОУПДС в полной мере реализуют предоставленные им действующим законодательством полномочия по предотвращению, пресечению противоправных действий граждан как в судах, так и при осуществлении судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов.

— Уточните, пожалуйста, а досмотр личных вещей при входе в здания в суды осуществляется в обязательном порядке в отношении всех посетителей суда? И каковы действия судебного пристава при обнаружении чего-нибудь «запретного»?

— Я хотел бы акцентировать Ваше внимание на том что, что досмотр находящихся при посетителях суда вещей осуществляется судебным приставом по ОУПДС при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства. При этом, повторюсь, обнаруженные предметы подлежат изъятию и передаче уполномоченным органам.

— Судя по особенностям такой профессии, к судебным приставам по ОУПДС, наверное, предъявляются особые требования?

— Безусловно, такая специфика работы обязывает судебных приставов по ОУПДС проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также отрабатывать полученные навыки на регулярной основе.

В определенных случаях, как например при возникновении реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов или участников судебного заседания (силовое сопротивление, нападение и прочее), судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О судебных приставах».

— В своей деятельности сотрудники службы судебных приставов сотрудничают с иными «силовыми» структурами?

— Да, в своей служебной деятельности они вправе взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц.

Кроме того, судебные приставы по ОУПДС обязаны оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

— В завершение нашей беседы подведите, пожалуйста, Руслан Николаевич, итоги деятельности судебных приставов по ОУПДС Воронежской области в 2019 г. несколькими цифрами.

— За 10 месяцев 2019 г. судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов структурных подразделений Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области:

— при осуществлении пропускного режима выявлено более 13,5 тысяч предметов, которые могли быть использованы посетителями для нанесения вреда жизни и здоровью участников судебного процесса в зданиях судов, в том числе предотвращено порядка 400 попыток проноса огнестрельного, газового и травматического оружия и свыше 60 — электрошоковых устройств;

— осуществлен привод более 2000 лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), еще 1500 — по вызову судебных приставов-исполнителей или дознавателей службы судебных приставов;

— препровожден до пунктов пропуска через государственную границу 241 иностранный гражданин;

— оказано содействие органам внутренних дел в розыске и задержании 110 лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;

— привлечено к административной ответственности по ст. 17.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, а также неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила) более 500 правонарушителей;

— по факту воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей по ст. 17.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях на сегодняшний день судебными приставами по ОУПДС составлено порядка 350 протоколов об административном правонарушении.

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения