29 марта 2024, пятница
  • Воронежские эксперты обсудили причины и перспективы борьбы с фальсификацией истории
  • Воронежские эксперты обсудили причины и перспективы борьбы с фальсификацией истории
  • Воронежские эксперты обсудили причины и перспективы борьбы с фальсификацией истории

Воронежские эксперты обсудили причины и перспективы борьбы с фальсификацией истории

Историческое образование, воспитание сознательного человека и противодействие распространению исторических фейков обсудили в рамках онлайн-конференции 28 ноября 2020 года на площадке Общественной палаты Воронежской области.

Организаторами события выступили также Воронежское региональное отделение Российского военно-исторического общества, Воронежская региональная культурно-просветительская общественная организация «Наша история» и Воронежская региональная общественная организация «Гражданское собрание «Лидер».

В конференции приняли участие более 30 человек. Это ученые, общественные деятели, политики, школьные учителя и представители предпринимательского сообщества. Эксперты не просто обсудили проблемы в сфере исторического образования и их последствия для народа и страны, но и возможные меры по борьбе с историческими фальсификациями и новые подходы к преподаванию истории в школах и вузах России.

Поводами для проведения такого мероприятия послужили выступление «Образы будущего и историческое мировоззрение» председателя Российского военно-исторического общества, помощника Президента Российской Федерации Владимира Мединского на Форуме «История для будущего. Новый взгляд», который состоялся 5 октября в Москве, а также Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения исторической правды и противодействия распространению исторических фейков.

В ходе онлайн-конференции выяснилось, что воронежские историки и преподаватели школ и вузов далеко не во всём согласны с тезисами В. Мединского. В частности, по мнению экспертов, нельзя отказываться от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике форм преподавания исторических знаний во имя недостаточно продуманных реорганизаций, касаемых изучения истории в школе, важно обеспечить возможность развития исторического образования в стабильных условиях.

Проблемы, конечно, есть. Учителя перегружены бумажной работой, всякого рода отчётностями; в вузах сокращается время, отводимое на изучение гуманитарных наук, в том числе исторических; при внедрении реформ почти не учитывается мнение профессионального сообщества, а именно историки и преподаватели находятся на передовой борьбы с фальсификацией истории России и фейками в Интернете.

В ходе обсуждения были выдвинуты многочисленные предложения, в том числе активное внедрение современных технических достижений при изучении истории, создание необходимых условий для реализации тематических проектов, рекомендации органам власти увеличить количество бюджетных мест на исторических факультетах, формирование в сознании подрастающего поколения ценности и важности исторической грамотности для общества и государства.

Евгений Ревенко — депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Воронежской области процитировал писателя Максима Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». В связи с чем отметил особую значимость исторической грамотности и противодействие фейкам, которые, искажая наше прошлое, ведут к искажению сознания и страшным последствиям в будущем: «Наша задача сделать так, чтобы память о прошлом, в частности, о Великой отечественной войне, не была искажена. История — это не просто набор фактов, это мировоззрение, и важно чтобы у наших последователей это мировоззрение не было искажено, важно находить понятные и интересные для молодежи способы познания истории. Наша задача — не только оградить нашу память от сторонних посягательств, но и суметь заинтересовать юное поколение еще глубже изучать нашу историю. Настоящий патриотизм может быть только деятельным, и мы вместе должны найти ответ на вопрос «Что для этого делать».

Марина Воронова — заслуженный учитель РФ, преподаватель истории и обществознания воронежской гимназии № 9 уверена, что, несмотря на огромное количество роликов в интернете (которые, в большинстве своем, искажают, перевирают исторические факты), школьники не знают, когда началась ВОВ, где и когда произошел победный перелом, не знают, кто такой Дмитрий Донской, и это очень печально. В огромном интернет-пространстве, где идет настоящая информационная война за юные умы, они не могут самостоятельно определить, где истина, а где ложь, потому что нет необходимой базы исторических знаний. И, на ее взгляд, здесь целый комплекс причин: проблемы с квалифицированными кадрами, отсутствие основательной методической базы и интересных учебников, чрезмерная загруженность учителей, непрестижность профессии историка, отсутствие истории в списке обязательного в ЕГЭ, и даже исторические олимпиады постепенно сходят на нет.

Анатолий Шмыгалев — депутат Воронежской областной Думы, член ВРОО «Гражданское собрание «ЛИДЕР» подчеркнул, что в нашем регионе ежегодно проходит губернаторский бал, где собираются средства и направляются на поддержку одаренных детей. Он отметил, что из благотворительного фонда могут быть выделены ресурсы и на помощь талантливым ребятам, увлеченным историей. Также он рассказал про проект «Открытое пространство», на платформе которого есть возможность всем желающим послушать лучших ученых России. Он предложил организовать цикл лекций экспертов по истории в рамках этого проекта. «У меня самого трое детей, и я очень хорошо вижу, что происходит в школе, и что сегодня недостаточно времени и внимания уделяется именно патриотическому воспитанию. Да и музеи, чтобы активнее вовлекать молодежь, необходимо оснащать интерактивными ресурсами. Однозначно, нужно многое менять. И начинать нужно с решений на уровне власти», — высказался Шмыгалев.

Наталия Хван — председатель Общественной палаты Воронежской области, член ВРОО «Гражданское собрание «ЛИДЕР» рассказала, что по итогам конференции сформирована рабочая группа, которая на основе поступивших предложений разработает рекомендации для органов власти в отношении новых подходов к преподаванию истории, а также эффективных мер по борьбе с историческими фальсификациями.

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения