газета Труд Черноземье

Символ очищения и покаяния

Накануне Праздника Богоявления митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе.

В крещенские купели окунулись более 27 тысяч человек. По данным Воронежского регионального управления ГУ МЧС России, желающих погрузиться в иордань в этом году оказалось на семь тысяч больше, чем в прошлом году. Всего в местах для купания находилось более 35 тысяч человек. Воронежская область – своеобразный рекордсмен в ЦФО как по количеству купелей, так и по количеству желающих окунуться в иордань. В 2015 году на территории региона было открыто 193 купели.

Накануне Праздника Богоявления митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Всенощное бдение в Благовещенском кафедральном соборе. На Утрении при попеременном пении Величания празднику духовенством, хорами и молящимися митрополит Сергий совершил полное каждение храма, а затем, после торжественного прокимна и чтения Евангельского повествования о событии Праздника Крещения, помазал молящихся освященным елеем.
Празднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению.
Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня, указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение – 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.
До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Ко времени принятия Русью христианства обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.
В Навечерие Богоявления – Крещенский сочельник митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды в храме на источнике в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. По окончании Литургии была совершена Великая вечерня с чтением паремий из Ветхого завета с особыми праздничными тропарями, а затем начался чин Великого водоосвящения. После освящения воды митрополит Сергий окропил ею храм и всех молящихся, а затем духовенство и хор пропели тропарь и кондак Праздника перед вынесенной на середину храма свечой. Эта традиция напоминает о том, что в древности Праздники Рождества Христова и Богоявления праздновались в один день и свеча, поставляемая на середине храма, символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам на место Рождения Спасителя.

Иван ДОРОФЕЕВ Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+