газета Труд Черноземье

Еще раз о проблемах в сфере ЖКХ

Схемой организации ЖКХ, предложенной депутатом Воронежской городской Думы Федором Ковалевым, серьезно заинтересовался губернатор Севастополя. Возможно, она будет применена в Крыму в целом.

Однако в Воронеже предложения депутата власть предпочитает «хранить под сукном». Между тем, по данным депутата Ковалева, с 2008 по 2013 годы только по «накрученным» нормативам за тепло у населения столицы Черноземья было украдено 3 миллиарда рублей, а в общей сложности сумма незаконно изъятых у воронежцев средств с помощью различных афер в ЖКХ составила за это время 15 миллиардов рублей!

– Федор Михайлович, Вы, наверное, знаете, что более 80% граждан России недовольны положением дел в ЖКХ... Вы же и доказали, что это положение можно изменить...
– Да. Как говорится, было бы желание. И тут, как ни парадоксально это звучит, очень важно желание населения, которое, мягко говоря, сильно переплачивает за то, что имеет, а порой – и за то, чего не получает в сфере услуг ЖКХ.
– Значит, потребителям услуг ЖКХ нужно как можно более популярно изложить суть вопроса?
– Естественно, люди должны понимать, что они могут не платить мошенникам, и предпринять определенные шаги не только в организационном плане касательно честного управления своим жильем, но и заставить власти подумать уже о населении – заняться прямой обязанностью, а не исключительно заботой о собственном кармане.
В принятом девять лет назад Жилищном кодексе были прописаны три формы управления многоквартирными домами:
– непосредственная форма управления, то есть возможность у каждого собственника заключать договоры с поставщиками услуг;
– товарищество собственников жилья (ТСЖ);
– управляющая компания (УК).
Первый способ более подходит для частных домов или домов на 4-6 квартир, но он не получил особой популярности в стране. ТСЖ, на мой взгляд, оптимальная форма управления в том случае, когда есть неравнодушные грамотные люди, готовые активно заниматься проблемами своего дома. Чаще же всего население имеет дело с УК. Вот тут-то, как говорится, «собака зарыта».
По закону управляющая компания должна быть оператором: она оказывает услуги, распределяет полученные от собственников деньги поставщикам услуг и берет за свою работу опять же по закону 8-10%. Однако УК создается частным лицом или коллективом лиц. Ясно, что главный интерес тут – коммерческий. Но ведь приходит желание зарабатывать все больше и больше, а значит, изыскиваются возможности заработать нечестно: украсть, обмануть, смошенничать...
– А разве у властей на местах нет задачи это как-то отслеживать?
– Когда это стало происходить, можно было бы и городским властям, и региональным правительствам все понять, потому что посыпалась куча жалоб от населения. И можно было бы это решение (об организации УК) откорректировать в процессе исполнения. Но оказалось, что чиновники местного уровня к таким шагам не готовы, так как по большей части – сами участники этого процесса. Ни для кого не секрет, что чиновники управляют в стране разнообразным бизнесом, в том числе и в социальной сфере, через подставных лиц – например, членов семьи, дальних родственников и т.д. Идет элементарное уничтожение конкуренции через поставленных ими людей.
Скажу про Воронеж: мы имеем ежегодный городской бюджет в пределах 15 миллиардов. А бюджет ЖКХ – примерно 27-28 миллиардов рублей, то есть почти в два раза больше! И если для бюджета города предусмотрено огромное количество контролеров, начиная от гордумы, счетной палаты, контрольного управления и заканчивая ФСБ, то бюджет ЖКХ контролировать некому.
Это могла бы делать, например, прокуратура... У прокурорских работников есть такое право – «защита неопределенного круга лиц». Да и в областном УВД создан отдел по работе с нарушениями в сфере ЖКХ. Структура-то создана, но результатов работы нет. Потому что кто бы сколько ни воровал в системе ЖКХ – никого не посадили. А почему не посадили? Один директор УК на вопрос, не боится ли он красть народные деньги, ответил прямо: «А кто с нас спросит? Народ во всем этом абсолютно безграмотен, а остальным это выгодно».
– Но давайте рассмотрим конкретнее сегодняшнюю ситуацию.
– Она такова: бесконтрольность и нежелание чиновников менять ситуацию привело к тому, что не только УК стали безбожно воровать, но и поставщики ресурсов: тепла, воды, газа – поняли, что и они могут как-то подзаработать, я имею в виду – согласовать повышение тарифов на свои услуги с теми же чиновниками. А по факту, если, например, грамотный аудитор сядет и посчитает – сравнит тарифы с себестоимостью, я гарантирую: получится, что процентов 25-30 «накручено» лишних.
Я несколько лет пытался «рассекретить» разные варианты «формирования тарифов».
– Удачно? Примеры «лазеек» для их искусственного увеличения можете привести?
– Конечно. Например, тариф на тепло. Когда его составляют, учитываются затраты, себестоимость и т.д. Причем существуют законы, по которым потребитель может предъявить претензии в случае невыполнения условий поставки. А в Воронеже, например, ситуация такая: инженерные сети и городские котельные способны обеспечить требуемый температурный режим в квартирах (в жилом помещении не ниже +18, на кухне – не ниже +16), только когда на улице температура не ниже 10 градусов мороза. Если ниже – то, возможно, лишь индивидуальные домовые новые котельные могут выдержать параметры.
Чтобы предъявить претензии, надо составлять акт: на сколько градусов температура ниже нормы, сколько дней все это происходит... Многие это делают? Единицы. Однако поставщик тепла, сам понимая, что он не может сделать так, как положено, все равно предъявляет к оплате количество поданного тепла.
У меня накопились целые тома папок с расчетами нормативов на тепло и тарифов. Не углубляясь в них, скажу, что вышло в итоге именно по Воронежу: по фактическим данным, норматив на тепло выражается в цифре 0,12 Гкал на 1 кв. метр пятиэтажного жилого дома, а по расчету чиновников он – 0,26 Гкал, то есть в два раза больше.
Кроме того, в тарифе на поставку тепла есть такое понятие, как «транспортные расходы». Это восстановительная стоимость сети, по которым доставляется теплоноситель, который поступает затем на радиаторы и в кран с горячей водой. Но и туда, и сюда вода подошла по трубам, которые проходят в жилом доме. Любой собственник квартиры является собственником общедомового имущества, в том числе и части коммуникаций. Ремонт их мы оплачиваем по первой строке в квитанции – «содержание и текущий ремонт». Но если поставщики ресурсов включают в тариф восстановительную стоимость своих трубопроводов, то почему они не вычитают из него восстановительную стоимость домовых коммуникаций?
Этот вопрос я задал поставщикам. Ведь стояк, труба, смеситель, так же как и газовая труба, и электрокоммуникации в доме – это собственность жителей. Так почему же вы не возмещаете жителям деньги на восстановительную стоимость коммуникаций жилого дома, что логично? Да, это логично и очевидно, но это – колоссальные деньги, которые надо вернуть собственнику!
С этой инициативой я выступил еще в 2006 году, взяв за основание Гражданский кодекс, в котором четко написано: если в каком-то вопросе присутствует правовой вакуум, то надо руководствоваться логикой и здравым смыслом. Это как раз «наш случай»: нет статьи в законодательстве, по которой нам обязаны возвращать эти средства. В тот раз пошли какие-то движения. Пусть я не добился постановления – чиновники отказались, но какое-то движение тогда пошло. Они начали соглашаться на технадзор внутридомовых сетей и т.д. Потому что они понимали, что если я подам иск в суд, то появится прецедент, который начнут использовать и другие регионы. Ну а затем все это опять было спущено на тормозах.
Следующий пример – вывоз мусора. Допустим, человек живет один в квартире. Он производит некое количество мусора, за которое он и должен платить по строке «вывоз ТБО», то есть должен быть установлен некий норматив, допустим, оплата за 1 кубометр. На самом же деле оплата сегодня за вывоз ТБО зависит от количества квадратных метров в квартире. Где тут логика и здравый смысл? Если однокомнатную квартиру снимают семь гастарбайтеров, которые производят в семь раз больше мусора, они платят наравне с одним человеком или меньше, если занимают меньшую площадь. Кстати, в Россию ежегодно заезжают от 7 до 9 млн. гастарбайтеров, и те, кто сдает им квартиры, никогда не поставят приборы учета за ту же воду и т.д. Но сдающих квартиры всего 1,5-2% от количества россиян, а основное население страдает.
А логика в том, чтобы наказать человека, если у него больше квадратных метров, чем ему положено в понимании чиновников. На каком основании его за это наказывать? Получается, что это унижение человека. То есть мы сами топчем свою, российскую Конституцию.
То же самое – лифт. Жители первых и вторых этажей должны платить за его содержание как за часть общедомового имущества, собственниками которого они являются в том числе. Но за пользование лифтом они платить не должны: они им не пользуются.
– Но вот приходит время, и человек получает квитанцию...
– И видит, что он должен заплатить за то, чего не получил: за общедомовой свет, а лампочки в подъезде не горят; за уборку территории, а он пробирается по тропинке меж сугробов в потемках утром на работу; за тепло, а в квартире холодно; за горячую воду, а из крана пять минут льется холодная (а счетчик крутится), и т.д. И если ничего не менять, мы никогда не избавим людей от стрессов и проблем.
Если в Воронеже 15 миллиардов «изъяли» у жителей, то какова же сумма в масштабах страны?!
На сегодня мы имеем закон, который заставляет все муниципальные органы участвовать в процессах в сфере ЖКХ, так как 15% квартир в городе в настоящее время не приватизированы. Кроме того, закон позволяет каждому собственнику прийти в бухгалтерию своей УК и потребовать документы по всем начислениям. Но никто этого не делает.
А между тем есть элементарная схема, по которой собственники УК кладут деньги в карман. Она такова: население платит деньги УК, которая должна оплатить услуги поставщикам ресурсов – воды, тепла, электроэнергии, а подрядной организации – за обслуживание жилого дома. УК же после сбора с населения денег дает заем фирме «Х». Она обналичивает эти деньги и от физических лиц дает заем фирме «Y». На этом маршруте 30% средств «исчезают». А затем «Y» дает эти деньги займом управляющей компании. И получается, что УК должна «Y» огромное количество денег. Затем работавшие подобным образом УК банкротятся, и долг поставщикам «зависает».
Например, одним только тепловым сетям Воронежская коммунальная палата, объединявшая более 20 УК и, как известно, переставшая уже существовать, осталась должна около 1,5 миллиарда. Но и остальные УК работали так же. Есть некая, например, УК «СтройТрест-2П», долги которой поставщикам перевалили за 300 миллионов. То есть, повторюсь, с населения деньги собраны, а до поставщика не дошли – разошлись «по карманам».
На сегодня в Воронеже происходит следующее: с 1-й строки в квитанции – «содержание и текущий ремонт жилья», с каждого платежа выводятся поддельными актами 3 рубля. И перечисляются они по выше обрисованной схеме, затем обналичиваются и уходят «на карман». Вот таким образом в Воронеже ежемесячно крадется 50 млн. рублей – только по одной строке. Следовательно, в год это 600 миллионов. На эти деньги, если закладывать по 10 миллионов на дом, можно было бы провести капитальный ремонт 60 домов!
Следующая «нычка» для воровства – фонд капремонта. С 2015 года это будет 6 руб. 60 копеек (сейчас 6.20). Этот фонд сделали централизованным. Я пришел туда и попросил рассчитать, когда дом, в котором я живу и которому 11 лет, запланирован на капремонт. Оказалось, что в 2034 году. Ну, мягко говоря, не всякий доживет до этого светлого события. А платить за него будет все эти 20 лет каждый.
Встает вопрос: а зачем мне нужен, как и вам, и всем остальным такой фонд? Может быть, я согласен платить не 6-7, а 10 рублей с квадратного метра, но на счет своего собственного дома. Если взять среднестатистический жилой дом – 9-этажный, с пятью подъездами, это примерно 10 тыс. кв. метров. Умножаем 10 тысяч на 6 руб.60 коп – это 66 тысяч в месяц и около 800 тысяч в год. Эти деньги жители каждый год могут направлять на то, что им более всего необходимо. Если новый дом – могут поставить, например, видеокамеры. Если не очень – отремонтировать коммуникации: на эту сумму можно заменить розлив холодной и горячей воды в подвале или провести капремонт всей канализации в подвале, или перекрыть процентов 50 кровли...
И собственники начнут сами думать тогда – на что хватает, на что подкопить до следующего года. И это уже реальные, ежегодные, а не виртуальные деньги, которые дом, возможно, получит через некое число лет.
– Так в чем же заключается суть Ваших предложений, и как должна выглядеть схема устройства ЖКХ в городе?
– Сейчас по закону все УК должны пройти лицензирование. Это достаточно сложно, так как у всех куча нарушений. И это позволяет, не нарушая Жилищный кодекс, создать на месте этих УК территориально укрупненное ТСЖ, примерно 200-250 тыс. кв. метров. Это может быть около 20 домов. От каждого дома выдвигается представитель в правление, и выбирается председатель. Если подходящего человека на эту должность не находится, его нанимают со стороны.
Таких ТСЖ в Воронеже, например, который является миллионником, будет много. А весь город необходимо разбить на три округа, объединив в них по два городских муниципальных района. И создать в этих трех округах три большие управляющие компании. Но без доступа к финансовым операциям. Эти УК должны будут подписать договоры со всеми вновь созданными крупными ТСЖ своего округа на оказание услуг по ведению централизованного бухучета, экономических расчетов, юридических дел... И за это они будут получать 10% от первой строки в квитанции «содержание и текущий ремонт». Подчеркиваю, к самим деньгам населения они не будут иметь никакого отношения.
Все платежи жильцов будут аккумулироваться на расчетных счетах ТСЖ, председатели которых будут держать в курсе финансовых дел всех членов правления. При этом каждое ТСЖ будет нуждаться в подрядчиках. Например, для уборки территории (сейчас дворниками работают бабушки или гастарбайтеры, и собственники, как правило, недовольны качеством обслуживания). Поэтому в городе должны быть созданы три спецпредприятия, которые будут иметь и специалистов, и технику, и работать с ТСЖ тоже по договорам. Например, с 6 утра и до 15 часов дня бригада со спецмашинами, пылесосами и прочей техникой вполне справится с уборкой территории всего ТСЖ. А контролер от товарищества собственников жилья проверит качество работы.
То же касается уборки в подъездах, на лестничных клетках. И все делается быстро и качественно в отличие от бабушки с тряпкой и шваброй. Потому что объем работ этого специализированного предприятия по договорам со всеми ТСЖ позволит приобретать все необходимое, вплоть до небольших мусоровозов, которые мобильно будут переезжать из двора во двор на территории. И когда предприятие будет работать на постоянной основе и будет уверено в заказах на перспективу, оно будет, естественно, обзаводиться и снегоуборочными машинами, и машинами для посыпки дорожек песком, и прочими необходимыми профессиональными инструментами разнообразного клининга на все сезоны.
То же самое касается и ремонтных работ. Все специалисты и вся техника будут сконцентрированы в таких же спецпредприятиях. Сейчас, например, в Воронеже, кроме аварийной службы со штатом 18 человек, никого не осталось. А если, не дай Бог, случится крупная авария? Много лет назад я был задействован в ликвидации такой аварии, в которой всего принимали участие 3600 человек. А сейчас просто страшно – устранять такую аварию некому. И выход как раз в создании холдинговой компании подрядных организаций, которая будет специализироваться на всех вопросах, связанных с работами в ЖКХ.
Такая схема исключает момент незаконного вывода денег. В ней, например, предусмотрен не только отчет председателя ТСЖ перед членами правления, но и отчет правления перед каждым собственником о финансовых отношениях с кем бы то ни было (в том числе и с поставщиками ресурсов).
Кстати, элементы предлагаемой мною схемы есть в Белгороде и Липецке, но только элементы. Что, впрочем, уже хорошо. Потому что проблемы в ЖКХ в сегодняшней ситуации могут вылиться в такое народное недовольство, степень которого страшно предположить. И чиновники, не желая исключить проблемы ЖКХ из числа российских проблем, по сути, рубят сук, на котором сидят.
– А в Крыму, новом российском регионе, к этому, выходит, другое отношение?
– Да, в Севастополе, у губернатора Сергея Меняйло, на мой взгляд, есть полное понимание сложности обстановки и желание сделать правильно. Тем более что Президент РФ особенно внимательно наблюдает за регионом. У них сейчас очень правильный лозунг существует: «Крым – территория без коррупции». Крым хочет обезопасить себя от «удара в спину». А если пойти по пути организации российской системы ЖКХ, то коррупция неизбежна.
Я много лет назад по шефским связям был знаком с руководством Черноморского флота и сейчас поддерживаю отношения, в том числе с бывшим командующим авиации ЧФ генерал-лейтенантом запаса Валерием Юриным, который сегодня возглавляет севастопольский Народный фронт и входит в состав общекрымской одноименной организации. Вместе с губернатором они серьезно заинтересовались предложенной мною схемой организации системы ЖКХ. Подтверждение своим намерениям они получили и на недавнем «Форуме действий» в Москве, где Президент обсуждал насущные проблемы с регионами.
Я уже получил приглашение посетить Севастополь в декабре этого года для детального обсуждения предложенной мною схемы в привязке конкретно к Севастополю и, возможно, всему Крыму. И если все это получится и заработает, такой прецедент не может остаться не замеченным честными российскими чиновниками, которые действительно хотят работать на благо народа.

Елена ЧИРКОВА Воронеж

 

Вопросы:

Пока комментариев нет

Ваше имя:

Ваш комментарий:


* Ваш комментарий будет доступен для редактирования в течение - 10 Минут





16+