27 января 2022, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Тайная Вечеря. (Выпуск 11). Меню-2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Тайная Вечеря. (Выпуск 11). Меню-2.

Зелень (некоторые виды входили в марор, хазерет и карпас, то есть были ритуальными) занимала очень важное место в иудейском меню. Самыми распространенными в I веке из многочисленных видов овощей были: репа, капуста, горчица, огородная режуха, редька, трюфели и грибы (их считали овощами), а также огурцы, дыня и арбуз (тогда не знали, что это ягоды), тыква, лук, порей, чеснок.

Обычай сделал чеснок необходимым субботним блюдом. Про него уважительно говорили: чеснок — зелень, а лук — полузелень. Эксперты полагают, что неумеренное его употребление евреями послужило основанием для насмешливого и бранного их названия римлянами словом «вонючие». Однако у самих жителей Рима одно время считалось высокоаристократичным, когда от гражданина пахло чесноком или луком.

Карпас

Карпас

Марор

Марор

_4

Хазерет

Пищей для бедняков служили даже лебеда‎ (Иов, 30, 4), плоды рожкового дерева – те самые «рожки», которыми кормили свиней в притче о блудном сыне (Лк. 15: 11-32). Тогдашняя поговорка гласила: никто по-настоящему не покается, пока не поживет на этих плодах. Впрочем, они достаточно питательны: помимо семян имеют сочную мякоть с содержанием сахара 50 процентов. Это растение известно также, как «хлебное дерево Иоанна». Плоды отличаются постоянством массы – 0,2 г., в связи с чем их использовали в античности как меру веса, от чего произошло название «карат» (ныне им измеряют драгоценные камни и металлы).

Рожковое дерево

Рожковое дерево

Рожки_семена

Стручки и семена рожкового дерева

Зелень употреблялась в свежем, сухом, прессованном, ошпаренном, вареном, толченом (особенно чеснок как приправа) и в жареном на углях видах. Из овощей готовили и сладкое блюдо – цимес, десерт из мелко нарезанной моркови, сухофруктов с добавлением меда.

Цимес

Цимес

Единственное сладкое блюдо на кеаре – харосет, смесь из натёртых яблок или фиников, или инжира, а также молотых орехов. Рецепт его приготовления различается в зависимости от местного обычая. Название на иврите означает «глина» и напоминает о глиняном сырье, использовавшемся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве. По внешнему виду харосет ее напоминает.

Харосет

Харосет

В эпоху Христа сласти вообще, как и сейчас, были любимы. Это доказывается разнообразием печений. Один из древнейших десертов – ашишим, оладьи из дробленых бобов красной чечевицы и семян кунжута, политые медовым сиропом. Ими угощались при дворе царя Соломона.

Ашишим

Ашишим

Мед активно употреблялся как подсластитель (I Сам., 14, 27; Суд., 14, 8; Иер., 41, 8), его получали от диких пчел; только в Мишне появились первые сведения о пчеловодстве, то есть Иисус и апостолы ели только дикий мед. Это название придавали также сиропу, который варился из фиников и плодов рожкового дерева.

А какие еще подсластители имелись тогда? У нас главенствует сахар. Ныне почему-то считается, что он был привезен Колумбом из Нового Света в конце XV века. Но это не так. Еще до начала новой эры его крупицы из сока сахарного тростника ввозились в Европу из Индии, Египет был посредником в этой торговле. Сначала сахар считался исключительно медицинским средством. Вплоть до XIX века он оставался во всем мире предметом роскоши, лишь потом стал основным подсластителем.

Важнейшим элементом и ритуала, и праздничного стола на Седере Песах является вино или виноградный сок. Сейчас в Израиле 400 марок вина, причем не только виноградного. Скажем, десертный знаменитый «Римон» производят из гранатовых зерен. Но кое-какие намеки, позволяющие предположить, что именно и сколько пили участники Тайной Вечери, все же имеются.

Кошерное вино

Кошерное вино

На иврите в Ветхом Завете, на койне – в Септуагинте (перевод Библии на древнегреческий язык, выполненный в Египте в III веке до н.э. «семьюдесятью толковниками») и Новом Завете перечислены несколько видов алкогольных напитков. Для экономии времени я буду сначала приводить древнееврейские названия, затем древнеэллинские, а в конце – значение терминов.

«Яин», «ойнос» - общее понятие «вино». Некоторые эксперты полагают, что так же обозначается свежевыжатый безалкогольный сок.

«Тирош» или «асис», «ойнон неон» или «глеуног» - «молодое вино» или «сладкое». Его получали из первых капель сока до того, как ягоды давили на прессе. Оно было особенно сильнодействующим, а, возможно, и едким. Недаром Иисус предупреждал, что нельзя «вливать молодое вино в ветхие мехи» (Лк. 5: 37-39), так как они прорвутся. Новые мехи растягиваются от налитого в них молодого вина и затвердевают, если его поместить в старый затвердевший бурдюк, тот может лопнуть из-за продолжающегося брожения.

Бурдюк

Бурдюк

«Шекер» и его древнегреческая калька «сикера» - «крепкий напиток». Предполагается, что он содержал всего 7-10 градусов алкоголя, потому что в античности не умели делать дистиллированное спиртное. Готовили его из любых фруктов, до наших времен дошел финиковый самогон – на арабском «рака», «арак». «Шекер» или «сикера» обычно использовали в сочетании «вино и крепкий напиток», чтобы охватить все разновидности жидких интоксикантов.

«Хемер», арамейское «хамар» - еще одно обозначение вина, передающее идею вспенивания – от корня «хамар» - «вспенивать».

«Чемец», «охоч» - уксус, изготовленный из вина или другого заброженного напитка. Использовался в качестве приправы или, при смешивании с водой, как слабый интоксикант. У иудеев имел еще и значение «плохое вино». В I веке это был обычный дешевый напиток бедняков на всей территории Римской империи, а также легионеров, которые называли его «поска». Он хорошо утолял жажду и долго не портился, обладал бактерицидными и тонизирующими свойствами, поэтому в путешествиях его возили во фляжках. Именно его предлагали выпить перед распятием (Мт. 27:34) и во время его Христу (Лк. 23: 35-37).

Христу предлагают уксус

Христу предлагают уксус

«Шемер» - «осадок» или остаток вина, то есть вино, сохранившее осадок и, следовательно, «старое», предназначенное для более длительного хранения; в него специально добавляли осадок, чтобы придать ему большую густоту. Христос о нем сказал: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорят: старое лучше» (Лк. 5:39).

«Собне» - «ликер».

«Метосен» и «месех» - смесь вина и воды со специями, которые усиливают его стимулирующие свойства.

«Мезет» - тоже «смесь», «смесь вина». Возможно, в отличие от предыдущего напитка, здесь имеется в виду коктейль из вин разных сортов.

В койне есть еще два определения, которых нет в иврите.

«Матузма» - «опьяняющий напиток».

«Генематестес амнелоу» - «плод виноградной лозы», единственный новозаветный термин, описывающий содержание чаш на Тайной Вечере. Некоторые считают это словосочетание намеком на то, что вино на столе в Сионской Горнице было безалкогольным, то есть просто соком.

Остается вопрос: помимо сакрального аспекта, зачем пили алкогольный напиток Христос и Его сотрапезники? Какого эффекта хотели добиться? Неужто опьянения?

Ветхий Завет в целом оценивал этот напиток положительно. «Пей вино свое с радостью в сердцах» (Екл. 9:7). Здесь стоит указать, что винопитие было еще и профилактической процедурой. Далеко не вся вода в Иудее была чистой (да и не только там), поэтому люди античности употребляли больше вино и соки. Павел в послании к своему ученику Тимофею (5:23) советует ему пить вместо воды вино, чтобы избежать проблем с желудком.

 Апостол Павел рисунок

Апостол Павел

С другой стороны, тот же апостол предупреждал единоверцев: «Нельзя пить. И чаша Господня, и чаша бесовская; ты не можешь принимать участие в трапезе Господа, и в трапезе демонов» (I. Кор. 10:21). Он подчеркивал, что Бог заповедал христианам избегать опьянения (Ефс. 5:18), и, конечно, исходил при этом из учения и Христа, и Ветхого Завета, где пьянство и его последствия осуждаются более 70 раз. Так что, конечно, участники Тайной Вечери не стремились добиться опьянения. Но выпили не так уж мало.

В Седер Песах и во времена Давида, и в эпоху Христа, и сейчас евреи, по требованию Торы, обязаны употребить не менее четырех бокалов вина для каждого члена семьи. О емкости сосуда в I веке существуют разные мнения: одни считают, что в нем было не менее 86 граммов, другие называют минимальной дозой 150 граммов. Каждый бокал необходимо выпить полностью, по крайней мере – более половины.

_6

Чаши

Вино рекомендуется выбрать по возможности наилучшее и предпочтительно красное – в память о крови иудейских младенцев, зарезанных фараоном. Эта особенность древнего ритуала привела к очень печальным последствиям. Фанатичные идиоты-антисемиты объявили, что евреи якобы в ритуальных целях пьют… кровь христианских младенцев! На этом основании на протяжении почти полторы тысячи лет они регулярно устраивали еврейские погромы, уничтожив сотни тысяч сынов Авраама. Из-за этого в Средние века представители народа избранного даже стали употреблять белое вино вместо красного.

Пил ли вино Сам Иисус? Некоторые считают, что нет, потому что Его называли Назореем (Мт. 2:23), а это в иудаизме человек, принявший обет (навсегда или на определенный срок) не употреблять вина и вообще продуктов из винограда, не стричь волосы и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1-21). Степень его святости приближалась к жрецам – коэнам и даже к первосвященнику. Такой обет принял Самсон (Суд.13:5), пророк Самуил (1 Цар. 1:14), Иоанн Предтеча (Лк. 1:15), апостол Павел (Деян. 24:5).

Самсон 

Самсон

Самуил

Самуил

Но Назореем Спасителя называли из-за проживания в Назарете, хотя на арамейском человек, давший обет, - назирим, а уроженец Назарета – га Ноцри. Спаситель Сам признавал, что не чурался вина: «Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба ни ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк. 7:33-34).

 Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Еще один напиток на столе в Сионской Горнице для нас удивителен. Это - подсоленная вода, символизирующая слёзы рабства. Сефарды сейчас вместо неё используют уксус. Правда, ее не пили – в ней обмакивали растительную еду.

Теперь стоит сказать о тех яствах, которые не обязательны для седера, но которые наверняка употреблялись членами хабурот и, скорее всего, входили в меню Тайной Вечери. Ведь, чтобы накормить 23 человека, требуется довольно много пищи, так как Последний Ужин был не только празднованием, но еще и застольем.

Помимо вина (виноградного, гранатового и других сортов) еще за три тысячи лет до Христа древние израильтяне пили пиво. Для этого даже был создан специальный сосуд, восстановленный археологами.

Эксперты утверждают, что выращивание зерновых началось именно ради пива, а не хлеба. Его делали уже в одиннадцатом тысячелетии до н.э. из пшеницы и ячменя еще до того, как начали печь хлеб из зерна. Оно было больше похоже на кашу, чем на пенную жидкость. Иудеи переняли пивоварение у египтян. Как выглядел у них этот напиток, неизвестно.

В праздничное меню входили и входят мясные и рыбные супы.

Рыба, особенно по субботам, считалась необходимым блюдом. Какие ее виды были представлены в I веке на иудейских столах? Упоминаются камбала, сельдь, мелкие речные породы. Некоторые из них импортировались из других стран, отсюда название «египетская рыба». Обитатели вод употреблялись в вареном, жареном и вяляном видах, приправленные мукой и жиром, а в старом вине подавались к «царскому столу» (Втор.,37). Ели чаще всего просоленную рыбу, однако перед употреблением ее многократно промывали водой.

Об одном обитателе пресноводных израильских рек и озер, известном во всем христианском мире, стоит рассказать отдельно. Это так называемая «рыба святого Петра», конкретно один из ста видов теляпии – галилейская. От своих собратьев она отличается тем, что за жабрами у нее видны два темных пятна – якобы оставшиеся навсегда следы пальцев рыбака Симона-Петра. Когда наступила пора заплатить налог Храму, который на одного правоверного составлял половину иудейского шекеля (сикля) или греческую дидрахму, сборщик обратился к членам хабурот. Денег у первохристиан не хватало. Тогда Иисус сказал Кифе, чтобы тот пошел к Галилейскому озеру и поймал рыбу. Внутри нее он найдет шекель, которым заплатит налог за Христа и за себя (Мт. 17: 24-27). Рыба отнюдь не простая: была очень популярна в древнеегипетской живописи. Сейчас ею обязательно угощают туристов в Израиле.

Рыба Петра_1

Рыба Петра2

«Рыба Петра» - галилейская теляпия

«Морских гадов», то есть морепродукты сейчас евреям есть запрещено. Тогда морских рыб в пищу употребляли. А вот те, у кого не имелось чешуи (сом, осетр, акула, угорь), были и сейчас находятся под запретом.

Имелось в I веке еще одно экзотическое для нас яство, которое ныне евреям есть нельзя: насекомые. Однако тогда те сорта саранчи, которые по закону были дозволены для еды, бедные люди охотно употребляли в пищу (Мт.,3,4). В синодальном русском переводе их называют акридами, ими питался Иоанн Креститель (Мк. 1:6). Саранча, как ни странно, считалась чистым животным и принадлежала к пресмыкающимся крылатым, ходящим на четырех ногах (Лев. 11:21), ее  солили или мочили и приготовляли из нее рассол. Брюшко и крылья отделяли, спинку и ножки лузгали, как мы – семечки. Талмуд указывает, что есть 700 пород рыб и 800 пород саранчи. Но в богатом доме Иосифа Аримафейского вряд ли акридов подали на столы 6 апреля 30 года.

Саранча

Саранча

Молоко от коров, коз и овец, как в любых местах, где усиленно занимались скотоводством, составляло у иудеев один из важных элементов питания. Снятое молоко, и главным образом кислое, выпивалось. Масло и сыр употреблялись в большом количестве. Кроме того, и в будни, и в праздники, жаркий климат не только Иудеи, но и всего Ближнего Востока, требовал применения приправ для сохранения пищи и улучшения ее вкуса. Здесь первое место занимала соль. Поделиться ею с кем-нибудь (поесть совместно) значило заключить дружбу, и такой «союз соли» считался нерушимым (Чис., 18, 19). Добывалась она из Мертвого моря (Иез., 47, 11) и на солонцах в Джебел-Усдуме, реже – в Средиземном море. Ее выпаривали из морской воды. Толченая, так называемая «содомская соль» была так едка, что во время еды остерегались притрагиваться пальцами к глазам из опасения ослепнуть. Отчасти это послужило основанием для закона об омовении рук во время и после еды. Продавались несколько сортов морской соли: белая, черная, с примесью. Иногда, для придачи ей лучшего вида, греки обсыпали ею свиное сало, поэтому правоверным воспрещалось покупать морскую соль у язычников. Родственными ей продуктами были селитра и натрий‎. Эта приправа была столь важна, что родилась пословица «обед без соли не обед», и потому предписывалось всякую трапезу начинать и кончать ею. К приправам также относили вино, масло, мед, самые различные растения, такие как горчица, лук, чеснок, каперсы и т. п.

В более узком смысле названием «приправа» обозначались острые растительные вещества, возбуждающе действующие на организм: мускатный орех, вонючая камедь (несмотря на запах, все же употреблявшаяся), перец, шафран, сатурей, иссоп различных пород, мята, режуха, черный тмин, имбирь, кориандр, обычный тмин и укроп (Ис.,28,25). Мята и горчица упоминаются только в Новом Завете (Мт., 23, 23; 13, 31), так что, видимо, они вошли в рацион иудеев ближе к эпохе Христа.

В Библии и талмудической литературе перечислены очень много разных плодов и ягод, из которых важнейшими для питания были олива (маслина), винная ягода, финики, рожки и виноград. Последний, как и фиги или смоквы (их было три сорта – ранние, средние и поздние), употреблялись в свежем и сушеном видах (I Сам., 25, 18; 30, 12) и были весьма популярны. Первые фиги были очень вкусные, но быстро портились. Поздние сушились и хранились в связках. Смоквы применялись и в медицине. Кроме них в Библии упоминаются гранаты, фисташки, миндаль, орех и яблоко.

_3

Смоквы

Все перечисленные блюда, приправы, ягоды и фрукты часто присутствовали на застольях в Иудее I века и, не исключено, на столах в жилище Иосифа Аримафейского.

Как готовилась пища в богатых иерусалимских домах, представлю в следующем выпуске. А пока послушаем, как звучал на иврите 116-й псалом, который пели члены первой христианской общины в Сионской Горнице 6 апреля 30 года. Как я не раз подчеркивал, музыка XX века, но слова – I тысячелетия до н.э. Такими их слышал и пел Сам Спаситель.

 

«1 Возлюбил я Господа, ибо слышит Он жалобы мои,

2 преклоняет ко мне ухо Свое в час, когда Его

3 призываю! [Когда] обступают меня муки смертные; [когда] окружают меня пагубы преисподней, [когда] пребываю я в бедствии и тоске смертной,

4 к Имени Господа взываю: "Господи, спаси душу

5 мою!" Милостив Господь и справедлив; милосерден

6 Бог наш. Господь хранит застигнутых бедой; в

7 несчастии моем Он спас меня! Возвратись, душа моя,

8 к покою, ибо Господь позаботился о тебе! Ты спас душу мою от смерти, глаза мои от слез, ногу мою

9 от преткновения. Буду ходить я перед Господом ю в стране живых. Верил я, когда говорил: "Я очень и несчастен". Я опрометчиво сказал: "Все люди

12 лжецы!" Чем воздать Господу за все Его благодеяния?

13 Чашу спасения подниму и к Имени Господа призову,

14 перед всем народом исполню обеты, данные

15 Господу. Тяжела в глазах Господа смерть преданных

16 Ему. Господи! Я—раб Твой! Раб Твой, сын рабыни

17 Твоей! Сними оковы мои! Тебе принесу я жертву благодарственную, к Имени Господа призову!

18 Перед всем народом исполню обеты, данные Господу, во дворе Храма Господня, в Иерусалиме! Галелуя!»

 

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6

Выпуск 7

Выпуск 8

Выпуск 9

Выпуск 10

Задавайте вопросы

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения