24 апреля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 12). Тайная вечеря. Приготовление пищи.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 12). Тайная вечеря. Приготовление пищи.

Даже бедняки в день шабата, тем более в Песах, должны чувствовать себя царями: не работать, предаваться беседам и чтению Торы. И обязательно вкусно есть! Пища должна радовать тело и питать душу — а последняя помещена внутри заповедей. Одна из них — хуним — лежит в основе кашрута — предписаний насчет того, что можно и нельзя есть и как готовить.

Как же и на чем готовились яства для Тайной Вечери? Ни канонические книги Нового Завета, ни апокрифы первых веков нашей эры практически ничего об этом не говорят. Зато в Ветхом Завете и талмудической литературе есть немало интересных сведений на сей счет.

Разрешенная еда на столе правоверного — та, что приготовлена по строго определённым правилам из строго определенных продуктов, которые предписывает Тора. Кашрут — в том числе и дозволенность тех или иных яств.

Пища подразделяется на три категории: мясная, молочная и нейтральная — перев. Основной принцип кашрута — разделение питания. Здесь, прежде всего, следует обратить внимание на список запрещенных яств. Он огромен и не всегда понятен. Скажем, нельзя есть вместе мясное и молочное: после первого употреблять второе можно лишь через несколько часов. А вот после молока, прополоскав рот, разрешено сразу кушать мясное. Во время трапезы нельзя из рыбы выбирать кости — это один из 39 запрещенных видов работ. Возбраняется также готовить на сальном жире и вообще использовать свинину, верблюжатину и многих других животных и птиц (например, хищных).

Отсюда практический вывод: следует использовать отдельные наборы кухонной и столовой посуды и раздельные места приготовления мясных и молочных блюд. Приготовлением пищи в библейские времена занимались и мужчины, и женщины. Последние мололи муку, пекли хлеб, варили овощи, готовили масло и сыр и т. п. (I Сам., 8, 13; Быт., 18, 6). Даже царские дочери занимались кухонным делом (II Сам., 13, 8). Представители сильного пола резали скотину, варили и жарили мясо (I Сам., 9, 23). Повара служили только у знатных лиц, и то довольно редко. В эпоху Христа в больших городах появились специальные пекари. С течением времени несложная кухня сделалась более разнообразной. Давайте рассмотрим, как именно делались разные блюда.

И при Аврааме, и при Моисее, и при Соломоне, и при Иисусе из Назарета повседневную пищу израильтян составляли злаки и, как придаток к ним, овощи и плоды. Иудея производила вдоволь все нужное для такого образа жизни и в импорте не нуждалась. Зерно поджаривали в колосьях, не совсем зрелых, на слабом огне. Им обыкновенно питались во время жатвы (Руфь, 2, 14) и в походе (I Сам., 17, 17). В обычное время потребляли хлеб, выпеченный из раздробленного зерна. Это раздробление происходило трояким способом: толчением, растиранием и размалыванием. Первое производилось при помощи песта в ступе из базальтового или гранитного камня. Этот способ употреблялся только для размола свежего, слишком мягкого зерна (Лев., 2, 14) и давал очень грубую муку. Таким же образом получалось крупно измолотое зерно «рифот». Пшеницу предварительно варили (чтобы уменьшить содержание крахмала) и сушили на солнце. Этот субпродукт приготовлялся не каждый день свежим, а сразу большими количествами, примерно на целый год. Из этой крупы делали хлеб и варили нечто вроде каши.

Пшеничные зерна

Пшеничные зерна

Ступа и пестик

Ступа и пестик

Растирание зерна между двух камней давало более тонкую муку. Размалывание совершалось посредством ручной мельницы, которая в Палестине вошла в употребление раньше, чем даже в Египте, где сирийская мука составляла предмет импорта и где издавна славились палестинские пекари. Ручная мельница состояла из двух различной величины камней, из которых нижний был укреплен неподвижно и имел в середине впадину, куда входила соответствующая выпуклость верхнего камня. Позднее появилась мельница, размерами в диаметре приблизительно 44–48 см, где наоборот, нижний камень имел выпуклую поверхность, а верхний, соответственно, вогнутый, при помощи рукоятки вращался над нижним вокруг оси, укрепленной в середине последнего. Имелись и другие типы, например, представленные ниже на снимке. Ручные мельницы приводили в движение женщины или рабыни, либо пленники (Исх., 11, 5; Ис., 47, 2; Суд., 16, 21).

Мельница

Ручная мельница, вверху ее разрез

Другой вид ручной мельницы для размалывания зерна назывался «скачковая». Верхняя часть заполнялась зерном и терлась туда-сюда по каменному или деревянному основанию.

Скачковая ступа

Скачковая ручная мельница и ее разрез

Пшеничная мука, в особенности тонкого размола, считалась, как у всех античных народов, очень ценной, тогда как народная масса питалась ячменной (Суд., 7, 13). Кроме этих злаков применяли также рожь, овес и полбу.

Рожь зерна

Овес зерна

Полба зерна

Зерна ржи, овса и полбы

Муку месили вместе с водой в каменной, глиняной или деревянной квашне. В тесто сыпали соль и клали закваску (Исх., 12, 15). Как наследство прежней кочевой жизни остался в большом употреблении и неквашенный хлеб в дороге или когда очень спешили (I Сам., 28, 24). Его использовали в ритуальных целях и в походах. Печение происходило следующим образом: лепешки из теста прилеплялись к внутренним стенкам печки. Она напоминала пчелиный улей и представляла собой круглый свод из толстого слоя глины в форме опрокинутой над камнями чаши, с отверстием и крышкой наверху. Над ней зажигался навоз, а когда камни были достаточно нагреты, на них раскладывались хлебные лепешки. Весь процесс выпечки дрожжевого хлеба с момента добавления в муку воды не должен был превышать 18 минут. Ниже представлены еще два вида печей.

Разрез печи_разделить на две картинки_NEW

1. Вид одной из печей в разрезе

На ней можно было поставить сразу два горшка. Несколько таких были найдены в крепости Масаде у Мертвого моря. Некоторые были рассчитаны сразу аж на шесть горшков.

2. Цилиндрическая печка — тоже из Масады. На ней пекли хлеб. Не все такие печки имели внизу отверстие для вытяжки.

2а. Разрез цилиндрической печки.

Пользовались и другими методами: раскладывали тесто на железных плитах или клали в горячую золу (I Цар., 19). На сковородах (Лев., 2, 7) приготовляли печения, похожие на блины. Делались тонкие лепешки (Исх., 29, 2) и более толстые — вероятно, с дырами, как пирог (Лев., 2, 4).

Выпечка мацы занимала до четырех часов, так как после перемола зерна в муку выпеченное тесто должно было подняться без дрожжей.

Приготовление хлеба в печи_NEW

Приготовление хлеба в печи

Древняя маца была мягче и толще, чем нынешняя, так что из нее можно было сделать «корех» — нечто вроде сэндвича или ролла с горькой зеленью и мясом пасхальной жертвы. Сейчас его делают только из мацы и марора.

2_Фото_хлеб рыба_1

Маца древняя

Корех

Корех современный

Высушенные ломти хлеба или сухари тоже ели (Иош., 9, 5). Форма хлебу придавалась руками; он был круглым. Его обыкновенно не резали ножом, а ломали рукой (Ис., 58, 7; Мт., 14, 19). Большинство печений приготовлялось на оливковом масле. Во время голодовок хлеб, помимо пяти перечисленных выше злаков, делали также из бобов, чечевицы, проса и вики (Иез., 4, 9).

Из зерна готовили также пиво.

При жизни Иисуса, которая пришлась на период перехода от библейских времен на талмудические, сохранились старые способы производства мучного и появились новые.

И при царе Давиде, и в первых веках новой эры мучное чаще всего приготовляли дома свободные женщины или рабыни, хотя жизнь уже настолько осложнилась, что данное занятие стало профессией (пекарь). Но и теперь нередко ели зерна злаков в колосьях, еще не вполне зрелых. Хлеб, который шел в размол, предварительно замачивался в воде или масле. Раздробление происходило посредством толчения в ступе. Чтобы несколько смягчить резкие и шумные удары песта, к ступе иногда привешивали колокольчик, придававший ударам известный ритм. Раздроблением зерна таким способом часто занимались профессиональные рабочие — круподеры. Для приготовления квашеного хлеба пользовались не дрожжами, а квашеным тестом. Его делали дома или покупали у пекаря, причем старое предпочиталось свежему. Для законов Песаха важно было точно определить фазисы вполне заквашенного теста. Таким признаком был глухой звук, издаваемый тестом, не дошедшим до полной закваски, при швырянии на доску. Сосуд, в котором месили квашню, был из глины или дерева, а раскатывали тесто на столах или на досках при помощи скалки. Форму придавали рукой, а некоторые печения запекали в особых формах. Со стенок печки готовое изделие снималось при помощи специальной лопаты.

Мацу для Тайной Вечери слуги и/или женщины в доме Иосифа Аримафейского приготовили сами. Как происходил этот процесс в древнем Египте и Палестине, показывает статуэтка из Страны пирамид. В Иудее хлеб изготавливался так же.

Статуэтка из книги

Особым образом готовили жертвенного агнца. Это предписывалось Торой.

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство...Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх. 12:1-11).

Жертвенный агнец_NEW

Жертвенный агнец

Жарили мясо в очаге или на вертеле, а то и просто в печке. Жертву для Песаха, согласно закону, должно было готовить целиком на огне прямо в сыром состоянии, а не предварительно отваренным.

Заклание пасхального агнца, как я уже упоминал, прекратилось после разрушения римлянами иерусалимского Храма в 70 году. В основе современного ритуала седера теперь лежит вкушение пресного хлеба и горькой зелени — мацы и марора.

Кроме мяса, жарили рыбу и яйца, которые обсыпались или начинялись мукой, а также тыкву. Использовали при этом растительное, в основном, оливковое масло. Жаркое ели с хлебом и запивали вином. Все вареные блюда, даже из плодов и овощей, которые обыкновенно употреблялись в сыром виде, обозначались общим именем. Варить пищу было делом женщины, но в больших хозяйствах этим заведовал повар. Ниже представлена реконструкция приготовления овощей на типовой кухне богатого дома I века. Молодая женщина сидит на корточках и режет овощи перед тем, как варить их на находящейся перед ней печи.

Приготовление овощей

Чтобы сохранить съестное в течение длитнльного времени теплым, особенно с пятницы на субботу, в печке имелось специальное закрытое место. С этой же целью пищу помещали в соль, известь, песок, закапывали в землю. Для консервирования от порчи холодные продукты спускали в цистерны. Широко были распространены всякого рода соления, маринования, мочения и т. п. Первоначально из Египта импортировалась соленая рыба. Вскоре сами иудеи научились солить ее и приготовлять рассол. Рыбу часто готовили на углях, сушили — так удобнее было брать в дорогу. В Иерусалиме даже были Рыбные ворота в северной части городской стены — поблизости от рынка, где торговали ею.

Варить рыбу считалось легким делом, а просаливание составляло обширную отрасль промышленности со многими разветвлениями. Рассол сам по себе образовал предмет торговли. Солением занимались многие в Палестине. Отстоявшийся рассол пили, в нем обмакивали хлеб, варили мясо, а также мочили жареную рыбу. Из него приготовляли уху или студень.

Для получения масла молоко, не отделенное от сливок, вливалось в козлиную кожу (бурдюк, в синодальном русском переводе «мехи»), которую долго взбалтывали и били кулаками. В нем также перевозили вино и воду.

Бурдюк древний_NEW

Бурдюк

Для добывания сыра (Иов. 10:10) творог, полученный после стока сыворотки, мялся руками и сушился на солнце.

Разные ягоды и фрукты варили или самостоятельно, или же вместе с другими блюдами как приправу. Сушеные плоды, особенно виноград и финики, прессовали (II Сам. 16). Вино давили под прессом и давали забродить. С помощью пресса добывали и оливковое масло.

Камнный пресс_NEW

Каменный пресс

О посуде и приборах на столе Тайной Вечери — в следующем выпуске. А сейчас давайте послушаем еще раз псалом 116 — но не на иврите, а на арамейском. Дело в том, что в I веке не все иудеи свободно владели древнееврейским, и поэтому для лучшего понимания смысла специально для них были составлены так называемые таргумы — переводы книг Ветхого Завета, в том числе Псалтиря — Тегилим на арамейский. Обычно сначала читали текст на иврите, за ним — таргум. Так что, не исключено, Иисус и апостолы пели этот гимн в Сионской горнице еще и на арамейском. Как звучали эти слова на языке Христа, поможет узнать уже известный нам замечательный певец — настоятель монастыря Тринадцати ассирийских отцов в грузинском селе Старая Кунда Серафим Бит-Хариби. Перевод текста мы уже приводили в выпуске 11.

Юрий Пульвер

Продолжение следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6

Выпуск 7

Выпуск 8

Выпуск 9

Выпуск 10

Выпуск 11

Задавайте вопросы

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения