29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 15). Тайная Вечеря. Евхаристия. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. (Выпуск 15). Тайная Вечеря. Евхаристия. Часть 1.

Евхаристия, в переводе с греческого «благодарение», Святое причастие — основа главного богослужения в христианстве. Чтобы не затрагивать ее теологический аспект, приведу (с сокращениями) отрывок из «Православной энциклопедии».

"Повествование об установлении Евхаристии во время Тайной вечери приведено в Евангелиях в 2 несколько различающихся версиях.

Одну содержат Евангелия от Матфея и от Марка, другую - Евангелие от Луки (в Евангелии от Иоанна, где также есть рассказ о Тайной вечере, об установлении Евхаристии не упоминается…)

В Евангелиях от Матфея (Мф 26. 26-29) и от Марка (Мк 14. 22-25) говорится о том, что Господь во время трапезы с 12 учениками преломил хлеб, благословил его и подал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая» (в Евангелии от Матфея к речению над чашей прибавлены слова «во оставление грехов»; но и без них жертвенный и искупительный смысл евхаристической чаши очевиден… Далее Господь сказал о грядущих событиях - преподав чашу, Он прибавил: «...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26. 29…)

 2_Апостол Матфей

Апостол Матфей

3_Апостол Марк

Апостол Марк

В Евангелии от Луки повествование о Тайной вечере (Лк 22. 15-20) открывается словами Христа о будущем: «Желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». При этом в отличие от Евангелий от Матфея и от Марка в Евангелии от Луки упоминается не одна, а 2 чаши (Лк 22. 17 и 20)…

3_Евангелист Лука 

Евангелист Лука 

В Евангелии от Луки приводится также отсутствующая в Мф и Мк заповедь Спасителя совершать Е. в воспоминание о Нем. Наконец, между преподанием Тела и Крови, согласно Евангелию от Луки, и происходила сама трапеза (2-я чаша преподается «после вечери»)…

Общее для Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки учение об установленном Иисусом Христом таинстве Е. состоит в следующем: Е. возвещает крестную смерть Господа (на самой Тайной вечере - как предстоящую; после воскресения Христова Е. становится ее воспоминанием-осуществлением), указывает на заключение нового Завета и наступление Царствия Божия.

Пасхальная символика несомненно имеет значение для понимания Тайной вечери, которая была «вкушением Пасхи» (ср.: Лк 22. 15).

Евангельские описания Тайной вечери имеют ряд общих черт с ветхозаветным повествованием о заключении Завета на Синае (Исх 24). Как вечерю Господь совершил только с 12 апостолами, так и в синайском Завете Израиль представляли лишь избранные: Моисей, Аарон и старейшины (тогда как Пасха праздновалась всем народом). При заключении Завета прор. Моисей осуществил символическое действие, поставив под горой жертвенник с 12 камнями (Исх 24. 4), по числу колен Израилевых (такое поставление памятных знаков в честь важных договоров было традиционно для Древнего мира; ср.: Быт 31. 46, 51-52). Тот же мотив сохранения памяти о Завете содержат и слова Господа на Тайной вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19; ср.: 1 Кор 11. 24-25), сказанные 12 апостолам.

 4_Моисей

Моисей 

В ветхозаветных повествованиях о заключении союза в более широком контексте иногда упоминаются хлеб и вино или «еда» и «питие» (напр., Быт 26. 30). Наиболее известно повествование о благословении Авраама Мелхиседеком, царем Салимским (Быт 14. 18), к-рого называют образом и провозвестником грядущего Мессии (ср.: Евр 5. 10; хлеб и вино Мелхиседека святоотеческая экзегеза однозначно рассматривает как прообраз Е.).

 5_Благословение Мелхиседека

«Благословение Мелхиседека» 

Описание синайского Завета также говорит о трапезе в присутствии Бога: «Они видели Бога, и ели и пили» (Исх 24. 11). Договоры скреплялись также рассечением надвое жертвенного животного (Быт 15. 10, 17-18; Иер 34. 18). Именно так можно истолковать преломление Спасителем хлеба (хлеб этот никак не мог символизировать пасхального агнца, кости к-рого, напротив, было запрещено ломать (Исх 12. 46)). Прообразом «Крови нового Завета» была жертвенная кровь, возлитая прор. Моисеем на жертвенник и использованная им для окропления народа (Исх 24. 6, 8). О «крови Завета» говорится и у прор. Захарии (Зах 9. 9, 11-12). Обновлению Завета, на к-рое уповал Израиль, должна была послужить крестная Смерть. Связь между заключением Завета и страданиями Мессии прослеживается в образе Раба Господня из Книги прор. Исаии (Ис 42. 6; 49. 8; 53. 7-12). Предсказание о новом Завете у прор. Иеремии (Иер 31. 31-34) содержит мотив оставления грехов, который звучит и в евангельском повествовании о Тайной вечере (Мф 26. 28)…»

6_Картина Иисус несет крест«Иисус несет крест» 

Так сейчас трактуют Евхаристию современные богословы. А как ее впервые восприняли иудеи – современники Христа? И как именно выглядело рождение этого святого обряда?

В седер обычно входила следующая церемония. Взяв один из трех опресночных хлебов — круглых, тонких и плоских тарелкообразных лепешек, ведущий пира разламывает его на столько кусков, сколько людей возлежат за трапезой, и молча раздает по очереди всем. То же сделал Иисус. Но, молча раздав 23 куска, Он нарушил обычай безмолвия, заговорил, причем произнес на арамейском неслыханные для правоверного иудея слова:

«И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

«…Примите, ядите: сие есть Тело Мое.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;

Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мт.26:27-29).

Так родился священный обряд Причастия.

 7_Причастие в православной церкви

Причастие в православной церкви 

Апостолы испытали шок сразу от двух идей, высказанных в кратких предложениях Учителя. Они уяснили: Пасхальный Ужин подводит итоги всем праздничным пирам Иисуса. Но Он добавил сюда неожиданный элемент — Свое собственное испытание. В символике Ветхого Завета и Божий суд, и индивидуальная судьба — это чаша, которую следует испить. Грядущие муки Спасителя – горький напиток, который Он должен будет выпить до последней капли. Предлагая им сию чашу, Христос обязал Своих учеников разделить Его судьбу. Значит, им всем предстоит мученическая смерть — а потом чаша благословения в раю!

Второй шокирующей идеей Христа оказались для апостолов предложения пить Его Кровь и есть Его Плоть. Ведь это строжайше запрещено Законом!

Каннибализм Адонаи уготовил иудеям в качестве самой страшной кары:

«Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,

То и Я в ярости пойду против вас, и накажу вас всемеро за грехи ваши.

И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев.26:27-29).

На Вечере эти странные предложения прозвучали во второй раз. Еще задолго до нее, вскоре после чуда насыщения пяти тысяч, иудеи искали Спасителя и нашли Его в Капернауме, рыбацком поселении на берегу Галилейского озера, которое Мессия любил и совершил там немало чудес. Его называют «город Иисуса».

 8_Картина Капернаум

Капернаум

«…Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес…

Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть  Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем;

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною…

Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:32;51-57;59-60;66).

 9_Ииисус в Капернауме

Иисус в Капернауме: исцеление расслабленного

Все основные идеи Христова учения воплотились в Тайной Вечере: и жертва, и любовь, но главное в ней, как и во всем мировоззрении Иисуса, — Царство Божие. Им все начинается: есть не будет Он пасхи, доколе не совершится она в Царствии Божием; пить не будет от лозы виноградной, доколе не придет Царствие Божие. Им все и кончается:

«…И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство;

Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк.22:29-30).

И вот тут-то слышный всему Иерусалиму трубный глас из Храма возвестил, при восходе первых звезд, начало нового дня — пятницы. Ночь уже во всей земле обетованной, тьма кромешная. Здесь же, в Сионской горнице — полдень: высшая точка, вершина истории, которую достигла лишь кучка избранных людей из всего человечества за все время его существования. Будет Царство Божие во всем мире когда-нибудь — а здесь уже есть сейчас. Исполнилось, наконец, для близких Спасителя обещание Его: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). На краткий срок впервые в истории вселенной воплотилось оно на горе Сион в доме Иосифа Аримафейского: «… Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:15). Для Дюжины сие блаженство уже наступило: вкус хлеба и вина в Евхаристии — вкус Царства Божия, несравнимый с нектаром и амброзией Олимпа, сомой и хаомой персидских и индийских небес!

 10_Жрецы трубят в шофара

Жрецы трубят в шофары – ритуальной трубы 

Апостолы это поняли, дошло сие и до их собственных учеников.  Радость от Причащения — главное у ранних христиан. «Всегда радуйтесь» (1 Фес.5:16), — не зря призывал Павел единоверцев, как бы откликаясь на слова Иисуса: «…Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).

11_Апостол Павел 

Апостол Павел 

Конечно, и в христианской общине Иерусалима, и у первохристиан в Сионской горнице присутствует идея смерти, жертвы, крови: Тело Его, живого, ломимо; Кровь Его изливаема. Ест и пьет Учитель в последний раз на земле — завтра будет в гробнице.

 21_Гробница из книги 001

Тело в иудейской гробнице

Отрицающие историческую реальность первого в мире Святого Причастия часто ссылаются на то, что Иоанн не упоминает его, говоря лишь об омовении ног на Вечере. Здесь возможны два объяснения. Либо Богослов не захотел раскрывать самое сокровенное в Христовом учении. Либо в то время, когда писался четвертый благовест, Евхаристия как часть Последнего Ужина подразумевалась сама собой. Но все синоптики написали о Причащении; дал ее краткую характеристику и Павел, причем она почти в деталях согласуется с рассказами Матфея, Марка и Луки.

Второе ключевое понятие Последнего Ужина — Новый Завет. Он восходит к Ветхому, к идее союза избранного народа с Яхве, выраженной в Торе. Новым Союзом называли себя кумранские отшельники - ессены, считая, что Старый Союз Адонаи с иудеями распался из-за искажения саддукеями, фарисеями, вероотступниками истинного смысла Божественных установлений.  Сыны Света решили заключить с Саваофом Новый Союз. В Септуагинте это слово передано термином «кватеке» — «завет, завещание» (исходящее от Бога). Именно его использовал Лука, переведший на койне арамейское изречение Учитея: «…Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается…» (Лк.22:20).

 12_Кумран_раскопки

Кумран, поселок ессенов на Мертвом море, разрушенный римлянами 

Сколько замечательных мыслей вызывает Святое Причастие у христиан. Почему же именно это таинство вызвало самое сильное неприятие даже у Его учеников? Многие из них, когда Он впервые рассказал о нем в Капернауме, покинули Учителя. И Дюжина, видно, соблазнилась, раз Помазанник спросил, не хотят ли и они уйти? (Ин.6:66-67). Потому что именно Евхаристия — главное нарушение Торы, кое допустил Сын Божий в Своей жизни! Хотя всегда подчеркивал, что пришел не нарушать Закон, а исполнять его.

Заранее извиняюсь перед читателями, особенно воцерковленными, но что поделать. Кто-то из святых, точно не помню, выразил очень верную мысль: христианство существовало еще до Христа. И корни его зарыты в глубочайшей древности. Так что многие из обрядов нынешних конфессий имеют свои аналоги в предыдущих ритуалах, и часть из них кажутся нам странными и даже отвратительными.

Иудейский Закон табуирует  употребление в пищу человеческой плоти и любой крови. Но это было общепринято в египетском культе Осириса, финикийским и греческом — Адониса, персидском — Митры. Такие ритуалы древнейших религий плодородия зародились среди пралюдей, и неандертальцев, и кроманьонцев, практиковавших каннибализм. Способ сохранения племени (больные и старые съедались, чтобы избавиться от обузы и сохранить сильнейших в особо голодные дни) постепенно превратился в магический обряд: съешь кусок тела старейшины, убитого храброго врага — и его удача, мудрость, сила перейдут к тебе.

 14_Осирис

Осирис 

Остатки традиции сохранились до наших дней. Во время Второй мировой войны потомки японских самураев ели сырую печень своих противников на поле боя; в конце 50-х годов ХХ века участники массового восстания мау-мау, некоторые африканские народы, включая их прошедших обучение в США, Европе и СССР вождей и президентов, практиковали ритуальное людоедство. Что касается питья человеческой крови, то с незапамятных времен до начала XX века на всей планете, от Китая до Америки, оно являлось главной частью ритуала воинского побратимства. Возможно, именно поэтому у многих народов стали популярными легенды про вампиров. Все эти факты позволяют критикам признать в Святом Причастии наследие древнейшего ритуала религий плодородия, который ныне считается омерзительным и неприемлемым для цивилизованного общества.

 15_Смерть Адониса _Рубенс

«Смерть Адониса» 

Христиане, прочитав эти строки, начнут плеваться — а зря. Не надо стыдиться того, что наши пращуры были каннибалами  десятки тысяч лет назад и что пережитки жуткого обычая отражены в христианской обрядности — это все равно, что стесняться наличия в человеческом организме аппендикса или копчика. Тоже ведь атавизмы прошлого!

Не для умаления веры Христовой привожу я эти факты — искреннюю веру они умалить не могут. Видимо, идея употребления части Бога для более полного слияния с Ним, оставшаяся в обществах, которые уже отринули людоедство, была настолько сильна в эпоху Христа, что Бог-Сын использовал ее в символическом смысле.

В жертвах самых древних за память рода людского человек еще не жертвует высшей силе — он сам съедает божество в животном или человеческой жертве, дабы самому сделаться богом. То же происходит в позднейших Дионисовых таинствах, где менады, терзая и пожирая своего бога, алчут исполниться Вакхом, сделаться «богоодержимыми». Сохранилось свидетельство историка Порфирия о дионисическом племени гассаров, обитавших в горных ущельях Фракии. В неистовстве человеческих жертв и вкушений жертвенных, нападая друг на друга и пожирая, они уничтожили себя без остатка.

 16_Дионис и вакханки

Дионис и вакханки 

В Причастии уцелело от египтян и шумеров заимствованное таинство Бога-Жертвы: Осириса, Таммуза, Адониса обряд, восходящий к незапамятной доисторической древности. 

17_Митра

Митра 

«Бесы подражают Евхаристии в таинствах Митры, где предлагается посвящаемым хлеб и чаша воды, — вы знаете… с какими словами», — ужасался Юстин Философ, слов не приводя, потому что были они слишком похожи на только что цитировавшиеся им формулировки Святого Причастия. Те же черти людям внушали, будто бы «виноградную лозу нашел Дионис» и «ввел в Дионисовы таинства вино». «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь» (Ин.15:1), — вспоминал, должно быть, при этом святой Юстин.

18_Юстин Философ

Юстин Философ 

Вакханки, съев плоть Диониса и отпив его крови, верили, что сами обладали богом и были обладаемы им, были «наполнены богом» в прямом смысле слова. Эта вера сохранилась у христиан: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор.4:10).

Сама идея съедания чего-то священного для приобщения к божественному, возникшая в Шумере и Египте, присутствует и в древнеиудейской Торе. Съев плод с древа познания добра и зла, первочеловек уподобился небожителям. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт.3:22).

 19_Адам и Ева у древа познания

Адам и Ева у древа познания 

Из отечественной иудейской традиции был взят и еще один обряд, совершенный Иисусом на Тайной Вечере, — так называемая «жертва возлияния», кою христиане считают прообразом искупительной, очистительной и умилостивительной жертвы Христовой. Она состояла в том, что виноградное вино выливалось вокруг подножия алтаря. Первосвященник «простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь, и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания вышнему Всецарю», — так описал сей обряд Иисус сын Сирахов в своем апокрифе.

20_Жертвоприношение в Иерусалимском храме

Жертвоприношение в иерусалимском храме

Кровь, согласно Торе, — символ жизни, над которой властен один Творец. Поэтому ее запрещалось употреблять в пищу. Между тем Сам Спаситель ныне отдавал Свои Плоть и Кровь людям. Издавна заключение Завета сопровождалось окроплением верующих кровью животного, посвященного Адонаи. Все, на кого попадали ее капли, обретали новое духовное родство и связь с Яхве. Таков смысл заклания пасхального агнца. Христос заменил кровь жертвы соком виноградной лозы, вином трапезы, которая знаменует богочеловеческую жертву, страдание и торжество Искупителя.

Пасхальное воспоминание об Исходе было перенесением прошлого в настоящее. Мудрецы Израиля утверждали: каждая Пасха есть освобождение от рабства, совершающееся вновь и вновь. Точно так же и новозаветная Евхаристия стала означать причастность к спасению, которое Иисус приносит людям, пребывание Господа с любящими Его. Вечное действие Христа во всемирной истории, между Первым и Вторым Пришествием соединяющая нить — вот что такое Евхаристия. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор.11:26).

22_Рабство египетское_1

Рабство египетское

В конце Седера Песах иудеи всегда пели Халел. Давайте послушаем его современный вариант – аллилуйю.

 

Юрий Пульвер

Окончание следует

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6

Выпуск 7

Выпуск 8

Выпуск 9

Выпуск 10

Выпуск 11

Выпуск 12

Выпуск 13

Выпуск 14

Задавайте вопросы

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения