24 мая 2022, вторник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 2). Вифлеемская звезда.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 2). Вифлеемская звезда.

Вифлее́мская звезда́ — небесное явление, названное так волхвами, согласно «Евангелию от Матфея». Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы по совету царя Ирода отправились в Вифлеем Иудейский, где их путеводная звезда остановилась над местом, в котором они увидели «Младенца с Мариею, Матерью Его».

Маги, утверждает евангелист, видели «звезду» два раза: в первый раз на востоке, а во второй после того как она «остановилась» над домом, в котором находились Новорожденный и Его Мать (Мт. 2: 1-2;9-11).

О волхвах расскажу позднее, а пока давайте определим, что представляла из себя звезда Вифлеема и когда она появилась.

2 012

Вифлеем

В числе ветхозаветных пророчеств об Иисусе есть текст, который теологи относят к ней: «Вижу Его, но ныне ещё нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Уточним: в подлиннике имеется в виду не простой жезл, а царский скипетр.

Это предсказание пророка Валаама, смотрящего с горы на иудеев, о «Потомке» народа избранного, который именуется «звездой» и «жезлом» — то есть о Мешиахе. Валаам предсказывает поражение князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии. Пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Помазанника будет предварено появлением на небе яркой звезды. То есть это астрономическое явление имеет прямое отношение к срокам появления Мешиаха и было исполнением «звездного пророчества» Валаама.

3_Пророк Валаам 

Пророк Валаам 

Что же она из себя представляла в физическом смысле?

Церковь считает, что Вифлеемская звезда не обязательно была естественным астрономическим телом, а скорее чудесным явлением: исполнив своё назначение, она затем исчезла с неба, а когда волхвы пришли в Иерусалим, то скрылась, чтобы её не мог увидеть Ирод, потом снова вернулась.

Однако многие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин и Ориген, согласились, что, вероятно, это была комета: «она скорее всего относится к той группе звёзд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звёздами или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звёзды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение младенца, который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?» (Ориген). 

4_Комета_1

Комета 

Святой Иоанн Златоуст и Блаженный Феофилакт Болгарский считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды:

«Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звёздах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлёк ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (Феофилакт Болгарский).

У ессенов одно из толкований гласит: Звезда - не явление небесное, а Толкователь Закона или Учитель Праведности, который увел своих сторонников в пустыню. При возвращении он появится как Мессия — священник в компании с Отраслью Давида, принцем-воином... Об этом написано также в «Благословениях и проклятиях Иешуа» - одном из свитков, найденных в пещере Куропаток в Кумране.

5_Кумранские пещеры

Кумранские пещеры 

Но Сыны Света тоже признавали, что Звезда появилась на небе не как аллегория, а как небесное тело, дабы возвестить рождение Мешиаха. Ведь в «Завете Двенадцати Патриархов» предсказано: «Тогда восставит Господь священника нового, коему все слова Господа откроются, и сам будет он вершить суд правды на земле множество дней. И взойдет на небесах звезда его, словно царская, свет знания несущая, словно свет солнца, и возвеличится во вселенной». Как рождение Авраама было возвещено звездой, так ее появление ознаменует и приход Мешиаха в олам!

6_Кумранские рукописи_2

Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи)

Очень поэтичное, но весьма путанное объяснение дал современник Христа, замечательный иудейский философ Филон из Александрии:

«Этот Свет есть одна звезда за Небесами, Источник Звезд, которые видимы органами чувств и которые были бы невидимы рядом со Знаком, называемым Всеяркость, от которого получают свой свет и солнце, и луна, и остальные звезды, как блуждающие, так и неподвижные, каждая в соответствии со своей силой».

7_Филон Александрийский

Филон Александрийский

Тем не менее все мыслящие люди на переломе двух эр не отрицали сакральный характер звезд и их влияние на судьбы человечества. Еще древние твердо установили тождество небесных огней и небожителей.

В вавилонской клинописи понятие бога изображалось идеограммой, означающей звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога или богини. Божества стали отождествляться со звездами-планетами. Шумерский Уту, вавилонский Шамаш, древнееврейский Шемеш (предшественник Яхве), арабский Шамс, аморрейский Самец, ассирийский Самас, греческий Гелиос — олицетворение солнца. Син — Луна, Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергал — Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн...

8_Шумерский бог Уту

Шумеркий бог Уту, олицетворение солнца 

Малое явление всегда предвещает великое. Орел, который летает выше всех, — посланец богов. Небожители посылают вниз знаки своего благожелательства или гнева: солнце, дождь, шторм, снег, гром и молнию, священных птиц. По приходу ночи они обсыпают небо звездной пылью. Иногда пылинки звезд или частички отколотого небосвода падают на землю. Недаром железо «небесных камней» обладает магической силой — оно не ржавеет. Пролет кометы — признак великих потрясений. Появление новой звезды — вернейшее свидетельство рождения нового бога, или пришествия небожителя на землю, или явления Мессии, или, на худой конец, великого царя!

По преданию (в Библии этого нет) появление звезды предшествовало рождению патриарха Авраама и пророка Моисея; историки рассказали о таком же совпадении в отношении понтийского царя Митридата, римских императоров Октавиана Августа и Александра Севера.

Октовиан Август

Октавиан Август

Митридат

Митридат

Север

Север

...В правление императора Адриана вождь Второй иудейской войны (132-135 гг.) Симон получил от знаменитого раввина Акибы, который объявил его Мессией, прозвание бар Кохба, то есть «Сын звезды», и повелел чеканить монету с изображением звезды. Пять столетий спустя основатель ислама Мухаммед указывал на комету как на свидетельство своего божественного посланничества. У греков и римлян тысячелетиями царило убеждение, что рождение и смерть великих людей обозначаются появлением и исчезновением небесных тел. То же самое поверье сохранялось до Нового времени. Сверхновая звезда, которая появилась 11 ноября 1572 года, считалась пророческим предзнаменованием жизни и подвигов шведского короля Густава Адольфа.

 9_Монета Симона бар Кохбы

Монета Симона бар Кохбы, на левой стороне - звезда над храмом

Кометы тоже имели связь с судьбами великих людей: в основном предрекали несчастья. «Хвостатая звезда», получившая название «Юлианова звезда» или «Планета Цезаря», появилась через несколько месяцев после убийства Юлия Цезаря. Римляне расценили это как проявление божественности покойного. В 66 году комета Галлея якобы предвозвестила начавшуюся войну и разрушение Иерусалима римлянами. Комета предрекла и смерть императора Макрина.

Юлий Цезарь____

Юлий Цезарь

Император Макрин

Император Макрин

Хотя на основании Писания нельзя в точности определить год, когда родился Христос, несомненно, что в промежутке немногих лет того периода, к которому можно отнести время Его рождения, на небе действительно было какое-то замечательное явление.

А что говорят о сущности Вифлеемской звезды ученые? Сначала у них было мало исторических (кроме евангелий) и астрономических данных, и поэтому они выдали несколько противоречащих друг другу версий, которые сами же и опровергли.

Это был какой-то метеорит, упавший на землю. Почему его тогда не заметили и не описали астрономы других народов?

Это была комета или сверхновая звезда. Но ее не упоминают в летописях и научных трактатах.

Весь рассказ о волхвах — аллегория, призванная показать участие язычников в рождественской истории. Но бесспорных аргументов у сторонников этого взгляда тоже нет.

Однако позднейшие открытия выдвинули на роль Вифлеемской звезды несколько астрономический явлений:

1. Комета Галлея — 63 дня осенью в 12 году до н. э. Кометы вообще нередко «зависают» - останавливаются над горизонтом, а их «хвосты» как бы указывают на какие-то земные объекты.  

Комета___

Комета-"указатель"

2. Соединение Юпитера и Сатурна. (имеется в виду, что планеты стали рядом для наблюдателя с Земли) в знаке Рыб 15 ноября 7 года до н. э., и соединение Юпитера, Сатурна и Марса в начале марта 6 года до н. э.; Эти три планеты и Земля выстраиваются в один ряд – это редчайшее явление. Земля обгоняет их, из-за чего кажется, что все три планеты меняют направление своего движения в ночном небе.

Великий парад поанет

Парад планет

3. Соединение Юпитера с Регулом 12 августа 3 года до н. э. и Венеры с Юпитером 17 июня 2 года до н. э., а 27 декабря того же 2 года до н. э. произошла остановка Юпитера среди звёзд в результате обычного перехода с прямого движения на попятное;

4. Новая звезда, вспыхнувшая близ беты Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. (известна по китайским и корейским летописям). Китайцы назвали ее «звезда-метла», то есть комета. По рачатам астрономов, для наблюдателя из Иерусалима она должна была находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема) с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

5. Сверхновая звезда аналогичная той, что открыл Тихо Браге. Этот великий астроном, астролог и алхимик 11 ноября 1572 года заметил в созвездии Кассиопеи необычайно яркую звезду, которой раньше не было. Она сияла на небе 17 месяцев, вначале была видна даже днем, но постепенно тускнела. В течение последних пятисот лет подобное явление наблюдалось всего три раза.

Тихо Браге

Тихо Браге

23_Сверхновая

Сверхновая звезда в галактике 

6. Новая звезда в созвездии Орла, наблюдавшаяся китайцами весной 4 года до н.э. Они назвали ее «лучистой», то есть это была не комета. По мнению астрономов, она должна была располагаться точно над Иерусалимом. Есть версия, что звезды у беты Козерога и в созвездии Орла – один и тот же объект.

7. Новая звезда в созвездии Ориона — между 5 и 3 годами до н. э. (по китайским и персидским источникам).

Новые звезды вспыхивают и угасают в течение нескольких месяцев. Вышеупомянутые новые могли оказаться на небе в южной части, где как раз расположился Вифлеем по отношению к Иерусалиму. Волхвы могли последовать за ней – и попали бы в Бейт-Лехем (на иврите – Дом Хлеба), который мы называем Вифлеемом.

2_ВИФЛИЕМ С ВИДОМ МОНАСТЫПСКИХ ЗДАНИЙ_2

Вифлеем в XIX веке

8. Сириус – самая яркая звезда на небосводе.

9. НЛО – неопознанный летающий объект.

Давайте подробнее рассмотрим все «кандидатуры».

НЛО оставим для воспаленного воображения уфологов. Сириус сразу отвергаем: он светил на небе постоянно. Пункт 3 тоже: Рождество уже состоялось. Сведений о сверхновой в летописях нет. Комета Галлея пролетела слишком рано – за пять лет до Рождества. Хотя, конечно, она могла свидетельствовать не о том, что Мешиах уже родился, а о том, что это великое событие вскоре предстоит. Ведь пророчества точных дат никогда не давали. Возьмем, например, «семьдесят седьмин», о коих пророку Даниилу говорил архангел Гавриил: «Семьдесят седьмин определено для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых.

10_Гавриил и пророк Даниил 

Гавриил и пророк Даниил 

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет...» (Дан. 9:24-26).

Седьминами иудеи называли и семь лет, и семь дней, но последнее Даниил явно не мог иметь в виду. День в пророческом исчислении был равен году по солнечному календарю.

11_Иудейский календарь

Иудейский календарь 

А вот второй пункт вышеуказанного списка вызывает очень большой энтузиазм. Поведаю о нем более подробно. 

Перед началом новой эры произошло реальное астрономическое событие, которое можно подтвердить математически. 17 декабря 1603 года сочетались две великие планеты Юпитер и Сатурн в зодиаковом знаке Рыб, в видном треугольнике. Весною того же года они соединились в огненном треугольнике у Марса. В сентябре 1604 года у подножия Змееносца, между Марсом и Сатурном, появилась звезда первой величины, которая, сияя в течение целого года, начала постепенно меркнуть в марте 1606 года и, наконец, исчезла. Первым заметил ее Бруновский, ученик великого астронома Кеплера, и, по описанию его, она сверкала разноцветными огнями подобно бриллианту, ни в коем случае не была туманным пятном и не походила на комету.

12_Кеплер

Кеплер 

Эти замечательные явления обратили на себя внимание Кеплера, который решил исследовать, не происходило ли нечто подобное около времени Рождества Христова. Юпитер и Сатурн сочетаются в одном треугольнике каждые двадцать лет, но в каждые двести лет они переходят в другой треугольник и там опять соединяются, только пройдя весь зодиак, по истечении 794 лет, 4 месяцев и 12 дней. Вычисляя назад, Кеплер открыл, что то же самое сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб происходило не менее трех раз в 743 году от основания Рима и что весной 748 года к ним присоединился Марс.

13_Юпитер

Юпитер 

Сближение в созвездии Рыб двух крупнейших планет солнечной системы в 7 году до н. э. образовало одну очень яркую звезду. 29 июля 7 года до н. э., в период все еще максимального сближения Юпитера и Сатурна, произошло также максимальное сближение солнца и звезды Регул. В этот же день самая яркая звезда Сириус, по которой вели свое летоисчисление египтяне и персидские маги, впервые появляется на рассвете. В Египте важнейшей датой в году был символический день рождения бога Гора во время солнечного восхода Сириуса. Перед самым рассветом появляется эта ярчайшая (после Венеры, коя является планетой) звезда и остается видимой несколько минут до восхода солнца.

14_Сатурн

Сатурн

15_Сириус

Сириус

29 июля 7 года до н. э. солнце взошло в соединении с Регулом — красной звездой-гигантом в созвездии Льва, получившей название «малого царя», а еще — Сердце Льва. У египтян красный свет зари символизировал кровь богини Исиды, отходившую при рождении ее сына. Бледный свет души Исиды — Сириуса быстро затмевался солнцем — ее сыном. После своего рождения светило становится соколом, Богом-Сыном, Ра-Характе или Гором.

16_Гор 

Гор

Юпитер воспринимался магами как царская планета и воплощение зороастрийского доброго бога Ахурамазды. Видя соединение его с Сатурном (покровителем еврейского народа) на небе, волхвы-астрологи посчитали это предзнаменованием рождения посмертного сына пророка Заратуштры — Саошьянта или Спасителя. Так как планеты сошлись в созвездии Рыб, которое находилось в ближайшем соотношении с судьбами Иудеи, то волхвы, естественно, обратили свои мысли в этом направлении. Правда, по мнению астролога Клавдия Птолемея (II век) Иудею олицетворяет Овен, а не Рыбы.

Созвездие рыб

Созвездие Рыб

17_Ахурамазда

Ахурамазда

Иудеи тоже восприняли новообразованную звезду как знамение пришествия Мессии. Ведь предсказал же пророк Исайя: «И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи...» (Ис. 4:5). «Книга мудрости Соломоновой» идентифицирует этот свет с Премудростью: «стала она для них покрытием во время дня, и пламенем звезд во время ночи» (Премудр. 10:17). Так что насчет Звезды сомнений быть у современников Христа не могло.

18_Пророк Исайя

Пророк Исайя 

Позднейшие расчеты несколько изменили датировки Кеплера: теперь это 15 ноября 7 года до н.э. и начало марта 6 года до н.э.

Но как быть с появлением и исчезновением звезды Вифлеема? Ведь она исчезла в марте 6 года до н.э., а волхвы видели ее и в конце декабря 5 года до н.э., когда Младенец появился на свет.

И здесь стоит вспомнить о трех появившихся новых звездах: близ бета Козерога, наблюдавшейся весной 5 года до н.э.; в созвездии Орла весной 4 года до н.э.; и в созвездии Ориона между 5 и 3 годами до н.э. Последняя, может быть, была видна в Передней Азии только в год рождения Спасителя.

Я бы очень хотел увидеть Вифлеемскую звезду. Полагаю, что и вы, читатели, тоже. В неполной своей форме она появилась 21 декабря 2020 года, когда Юпитер и Сатурн оказались на минимальном расстоянии друг от друга, образовав двойную – похожую на Вифлеемскую - звезду. Ее можно было видеть на всем пространстве Земли сразу после захода Солнца над горизонтом в юго-западном направлении. Символично,  что это произошло в день зимнего солнцестояния – накануне католического Рождества. Вспомним, что 25 декабря 5 года до н.э. , когда родился Спаситель, тоже был день зимнего солнцестояния, но «Звезде» 2020 года до полного блеска не хватало еще и Марса. Однако мечту увидеть Звезду Вифлеема в первоначальной ее форме вполне возможно осуществить с помощью компьютера: изобразить сочетание Сатурна, Юпитера и Марса и поместить его в созвездие Рыб. Конечно, следует учесть, что воздух в конце I века до н.э. был гораздо чище, а значит прозрачнее, чем сейчас. Надеюсь, кто-нибудь из астрономов это сделает.

Вифлеемская зв_2020

«Звезда 2020 года»

Я думаю, что восточные мудрецы в ноябре 7 года до н.э. по январь 4 года до н.э. регулярно видели яркие, постоянно вспыхивающие точки на небосводе  - и приняли их за одну звезду, божественное знамение, указывающее им путь в Иудею, так как созвездие Рыб, в котором впервые соединились Юпитер и Сатурн, символизировало именно эту страну.

Волхвы были астрономами и придавали небесным явлениям огромное значение. Соединение Юпитера с Сатурном, длительные сияния небесных тел означали для них появление великого Царя или Саошьянта.

19_Саошианс_Спаситель

Саошьянт-Спаситель

Почему они не отправились сразу в ноябре 7 года до н.э.? Видимо, хотели убедиться в постоянстве божественных признаков. Явления продолжились, причем в разных местах, продвигались с запада на восток – и заставили магов решиться. Дополнительные астрономические явления: Солнце в соединении с Регулом, затмение светилом Сириуса – придавали им уверенность в важности происходящих событий. Сборы заняли какое-то время, и путь был неблизкий. А если они шли из разных мест, то нужно было еще и списаться, чтобы договориться о месте встречи.

22_Волхвы в пути 

Волхвы в пути

Впрочем, подробно о магах позже. А пока вернемся к звезде. Сделав свое дело, она исчезла – по преданию, упала в один из иерусалимских колодцев, и ее некоторое время можно было там видеть. Ниже показано несколько из них. Но типичных, привычных для нас колодцев, какие имелись в пустыне, в Иерусалиме почти не было, так как не существовало собственных рек (за исключением маловодного Кедрона, текущего между Храмовой горой и Елеонской горой в восточной части Иерусалима; этот ручей к тому времени пересох и заполнялся только после сильных дождей) и родников. Вода шла через большой подземный тоннель из Гионского источника и накапливалась в бассейнах и цистернах, которые пополнялись еще и дождями. Так что, видимо, звезда Вифлеема исчезла в одном из подземных водохранилищ, образцы  которых показаны на фото. Вблизи Иерусалима действительно имелся водный источник, который называли «колодец звезды магов». Впрочем, Григорий Турский в VI веке писал, что звезда упала в колодец в Вифлееме. Якобы этот источник находился в пещере Рождества и теперь его обозначает серебряная звезда.

20_Колодец в Иудее_1 

Колодец Клятвы, которую здесь заключили Авраам с Авимелехом (Быт. 21). 

21_Подземный колодец

Подземный колодец в Иерусалиме

21_Бассейн и тоннель из Гионского источника_1

Бассейн и тоннель из Гионского источника

Вифлеемская звезда стала символом Рождества в культе и искусстве. Количество лучей у нее разное. В 1717 году в церкви Рождества монахи установили ее серебряное изображение с четырнадцатью лучами – по числу остановок на Скорбном пути (Виа Долороса) Христа. Но в 19 веке турки, которым принадлежал тогда Иерусалим, ее похитили. Впоследствии султан подарил храму новую звезду, тоже 14-лучевую. Сейчас она чаще всего имеет восемь лучей. 

Звзда на месте рождения Иисуса

Звезда на месте рождения Христа

Следующий выпуск – о Божьих именах. А пока послушаем псалом 121 на иврите.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Цикл «Тайная Вечеря» из 16 выпусков тоже можно посмотреть на нашем сайте.

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения