25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 4). Дух Святой

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 4). Дух Святой.

Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы. Слово, обозначающее Его, имеет грамматический мужской род в русском языке. На латыни (Spiritus Sanctus), на иврите и в прочих семитских языках Ру́ах — женского рода, в то время как в греческом — Агио Пне́вма — среднего. Будем называть Его по-русски: Он. Хотя в одном из апокрифов Иисус восклицает: «Дух Божий, Матерь Моя!»

24_Дух Святой в виде голубя_1

Святой Дух в виде голубя

Выражение Святой Дух, на иврите Руах ха-Кодеш (его написание показано на фотографии над заголовком), появляется в Танахе - Ветхом Завете нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом словосочетание Дух Божий употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея Его двоичности или троичности для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш в талмудической литературе в некоторых случаях относится к пророческим вдохновениям, а в других используется в качестве обозначения силы Бога. В своем пророческом видении Иезекииль называет «Руах Элохим» (дух Божий) или «Руах Адонай» (дух Господень). У иудеев Святой Дух имеет определённую степень персонификации, но остаётся «качеством, принадлежащим Богу, одним из его атрибутов». А вот в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога.

25_иудейские рукописи_1 

Иудейские рукописи и письменные принадлежности

Евреи отвергают любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, ипостась триединого Божества. У них существительное «руах» буквально означает «дыхание» или «ветер», либо невидимую движущую силу.

Таким образом, Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание Самого Яхве, которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же термином «дух» стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Здесь речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном Начале.

Талмуд_вавилонский_Житомир_1869

Талмуд

В иудаизме понятие Святого Духа тесно связано с Шхиной или Шехи́ной (на иврите‏ - «присутствие; пребывание; проживание»), дополнительно в каббале — термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте. В основном слово это употреблялось в контексте описания Святая Святых скинии (так называли переносимые святилища кочующих древних израильтян) и Иерусалимского храма и определялось как ощущение присутствия божественной силы.

27_Святая Святых в скинии_1 

Реконструкция: Святая Святых в скинии 

Понятие это возникло в талмудическом иудаизме. Термин выводится из глагола «шакан» - «прибывать», характеризовавшего пребывание Славы (на иврите «кавод») Бога среди народа израильского в скинии. Собственно в Библии слово это не встречается, однако оно, равно как и его производные, используется для обозначения как понятия «Славы Господней», так и понятия скинии в еврейских переводах Нового Завета.

28_древние израильтяне 

Древние израильтяне 

Интересно, что сама идея Божьего духа присутствует и в других восточных религиях. К примеру, древние арийские племена, в частности персы и парфяне, верили в божественность власти и царей, считая последних потомками богов: «людьми среди богов и богами среди людей». Они обладали священным фарром (этот термин бытовал у иудеев времен Авраама) или хварной – признаком Святого Духа как противовеса зла и лжи. Хварна спускалась на человека в образе птицы. В русском языке сохранилось слово, происходящее от этого термина: когда человек заболевает, то есть от него удаляется Святой Дух, говорят, что тот захворал.

Один из вариантов изображения хварны – нимб вокруг головы, в христианстве ставший атрибутом святых, Богородицы и Самого Иисуса. Носители хварны – Помазанники, обладатели Святого Духа. Ею обладали прежние цари и боги Митра, Траэтаона (он же - Фаридун), Крсаспа, пророк Заратустра.

 29_Нимб

Нимб

30_Заратустра фреска

Заратустра 

Тем не менее, конечно, эта концепция получила самое сильное развитие в христианстве. Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаёт большинство традиционных христианских конфессий. Это — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в христианской церкви более заметны Дары Святого Духа.

31_Святая Троица_1

Святая Троица 

В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В конце I века святой Климент Римский соединил три Лица Троицы в клятве: «жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных». Также он упоминает Духа как автора и вдохновителя Священного Писания. Ориген утверждал, что Дух Святой «обладает таким достоинством и властью» и сопричастнен Отцу и Сыну. О поклонении Духу Святому говорит Ипполит Римский. О полной божественности Духа Святого и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял святитель Афанасий Великий.

Одновременно в ранней церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Он — «слуга и служитель одного уровня с ангелами» и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына». Учения македониан и евномиан были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме.

В Средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве (в переводе с латыни: «также Сын»; западная церковь в начале IX века стала считать, что Дух Божий исходит также и от Сына, а восточная утверждает, что только от Отца). В конечном итоге различные взгляды на природу Его происхождения стали одним из поводов для Великого раскола между католицизмом и православием.

С точки зрения христианства, Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2).

 32_Доре Дух Божий над водою гравюра_1

«Дух Божий над водою» (гравюра Доре)

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь», - утверждал Иов (Иов. 33:4).

33_Иов многострадальный_1 

Иов Многострадальный

Ещё царь Давид молился о ниспослании ему Духа Святого: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:12-14).

34_Давид с арфой 

Давид с арфой 

Христиане верят, что Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. А также, что через Его действие воплотился Бог Сын: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).

В Евангелие от Иоанна приводятся слова Христа о том, что Святой Дух впоследствии «обличит мир о грехе, о правде и о суде» (Ин. 16:7-11).Иисус также называл Его Утешителем: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

35_Иисус проповедует

Иисус проповедует

Очевидно, здесь раскрывается функция Святого Духа в том, что Он будет свидетельствовать о Помазаннике.

Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

36_Причастие в правосланой церкви

Причастие в православной церкви 

С Его действиями связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плоды Святого Духа, дары Святого Духа.

Иоанн Предтеча говорил: «…Я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:8).

 37_Иоанн крести иудеев_1

Иоанн крестит иудеев 

«Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8: 14-17).

38_Апостолы Петр и Иоанн_1 

Апостолы Петр и Иоанн 

Дары Святого Духа — это сверхъестественные Его проявления в людях. Они даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как: обращение неверующих людей (1 Кор. 14:24-25); созидание Церкви Христовой (Еф. 4:11); назидание поместной общины и её членов (1 Кор. 14:12, 3); личное назидание верующего (1 Кор. 14:4).

Тема духовных даров подробно рассматривается апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14. Основополагающими считаются вступительные слова:

39_Апостол Павел_1 

Апостол Павел 

«Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7-11).

40_Сошествие Святого Духа на апостолов_1 

Сошествие Святого Духа на апостолов 

На основании этого текста теологи выделяют 9 даров Святого Духа:

1 — слово мудрости; 2 — слово знания; 3 — вера; 4 — дары исцелений; 5 — чудотворение; 6 — пророчество; 7 — различение духов; 8 — разные языки; 9 — истолкование языков.

Ключом к пониманию этих даров является слово «проявление». Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Он являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Его, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Святитель Феофан Затворник считал, что «слова «явление Духа» значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех».

Есть также плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют, помимо усилий самого человека, содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога». Их называет апостол Павел в 5-й главе Послания к Галатам: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Дух Святой выступает как Учитель: на Тайной вечере Иисус сказал, что Отец Небесный пошлёт апостолам Духа Святого, который научит всему: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

41_Тайная Вечеря

Тайная Вечеря 

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

В виде голубя (Лк. 3:22, Мт. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим как изображение Духа Святого: в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения этой птицы, не связанные с Крещением Господа, изображают не Духа, но всего лишь голубя.

42_Крещение Иисуса Христа_1 

Крещение Иисуса, Святой Дух в виде голубя 

В виде огненных языков (Деян. 2:3).

43_Огненные языки

Огненные языки 

В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3-10).

В Евангелиях Святой Дух назван очищающей силой (Мт. 3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин. 16:13).

В православии, католицизме и большинстве протестантских конфессий о Святом Духе говорится как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну, что и было зафиксировано на II Вселенском Соборе.

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мт. 12:22-32).

45_Иисус исцеляет слепого_1

Иисус исцеляет бесноватого слепого 

Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого, хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что этот грех заключался в отвержении человеком очевидной истины.

День Святого Духа в католицизме празднуется на 50-й день после Пасхи, одновременно с Пятидесятницей (всегда в воскресенье). В православии - на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник). Этот праздник отмечается и в других христианских церквях.

Об имени Бога Сына – в следующем выпуске. Напоследок же превращу читателей в слушателей: предлагаю вашему вниманию псалом 1 на древнееврейском.

Чтобы посмотреть текст псалма, нажмите окошко "субтитры"

Юрий Пульвер

 

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Цикл «Тайная Вечеря» из 16 выпусков тоже можно посмотреть на нашем сайте.

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения