29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 5). Имя Бога Сына.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 5). Имя Бога Сына.

Перед родителями будущего Мессии встал вопрос: как назвать Его? Казалось бы, пророк Исаия предсказал это заранее: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева по чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7:14), «что значит: с нами Бог» (Мт.1:23). Так Мешиаха и должны были назвать. Ведь слова пророков — не просто предсказания, а указания к исполнению.

2_Пророк Исаия

Пророк Исаия 

Почему же архангел не исполнил пророчество, дал Мессии имя Иешуа (Иисус — его греческий вариант), а не Еммануил, вопреки указанию Исаии?! (Лк. 1:31). Впервые найденное написание на иврите имени Бога Сына (VI век до н.э.) показано над заголовком. 

31_Благовещение_Франческо дель Косса

Благовещение. Франческо дель Косса

Вообще, каковы истинные имена Отца и Сына? Этим вопросом евреи задавались еще на заре своей истории. Когда Яхве говорил с Моисеем и поручил ему вывести евреев из Египта, тот спросил: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). Поэтическую любознательность мудреца Агура запечатлел Соломон в своих притчах: «Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его? знаешь ли?» (Пр.30:4). 

Очень интересная фраза, порой вводящая еврейских раввинов в ступор. Ведь они отрицают божественность христианского Помазанника на основании главного аргумента: у Бога не может быть Сына. Сыны Божии в Ветхом Завете – это либо ангелы, либо потомство Сифа: отпрыски Каина звались сынами человеческими. 

4_Каин 

Каин 

Впрочем, в отношении имени Божьего верующие всех трех мировых авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама – одинаково испытывают священный трепет.

Ну, а как же быть с нарушением пророчества Исайи насчет имени Мессии: Иисус вместо Еммануила? Так как древний иудейский пророк полагал, что Мешиах будет человеком (вместо него пришел Богочеловек), рассмотрим, как присваивались имена в древности.

В те времена понятие «имя» имело мало с чем сравнимую значимость. Оно — не просто ярлык, а выражает характерные особенности того, кому принадлежит. Поэтому, когда человек дает имена неодушевленным предметам — звездам, планетам, городам, горам и рекам, — он просто-напросто подражает Создателю. Ведь Писание утверждает, что Господь все звезды называет по имени (Ис. 40:26). Именно Яхве наделил людей желанием давать всему живому имена. Одно из первых дел прародителя Адама состояло в том, чтобы обозначить животных. Когда Бог сотворил ему жену, первочеловек незамедлительно назвал ее «женщина» (Иш-ша по-иудейски), а позже — Ева (точнее Хава), что означает «Жизнь», потому что «она стала матерью всех живущих» (Быт. 2:19,23; 3:20).

5_Адам и животные 

Адам и животные 

...Ветхий завет упоминает 46 случаев присвоения имени ребенку, 28 — матерью, 18 — отцом. Сам Адонаи через архангела Гавриила указал будущим родителям Иоанна Крестителя и Иисуса, как должны зваться их сыновья (Лк. 1:13,31). Всего в Библии 1400 имен на 2400 персонажей. Как же и почему они присваивались?

Существовал принцип: имена и прозвища описывают характер, внешность, обстоятельства рождения, другие особенности того, кому принадлежат. Сиф, например, означает «замена». «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25). Тот же смысл имеют Тахов, а также неверно переданный в русском переводе Шовав (1 Пар. 6:25;2:18) и его правильный вариант Совав (2 Цар. 5:14).

6_Сиф_ Фреска Феофана Грека 

Сиф. Фреска Феофана Грека.

Исаак, «Смех», напоминает о веселье его состарившихся родителей, когда они впервые узнали, что у них будет ребенок (Быт. 17:17,19; 18:12). Исав — «волосатый» — описывает внешность владельца. Другое его прозвище — Едом, «Красноватый» — намек на то, что он продал свое первородство за миску красной чечевичной похлебки (Быт. 25). Иаков, который купил первородство у своего брата-близнеца Исава и получил от отца благословение, предназначенное первенцу, от рождения своего был известен как «Хватающийся за пяту» или «Вытесняющий» (Быт. 27:36), так как вышел из чрева вторым. Подобным образом имя Соломона, в правление которого Израиль наслаждался миром и процветанием, значило «Мирный» (1 Пар. 22:9).

7_Исаак_Принесение в жертву Исаака. Караваджо. 1602 г. 

Принесение в жертву Исаака его отцом Авраамом. Караваджо. 1602 г. 

Иногда Адонаи самолично менял имена, чтобы указать на роль, которую играли люди в Его намерениях. Когда Шаддай предсказал, что Его служитель Аврам («Отец величия») станет прародителем многих народов, он заменил его имя на Авраам («Отец множества»). Всеблагой исправил также имя жены этого патриарха: вместо Сара («Сварливая») — Сарра («Княжна»), ибо она должна была стать матерью семени Авраама (Быт. 17:5, 15:16).

8_Авраам и Сара 

Авраам и Сарра 

Среди евреев в IV веке до н.э. укоренился чужеземный обычай выбирать новорожденному какое-либо из самых распространенных имен потому, что кто-то из родственников назывался так раньше. Правда, старый Закон воспрещал давать сыну имя отца. Деда — можно, но только в том случае, если он мертв. Ведь внук — оживший дед. Сейчас это называется панонимией. К примеру, немецкое слово «внук» - «Enkel» - извлечено из «Enichili» - «маленький дедушка». Это подтверждают не только еврейские, но и греческие имена Автипатрос, Автипапрос, сокращенные до Автипас (русское Антипа, Антон). Так звался сын тирана: Ирод Антипа. Томасом — Фомой, то есть близнецом, называли мальчика, чей старший брат недавно умер.

«...Рахиль родила, и роды ее были трудны.

И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Вениамином.

И умерла Рахиль...» (Быт. 35:16, 18-19). 

 9_Рахиль_Маурицмй Готтлиб

Рахиль. Мауриций Готтлиб.

Бен Они означает «сын несчастья», бен Иамин (правильное произношение — «бану Йамину») — наоборот, «сын счастья».

Человек меняет имена: Гидеон стал Иероваалом; Матфания был переименован в Седекию царем Вавилона (4 Цар. 24:17).

От Иессея, отца Давида, до последнего царя иудейского проходят 22 имени; ни одно из них не повторяется.

Более половины всех еврейских имен — так называемые теофорические. Они состоят из двух частей. Одна из них содержит обозначение божества, на ней делается специальное ударение. Так, Ионафан означает: «Это Яхве (а не другой бог), который дал»; Нафания — «Яхве дал»; Елнафан — «Это Бог (а не кто другой), который дал». Такие имена могут быть сокращены за счет теофорической части, отсюда Нафан: «Он дал». В Святом Писании много «кратких имен», и не всегда возможно восстановить по ним полные.

Кроме теофорических прозваний есть такие, которые указывают на качество владельца, кое родители стараются удержать с помощью имени. Аззан — «сильный», Собек — «очень важный».

Иные имена имеют эффект талисмана. Ребенку дается имя, выражающее то, чем он не должен стать: Гареб — грубый, Келита — карлик, Зерувия — пораженная кожной болезнью, Навал (правильно Набал) — безумный, в смысле безбожный. Об одном из носителей этого имени его жена говорит, пытаясь отвратить месть Давида: «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо, каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним» (1 Цар. 25:25). На иврите безумие — «набала». Нередко имена-талисманы даются людям в зрелом возрасте как прозвища и заменяют первые имена.

Еще одна группа — защитные имена. Потомки сына Авраама, изгнанного им в пустыню, Измаила — арабы — разъясняют их суть так: «Мы называем наших сыновей именами врагов, но наших рабов своими именами». Они дают невольникам красивые благородные имена — «хороший, верный, честный», чтобы те вели себя соответственно кличке. Мальчикам присваивают имена, полные угрозы и сопротивления, чтобы они были такими, как их прозвали. Многие иудеи именовались подобно пустынным кочевникам: Калев — «кусающийся, как собака», Нун — «угорь», Нахас — «змея», Зив — «волк», Симеон — «гиена», Парос — «блоха».

Последняя группа имен — случайные, обозначенные по условиям рождения: Нота — «луч света» (рожден на рассвете); Барек — «молния» (рожден в грозу); Гешем — «дождь»; Махол — «священный танец» (рожден во время фестиваля); Зива — «жертвоприношение»; Зира — «восход солнца»; Ходеш — «новолуние»; Халфат — «смущение»; Хархур — лихорадка (мать болела во время родов); Матри — «рожденный во время дождя»; Вира, Вири — «рожденный у колодца»; Хотир — «выживший» (где другие умерли); Гахар — «засуха»; Хагги, Хаггит, Хаггай — «рожденные в праздник»; Саббетай — «рожденный в субботу».

Не только ханаанские, но и шумерские корни легко выявить в именах евреев. Исав (от шумерского Е-ШИ-А) — «поднятая шляпка священного гриба»; им считался мухомор, использовавшийся в культовых обрядах как наркотик; Иаков (И-А-ГУБ) — «столб» (небесный); Ханан, Ханун, Хана (от семитского «ханун») — «будь благословен Богом». Ной (правильно Ноах) — «успокоенный, успокоение» — от аккадского Нухху, имеющего то же значение.

10_Мухомор 

Мухоморы

11_Ной

Ной 

...Из всего этого многообразия древние пророки выбирали имя для Мешиаха весьма осторожно, чтобы не сделать роковой ошибки.

Первое прозвище Мессии — Ани, Бедный. Называли его и Давидом: «И я, Господь, буду их Богом, и раб мой Давид будет князем среди них» (Иез. 34:24). «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего...» (Ос. 3:5).

Понимание сущности Спасителя Израиля менялось со временем у народа избранного. Ранее иудеи называли Помазанниками своих священников Аарона (Исх. 28:41), пророков Илию и Елисея (3 Цар. 19:16), царей Саула (1 Цар. 10:1), Давида (2 Цар. 19:21), Соломона (2 Пар. 6:42), Азаила (3 Цар. 19:15), Ииуя (3 Цар. 19:16) и даже чужеземного Кира (Ис. 45:1). Потом у Мешиаха появилось несколько ролей и титулов: Пророк, подобный Моисею, Страдающий Слуга, Сын Давидов, Праведный Царь. Его задачу Шаддай сделал ясной через пророка Исаию:

 Давид и саул

Давид и Саул. Эрнст Юсефсон

13_Пророк Елисей

Пророк Елисей 

«...Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленникам освобождение и узникам — открытие темницы, Проповедовать лето (в смысле: год) Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих...» (Ис. 61:1-2).

Фарисеи отождествили Спасителя с божественным посредником, сидящим по правую руку от Сущего; Он есть олицетворенная в человеческой форме Мудрость, о коей столько сказано в Писаниях.

Премудрость — первенец всего создания, перворожденная Адонаи, спутник и помощник во всех Его работах, наслаждающаяся с Ним плодами трудов Его.

«Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростию разверзлись бездны...

«Я, премудрость, обитаю с разумом...

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони:

От века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Пр.3:19-20;8:12,22-23).

Пророк Даниил дал еще один вариант:

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа Твоего...» (Дан. 12:1).

Несколько прозваний Помазанника донес до потомков также Исаия: «Ибо Младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь Мира» (Ис. 9:6).

Это были титулы, а не личные имена. Ессенский Учитель Праведности в сочиненном им гимне, следуя традициям Писания, тоже их перечисляет:

«И она, кто родила Мужа-ребенка в схватках родовых;

потому что среди бурунов смерти

принесет она Мужа-ребенка к жизни,

и из средины мучений ада

выйдет из утробы ее

Чудный, Советник с силой своей,

И Муж-ребенок появится из бурунов».

Под муками родов подразумеваются страдания, через которые пройдет Мессия (Дамасский документ). 

15_ессены 

Ессены 

Очень странно, но никому не приходила в голову мысль назвать Мешиаха в честь величайшего иудейского пророка. Ведь мудрецы - хакамы утверждали: «Каков был первый Спаситель, таков будет и последний». Моисей (точнее Моше) получил имя от воды. Дочь фараона, его приемная мать, «нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх.2:10).

Современные ученые уточняют: от египетского глагола «мси» со значением «рождать», который является составной частью египетских имен типа Тутмесес (рожденный Тотом).

Однако Адонаи наложил на непокорных потомков Иакова запрет, который касался и самого Моисея.

«И сказал Господь Моисею: взойди на сию гору Аварим, и посмотри на землю, которую Я даю сынам Израилевым.

И когда посмотришь на нее, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой;

Потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син...» (Чис. 27:12-14).

"Приложился" - в данном случае означает "умер".

С тех пор никто из подлинно великих потомков Авраама не носил это имя, ибо не должен Моисей вступить в заветную страну.

16_Моисей на горе Аварим 

Моисей на горе Аварим 

А вот его наследника, Иешуа бен Нуна, коему Моисей передал свои права и обязанности вождя и пророка, запрет не касался. «И Иисус, сын Навин, исполнился духа мудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор. 34:9). В день приготовлений к первому большому сражению в Ханаане, куда вторглись иудеи после смерти Моисея, «...прославил Господь Иисуса пред глазами всего Израиля, и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его» (Нав. 4:14).

Он был непобедимым полководцем, творил чудеса, самые впечатляющие из которых — разделение вод Иордана, разрушение стен иерихонских и даже остановка светил небесных во время битвы против царей аморрейских:

«Иисус воззвал к Господу ... и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим...

И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав.10:12-14).

18_Иисус Навин останавливает солнце_1

Иисус Навин останавливает солнце

Иисус завоевал землю обетованную, построил жертвенник на горе Гевал (Нав. 8:30), сделал запись Торы. 

А_1 

Жертвенник

«И заключил Иисус с народом завет в тот день, и дал ему постановления и закон в Сихеме. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (Нав. 24:25-26). 

19_Рукописи Торы 

Рукопись Торы 

А главное, Адонаи обещал самому Моисею: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18). До сих пор неясно, к кому относится пророчество: к Иешуа бен Нуну или к Мешиаху, или к обоим...

20_Иисус Навин 

Иисус Навин 

После этого прославленного пророка Творец дал Израилю еще одного знаменитого мужа, носившего то же имя — Иисуса сына Иоседека. Его дедом был Сераия, первосвященник во время взятия Иерусалима вавилонянами, который был убит царем Навуходоносором в Ривме (4 Цар. 25:18-21). Отцом — Иоседек, попавший в вавилонское пленение (1 Пар. 6:15). После возвращения из плена Иешуа бар Иоседек стал первосвященником, а Зоровавель, сын Салофиила, — правителем Иудеи.

Иисус восстановил алтарь и заложил фундамент второго Храма. Он, как рассказал Захария в своем видении, Самим Адонаи был поставлен противостоять врагу рода человеческого.

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему.

И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?

... И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:

Так говорит Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами Моими. Я дам тебе ходить между сими стоящими здесь.

Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие пред тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ (точнее – ВЕТВЬ), Ибо вот, тот камень, который я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне — семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день» (Зах. 3:1-2; 6-9).

21_Иисус сын Иоседека 

Иисус сын Иоседека 

Несмотря на сие простому уму малопонятное видение Иешуа бар Иоседек наряду с Зоровавелем почитался народом как Помазанник Господень, что подтвердил пророк: «...Это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:14).

Устами того же Захарии Элохим указал, что Мешиах будет тезкой великого иерея:

«Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого,

И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст Храм Господень... и примет славу, и воссядет и будет владычествовать на престоле Своем...» (Зах. 6:11-13). 

22_Пророк Захария 

Пророк Захария 

И правоверные, и  ессены справедливо считали, что, ведя караван беженцев обратно в Палестину из пленения вавилонского, Иешуа и Зоровавель исполняли роли Иисуса Навина и его священника Елеазара, которые вывели Израиль в Святую землю. Учитывая главный закон истории — ее повторяемость, цикличность, они посчитали, что будущий Помазанник должен называться Иешуа: «Яхве спасает». Мысль сию подтверждает «Книга премудростей Соломона», коя глаголет об Иешуа бен Нуне следующее: «имя его — великое спасение для избранных его».

Корни этих имен произросли в глубочайшей древности. Греческие и древнееврейские термины, обозначавшие божественное спасение, исходят из базового понятия «завершения», «восстановления», «излечения» или «жизни». Их главный элемент в шумерском — ШУШ или ШУА — наличествует в звукосочетании Иешуа. Это, собственно, эпитет Яхве — Спаситель.

Цари и жрецы — мессии или христы, как сказано в Писании, — «помазанники Господни» (1 Цар. 26:10; Пс. 2:2). И семитские, и греческие синонимы титула Христос — «помазанник, освященный» — происходят из шумерских терминов для спермы или резиноподобных соков — МАШ и ШЕМ. Используемые как описательные титулы в языке шумеров, они означали: МАШ — «человек, изгоняющий духов», и ШЕМ — «человек — составитель благовоний», то есть тот, кто смешивает масла для помазания. Иудеи совместили оба шумерских слова в корень «ш-м-ш» — «служить» (столу — как официант; храму — как жрец; небесному трону — как ангел; половому сношению — как пенис или чрево). Существительное от этого глагола обозначало слугу, жреца, ангела или храмовую блудницу. Независимая форма его раньше использовалась для обозначения величайшего оплодотворителя — солнца, древнееврейского «Шемеш», чья огненная головка каждый вечер погружается в открытое чрево земли, а утром « ...выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще; От края небес исход его, и шествие его по края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:5-6). 

23_Шумеры 

Шумеры 

Бог плодородия Дионис (греческое Дионусос), чьей культовой эмблемой выступает возбужденный фаллос, — также божество исцеления, и его имя, разобранное на первоначальные части, ИА-У-НУ-ШУШ, родственно имени Иешуа; оно имеет корень У, семя. Остальные слоги дают ему дополнительное значение — «которое спасает». В целом титул сравним с греческим Носиос — «целитель», эпитет Зевса. 

24_Дионис 

Дионис

25_Зевс

Зевс 

Вот почему имя Иешуа применялось как заклинание для исцеления. Древнееврейское оригинальное Иехошуа, сокращенно Иешуа, происходит из шумерского ИА-У-ШУА — «семя, которое спасает, восстанавливает, лечит». Эллинизированные иудеи использовали для передачи слова Иешуа греческое имя Иисус, сходное с Иасон — Ясон, что означает — «целитель». Это имя и родственное ему «иаомай» — «целитель» — происходят из одного шумерского источника.

26_Иисус исцеляет больного 

Иисус исцеляет больного 

Подводим итог: пророки и священные книги указывают, что Мешиах должен называться либо Еммануил («С нами Бог»), либо Иешуа («Яхве спасает»). Все остальные цитаты из Писаний содержат просто титулы или эпитеты. Какое же из двух имен следовало дать еще не рожденному Младенцу?

На самом деле такой выбор перед родичами Иисуса не стоял. Потомки Израиля давно практиковали двойные имена. С древнейших времен, когда иудейский или ханаанский, или филистимлянский ребенок вырастал и становился известен в общине, ему давали прозвище, заменявшее нынешнюю фамилию: Бетуель, сын Иахора; Кис, отец Саула; Вениамин, брат Иосифа; Ефрон Хитт (то есть потомок племени хеттов); Иессей из Вифлеема; Голиаф из Гефа. Многочленные имена вообще в духе древневосточных традиций, особенно Египта, где прозвания фараонов часто состояли из четырех или шести частей. Давид имел пятичленное тройное титулование: «Давид, сын Иессеев, муж, поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева, сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). При помазании царям израильским давалось еще по одному имени: Елиаким стал Иоакимом, Матфания — Седекией (4 Цар. 23:34; 24:17). Придворный пророк Нафан дал Соломону второе имя Иедидиа - «по слову Господа» (2 Цар. 12:24). 

27_Соломон 

Соломон 

Во время прихода к власти в Иудее Антиоха Эпифана (175 год до н. э.) еврейский первосвященник Ониас отказался от обычаев своей страны, принял греческий образ жизни. Для доказательства своей «просвещенности» и «цивилизованности» Ониас принял второе — греческое — имя Менелай. С тех пор сочетание семитских и греческих имен стало распространено среди иудеев. В результате в эпоху Христа мало кто из евреев, принадлежащих к разным религиозным течениям, потом к первохристианам, носил только отечественное или только греческое имя, большинство имели двойные прозвания: Иоанн Марк, Симон Петр, Иуда Фома, Иисус Еммануил (Христос), Савл Павел...

После завоевания Иудеи даже римляне стали добавлять еврейские слова в свои длинные полные имена. Один из учеников апостола Павла, знатный квирит Сергий, взял в честь учителя второе имя и стал известен в истории как Сергий Павел. Иудейский историк Иосиф стал Флавием.

Кстати, в Риме на рубеже двух эр тоже был обычай давать новорожденному множество имен: два личных, третье служило для обозначения ветви рода, к нему добавлялось четвертое – прозвище (например Макрин -Тощий; Торкват – Украшенный ожерельем, воинским знакам доблести; Мнемон – Памятливый). Гай Юлий Цезарь Триумфатор, Гней Помпей Магн (Великий); Луций Корнелий Сулла Счастливый, Луций Корнелий Сципион Африканский  - самые великие имена. При императоре Августе более употребимым стало не первое, как раньше, а третье имя; второе отныне обозначало род. Первое имя теперь нередко выступало в роли отчества, когда и если давалось в честь отца.

Схожая практика имелась до недавних пор у китайцев, японцев, вьетнамцев, корейцев: у них были детские, юношеские, взрослые, почетные имена, а у имепаторов еще и тронные. Например, Ин Чжен стал Цинь Шихуанди, первым императором Китая; император династии Тан Ли Шиминь получил тронное имя Гаоцзу.

Сам Христос титуловал Себя чаще всего Сын Человеческий. Именно так обратился однажды Адонаи к Иезекиилю (Иез. 47:6). Некоторые библиеведы полагают, что этот титул, применяемый в мессианском значении, основан на ошибочном переводе арамейского «бар наш» (по-еврейски «бар енах» или, у Даниила, «бен адам») — просто «человек». То есть Помазанник называл себя «человек», и только позднее христиане сделали из этого слова мессианское наименование Сын Человеческий. Но, должно быть, определение «человек» в устах Самого Иисуса звучало так, что не могло быть передано иначе, как этим загадочным, на языке греческих классиков не существующим вовсе словосочетанием: Сын Человеческий. Такого титула нет ни в посланиях Павла, ни во всем Новом Завете (кроме видения первомученика Стефана), ни у ранних отцов церкви; только к началу II века у гностиков Маркиона, Валентиниана и секты офитов он появляется снова. Первым же его вспомнил великий первохристианский проповедник, один из семидесяти апостолов, соратник Павла — Варнава. «Ныне Иисус уже не Сын Человеческий, а Сын Божий», — учит его послание в конце I века. 

28_Варнава 

Варнава 

Титул сей немного значил бы даже в устах Иисуса, если бы не напоминал Даниилова пророчества:

«...Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). 

29_Сын Человеческий 

Сын Человеческий 

Эпитетом Сын Человеческий утверждает Христос, что именно Он есть Тот, о Ком исполнилось Даниилово пророчество. 

По одной версии (весьма экзотической) некоторых ученых, термин «Сын Человеческий» означал наследника – соправителя персидских и парфянских царей. Его постоянно изображали на барельефах стоящим за троном Царя Царей: на Бехистунской скале, в Персеполисе и других местах Ирана. 

30_1_Дарий Барельеф

Барельеф из Персеполиса с изображением царя Дария Великого и Сына Человеческого, VI в. до н.э. 

Итак, Бедный, Младенец, Агнец, Сын Человеческий, Чудный, Советник, Отец вечности, Князь мира, Сын, Отрасль (в значении Ветвь) — это титулы Помазанника. Личных же имен у него два: Еммануил и Иешуа. Первое христианская церковь, в том числе Русская Православная, официально признает как «еврейское имя Господа Иисуса» (если верить старой «Библейской энциклопедии»), второе предназначено для широкого употребления. А потому ныне именно оно стало всемирно известным. Вот почему Гавриил сначала Марии, потом ее мужу Иосифу приказал насчет их будущего отпрыска: «...наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мт. 1:21), имея в виду сущностное значение слова Иешуа — «Яхве спасает».

Будет ли Спаситель мудрецом или воином, что говорили об этом иудейские свитки? — нередко правоверные задавали себе такой вопрос. Его общий титул «Малка Мешиах» — Царь Мессия! Но что конкретно он значит?

Простонародье считало, что любой способен стать Мессией, лишь бы он был смелый и сильный и Господь поднял его из толпы. Ессенские Толкователи Закона знали лучше! Два лезвия у меча Мешиаха — справедливость и праведность. Не оружием из железа победит Он, но мощью духа!

«И праведный царь, обученный Богом, есть Он, который правит над ними; и не будет неравенства в Его дни среди них, потому что все будут святыми и их царь — Господь Мессия. Потому что не будет Он надеяться на лошадь, и всадника, и лук, и не будет Он умножать злато и серебро для войны, и в кораблях Он не будет искать уверенности в день битвы...

Потому что Он потрясет землю словом из рта Своего навсегда... Он Сам также чист от греха, так что Он может править могучим народом, и порицать князей, и сбрасывать грешников мощью слова Своего. И не будет Он терять чувств все Свои дни, потому что Он опирается на Бога: потому что Господь сделает Его могучим через дух святости, и мудрым через совет понимания, с мощью и праведностью» (Псалмы Соломона 17:35-42).

В ессенских свитках Он назван Мессией праведности! 

32_Свитки Торы_ессенские свитки 

Ессенские свитки 

Правоверных же иудеев Книга Книг учила, что Израиль должен быть царством жрецов и святым народом. Мессия же — образцовым иудеем. К нему применимы слова Псалмопевца:

«Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих...» (Пс. 44:8). 

Именно таким и предстояло стать Иешуа Га Ноцри, таким Его представляли и родители: Богоматерь и Иосиф Обручник. О Пресвятой Деве Марии – в следующем выпуске. А пока послушаем псалом 2 на иврите. 

 

«1 Зачем шумят народы и племена возвышают голос

2 понапрасну? Земные цари собираются, и вельможи держат совет против Господа и помазанника Его:

3,4 «Сбросим поводья и сорвем с себя сбрую!..» На небесах восседающий усмехается; Господь смеется над

5 ними. Когда Он обращается к ним в гневе, приводит

6 их в смятение яростью Своею: «Это Я возвел царя

7 Моего на Сионе, святой горе Моей!» Обращусь к закону твердому—Господь сказал мне: «Ты сын Мой,

8 с сегодняшнего дня Я буду родителем тебе! Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов до самых краев

9 земли. Сокруши их тростью железной, как сосуд ю глиняный, вдребезги разбей». Теперь же образумьтесь, цари, примите наставление, правители земные,

12 служите Господу в страхе, молитесь, трепеща. Поставляйте урожай, чтобы не разгневался; чтобы не прийти к погибели, ибо стремительно разгорается гнев Его. Прославлены все, кто под защитой Его».

 

Юрий Пульвер

Продолжение следует

 

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Цикл «Тайная Вечеря»

 

18+

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения