25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 6). Предки Иисуса. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 6). Предки Иисуса. Часть 4.

Иафет, на иврите — Иефет — третий сын Ноя. Почитается православной церковью как святой праведный. Его изображение можно увидеть над заголовком. Потомки его — яфетиды, группа народов белой расы из Европы и Западной Азии (индоевропейские и сино-кавказские), то есть наши с вами, читатели, предки.

2_Современные карты индонвропейских_1

Современная карта индоевропейских лингвистических ареалов

Ниже представлены портреты типичных — и весьма знаменитых — яфетидов, сыгравших большие роли в истории евреев. Наиболее известный — Александр Македонский (356 — 323 гг. до н.э.), создатель второй самой большой в истории (после монголов) континентальной империи. Он освободил иудеев от персов и завоевал не только их земли, но и благодарность, поскольку обошелся с ними весьма милостиво. Забавный эпизод: Александр велел поставить его статую в храме, чего народ избранный, у которого все изображения попадали под табу, позволить не мог. Хитроумные жрецы выкрутились: предложили великому завоевателю вместо статуи назвать всех своих вновь родившихся сыновей его именем. Тот засмеялся и оставил свою затею.

3_Карта имеперии Александра

Карта империи Александра

4_Живой портрет Александра

«Живой портрет» Александра

Так как «живой портрет» Македонца реконструирован по скульптуре работы великого Лисиппа, сделанной с натуры, представлю другой портрет, восстановленный по черепу. Это Скилур (правил в 130 — 114 годах до н.э.), последний великий скифский царь.

5_Барельеф Скилура и его сына_Скилур и его сын Палак на барельефе в Неаполе Скифском

Барельеф Скилура и его сына Палака

6_Скифы

Скифы

Казалось бы, какое отношение к Святой земле имеют скифы? Самое прямое. Вскоре после Ашшурбанапала, конкретно после 623 года, это племя во главе с царем Мадием оказало помощь Ассирии в ее борьбе с Мидией. Победив мидян, они двинулись в Месопотамию, Сирию, Палестину и дальше до Египта. О них написал пророк Иеремия: «Так сказал Яхве: вот народ идет из северной страны, великий народ встает от краев земли. Держит лук и короткое копье, жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек, на войну против тебя, дочь Сиона!» (Иер. 6: 22-24).

«Дочь Сиона» — Иудея, которая была разграблена пришельцами.

7_Скилур восстановленный портрет_реконструкция

Восстановленный портрет Скилура

8_Иеремия

Иеремия

Скифы ассоциировались с неведомым народом или двумя чудищами или одним чудовищем Гог и Магог. Иудеи верят, что в конце света они пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнем с неба. В христианской книге «Откровение» (20:7) описывается их нашествие на город святых по окончании тысячелетнего царства.

Пророк Иезекиль пророчествует о предводителе Гоге, который придет из земель Магог с войной на Израиль и потерпит поражение от Яхве (Иез. 38-39). Это будет незадолго до прихода Мешиаха.

9_9_Гог_Магог

Гог и Магог

10_Иезекииль

Иезекиль

А вот еще несколько великих яфетидов.

Гней Помпей Магн (Великий) (106 — 48 гг. до н.э.) — римский полководец, в 63 году до н.э. захвативший Иудею.

32_Помпей

Скульптура Помпея

Октавиан Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э). — первый римский император. При нем Иудея утратила самостоятельность, став провинцией. В его правление родился Иисус.

11_Римская империя време Августа

Римская империя времен Августа

11_Оживший портрет Августа

Скульптура, «оживший» портрет Октавиана

Тиберий (42 г. до н.э. — 37 г. н.э.) — второй император Рима. При нем Христос был распят.

12_Тиберий

Скульптура и «живой портрет «Тиберия»

Но вернемся непосредственно к предкам Иисуса.

Возможно, самый почитаемый у народа избранного патриарх — Авраам, на иврите Аврахам — «отец множеств». Его считают первым евреем. Изначально звался Аврам, затем Бог дал ему новое имя. По библейской хронологии жил в 1812 — 1637 годах до н.э. (175 лет). «Септуагинта», которой следует православная церковь, приводит другие даты: 2115 — 1940 годы до н.э. Он — духовный предок всех верующих трех великих авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, исповедующих единобожие. Прародитель арабов — через сына Измаила и евреев — через Исаака.

13_Авраам

Авраам

Как привязать сроки жизни Авраама к известному историческому периоду? Тут нам поможет Хаммурапи (1810-1759 гг. до н.э.) —великий царь Первой Вавилонской (аморейской) династии, выдающийся полководец и правитель, создатель знаменитых «законов Хаммурапи», фактически первого в истории законодательного кодекса.

14_Хаммурапи

«Живой портрет» Хаммурапи

Авраам, согласно традиционной библейской иудейской хронологии, родился в 1812 году до н.э., то есть был современником великого царя и его подданным до отъезда из города Ур.

Авраам первым из евреев пришел в землю обетованную, которую Сам Яхве обещал ему: «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки...» (Быт. 13:14-15).

На схеме внизу показаны так называемые «четыре небесных ветра» (образное название сторон света), фактически — карта Палестины. Заметим, что ориентировка по сторонам света не такая как у нас: вверху восток, справа юг (пустыня Негев), слева север, внизу запад (море).

15_Схема четырех ветров

Схема «четырех ветров»

Еще ниже — так называемая карта Мадабы, самая древняя в Иудее, на которой указаны различные объекты Святой земли; названия переведены с древнегреческого на латинский, а с него на английский.

16_Карта Мадабы

Карта Мадабы

Как Авраам попал в Святую землю? Отец его Фарра (Терех) покинул халдейский (древнешумерский) Ур, взяв с собой Авраама, Нехора, Сару и Лота — внука от рано умершего сына Арама (Быт. 11:26). По дороге в городе Харране в северной Месопотамии Фарра умер в возрасте 205 лет (Быт. 11:32).

17_Ур_Археологические раскопки в Телль-эль-Мукайяр

Ур. Археологические раскопки в Телль-эль-Мукайяр.

Внизу на схеме представлено путешествие Авраама из Ура до египетского Зоана и обратно до ханаанского поселения Бершеба.

исход----

Схема

19_Харран_фрагмент реконтрукиции города

Харран. Фрагмент реконструкции города.

20_Бершеба

Бершеба

С ним связано еще одно важнейшее событие в истории народа избранного: именно при нем совершился отказ от человеческих жертвоприношений: Бог отверг приношение Авраамом в жертву своего сына Исаака. Яхве поставил завет именно с Авраамом, ввел обрезание, обещал ему множество потомков, включая царей, которые получат территории Ханаана (современную Палестину) в вечное владение.

21_Авраам и Сарра

Авраам и его жена Сарра

Изображение бараньей головы

Изображение бараньей головы времен Авраама

Похоронен он в пещере Махпела в Хевроне (Быт. 25), то есть в Пещере патриархов (или предков).

22_Мавзолей Махпела

Мавзолей Махпела

23_Гробница могила кетонаф Авраама

Могила Авраама

Всего там покоятся четыре пары патриархов и их жен: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия, а также сыновья Иакова, в том числе Иосиф, и еще голова Исава, брата-близнеца Иакова.

О Махпеле стоит рассказать подробнее, ведь это вторая по важности после Стены плача в Иерусалиме иудейская святыня. Название ее переводится с иврита как «двойная, парная», так как там фактически две пещеры, одна вверху, другая внизу.

Закономерен вопрос: почему Махпела стала объектом поклонения?

Согласно преданию, Авраам жил в Хевроне очень долгое время. Однажды Яхве послал ему трех ангелов под видом гостей-мужчин. Хлебосольный хозяин решил угостить их по-царски, что в те времена означало накормить мясным блюдом. Патриарх попытался заколоть бычка, но тот убежал и спрятался в пещере возле рощи Мамре. Авраам спустился за ним и вдруг почувствовал изумительно приятный запах. Он сразу догадался, что перед ним вход в Ган Эден—райский сад. Именно поэтому Сиф похоронил здесь своего отца Адама и мать Еву. В результате Авраам купил окружающую пещеру территорию и сделал ее родовой усыпальницей.

МАХПЕЛА ВНУТРИ

Пещера Махпела внутри

25_Рай_Чуррленис

«Рай» Чюрлениса

Первой после перволюдей там упокоилась жена патриарха Сарра.

26_Погреьение Сарры_Доре

Погребение Сарры. Гюстав Доре.

В последней четверти 1 века до н.э. Ирод, желавший добиться популярности у ненавидевших его иудеев, построил на этом месте грандиозный мавзолей.В конце 13 века завоевавшие землю обетованную египетские мамлюки под предводительством великого полководца султана Бейбарса, победителя монголов и крестоносцев, построили внутри здания роскошные надгробия в мусульманском стиле: в исламе патриархов почитают как пророков — предшественников Мухаммеда.

27_Султан Бейбарс

Султан Бейбарс

28_Мамлюки

Мамлюки

Следует учесть, что это кенотафы: тела патриархов и их жен покоятся внизу в самой пещере, куда доступ закрыт.

29_Махпела внутри_еще

Махпела внутри

Авраам с семьей долгое время жил в древнем городе Хеврон у дубовой рощи Мамре, которая тоже стала объектом поклонения, так как находилась в пределах владений этого патриарха. Там стоял огромный дуб, потомок которого существует и сейчас и почитается народом избранным. Возле рощи и находилась Махпела.

30_Дуб в роще Мамре

Дуб в роще Мамре

О следующих предках Спасителя — в части 5 этого выпуска. Пока же для разнообразия предложу вам послушать древний гимн не иудеев, а другого народа — шумеров — на их языке. Это отрывок из величайшего эпоса «О все видавшем», более известном как «Гильгамеш». Он создавался на протяжении 1500 лет и получил свою окончательную форму как раз в эпоху Авраама, так что будущие евреи вполне могли слушать его. Это эпическое произведение пользовалось необычайной популярностью на Древнем Востоке в течение 25 веков. Я лично ставлю его на первое место среди «коллег» по литературным качествам.

Эпос о Гильгашеш

Гильгамеш и табличка с эпосом

Исполняет замечательный канадский музыкант Питер Прингл на языке оригинала. В отличие от иудейских псалмов, чьи первичные мотивы мы не знаем, в данном случае музыку вроде бы удалось воспроизвести, так как подобие ее нот было записано на глиняных табличках. Играет он на копии подлинной шумерской трехструнной лютни — гишгуди.

Прингл поет начало поэмы.

«В те дни,

В те давние дни.

В те ночи,

В те древние ночи.

В те давние годы,

В те древние дни, когда

Все вещи были созданы,

В древние времена, когда

Всем вещам даны были их места.

Когда хлеб впервые попробовали

В священных храмах земли,

Когда печи были зажжены.

Когда небеса были

Отделены от земли.

Когда земля была

Отделена от небес.

Когда человечество

Было создано...»

Стоит отметить, что этих строк нет в классической вавилонской версии эпоса; очевидно, они взяты из гораздо более ранней шумерской поэмы.

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Цикл «Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения