Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (выпуск 6). Предки Иисуса. Часть 4.
Иафет, на иврите — Иефет — третий сын Ноя. Почитается православной церковью как святой праведный. Его изображение можно увидеть над заголовком. Потомки его — яфетиды, группа народов белой расы из Европы и Западной Азии (индоевропейские и сино-кавказские), то есть наши с вами, читатели, предки.
Современная карта индоевропейских лингвистических ареалов
Ниже представлены портреты типичных — и весьма знаменитых — яфетидов, сыгравших большие роли в истории евреев. Наиболее известный — Александр Македонский (356 — 323 гг. до н.э.), создатель второй самой большой в истории (после монголов) континентальной империи. Он освободил иудеев от персов и завоевал не только их земли, но и благодарность, поскольку обошелся с ними весьма милостиво. Забавный эпизод: Александр велел поставить его статую в храме, чего народ избранный, у которого все изображения попадали под табу, позволить не мог. Хитроумные жрецы выкрутились: предложили великому завоевателю вместо статуи назвать всех своих вновь родившихся сыновей его именем. Тот засмеялся и оставил свою затею.
Карта империи Александра
«Живой портрет» Александра
Так как «живой портрет» Македонца реконструирован по скульптуре работы великого Лисиппа, сделанной с натуры, представлю другой портрет, восстановленный по черепу. Это Скилур (правил в 130 — 114 годах до н.э.), последний великий скифский царь.
Барельеф Скилура и его сына Палака
Скифы
Казалось бы, какое отношение к Святой земле имеют скифы? Самое прямое. Вскоре после Ашшурбанапала, конкретно после 623 года, это племя во главе с царем Мадием оказало помощь Ассирии в ее борьбе с Мидией. Победив мидян, они двинулись в Месопотамию, Сирию, Палестину и дальше до Египта. О них написал пророк Иеремия: «Так сказал Яхве: вот народ идет из северной страны, великий народ встает от краев земли. Держит лук и короткое копье, жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек, на войну против тебя, дочь Сиона!» (Иер. 6: 22-24).
«Дочь Сиона» — Иудея, которая была разграблена пришельцами.
Восстановленный портрет Скилура
Иеремия
Скифы ассоциировались с неведомым народом или двумя чудищами или одним чудовищем Гог и Магог. Иудеи верят, что в конце света они пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнем с неба. В христианской книге «Откровение» (20:7) описывается их нашествие на город святых по окончании тысячелетнего царства.
Пророк Иезекиль пророчествует о предводителе Гоге, который придет из земель Магог с войной на Израиль и потерпит поражение от Яхве (Иез. 38-39). Это будет незадолго до прихода Мешиаха.
Гог и Магог
Иезекиль
А вот еще несколько великих яфетидов.
Гней Помпей Магн (Великий) (106 — 48 гг. до н.э.) — римский полководец, в 63 году до н.э. захвативший Иудею.
Скульптура Помпея
Октавиан Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э). — первый римский император. При нем Иудея утратила самостоятельность, став провинцией. В его правление родился Иисус.
Римская империя времен Августа
Скульптура, «оживший» портрет Октавиана
Тиберий (42 г. до н.э. — 37 г. н.э.) — второй император Рима. При нем Христос был распят.
Скульптура и «живой портрет «Тиберия»
Но вернемся непосредственно к предкам Иисуса.
Возможно, самый почитаемый у народа избранного патриарх — Авраам, на иврите Аврахам — «отец множеств». Его считают первым евреем. Изначально звался Аврам, затем Бог дал ему новое имя. По библейской хронологии жил в 1812 — 1637 годах до н.э. (175 лет). «Септуагинта», которой следует православная церковь, приводит другие даты: 2115 — 1940 годы до н.э. Он — духовный предок всех верующих трех великих авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, исповедующих единобожие. Прародитель арабов — через сына Измаила и евреев — через Исаака.
Авраам
Как привязать сроки жизни Авраама к известному историческому периоду? Тут нам поможет Хаммурапи (1810-1759 гг. до н.э.) —великий царь Первой Вавилонской (аморейской) династии, выдающийся полководец и правитель, создатель знаменитых «законов Хаммурапи», фактически первого в истории законодательного кодекса.
«Живой портрет» Хаммурапи
Авраам, согласно традиционной библейской иудейской хронологии, родился в 1812 году до н.э., то есть был современником великого царя и его подданным до отъезда из города Ур.
Авраам первым из евреев пришел в землю обетованную, которую Сам Яхве обещал ему: «И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки...» (Быт. 13:14-15).
На схеме внизу показаны так называемые «четыре небесных ветра» (образное название сторон света), фактически — карта Палестины. Заметим, что ориентировка по сторонам света не такая как у нас: вверху восток, справа юг (пустыня Негев), слева север, внизу запад (море).
Схема «четырех ветров»
Еще ниже — так называемая карта Мадабы, самая древняя в Иудее, на которой указаны различные объекты Святой земли; названия переведены с древнегреческого на латинский, а с него на английский.
Карта Мадабы
Как Авраам попал в Святую землю? Отец его Фарра (Терех) покинул халдейский (древнешумерский) Ур, взяв с собой Авраама, Нехора, Сару и Лота — внука от рано умершего сына Арама (Быт. 11:26). По дороге в городе Харране в северной Месопотамии Фарра умер в возрасте 205 лет (Быт. 11:32).
Ур. Археологические раскопки в Телль-эль-Мукайяр.
Внизу на схеме представлено путешествие Авраама из Ура до египетского Зоана и обратно до ханаанского поселения Бершеба.
Схема
Харран. Фрагмент реконструкции города.
Бершеба
С ним связано еще одно важнейшее событие в истории народа избранного: именно при нем совершился отказ от человеческих жертвоприношений: Бог отверг приношение Авраамом в жертву своего сына Исаака. Яхве поставил завет именно с Авраамом, ввел обрезание, обещал ему множество потомков, включая царей, которые получат территории Ханаана (современную Палестину) в вечное владение.
Авраам и его жена Сарра
Изображение бараньей головы времен Авраама
Похоронен он в пещере Махпела в Хевроне (Быт. 25), то есть в Пещере патриархов (или предков).
Мавзолей Махпела
Могила Авраама
Всего там покоятся четыре пары патриархов и их жен: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия, а также сыновья Иакова, в том числе Иосиф, и еще голова Исава, брата-близнеца Иакова.
О Махпеле стоит рассказать подробнее, ведь это вторая по важности после Стены плача в Иерусалиме иудейская святыня. Название ее переводится с иврита как «двойная, парная», так как там фактически две пещеры, одна вверху, другая внизу.
Закономерен вопрос: почему Махпела стала объектом поклонения?
Согласно преданию, Авраам жил в Хевроне очень долгое время. Однажды Яхве послал ему трех ангелов под видом гостей-мужчин. Хлебосольный хозяин решил угостить их по-царски, что в те времена означало накормить мясным блюдом. Патриарх попытался заколоть бычка, но тот убежал и спрятался в пещере возле рощи Мамре. Авраам спустился за ним и вдруг почувствовал изумительно приятный запах. Он сразу догадался, что перед ним вход в Ган Эден—райский сад. Именно поэтому Сиф похоронил здесь своего отца Адама и мать Еву. В результате Авраам купил окружающую пещеру территорию и сделал ее родовой усыпальницей.
Пещера Махпела внутри
«Рай» Чюрлениса
Первой после перволюдей там упокоилась жена патриарха Сарра.
Погребение Сарры. Гюстав Доре.
В последней четверти 1 века до н.э. Ирод, желавший добиться популярности у ненавидевших его иудеев, построил на этом месте грандиозный мавзолей.В конце 13 века завоевавшие землю обетованную египетские мамлюки под предводительством великого полководца султана Бейбарса, победителя монголов и крестоносцев, построили внутри здания роскошные надгробия в мусульманском стиле: в исламе патриархов почитают как пророков — предшественников Мухаммеда.
Султан Бейбарс
Мамлюки
Следует учесть, что это кенотафы: тела патриархов и их жен покоятся внизу в самой пещере, куда доступ закрыт.
Махпела внутри
Авраам с семьей долгое время жил в древнем городе Хеврон у дубовой рощи Мамре, которая тоже стала объектом поклонения, так как находилась в пределах владений этого патриарха. Там стоял огромный дуб, потомок которого существует и сейчас и почитается народом избранным. Возле рощи и находилась Махпела.
Дуб в роще Мамре
О следующих предках Спасителя — в части 5 этого выпуска. Пока же для разнообразия предложу вам послушать древний гимн не иудеев, а другого народа — шумеров — на их языке. Это отрывок из величайшего эпоса «О все видавшем», более известном как «Гильгамеш». Он создавался на протяжении 1500 лет и получил свою окончательную форму как раз в эпоху Авраама, так что будущие евреи вполне могли слушать его. Это эпическое произведение пользовалось необычайной популярностью на Древнем Востоке в течение 25 веков. Я лично ставлю его на первое место среди «коллег» по литературным качествам.
Гильгамеш и табличка с эпосом
Исполняет замечательный канадский музыкант Питер Прингл на языке оригинала. В отличие от иудейских псалмов, чьи первичные мотивы мы не знаем, в данном случае музыку вроде бы удалось воспроизвести, так как подобие ее нот было записано на глиняных табличках. Играет он на копии подлинной шумерской трехструнной лютни — гишгуди.
Прингл поет начало поэмы.
«В те дни,
В те давние дни.
В те ночи,
В те древние ночи.
В те давние годы,
В те древние дни, когда
Все вещи были созданы,
В древние времена, когда
Всем вещам даны были их места.
Когда хлеб впервые попробовали
В священных храмах земли,
Когда печи были зажжены.
Когда небеса были
Отделены от земли.
Когда земля была
Отделена от небес.
Когда человечество
Было создано...»
Стоит отметить, что этих строк нет в классической вавилонской версии эпоса; очевидно, они взяты из гораздо более ранней шумерской поэмы.
Продолжение следует
Юрий Пульвер