25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество. (вып. 6). Предки Иисуса Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 6). Предки Иисуса. Часть 6.

После Соломона и Нафана до Иосифа Обручника в списке пращуров Христа есть только один достойный упоминания персонаж: Зоровавель, на иврите Зарубавэль — «семя Вавилона» (его изображение показано над заголовком). Это ассирийско-вавилонское имя. Его отцом был Шантиэль, в синодальном русском переводе Салафииль.

В Танахе он упоминается как персидский наместник Иудеи (Агг. 1:4). Под руководством этого вождя первая партия иудейских пленников числом 42360 (Ездр. 2:64) вернулась из вавилонского плена на родину. Датируется это событие между 538-520 годами до н.э.

Он потомок Давида и Соломона (Мт. 1:12), вследствие чего народ избранный почитает его своим князем. Кир Великий назначил его правителем Иудеи и поручил устроить переселение пленников.

2_Кир Великий 

Кир Великий 

Через два года после возвращения в Иерусалим вместе с первосвященником Ездрой он заложил основы Второго храма (Ездр. 3:8) на месте святилища Соломона, разрушенного в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором при подавлении восстания в Иудее.

3_Навуходоносор 

Навуходоносор

4_Разрушение Иерусалима_осада вавилонянами

Разрушение Иерусалима вавилонянами 

Зоровавель организовал гражданскую и религиозную жизнь на вновь обретенной родине, успешно воевал против Самарии. При нем и Ездре была сформирована в окончательном виде та версия Ветхого Завета, которая дошла до наших дней. Он стал одним из родоначальников Иешуа Га Ноцри, причем единственный упоминается в генеалогиях обоих  евангелистов. Впрочем, у Луки он стоит в списке на два персонажа раньше, чем у Матфея.

5_5_Храм Зоровавеля_2

Храм Зоровавеля

6_еврейский Танах – Ветхий Завет_свитки_1

Еврейский Танах – Ветхий Завет

После Зоровавеля за неимением достойных упоминания кандидатов сразу перейдем к бабушкам и дедушкам Христа. Сведения об этой категории предков Мессии весьма скудны, отрывочны, а порой и противоречивы.

Особое внимание отцы церкви уделили путанице, возникшей с дедом по отцу. Матфей называет его Иаковом (1:15), Лука Илием (3:23).

Юлий Африканский объяснил это несовпадение обычаем левирата: мать Иосифа вышла замуж за Илия, тот умер, не зачав ей ребенка, она досталась младшему брату Иакову; чадо от него, Иосиф, юридически считался сыном Илия. Но, по родословным у Матфея и Луки, отцы у Илия и Иакова были разные, так что Юлий объявил их братьями по матери.

Иероним Стридонский создал схожую версию: Иаков, отец Обручника по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа Плотника по генеалогии Луки, родились от одной матери (по преданию, ее звали Эстой), но от разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восстановил ему семя, взяв за себя его вдову, как и требовал закон левирата.

Не следует все усложнять: дед Христа по приемному отцу мог носить двойное имя, как многие иудеи, а позднее — первохристиане, например, Соломон-Иедидиа, Симон-Петр и т.д. Варианты имени его собственного отца — Матфан у Матвея и Матфат у Луки — различаются лишь одной буквой, так что вполне допустима ошибка переписчика. Что же касается всех остальных неувязок, то разночтения неудивительны: семейные списки погибли, а удержать в памяти десятки поколений было практически невозможно даже масоретам - специально подготовленным книжникам, которые знали наизусть целые книги Ветхого Завета. Более подробно о двойных именах я рассказал в выпуске 4. А если принять на веру, что родословная Матфея относится к Богородице, а не к Ее нареченному мужу, то никакого противоречия вообще нет.

Пока же вернемся к предкам Мешиаха. Стоит отметить, что о Его дедушке и бабушке по Матери известно куда больше, чем по приемному отцу.

Святой Иоаким, в православии богопраотец, в канонической Библии не присутствует. В литературе, посвященной житиям святых, на основании неуказанных источников он причисляется к роду Давидову: «Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхою и Панфира, Панфир родил Варлафира, Варлафир же родил Иоакима, отца Божьей Матери». Маловато четырех поколений для тысячи лет!

7_Жертвоприношение Иоакими_Джотто 

Иоаким. Джотто

Иоаким родился, по преданию, в Сепфорисе, но жил в Назарете.

8_Национальный парк Сепфорис_Израиль 

Национальный парк Сепфорис. Израиль

9_Назарет

Назарет 

Женился он на Анне, младшей дочери священника Матфана из колена Левииного из рода Ааронова, а по матери она принадлежала к колену Иудину. У них был единственный ребенок-Мария.

10_Картина встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот_Джотто 

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Джотто

11_Картина Иоаким с Марией_Икона Рождества Богородицы

Икона Рождества Богородицы

Прожил он 80 лет, похоронен в Иерусалиме в гробнице, над которой ныне высится Церковь Успения Божьей Матери, построенная в VI веке в Гефсимании - месте, где находился сад, в котором был арестован Христос.

12_12_Церковь Успения Богородицы в Гефсимании_2

Церковь Успения Божьей Матери

12_Церковь Успения Божьей Матери, построенная в VI веке в Гефсимании

В церкви Успения Божьей Матери

В этом храме есть три православных престола: в честь Иоакима, его супруги Анны, а также Иосифа Обручника, где все трое были похоронены. Рядом место Успения Богородицы.

13_придел святых Иоакима и Анны справа от лестницы 

Придел святых Иоакима и Анны справа от лестницы

14_погребение праведного Иоакима

Погребение праведного Иоакима

15_гробница Приснодевы

Гробница Приснодевы

Святая Анна, на иврите «милость, благодать», бабушка Христа по Матери, в христианстве богопраматерь. В каноне она не присутствует, зато упоминается в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея».

16_Рождество Богородицы 

Рождество Богородицы

17_Картина святая Анна с Марией_Леонардо да Винчи

Святая Анна с Марией, Леонардо да Винчи 

Как я уже указал, происходила она из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, брата Моисея. Это очень важно для христиан, так как ее брак с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождение Марии соединяют две важнейшие генеалогические линии Священного Писания: царская и мессианская Давида и священническая Аарона. По преданию, обе эти линии сливаются в Иисусе как Мессии и одновременно Небесном Иерее.

18_Уильям Этти – Первосвященник Аарон

Уильям Этти «Первосвященник Аарон»

Средневековые западноевропейские авторы, особенно творец «Золотой легенды» - популярного, полного выдумок апокрифа, насочиняли, будто Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, еще дважды выходила замуж и родила еще двух дочерей, каждая из которых тоже получила имя Мария. Это полная чушь. Во-первых, прабогоматерь и в первый раз родила чудом, будучи в преклонных для того времени летах. Во-вторых, она скончалась в возрасте 79 лет вскоре после кончины супруга. Вот уж поистине завидная невеста да еще способная дать жизнь еще двоим дочерям! В-третьих, называть всех трех дочерей одинаково - нелепость: что, в Иудее имен не хватало?!

Из-за этой средневековой несуразицы у некоторых библиеведов возникла проблема Сродников Господних или Святой Родни, о которой расскажу позже.

Впрочем, концепция трех браков Анна была в середине XVI века осуждена Тридентским собором. Святой Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только единожды. С ним солидарна вся православная традиция. По Дмитрию Ростовскому, отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей.

Иоаким и Анна поженились, когда жениху исполнилось 20 лет. Анна родила Марию, будучи сорокалетней. Богоматерь — двоюродная сестра Елисаветы, жены жреца Захарии. Елисавета происходила из рода Аарона, главного левитского рода. Значит, Мария вышла не только из колена Давида, но и из племени священников.

Имена дедушки и бабушки Христа с материнской стороны имели сакральные значения. Иоаким - «Яхве восстановил». Анна, на иврите и арамейском Хана — «благодатная». По средневековой легенде, она в детстве получала пищу от оленя. В 710 году ее мощи были перенесены в Иерусалим (скорее всего, из Галилеи, где она умерла), хотя с 635 года бывшая столица Иудеи была уже священным мусульманским городом. В 1677 году папа Иннокентий XI осудил неаполитанского богослова Империала, утверждавшего, будто св. Анна после зачатия Богородицы осталась девственницей. Иезуит Ксавье полагал, что родила она Марию в пятницу 11 сентября, а не 8 сентября, как принято считать.

Иоаким и Анна сначала жили в пещере под Иерусалимом, сохранившейся до наших времен. Потом переехали в Сепфорис, оттуда — в Назарет. Богатство Иоакиму принесло, судя по его многочисленным стадам, скотоводство.

Natsionalnyj-park-TSipori 

Развалины Сепфориса

20_Джотто ди Бондоне Возвращение Иоакима к пастухам

Джотто ди Бондоне «Возвращение Иоакима к пастухам»

В Иерусалиме есть базилика святой Анны, построенная на том месте, где, согласно католическому преданию, увидела свет Богоматерь.

21_базилика Анны_Иерусалим 

Базилика Анны

22_Россетти Данте Габриэль Юность Марии

Россетти Данте Габриэль «Юность Марии»

23_Картина Введение во Храм Марии_Тициан

Картина «Введение во Храм Марии». Тициан. 

Последние два года своей жизни бабушка Христа провела при Храме рядом с воспитывавшейся там Дочерью. Это, конечно, является выдумкой более поздних благочестивых авторов, так как в Иерусалимском святилище вход дочерям Евы был разрешен только в один двор, так и называвшийся-Двор женщин; но об этом подробнее поговорим в выпуске о Богородице.

храм_второй вариант 

Реконструкция Храма и внутренних дворов. На левой стороне показаны план и сечение.

  1. Фасад Храма
  2. Вход в святилище
  3. Святилище
  4. Святая Святых
  5. Большой алтарь
  6. Двор израильтян
  7. Бронзовые врата (Ворота Никанора)
  8. Двор женщин 

Память успения Анны 25 июлю (7 августа).

Захоронены Иоаким и Анна, как я уже упоминал, вблизи будущей гробницы своей Дочери, а также Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима, на краю Иосафатовой долины.

25_Гефсиманский сад 

Гефсиманский сад

26_Долина Иосафата

Долина Иосафата 

Мощи Анны были перенесены из Святого града в Константинополь, оттуда разошлись кусочками по множеству монастырей: плечо и ладонь в монастырь Старовуни на острове Кипр; левая и правая стопы и левая рука в три монастыря на горе Афон в Греции; часть мощей хранятся также в монастыре Иоанна Богослова на греческом острове Патмос (где он написал «Откровение») и церкви Панагии в Салониках. Даже в России есть частица ее тела - в Валаамовом монастыре.

27_Мощи Святой Анны 

Мощи святой Анны в Валаамовом монастыре 

Опять же для разнообразия давайте послушаем не еврейский псалм или молитву, а древнегреческую песню на койне, диалекте этого языка, служившем для международного общения на всей территории Римской империи. Называется она «Эпитафия Сейкилоса», была создана как раз на стыке старой и новой эр, пользовалась огромной популярностью, в том числе у иудеев, так как была похожа по содержанию на некоторые части библейской книги «Экклезиаст», чье авторство приписывают Соломону. Иисус и многие апостолы точно (евангелия были написаны на древнегреческом), а дедушки и бабушки и родители Христа, возможно, знали койне и слышали эту песню. Она была записана на мраморную плиту, причем не только слова, но и первичные ноты. Это весьма странное произведение. Плита была на могиле жены Сейкилоса по имени Эвтерпа. Предисловие к эпитафии печальное, но слова взяты из застольной песни.

«Эпитафия Сейкилоса» (ок. 200 г. до н.э. - 100 г. н. э.) - один из старейших примеров полностью сформированного музыкального произведения (слова + музыка). Ноты записаны в древнегреческой нотации.

2475550_600

Плита на могиле Эвтерпы

 «Я есть портрет в камне.

Я помещен сюда Сейкилосом

и останусь здесь навсегда

как символ неувядаемой памяти.

Живи, друг, и веселись.

Не печалься ни о чем.

Наша жизнь коротка, быстротечна,

Срок нам дан веселиться недолго.

Пока вы живы и блистательны, не грустите ни о чем».

Следующий выпуск будет посвящён Богоматери.

 

Продолжение следует 

Юрий Пульвер

 

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Цикл «Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения