Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 6). Предки Иисуса. Часть 6.
После Соломона и Нафана до Иосифа Обручника в списке пращуров Христа есть только один достойный упоминания персонаж: Зоровавель, на иврите Зарубавэль — «семя Вавилона» (его изображение показано над заголовком). Это ассирийско-вавилонское имя. Его отцом был Шантиэль, в синодальном русском переводе Салафииль.
В Танахе он упоминается как персидский наместник Иудеи (Агг. 1:4). Под руководством этого вождя первая партия иудейских пленников числом 42360 (Ездр. 2:64) вернулась из вавилонского плена на родину. Датируется это событие между 538-520 годами до н.э.
Он потомок Давида и Соломона (Мт. 1:12), вследствие чего народ избранный почитает его своим князем. Кир Великий назначил его правителем Иудеи и поручил устроить переселение пленников.
Кир Великий
Через два года после возвращения в Иерусалим вместе с первосвященником Ездрой он заложил основы Второго храма (Ездр. 3:8) на месте святилища Соломона, разрушенного в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором при подавлении восстания в Иудее.
Навуходоносор
Разрушение Иерусалима вавилонянами
Зоровавель организовал гражданскую и религиозную жизнь на вновь обретенной родине, успешно воевал против Самарии. При нем и Ездре была сформирована в окончательном виде та версия Ветхого Завета, которая дошла до наших дней. Он стал одним из родоначальников Иешуа Га Ноцри, причем единственный упоминается в генеалогиях обоих евангелистов. Впрочем, у Луки он стоит в списке на два персонажа раньше, чем у Матфея.
Храм Зоровавеля
Еврейский Танах – Ветхий Завет
После Зоровавеля за неимением достойных упоминания кандидатов сразу перейдем к бабушкам и дедушкам Христа. Сведения об этой категории предков Мессии весьма скудны, отрывочны, а порой и противоречивы.
Особое внимание отцы церкви уделили путанице, возникшей с дедом по отцу. Матфей называет его Иаковом (1:15), Лука Илием (3:23).
Юлий Африканский объяснил это несовпадение обычаем левирата: мать Иосифа вышла замуж за Илия, тот умер, не зачав ей ребенка, она досталась младшему брату Иакову; чадо от него, Иосиф, юридически считался сыном Илия. Но, по родословным у Матфея и Луки, отцы у Илия и Иакова были разные, так что Юлий объявил их братьями по матери.
Иероним Стридонский создал схожую версию: Иаков, отец Обручника по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа Плотника по генеалогии Луки, родились от одной матери (по преданию, ее звали Эстой), но от разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восстановил ему семя, взяв за себя его вдову, как и требовал закон левирата.
Не следует все усложнять: дед Христа по приемному отцу мог носить двойное имя, как многие иудеи, а позднее — первохристиане, например, Соломон-Иедидиа, Симон-Петр и т.д. Варианты имени его собственного отца — Матфан у Матвея и Матфат у Луки — различаются лишь одной буквой, так что вполне допустима ошибка переписчика. Что же касается всех остальных неувязок, то разночтения неудивительны: семейные списки погибли, а удержать в памяти десятки поколений было практически невозможно даже масоретам - специально подготовленным книжникам, которые знали наизусть целые книги Ветхого Завета. Более подробно о двойных именах я рассказал в выпуске 4. А если принять на веру, что родословная Матфея относится к Богородице, а не к Ее нареченному мужу, то никакого противоречия вообще нет.
Пока же вернемся к предкам Мешиаха. Стоит отметить, что о Его дедушке и бабушке по Матери известно куда больше, чем по приемному отцу.
Святой Иоаким, в православии богопраотец, в канонической Библии не присутствует. В литературе, посвященной житиям святых, на основании неуказанных источников он причисляется к роду Давидову: «Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхою и Панфира, Панфир родил Варлафира, Варлафир же родил Иоакима, отца Божьей Матери». Маловато четырех поколений для тысячи лет!
Иоаким. Джотто
Иоаким родился, по преданию, в Сепфорисе, но жил в Назарете.
Национальный парк Сепфорис. Израиль
Назарет
Женился он на Анне, младшей дочери священника Матфана из колена Левииного из рода Ааронова, а по матери она принадлежала к колену Иудину. У них был единственный ребенок-Мария.
Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. Джотто
Икона Рождества Богородицы
Прожил он 80 лет, похоронен в Иерусалиме в гробнице, над которой ныне высится Церковь Успения Божьей Матери, построенная в VI веке в Гефсимании - месте, где находился сад, в котором был арестован Христос.
Церковь Успения Божьей Матери
В церкви Успения Божьей Матери
В этом храме есть три православных престола: в честь Иоакима, его супруги Анны, а также Иосифа Обручника, где все трое были похоронены. Рядом место Успения Богородицы.
Придел святых Иоакима и Анны справа от лестницы
Погребение праведного Иоакима
Гробница Приснодевы
Святая Анна, на иврите «милость, благодать», бабушка Христа по Матери, в христианстве богопраматерь. В каноне она не присутствует, зато упоминается в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея».
Рождество Богородицы
Святая Анна с Марией, Леонардо да Винчи
Как я уже указал, происходила она из колена Левиина из рода первосвященника Аарона, брата Моисея. Это очень важно для христиан, так как ее брак с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождение Марии соединяют две важнейшие генеалогические линии Священного Писания: царская и мессианская Давида и священническая Аарона. По преданию, обе эти линии сливаются в Иисусе как Мессии и одновременно Небесном Иерее.
Уильям Этти «Первосвященник Аарон»
Средневековые западноевропейские авторы, особенно творец «Золотой легенды» - популярного, полного выдумок апокрифа, насочиняли, будто Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, еще дважды выходила замуж и родила еще двух дочерей, каждая из которых тоже получила имя Мария. Это полная чушь. Во-первых, прабогоматерь и в первый раз родила чудом, будучи в преклонных для того времени летах. Во-вторых, она скончалась в возрасте 79 лет вскоре после кончины супруга. Вот уж поистине завидная невеста да еще способная дать жизнь еще двоим дочерям! В-третьих, называть всех трех дочерей одинаково - нелепость: что, в Иудее имен не хватало?!
Из-за этой средневековой несуразицы у некоторых библиеведов возникла проблема Сродников Господних или Святой Родни, о которой расскажу позже.
Впрочем, концепция трех браков Анна была в середине XVI века осуждена Тридентским собором. Святой Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только единожды. С ним солидарна вся православная традиция. По Дмитрию Ростовскому, отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей.
Иоаким и Анна поженились, когда жениху исполнилось 20 лет. Анна родила Марию, будучи сорокалетней. Богоматерь — двоюродная сестра Елисаветы, жены жреца Захарии. Елисавета происходила из рода Аарона, главного левитского рода. Значит, Мария вышла не только из колена Давида, но и из племени священников.
Имена дедушки и бабушки Христа с материнской стороны имели сакральные значения. Иоаким - «Яхве восстановил». Анна, на иврите и арамейском Хана — «благодатная». По средневековой легенде, она в детстве получала пищу от оленя. В 710 году ее мощи были перенесены в Иерусалим (скорее всего, из Галилеи, где она умерла), хотя с 635 года бывшая столица Иудеи была уже священным мусульманским городом. В 1677 году папа Иннокентий XI осудил неаполитанского богослова Империала, утверждавшего, будто св. Анна после зачатия Богородицы осталась девственницей. Иезуит Ксавье полагал, что родила она Марию в пятницу 11 сентября, а не 8 сентября, как принято считать.
Иоаким и Анна сначала жили в пещере под Иерусалимом, сохранившейся до наших времен. Потом переехали в Сепфорис, оттуда — в Назарет. Богатство Иоакиму принесло, судя по его многочисленным стадам, скотоводство.
Развалины Сепфориса
Джотто ди Бондоне «Возвращение Иоакима к пастухам»
В Иерусалиме есть базилика святой Анны, построенная на том месте, где, согласно католическому преданию, увидела свет Богоматерь.
Базилика Анны
Россетти Данте Габриэль «Юность Марии»
Картина «Введение во Храм Марии». Тициан.
Последние два года своей жизни бабушка Христа провела при Храме рядом с воспитывавшейся там Дочерью. Это, конечно, является выдумкой более поздних благочестивых авторов, так как в Иерусалимском святилище вход дочерям Евы был разрешен только в один двор, так и называвшийся-Двор женщин; но об этом подробнее поговорим в выпуске о Богородице.
Реконструкция Храма и внутренних дворов. На левой стороне показаны план и сечение.
- Фасад Храма
- Вход в святилище
- Святилище
- Святая Святых
- Большой алтарь
- Двор израильтян
- Бронзовые врата (Ворота Никанора)
- Двор женщин
Память успения Анны 25 июлю (7 августа).
Захоронены Иоаким и Анна, как я уже упоминал, вблизи будущей гробницы своей Дочери, а также Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима, на краю Иосафатовой долины.
Гефсиманский сад
Долина Иосафата
Мощи Анны были перенесены из Святого града в Константинополь, оттуда разошлись кусочками по множеству монастырей: плечо и ладонь в монастырь Старовуни на острове Кипр; левая и правая стопы и левая рука в три монастыря на горе Афон в Греции; часть мощей хранятся также в монастыре Иоанна Богослова на греческом острове Патмос (где он написал «Откровение») и церкви Панагии в Салониках. Даже в России есть частица ее тела - в Валаамовом монастыре.
Мощи святой Анны в Валаамовом монастыре
Опять же для разнообразия давайте послушаем не еврейский псалм или молитву, а древнегреческую песню на койне, диалекте этого языка, служившем для международного общения на всей территории Римской империи. Называется она «Эпитафия Сейкилоса», была создана как раз на стыке старой и новой эр, пользовалась огромной популярностью, в том числе у иудеев, так как была похожа по содержанию на некоторые части библейской книги «Экклезиаст», чье авторство приписывают Соломону. Иисус и многие апостолы точно (евангелия были написаны на древнегреческом), а дедушки и бабушки и родители Христа, возможно, знали койне и слышали эту песню. Она была записана на мраморную плиту, причем не только слова, но и первичные ноты. Это весьма странное произведение. Плита была на могиле жены Сейкилоса по имени Эвтерпа. Предисловие к эпитафии печальное, но слова взяты из застольной песни.
«Эпитафия Сейкилоса» (ок. 200 г. до н.э. - 100 г. н. э.) - один из старейших примеров полностью сформированного музыкального произведения (слова + музыка). Ноты записаны в древнегреческой нотации.
Плита на могиле Эвтерпы
«Я есть портрет в камне.
Я помещен сюда Сейкилосом
и останусь здесь навсегда
как символ неувядаемой памяти.
Живи, друг, и веселись.
Не печалься ни о чем.
Наша жизнь коротка, быстротечна,
Срок нам дан веселиться недолго.
Пока вы живы и блистательны, не грустите ни о чем».
Следующий выпуск будет посвящён Богоматери.
Продолжение следует
Юрий Пульвер