26 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 2.

Мы остановились на внешности Богородицы. Конечно, исходя из того, что иудеи да и вообще все древние народы некрасивых к священным обрядам не допускали (красота — дар Бога, ее отсутствие — немилость Неба); что Иисус был похож на Мать, а Мессия был прекрасен, можно с уверенностью признать Пресвятую Деву редкой красавицей. Святой Антоний Мученик еще в VI веке восхищался прелестью назаретских девушек, и, думается, это качество они сохранили с эпохи Мариам.

Из сотен картин на эту тему мне больше всего нравится «Сикстинская Мадонна» Рафаэля (показана над заголовком), но, к сожалению, это всего лишь портрет прелестной итальянки-натурщицы. Приснодеву она представляет лишь символически. Но есть сотни типов женской красоты; каким именно из них обладала Та, Кто единственная за всю историю Земли удостоилась чести зачать ребенка от Бога-Отца? Об этом мы способны лишь строить догадки, основываясь на намеках, которые дают имена иудеек. А они, как и мужские, присваивались не просто так, а в силу различных соображений и обстоятельств.

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). В русскоязычной Библии Ева переводится как «Жизнь»; в подлиннике это имя звучит «Хава» и образовано от древнееврейского глагола «хай» — «жить». На арамейском данное слово имеет еще одно значение: «змея» (как и арабское «хавна»); первоженщине поклонялись в облике змееподобной богини. Об этом я рассказал в первом выпуске цикла «Рождество».

2_2_Ева_Художник Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп 

Ева, художник Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп 

Самое популярное имя еврейки — Тамара (библейское Фамарь). Так звали храбрую невестку Иуды (Быт. 38:6); несчастную дочь Давида, изнасилованную собственным братом Амноном (2 Цар. 13:1-14); дочь царевича Авессалома (2 Цар. 14:27). О двух последних особо сказано, что они были красивыми. Фамарь означает «будь прекрасной, как пальма». Очаровательная женщина сравнивается с этим деревом в «Песне Песней» (7:8), гомеровский Одиссей делает такой комплимент царевне Навсикае, в Египте красавицу называли «пальма любви»; этим эпитетом пользовались древние арабские поэты.

_пра вар_1 

Пальма 

Лия — «утвержденная, слабая», Рахиль — «млеком питающая, мать-овца», Ревекка — «узы, оковы, пленение красотою», Реума — «возвышенная, высокая», Гадесса — «мирт» (она более известна как Есфирь, жена царя Артаксеркса, но это персидское имя — «звезда»).

4_Есфирь_Эдвин Лонг Эсфирь_1

Есфирь, художник Эдвин Лонг 

Вирсавия — «дочь клятвы», Пенинна — «с густыми волосами», Баземат — «пахнущая бальзамом». Далида — «малышка» (в смысле «дорогая»). В некоторых библейских энциклопедиях, правда, это имя из-за роковой роли этой женщины в судьбе Самсона толкуется как «жалкая, бедная, несчастная». Кстати, эту филистимлянку чаще называют Далила, хотя в синодальном русском переводе Библии указано: Далида (Суд. 16: 4-21). С иврита ее имя расшифровывается как «ниспадающие волосы, кудри»; это укороченное теофорное имя, сходное с аккадским «Дали Иштар» - «Слава Иштар», которое перешло к филистимлянам.

5_5_Самсон и Далила_Питер Пауль Рубенс Самсон и Далила 

Самсон и Далила, Питер Пауль Рубенс 

Имя Приснодевы имеет несколько значений. Мария—греческий перевод иудейского Мариам - предположительно «горечь, возмущение». Есть также предположение, что оно происходит от корня «м-р-н», что значит «быть тучным». В I веке до н.э. у иудеев это являлось положительной характеристикой в смысле «сильная, прекрасная», так как чрезмерная худоба у женщин ими на приветствовалась. Другой возможный корень: «м-р-р» - «быть горькой».

Некоторые эксперты считают, что с иврита Мариам переводится как «высокая, возвышенная, превознесенная», в арамейском это имя имеет значение «госпожа, владычица моря». Греки придали ему форму Мария, что означает «дитя влечения, дорогая, любимая». Но, если говорить о внешности, не исключена интерпретация: пухленькая, в противовес Фамари. То есть можно предполагать, что дочь Анны и Иоакима не была худой, как щепка.

Мариам звали и пророчицу — сестру Моисея и Аарона, и прославленную красавицу — любимую жену Ирода, и многих женщин, сопровождавших Христа: Магдалину; супругу Клеопы, мать евангелиста Марка.

6_Ожившие портрет Мария Магдалина

«Живой портрет» Магдалины, воссозданный по ее мощам (черепу), хранящимся в базилике Сен-Максимен-Ла-Сент-Бом, юг Франции 

Такой переизбыток Мариам вокруг Спасителя заставляет задуматься еще об одном — древнейшем — значении этого имени. Когда в пустыне спасшиеся из Египта евреи нашли источники горькой воды, то назвали их Марра (Исх. 15:23), дословно «горечь». Правильное произношение этого слова: Марах. Марою, «горькою водою», назвала себя несчастная Ноеминь, потерявшая мужа и сыновей и не обретшая внуков, не имеющая родича-мужчины, который мог бы ее защитить (Руфь 1:20). Так что за первым смыслом в имени Мариам скрыто второе, глубинное — «горькая» или «горькое море». Так на Востоке называли профессиональных плакальщиц. Отсюда и Марии у гроба распятого Мессии...

7_7_Пророчица Мариам, сестра Моисея 

Пророчица Мариам, сестра Моисея 

И последняя черта облика Марии: вид у нее был кроткий. Даже ягненок может взбеситься и озвереть; но ни львица, ни фурия не родит Агнца!

Блаженны те, которым посчастливилось лицезреть жену Бога Живого! Им не приходилось гадать, как Она выглядит. Как бы я хотел оказаться в их числе хоть на одно мгновение, хоть одним глазком взглянуть на Богоматерь! Ибо, быть может, взглянуть на нее означает увидеть тот телесный облик, коий имел третий член Троицы? «Матерь Моя — Дух Святой», — сказал Иисус в «Евангелии евреев», древнейшем из неканонических благовестов. Вспомним также утверждение, будто Спаситель был похож на Свою Мать, и утвердимся во мнении, что красоту Марии из Назарета можно назвать божественной и в прямом, и в переносном смысле слова.

8_Картина Голубь – Дух Святой 

Голубь – Дух Святой 

А как Она была одета? Достаточно обоснованное предположение на сей счет можно построить, исходя из традиционной женской одежды того времени и присущей Ей скромности.

9_Иудейские женские одежды на фреске из синагоги Дура-Еуропос 

Иудейские и сирийские женские одежды на фреске из синагоги Дура-Еуропос, 250-й год. 

Скорее всего носила Мариам старозаветную отечественную галилейскую милоть бежевого цвета, правда, более изящную, чем мужская, и более длинную. Под покрывалом — обычное шерстяное платье из чередующихся темных и светлых полос, разрезанное у плеч, чтобы просунуть руки. Ткацкие станки у евреев не позволяли получать куски больше двух локтей, и потому прямоугольники ткани сшивались краями, чтобы придать одежде необходимую длину. Позднее Богоматерь проявила высокое мастерство, соткав Сыну хитон без швов — настолько драгоценную одежду, что легионеры, дежурившие у Креста и делившие пожитки Распятого, пожалели рвать Его хитон и, без своего ведома, выполнили древнее пророчество: кидали жребий, чтобы выяснить, кому достанется добыча (Лк. 23:34).

10_Картина Легионеры делят одежду Христа 

Легионеры делят одежду Христа 

Об одеянии Марии мы можем также судить по сохранившейся до наших дней реликвии — так называемому Покрову Богородицы, который Она, по преданию, носила.

Первичная длина Покрова (по записи епископа французского города Меринвилля в 1712 году) была 4,8 метра. Во время революции 1793 года во Франции покрывало было несколько укорочено, чтобы его можно было легче спрятать от санкюлотов-атеистов. Отрезанные части разошлись по различным дворянским семьям. Сейчас самый большой из кусков Покрова — шелковая ткань бежевого цвета длиной 2,12 и шириной 0,46 метра с несколькими пятнами от сырости — хранится в соборе Нотр-Дам города Шартр, куда он впервые попал в IX веке. Как и Туринская плащаница, Покров пережил пожар. Точное время его изготовления не установлено, но некоторые ученые считают, что покрывало намного древнее IX века.

11_Собор Нотр-Дам в Шартре 

Собор Нотр-Дам в Шартре

12_Покров Богородицы_икона

Покров Богородицы 

Одеяние никак не подчеркивало Ее особый статус воспитанницы святилища Божия, как у мужчин — ефоды жрецов или робы раввинов с голубой окантовкой. Только по хорошему окрасу ткани Покрова можно было определить, что Ее происхождение — не из бедной семьи. О том же говорила обувь — кожаные сандалии. Обувка назаретских беднячек — подметки из коровьей кожи, привязанные к голени шнурками, которые проходят между большим и вторым пальцами ног. Голову Мариам венчала специальная подушечка, над которой высился глиняный кувшин, когда Она носила воду.

16_сандалии 

Сандалия из оазиса Ен-Геди

15_Кувшины водоносы

Кувшины-водоносы

_правив вар_1

Восточная женщина с кувшином 

О прическе Приснодевы судить еще труднее, чем о внешности. Судя по всему, иудейки носили распущенные волосы, не уподобляясь римлянкам, которые обожали пышные, порой весьма сложные и замысловатые прически. Однако еврейки тогда также заплетали косы. Пример тому можно увидеть на снимке внизу.

14_прически древних римлянок_1 

Прически древних римлянок

коса

Коса, найденная в крепости Масада

Рассказ об Богородице продолжу в 3-й части выпуска. А пока давайте послушаем псалом «Царь Давид» на иврите в исполнении известной израильской группы «Ямма Ансамбль». Музыка современная, стилизованная под древнюю, зато слова взяты из псалмов Давида и «Книги Царств».

 

«Псалом царя Давида.

Пастух среди лилий,

Который играет на струнах,

Поет и скандирует.

У Давида были прекрасные глаза.

Пастух среди лилий.

Саул убил тысячи,

А Давид десятки тысяч.

Сын Иессея живет вечно».

17_17_Картина Молодой Давид играет на лире 

Давид играет на лире

Все потомки Псалмопевца, знавшие о своем происхождении, а значит, предки, родители Иисуса и Он Сам, несомненно, слышали эти слова. 

Продолжение следует 

Юрий Пульвер

 18+

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения