23 мая 2022, понедельник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 3.

Я уже упоминал о том, что художники изображали Приснодеву чаще, чем какую-либо другую женщину за всю историю нашей планеты. Одна из самых известных картин — «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (показана над заголовком). Однако приступим к Ее биографии, как я ранее обещал.

Христиане верят, что Богоматерь тоже относится к Давидидам, но это мнение все же основывается на предании, а не на генеалогиях Матфея и Луки, которые сводят их к Иосифу Обручнику. Тем не менее Она точно происходила из знатного рода, будучи двоюродной сестрой Елисаветы, супруги храмового жреца Захарии. Елисавета же принадлежала к роду Аарона, брата Моисея, главному среди левитов, потомственных священников. Так что Мария точно вышла из колена Левия и Аарона, а по христианскому преданию еще и из рода Давида.

Левий_правильное фото 

Левий, предок левитов

3_Джотто ди Бондоне встреча Марии и Елизаветы

Встреча Марии и Елизаветы, Джотто 

Родилась Она якобы в Иерусалиме—с чего бы, ведь родители Ее жили в Назарете и там имели недвижимость и стада. Другое предполагаемое место появления на свет Приснодевы—столица Галилеи Сепфорис, город близ Назарета, что, на мой взгляд, более вероятно, так как это родина Ее отца.

4_Иерусалим в древности 

Древний Иерусалим

5_Так возможно выглядел Назарет

Так, возможно, выглядел Назарет в I веке до н.э.

6_Сепфорис_Национальный парк Ципори_Израиль

Сепфорис, национальный парк Ципори. Израиль 

К сожалению, современники очень сильно оклеветали Богородицу. Этой клевете суждено было вызвать целую бурю в истории и усилить широко распространенное среди евреев мнение о незаконнорожденности Христа! Апологет язычества, ярый противник молодой, набирающей силу христианской религии, великий врач Цельс в своей работе «Правдивое слово» выводит иудея, разговаривающего с Иисусом. Собеседник уличает Христа в том, что Он выдумал Свое рождение от девы, на самом же деле появился в иудейской деревне от прелюбодейной связи местной нищей пряхи с римским солдатом Пандерой. Уличенная в измене, она была выгнана своим мужем, плотником по ремеслу. Бесчестно скитаясь, прелюбодейка родила Иисуса. Выросши, Тот по бедности нанялся поденщиком в Египте. Искусившись там в некоторых искусствах, которыми египтяне славятся, Иисус вернулся, гордый Своими способностями, и на этом основании объявил Себя Богом.

8_Цельс_голова философа_Лувр

Цельс, бюст врача и философа, Лувр

8_8_Прадивое слово Цельса 

Одна из медицинских книг Цельса

Талмуд тоже называет Иисуса бен Пандера, а кроме того Назарянин (Га Ноцри) и бен Стада - «сын измены», который «вывез магию из Египта в царапинах на теле», он «только так и учился». Рабби Хисда утверждал, что Иисус — бен Стада, рабби Тама опровергал это. Прозвище бен Стада Талмуд основывает на игре слов: Мария «изменила (стат-да) мужу», потому «бен Стада есть бен Пандера». В родном городе Христа Его тоже дразнили «сын Марии» (Мк. 6:3), как бы намекая, что Иосиф — не родной Его отец. У мусульман, впрочем, эта форма титулования второго в исламе после Мухаммеда пророка потеряла уничижительный смысл: Иса бен Мариам по прозвищу Безгрешный.

9_9_Иерусалимский Талмуд 

Талмуд 

Попытки объяснить этот феномен в так называемой «научной литературе» как христиан, так и атеистов не выдерживают критики. Ориген придумал, будто деда Иисуса, Иакова, именовали еще и Пантерой, так что его прозвище перешло на внука. Почему бы? Если бы отец Иосифа Обручника имел второе имя Пантера, его сын звался бы бар Пантера. Но дед внуку такого прозвища дать в наследство не мог. Иные современные библиеведы, чтобы привести Новый Завет в согласие с Талмудом и Цельсом, называют Иисуса «сыном Пантероса». Тем самым они повторяют старую лингвистическую ошибку: греческое слово партенос (дева) было спутано с именем Пантерос, никогда не существовавшим.

В 20-м веке, однако, в Германии была найдена могила некоего местного уроженца Пандеры, служившего в римских вспомогательных войсках. Гипотетически можно предположить, что этот наемник побывал в Иудее.

Правда, в захолустном Назарете оккупационные отряды не стояли, а вот в столице Галилеи Сепфорисе были точно. Пандера мог попасть в Назарет случайно с каким-то заданием и мог, естественно, положить глаз на неземную еврейскую красавицу. Кто-то это подметил и впоследствии запустил сплетню, чтобы опорочить Иисуса, Которого многие современные Ему иудеи считали минеем-еретиком. Конечно, это достаточно зыбкое предположение.

 наемник времен Христа_1 

Древнегерманский наемник времен Христа

Изображение вверху создано на основе писаний древних авторов. Но у нас есть возможность взглянуть на подлинный портрет германца-современника Христа. Это скульптура вождя племени херусков, великого полководца, победителя римлян Арминия.

, вождь племени херусков, победитель римлян, соременник Христа_1

Арминий

...Много лет спустя воспоминания о Богоматери  первосвященника Иерусалимской раннехристианской церкви Иакова Праведного, брата Христа, возможно, в достаточно искаженной форме, легли в основу так называемой «Истории Иакова о рождении Марии». В современной научной литературе это произведение более известно как «Протоевангелие Иакова». Невзирая на апокрифичность, в раннем Средневековье оно было переведено на многие языки (сирийский, коптский, армянский). До нашего времени дошли несколько средневековых рукописей. Наиболее ранний текст был обнаружен в Египте на папирусе, относящемся к III веку; само создание относят примерно к 150 году.

10_Иаков_Святой Апостол Иаков, брат Господень. Фреска церкви Преображения Господня в монастыре Зрзе, Мак 

Святой Апостол Иаков, брат Господень, фреска 

История рождения Марии пользовалась необычайной популярностью среди христиан в поздней античности и Средневековье. Церковь не могла признать «Протоевангелие» каноническим: многие сказочные детали, хотя и перетолкованные богословами, не соответствовали Новому Завету. Против него резко выступил св. Иероним; в V столетии оно было включено в список запрещенных книг. Особенно сильной была оппозиция против него в западной Церкви вплоть до ХVI века. Папа Пий V исключил из латинского требника службу Иоакима, отца Богородицы, однако затем она была восстановлена. Зато весьма любимо было «Протоевангелие» на Востоке: оно читалось, толковалось, дало основание для ряда православных Богородичных праздников, в частности — Рождества Богоматери, Введения во храм.

11_Протоевангелие Иакова 

«Протоевангелие Иакова» 

Львиная доля сведений в преданиях о Богородице взята именно из этого источника. Формирование культа Пресвятой Девы чуть ли не уравняло с каноном этот апокриф. Почитание Марии впитало в себя элементы мистериального культа Великой Матери, объединявшей образы различных языческих богинь (Исиды, Кибелы, Астарты, Артемиды и др.), которые воспринимались как ее ипостаси. Божество сие в глазах его почитателей было не только властителем всего живого, но и носителем высшей справедливости, защитницей людей. Эта последняя черта особенно ярко выступила затем в культе Богоматери-заступницы.

 12_Богиня__Кибела

Богиня Великая Матерь - Кибела

13_Астарта

Астарта 

А вообще-то культ Девы — вещь невиданная для иудаизма, а потому до IV века его не было и в христианстве. Церковь допустила его как противовес культу Исиды с его яркой эротической окрашенностью. Духовное начало было возвышено над языческим плотским.

14_Исида изображение на папирусе 

Исида, изображение на папируесе 

Что же написал Праведник о своей мачехе?

«Жил в Назарете потомок Давидов, некто Иоаким, богатый человек. Будучи праведным и щедрым, он всегда приносил двойные дары Господу, говоря:

«Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господа». И тем не менее Творец долго не давал ему чад.

Праздновали назаряне великий день Господень. Сыны Авраама приносили в святилище свои дары. «И выступил Рувим против Иоакима: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю!»

Развалины синагоги в капернауме 

Развалины синагоги в Капернауме 

«И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: «Поищу, не я ли один бездетен». И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, что не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: «Не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».

А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность...» (Протоев. Иакова).

16_Иоаким и Анна_Cavallino-Bernardo-Meeting-of-Joachim-and-Anne-before-1656-canvas-Hermitage-Naples

Иоаким и Анна. Cavallino Bernardo.

Почему она так страдала? «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126:3). Бесплодная женщина — значит проклятая. Иеремия обрушил свой гнев на сограждан, которые презрели его пророчества, пожелав им: «...да будут жены их бездетными и вдовами» (Иер. 18:21). Самой несчастливой считалась дочь Евы, муж которой развелся с ней из-за ее бесплодия или умер, оставив ее бездетной. Древнееврейский термин «вдова» первоначально означал «чрево, пропавшее зря», схожие значения имелись для слов «несчастливый» или «левосторонний» (эта сторона чрева считалась непроизводящей). Бесплодие — наказание Божье. Им поразил Он женщин Герара, царь которых Авимелех забрал себе жену Авраама Сарру (Быт.20). У Мелхолы, дочери Саула и супруги Давида, «не было детей до дня смерти ее» (2 Цар. 6:23), ибо она осудила царственного мужа своего, когда тот танцевал голым перед Ковчегом Господним. И для мужчин бездетность — тяжкое горе.

17_Пророк Иеремия, изображённый Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы 

Пророк Иеремия, изображённый Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

18_Давид танцует перед ковчегом Завета

Давид танцует перед Ковчегом Завета 

Только искреннее раскаяние в грехах своих и горячая молитва Богу способны раскрыть запечатанное Шаддаем чрево. Сарра была бесплодной, пока Адонаи не сотворил чудо (Быт. 11:30). Вымолила его и Рахиль в первые годы после свадьбы; печаль ее выражена в мольбе к мужу Иакову, а через того — к Элохим: «дай мне детей, а если не так, я умираю» (Быт.30:1). Бездетная Ревекка, когда Исаак помолился, родила близнецов (Быт.25:21). Женщина из Сонама — Сонамитянка, жена богатого человека, избавилась от бесплодия благодаря гостеприимству, оказанному пророку Елисею (4 Цар.4:8- 17). Анна, у которой «Господь заключил чрево» (1 Цар. 1:5), позднее дала жизнь пророку Самуилу благодаря обещанию посвятить сына служению Саваофу.

19_Сарра и Ангел 

Сарра и Ангел

20_Пророк Самуил__Самуил помазывает Саула на царство

Пророк Самуил помазывает Саула на царство

Рождение здорового младенца — знак с Неба, что матери его прощены все грехи. Это поверье сохранено даже в Новом Завете:

«...Жена, прельстившись, впала в преступление; Впрочем спасется через чадородие» (1 Тим. 2:14-15).

История повторяется из поколения в поколение, из века в век. Бесплодная женщина — горячая мольба к Творцу — чудо — рождение великого человека. О том, как появилась на свет Богородица – в следующей части.

В заключение прослушаем древнюю молитву на иврите в исполнении «Ямма Ансамбля». Используется древнейший сакральный музыкальный духовой инструмент – шофар, сделанный из рога. Он единственный без всяких изменений точно сохранился еще со времени патриарха Авраама (о котором повествует этот гимн), а может, с еще более ранней эпохи.

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения