25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 4.

Мы остановились на том, что будущие родители Приснодевы сильно горевали о свой бездетности. И все же они надеялись на чудо — и оно случилось! Богородица появилась на свет (это событие показано на картине над заголовком). О том, как это произошло, рассказал нам брат Христа Иаков Праведник в своем «Протоевангелии».

2_Протоевангелие Иакова

«Протоевангелие Иакова» 

«Но вот настал второй великий день Господень. Анна украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа (три часа пополудни), и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: «Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака». И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи» (Протоев. Иакова).

3_Сарра и Исаак_вырзать правую фото 

Сарра и Исаак 

И тогда посланник — ангел Господень предстал перед ней и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире.

4_Ангеля является Анне

Ангел является Анне 

И Анна сказала: Жив Адонаи, Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

И пришли к ней вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел являлся к нему и возвестил:

«Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».

5_Ангел является Иоакиму 

Ангел является Иоакиму 

И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим привести десять чистых без пятен агниц для Адонаи и двенадцать молодых телят для старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела мужа идущего и, подбежав, обняла его, и сказала:

«Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну!»

6_Встреча Иоакима и Анны 

Встреча Иоакима и Анны 

Зачатие Богородицы отмечается 9 декабря. Случилось оно в 21 году до н.э.

«И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме. Утром он понес свои дары в святилище, говоря: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне». И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе» (Протоев. Иакова).

Иерусалимские первосвященники в торжественных случаях надевали кидар — высокий головной убор, а на него крепили золотую пластину, согласно Закону: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня».

И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара,

И будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых» (Исх. 28:36-38).

 7_Одежда первосвященника

Одежда первосвященника 

«И призвали Анну в святилище, и произвели обряд должный. И не было огрех в церемонии святой. И сказал Иоаким: «Теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и отпустил мне все грехи». И вышел из храма, оправданный, и пошел в дом свой. Между тем прошли положенные ей сроки, и Анна в девятый месяц родила дочь и назвала ее Мария. Изо дня в день крепло дитя. Когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли дочь стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Анна взяла Марию на руки и сказала: «Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господень». И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала Анна непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею» (Протоев. Иакова).

8_Детство Марии_Франсиско Сурбаран детство Девы Марии. 1622–1623_1 

Франсиско Сурбаран: Детство Девы Марии

По обычаю, девочкам давали имя в 15-й день после рождения, мальчикам – на 8-й.

«Шли месяцы, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: «Отведем ее во храм Господний, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден» (Протоев. Иакова).

И далее последовало событие, впоследствии ставшее одним из самых странных христианских праздников. Почему я употребляю слово «странный»? Потому что он основан не на евангельском повествовании, а на предании, в свою очередь, базирующемся на апокрифах, то есть не допущенных в канон сочинениях. 

Имеется в виду Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы — христианский праздник о том, что родители Приснодевы, святые Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь в Иерусалимский храм. Событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов.

В Православной церкви Введение принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви имеет ранг «память».

Православные церкви, использующие юлианский календарь, в том числе Русская, а также Украинская грекокатолическая (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Введение 21 ноября (4 декабря). Католическая и Православные церкви, использующие новоюлианский календарь, отмечают его 21 ноября по новому стилю.

9_Лестница на Храмовую гору_Южные ступени

Лестница на Храмовою гору. Южные ступени. 

Наверху показана древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведёт к Тройным воротам, через которые проход вел прямо на площадь перед Храмом. Ворота сейчас замурованы. Но, по преданию, Богородица проходила именно через них.

О событиях, послуживших основой для этого праздника, сообщают несколько апокрифов: греческое «Протоевангелие Иакова» (150 год) и латинское «Евангелие Псевдо-Матфея» (конец VI—IX века). Данные источники отличаются в деталях.

 10_Евангелие псеввдо матфея_Liber de infantia Mariae et Christi Salvatoris. Libraria Orphanotrophei, 1869

«Евангелие Псевдо-Матфея» 

Есть также более поздние рассказы о Введении, очень кратко перетолковывающие «Протоевангелие Иакова», в «Минологии Василия II» (конец X века) и в «Синаксаре Константинопольской церкви» (X век). Начиная с IX века появляется еще целый ряд сочинений христианских авторов, повествующих о данном событии: Георгия Никомидийского; Феофилакта Болгарского; неизвестного автора (в разных рукописях стоят разные подписи: Андрей Критский; Георгий Никомидийский; Евфимий, патриарх Терновский); Германа, архиепископа Константинопольского; Тарасия, архиепископа Константинопольского; а также неизвестного автора, помещённое в «Великий Синаксарь». Перечисленные сочинения были к середине XVI века не только переведены на славянский, но и собраны в одной книге и помещены митрополитом Макарием в «Великие четьи-минеи». Кроме того, две омилии на «Введение» написал Григорий Палама, но эти опусы переведены на русский язык в более позднее время.

Четьи-минеи 

«Великие четьи-минеи» 

Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание:

«И вот исполнилось ребёнку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своём храм Господень» (Протоев. Иакова)

В Храме Марию встретил первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи) со множеством жрецов. Родители поставили девочку на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:

«…когда она была поставлена перед храмом Господа, она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».

12_Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век) 

Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век) 

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

13_Храм и вид Святая Святых реконструкция_1 

Святая Святых, реконструкция 

Продолжение биографии Мариам – в следующей части. Пока же представлю вниманию читателей псалом 104 на иврите.

Псалом 104 (в сокращении):

  • «Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, Ты беспредельно велик; в великолепие и величие
  • Ты облачен! Он укутал [мир] в свет, как в ман-
  • тию, натянул небеса, как шатер. Он воды положил крышей верхнего этажа, сделал тучи колесни-
  • цею Своей, несущейся на крыльях ветра. Он бури делает посланцами Своими, огонь пылающий —
  • прислугой Своей. Он на века установил землю
  • на неколебимых основаниях ее. Ты покрыл ее
  • покрывалом вод, над горами воды стояли! От окрика Твоего понеслись они, от гласа Твоего
  • громового стремглав побежали. Поднялись горы, опустились долины в места, установленные для
  • них, Ты установил им пределы непреодолимые, ю чтобы вновь не покрыли они землю. Ты собираешь и источники в реки, текущие между гор. Пьют из них звери полевые, дикие звери утоляют жажду…»

 

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения