Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 4.
Мы остановились на том, что будущие родители Приснодевы сильно горевали о свой бездетности. И все же они надеялись на чудо — и оно случилось! Богородица появилась на свет (это событие показано на картине над заголовком). О том, как это произошло, рассказал нам брат Христа Иаков Праведник в своем «Протоевангелии».
«Протоевангелие Иакова»
«Но вот настал второй великий день Господень. Анна украсила свою голову, надела одежды брачные и пошла в сад, гуляя около девятого часа (три часа пополудни), и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: «Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака». И, подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма. Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи. Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи» (Протоев. Иакова).
Сарра и Исаак
И тогда посланник — ангел Господень предстал перед ней и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире.
Ангел является Анне
И Анна сказала: Жив Адонаи, Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
И пришли к ней вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел являлся к нему и возвестил:
«Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».
Ангел является Иоакиму
И пошел Иоаким, и приказал пастухам своим привести десять чистых без пятен агниц для Адонаи и двенадцать молодых телят для старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела мужа идущего и, подбежав, обняла его, и сказала:
«Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи бесплодною, я теперь зачну!»
Встреча Иоакима и Анны
Зачатие Богородицы отмечается 9 декабря. Случилось оно в 21 году до н.э.
«И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме. Утром он понес свои дары в святилище, говоря: «Если Господь смилостивился ко мне, то золотая пластина жреца покажет мне». И принес Иоаким свои дары, и смотрел пристально на пластину, подошедши к жертвеннику Господню, и не увидел греха в себе» (Протоев. Иакова).
Иерусалимские первосвященники в торжественных случаях надевали кидар — высокий головной убор, а на него крепили золотую пластину, согласно Закону: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня».
И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара,
И будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых» (Исх. 28:36-38).
Одежда первосвященника
«И призвали Анну в святилище, и произвели обряд должный. И не было огрех в церемонии святой. И сказал Иоаким: «Теперь я знаю, что Господь смилостивился ко мне и отпустил мне все грехи». И вышел из храма, оправданный, и пошел в дом свой. Между тем прошли положенные ей сроки, и Анна в девятый месяц родила дочь и назвала ее Мария. Изо дня в день крепло дитя. Когда ей исполнилось шесть месяцев, поставила ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли дочь стоять, и она, пройдя семь шагов, вернулась к матери. Анна взяла Марию на руки и сказала: «Жив Господь Бог мой, ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу тебя в храм Господень». И устроили особое место в спальне дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала Анна непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за нею» (Протоев. Иакова).
Франсиско Сурбаран: Детство Девы Марии
По обычаю, девочкам давали имя в 15-й день после рождения, мальчикам – на 8-й.
«Шли месяцы, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: «Отведем ее во храм Господний, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден» (Протоев. Иакова).
И далее последовало событие, впоследствии ставшее одним из самых странных христианских праздников. Почему я употребляю слово «странный»? Потому что он основан не на евангельском повествовании, а на предании, в свою очередь, базирующемся на апокрифах, то есть не допущенных в канон сочинениях.
Имеется в виду Введе́ние во храм Пресвято́й Богоро́дицы — христианский праздник о том, что родители Приснодевы, святые Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь в Иерусалимский храм. Событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних апокрифов.
В Православной церкви Введение принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви имеет ранг «память».
Православные церкви, использующие юлианский календарь, в том числе Русская, а также Украинская грекокатолическая (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Введение 21 ноября (4 декабря). Католическая и Православные церкви, использующие новоюлианский календарь, отмечают его 21 ноября по новому стилю.
Лестница на Храмовою гору. Южные ступени.
Наверху показана древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведёт к Тройным воротам, через которые проход вел прямо на площадь перед Храмом. Ворота сейчас замурованы. Но, по преданию, Богородица проходила именно через них.
О событиях, послуживших основой для этого праздника, сообщают несколько апокрифов: греческое «Протоевангелие Иакова» (150 год) и латинское «Евангелие Псевдо-Матфея» (конец VI—IX века). Данные источники отличаются в деталях.
«Евангелие Псевдо-Матфея»
Есть также более поздние рассказы о Введении, очень кратко перетолковывающие «Протоевангелие Иакова», в «Минологии Василия II» (конец X века) и в «Синаксаре Константинопольской церкви» (X век). Начиная с IX века появляется еще целый ряд сочинений христианских авторов, повествующих о данном событии: Георгия Никомидийского; Феофилакта Болгарского; неизвестного автора (в разных рукописях стоят разные подписи: Андрей Критский; Георгий Никомидийский; Евфимий, патриарх Терновский); Германа, архиепископа Константинопольского; Тарасия, архиепископа Константинопольского; а также неизвестного автора, помещённое в «Великий Синаксарь». Перечисленные сочинения были к середине XVI века не только переведены на славянский, но и собраны в одной книге и помещены митрополитом Макарием в «Великие четьи-минеи». Кроме того, две омилии на «Введение» написал Григорий Палама, но эти опусы переведены на русский язык в более позднее время.
«Великие четьи-минеи»
Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание:
«И вот исполнилось ребёнку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своём храм Господень» (Протоев. Иакова)
В Храме Марию встретил первосвященник (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи) со множеством жрецов. Родители поставили девочку на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно «Евангелию Псевдо-Матфея»:
«…когда она была поставлена перед храмом Господа, она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».
Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век)
Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Святая Святых, реконструкция
Продолжение биографии Мариам – в следующей части. Пока же представлю вниманию читателей псалом 104 на иврите.
Псалом 104 (в сокращении):
- «Благослови, душа моя, Господа! Господь, Бог мой, Ты беспредельно велик; в великолепие и величие
- Ты облачен! Он укутал [мир] в свет, как в ман-
- тию, натянул небеса, как шатер. Он воды положил крышей верхнего этажа, сделал тучи колесни-
- цею Своей, несущейся на крыльях ветра. Он бури делает посланцами Своими, огонь пылающий —
- прислугой Своей. Он на века установил землю
- на неколебимых основаниях ее. Ты покрыл ее
- покрывалом вод, над горами воды стояли! От окрика Твоего понеслись они, от гласа Твоего
- громового стремглав побежали. Поднялись горы, опустились долины в места, установленные для
- них, Ты установил им пределы непреодолимые, ю чтобы вновь не покрыли они землю. Ты собираешь и источники в реки, текущие между гор. Пьют из них звери полевые, дикие звери утоляют жажду…»
Продолжение следует
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3