20 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 5.

Итак, мы остановились на том, что будущая Богородица попала в Иерусалимское святилище. Согласно «Протоевангелию Иакова», в Храме Мария находилась (это показано на картине Тициана над заголовком) до 12 лет (согласно «Евангелию Псевдо-Матфея» — до 14 лет), до тех пор, пока по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху Ей в мужья был выбран вдовец Иосиф.

2_Расцетший посох Иосифа Плотника_

Расцветший посох Иосифа Плотника 

Чем же Она там занималась?

В церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Богородицы в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие, и поместил его в «Жития святых». Согласно ему Приснодева жила в неком помещении здания, пристроенного к стене храма, вместе с девами; девицы более взрослые учили Ее рукоделию, и с ними Она изучала Священное Писание. Жизнь будущей Богоматери была строго по расписанию: с раннего утра до 9 часов утра Она молилась во Святая Святых; с 9 часов до 15 упражнялась в рукоделии или чтении книг; с 15 часов снова начинала Свою молитву и не прекращала её до тех пор, пока не являлся Ей ангел, из рук которого Она обыкновенно принимала пищу.

3_Ангел питает Марию в Храме (деталь иконы XVI века) 

Ангел питает Марию в Храме (деталь иконы XVI века) 

Димитрий Ростовкий приводит также рассказ некоего Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».

Сразу видно, что Григорий Никомидийский ничего не знал об Иерусалимском храме: в отличие от христианских церквей иудейский алтарь находился на открытой территории у входа в святилище, так что Захария физически не мог находится «в алтаре».

___1 

Алтарь Храма 

Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».

5_Введение Богородицы во Храм (Мастер Алтаря Реглера, XV век) 

Введение Богородицы во храм (Мастер Алтаря Реглера, XV век) 

Наиболее полно богословское толкование этого события дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии в качестве Матери Иисуса, а в заключение объясняет причину введения Её в Святая Святых Иерусалимского храма:

6_Храм и вид Святая Святых реконструкция 

Реконструкция Святая Святых 

«…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».

Как же конкретно  произошло Введение?

«И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень». И сделали так по дороге к святилищу. И священник принял Марию и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление». Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из руки ангела» (Протоев. Иакова).

Вот на этом маленьком фундаменте – одном предложении из самого древнего апокрифа - богословы соорудили целое здание из своих сочинений, в свою очередь, положившим основание празднику Введения во Храм Богородицы.

Эта часть воспоминаний Иакова превратилась в фантастически-чудесную деталь и породила представление об «особом» теле и «особой» телесной жизни Матери Христа. Автор «Протоевангелия» перенес на Марию те идеи, которые разрабатывались в первохристианстве применительно к образу Спасителя. Уже в «Евангелии от Иоанна» Иисус говорит Своим ученикам, отказываясь от еды: «...У Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:32-34).

8_Иисус и апосстолы

Иисус и апостолы 

Здесь отказ от земной пищи носит иносказательный характер, но у гностиков существовало учение об особом способе питания Иисуса, связанном с иной, нечеловеческой, телесностью. Один из наиболее крупных теологов-гностиков Валентин утверждал, будто Христос ел и пил особенным образом, не отдавая пищи (т.е. не перерабатывая ее); сила воздержания была в Нем такова, что еда не разлагалась, так как Он Сам не подлежал разложению. Гностики, ненавидевшие все материальное, не могли и помыслить, что воплощенный Бог Сын мог совершать естественные отправления, что неизбежно для человека.

Отголоски этого учения переплелись в истории о рождении Марии с древними языческими верованиями: боги греков и римлян пили особый напиток — нектар и ели особую пищу - амброзию. Да и у всех прочих народов небожители потребляли священные продукты и напитки — сому, хаому и прочее.

Пир богов на олимпе 

Пирующие боги Олимпа 

...Как умилялись христиане всего мира на протяжении двух тысяч лет тому, что Богоматерь, оказывается, жила в иерусалимском Храме и ежедневно молилась в Святая Святых! Но это совершенно невозможная история! В святилище было несколько территорий, идущих одна за другой, — Двор язычников, затем Двор женщин; только до сей черты и мог ходить в Храме слабый пол. Далее, в собственно здание святилища дочерей Евы не допускали вовсе! А в Святая Святых только первосвященнику разрешалось заходить лишь один раз в год.

10_Реконструкция Храма_женский двор 

Реконструкция Храма (цифрой 8 обозначен женский двор) 

Впрочем, я отнюдь не опровергаю церковное предание. Иерусалимский Храм был для женщин запретен, и Мариам, дочь Иоакима, святой в Иудее никто не признавал ни когда ей было 3 года, ни когда ей исполнилось 16 и Она с Младенцем пришла в Храм. С Ней обращались как с обычной паломницей. А позднее, еще при Ее жизни, Мать еретика Иисуса правоверные иудеи объявили распутницей! Никаких воспитанниц или воспитанников в иерусалимском святилище не было, как не имелось и жилых комнат: там никто не жил. Служители обитали в собственных домах. Словом, в Храм девочку из галилейского полуеретического Назарета никогда бы не пустили! Но откуда вообще христиане взяли, что речь идет о главном и единственном иудейском Доме Яхве? Ведь нигде – ни в каноне, ни в главном источнике - «Протоевангелии Иакова» об этом конкретно не сказано ни слова!

На самом деле, как я полагаю, речь идет о другом святилище, куда дочерям Евы вход не возбранялся, как иудейкам в синагогу, а женщинам ессенов и египетских терапевтов — в их молельные дома! Так что будущая Богоматерь действительно воспитывалась в храме — только не в иерусалимском, а в назаретском – или том, что мог быть в Сепфорисе. Для более поздних биографов Христа и Его семьи, не знакомых с деталями жизни народа избранного на стыке старой и новой эр, Иерусалимский храм был единственным в стране. На самом же деле в Святой земле имелись копии главного святилища, о чем, например, свидетельствуют руины такого храма в ныне разрушенном древнем городе Арад.

11_Руины храма Яхве в Араде 

Руины храма Яхве в Араде

12_12_Синагога в Назарете_Вход

Синагога в Назарете (вход)

12_Синагога в Назатере_интерьер

Синагога в Назарета (интерьер)

Показанная на снимках вверху современная синагога стоит на месте той, где проповедовал Иисус.  

Однако завершим рассказ о том, как христиане воспринимают и чтят это событие. Введение во Храм наиболее поздний двунадесятый праздник. В православной церкви он указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые две гомилии, посвященные ему, были приписаны константинопольскому патриарху Герману (умер в 733 году), более поздние написаны патриархом Тарасием (умер в 806 году).

Широкое распространение праздник получил только с IX века. Христианские храмы, освященные в его честь, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.

13_Введение во Храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи) 

Введение во Храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи)

14_Введенское кладбище в Москве

Введенское кладбище в Москве 

На Западе праздник был известен с IX века в Сицилии, где проживало много православных греков. В XI веке захватившие остров норманны принесли его в Англию. Широкое распространение в Европе праздник Введения получил только во второй половине XIV века.

15_Праздник Введения Богородицы во Храм в русской православной церкви 

Праздник Введения Богородицы во Храм в Русской православной церкви 

О дальнейшей жизни Марии расскажу в части 6. Пока же послушаем псалом 101 на иврите.

 

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения