Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 5.
Итак, мы остановились на том, что будущая Богородица попала в Иерусалимское святилище. Согласно «Протоевангелию Иакова», в Храме Мария находилась (это показано на картине Тициана над заголовком) до 12 лет (согласно «Евангелию Псевдо-Матфея» — до 14 лет), до тех пор, пока по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху Ей в мужья был выбран вдовец Иосиф.
Расцветший посох Иосифа Плотника
Чем же Она там занималась?
В церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Богородицы в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие, и поместил его в «Жития святых». Согласно ему Приснодева жила в неком помещении здания, пристроенного к стене храма, вместе с девами; девицы более взрослые учили Ее рукоделию, и с ними Она изучала Священное Писание. Жизнь будущей Богоматери была строго по расписанию: с раннего утра до 9 часов утра Она молилась во Святая Святых; с 9 часов до 15 упражнялась в рукоделии или чтении книг; с 15 часов снова начинала Свою молитву и не прекращала её до тех пор, пока не являлся Ей ангел, из рук которого Она обыкновенно принимала пищу.
Ангел питает Марию в Храме (деталь иконы XVI века)
Димитрий Ростовкий приводит также рассказ некоего Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».
Сразу видно, что Григорий Никомидийский ничего не знал об Иерусалимском храме: в отличие от христианских церквей иудейский алтарь находился на открытой территории у входа в святилище, так что Захария физически не мог находится «в алтаре».
Алтарь Храма
Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».
Введение Богородицы во храм (Мастер Алтаря Реглера, XV век)
Наиболее полно богословское толкование этого события дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии в качестве Матери Иисуса, а в заключение объясняет причину введения Её в Святая Святых Иерусалимского храма:
Реконструкция Святая Святых
«…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению».
Как же конкретно произошло Введение?
«И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце своем храм Господень». И сделали так по дороге к святилищу. И священник принял Марию и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление». Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из руки ангела» (Протоев. Иакова).
Вот на этом маленьком фундаменте – одном предложении из самого древнего апокрифа - богословы соорудили целое здание из своих сочинений, в свою очередь, положившим основание празднику Введения во Храм Богородицы.
Эта часть воспоминаний Иакова превратилась в фантастически-чудесную деталь и породила представление об «особом» теле и «особой» телесной жизни Матери Христа. Автор «Протоевангелия» перенес на Марию те идеи, которые разрабатывались в первохристианстве применительно к образу Спасителя. Уже в «Евангелии от Иоанна» Иисус говорит Своим ученикам, отказываясь от еды: «...У Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:32-34).
Иисус и апостолы
Здесь отказ от земной пищи носит иносказательный характер, но у гностиков существовало учение об особом способе питания Иисуса, связанном с иной, нечеловеческой, телесностью. Один из наиболее крупных теологов-гностиков Валентин утверждал, будто Христос ел и пил особенным образом, не отдавая пищи (т.е. не перерабатывая ее); сила воздержания была в Нем такова, что еда не разлагалась, так как Он Сам не подлежал разложению. Гностики, ненавидевшие все материальное, не могли и помыслить, что воплощенный Бог Сын мог совершать естественные отправления, что неизбежно для человека.
Отголоски этого учения переплелись в истории о рождении Марии с древними языческими верованиями: боги греков и римлян пили особый напиток — нектар и ели особую пищу - амброзию. Да и у всех прочих народов небожители потребляли священные продукты и напитки — сому, хаому и прочее.
Пирующие боги Олимпа
...Как умилялись христиане всего мира на протяжении двух тысяч лет тому, что Богоматерь, оказывается, жила в иерусалимском Храме и ежедневно молилась в Святая Святых! Но это совершенно невозможная история! В святилище было несколько территорий, идущих одна за другой, — Двор язычников, затем Двор женщин; только до сей черты и мог ходить в Храме слабый пол. Далее, в собственно здание святилища дочерей Евы не допускали вовсе! А в Святая Святых только первосвященнику разрешалось заходить лишь один раз в год.
Реконструкция Храма (цифрой 8 обозначен женский двор)
Впрочем, я отнюдь не опровергаю церковное предание. Иерусалимский Храм был для женщин запретен, и Мариам, дочь Иоакима, святой в Иудее никто не признавал ни когда ей было 3 года, ни когда ей исполнилось 16 и Она с Младенцем пришла в Храм. С Ней обращались как с обычной паломницей. А позднее, еще при Ее жизни, Мать еретика Иисуса правоверные иудеи объявили распутницей! Никаких воспитанниц или воспитанников в иерусалимском святилище не было, как не имелось и жилых комнат: там никто не жил. Служители обитали в собственных домах. Словом, в Храм девочку из галилейского полуеретического Назарета никогда бы не пустили! Но откуда вообще христиане взяли, что речь идет о главном и единственном иудейском Доме Яхве? Ведь нигде – ни в каноне, ни в главном источнике - «Протоевангелии Иакова» об этом конкретно не сказано ни слова!
На самом деле, как я полагаю, речь идет о другом святилище, куда дочерям Евы вход не возбранялся, как иудейкам в синагогу, а женщинам ессенов и египетских терапевтов — в их молельные дома! Так что будущая Богоматерь действительно воспитывалась в храме — только не в иерусалимском, а в назаретском – или том, что мог быть в Сепфорисе. Для более поздних биографов Христа и Его семьи, не знакомых с деталями жизни народа избранного на стыке старой и новой эр, Иерусалимский храм был единственным в стране. На самом же деле в Святой земле имелись копии главного святилища, о чем, например, свидетельствуют руины такого храма в ныне разрушенном древнем городе Арад.
Руины храма Яхве в Араде
Синагога в Назарете (вход)
Синагога в Назарета (интерьер)
Показанная на снимках вверху современная синагога стоит на месте той, где проповедовал Иисус.
Однако завершим рассказ о том, как христиане воспринимают и чтят это событие. Введение во Храм наиболее поздний двунадесятый праздник. В православной церкви он указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые две гомилии, посвященные ему, были приписаны константинопольскому патриарху Герману (умер в 733 году), более поздние написаны патриархом Тарасием (умер в 806 году).
Широкое распространение праздник получил только с IX века. Христианские храмы, освященные в его честь, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище.
Введение во Храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи)
Введенское кладбище в Москве
На Западе праздник был известен с IX века в Сицилии, где проживало много православных греков. В XI веке захватившие остров норманны принесли его в Англию. Широкое распространение в Европе праздник Введения получил только во второй половине XIV века.
Праздник Введения Богородицы во Храм в Русской православной церкви
О дальнейшей жизни Марии расскажу в части 6. Пока же послушаем псалом 101 на иврите.
Продолжение следует
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3