25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 7.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 7.

Женитьбе Марии и Иосифа Обручника, Благовещению, поездке Святого Семейства в Вифлием и Рождеству будут посвящены отдельные выпуски. Поэтому пропустим около семнадцати лет жизни Богородицы и поговорим о связи Матери и Сына.

Ее отношения с Иисусом первоначально складывались традиционно, как во всех других правоверных еврейских семьях. Первые годы своей жизни иудейский ребенок полностью принадлежит матери и вскармливается ею. Лишь иногда родительницу заменяет нянька. Вспомним Моисея, взятого у матери трехмесячным младенцем и лишь с помощью хитрости вновь обретшего ее в качестве кормилицы (Исх.2:3-9).

2_Мледенец Моисей

Младенец Моисей

Такие няньки высоко ценились, что показывает упоминание похорон Деборы, кормилицы Ревекки (Быт.35:8). Мать кормила ребенка — особенно перворожденного или единственного сына — необычно долго: до трех-четырех лет. Анна взяла своего сына Самуила, как только закончила кормление грудью, и отвела в услужение к священнику Илию в храме в городе Силом; он уже мог исправлять небольшие обязанности (1 Цар.1:21-28). Окончание младенчества являлось поводом для праздника: «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт.21:8).

3_Авраам и Исаак

Авраам и Исаак

4_Пир древних израильтян

Пир древних изральтян

После этого важного события жизнь ребенка резко менялась — но по-разному, в зависимости от пола. Девочка оставалась в сфере влияния матери и других женщин рода. Мальчик постепенно уходил из этого круга, следуя за отцом и мужчинами дома, наблюдал за их делами, учился у них и скоро начинал хлопотать по хозяйству. Иудеи не знали детства как времени игры и довольства, это была пора подготовки к взрослой жизни.

6_Мария и Иисус_вильям бугро дева мария и иисус

Вильям Бугро: Дева Мария и Иисус

И вот наступал срок, когда сын выбирал себе жизненное призвание — и выбор сей снова очень резко менял характер его отношений с родными, в том числе с матерью!

Двенадцать лет — важнейшая дата в судьбе иудейского мальчика. Достигнув его, Моисей оставил дворец дочери фараона, своей приемной матери; Самуил услышал голос, призвавший его к пророческому служению; Соломон выказал на суде свою премудрость; царь Иосия задумал свое великое преобразование.

7_Царь Иосия_King Josiah on a 17th century painting by unknown artist in the choir of Sankta Maria kyrka

Царь Иосия. King Josiah on a 17th century painting by unknown artist in the choir of Sankta Maria kyrka.

Перешагнув сей жизненный порог, мальчик, вне зависимости от сословия и социального положения, обязан, по внушению раввинов и установившемуся в народе обычаю, учиться ремеслу для своего пропитания и настолько освобождается от власти родителей, что последние уже не могут продать его в рабство. Он становится «сыном Закона» — «бен гат-Тора». До 12 лет он называется «катон», то есть «маленький», после этого рубежного дня рождения становится «гадол» — «большим» — и с ним обращаются как с взрослым. Не мальчик уже — отрок — начинает носить тефиллины или филактерии (небольшие сакрального значения коробочки черного цвета, которые религиозные иудеи носят на голове чуть выше лба и на руке); их ему дарит отец в синагоге в одну из суббот, называемую вследствие этого «саббат тефиллин».

8_Тефиллин

Тефиллины

Согласно одному раввинскому трактату, до 12 лет еврей имеет только животную жизнь — «нефеш», а достигнув сего возраста, начинает приобретать «руах» — «дух», который, в случае добродетельной жизни, в двадцатилетнем возрасте разовьется в «нишема» — «душу разумную». В 12 лет иудейские отроки уже участвовали в битвах; до конца XIX века этот возраст считался совершеннолетием для брака среди евреев Палестины и Малой Азии. Именно после двенадцатого дня рождения иудей начинал действовать независимо от родителей и получал право решать, кому служить: Шаддаю, царю, собственному роду.

Помимо случая в Храме, о котором речь пойдет ниже, есть еще одно доказательство того факта, что двенадцатилетие стало для Иисуса важнейшим жизненным рубежом. У cвятого Юстина Философа сохранился апокриф, взятый, вероятно, из древнейшей книги «Генна Мариас — Рождение Марии»:

«Послан был, во дни царя Ирода, Ангел Господень... И, придя в Назарет, нашел Он Иисуса, Сына Иосифа и Марии, пасущего овец, двенадцатилетнего Отрока. И возвестил Ему все... что было и будет... и сказал: «Все до Тебя пророки уклонились от истины. Ты же, Иисус, Сын Человеческий, не уклоняйся, но все слова сии о Благом Отце возвести людям, и взойди к Нему, и воссядь одесную Отца всех, Бога».

И сказал Иисус Ангелу: «Исполню все».

9_Юстин Философ

Юстин Философ

10_Ангел фреска

Ангел

На взгляд нынешнего христианина диалог сей, возможно, — ересь. Сыну открыть волю Божью не смеет никто, ни даже светлейший из предводителей воинства небесного. Может только Сам Отец. Но и сквозь выдумку просвечивается истина, как кусочек солнца через тучу грозовую: серьезнейшие перемены произошли в Богочеловеке именно по достижении Им двенадцати лет. Дюжина — священное для иудеев число, отсюда двенадцать колен израилевых и столько же апостолов.

А теперь стоит вспомнить несколько весьма деликатных и противоречивых эпизодов, раскрывающих отношения Сына и Матери после того, как он стал «бен гат-Тора» — «сыном Закона».

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник,

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

Но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми;

И не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

14_Иерусалим

Иерусалим во эпоху Иисуса. Цифрами 7 и 8 обозначен Храм. Living in the time of Jesus of Nazareth. Israel editions 1993

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их:

Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:41-47).

13_Реконструкция Храма

Реконструкция Храма. Living in the time of Jesus of Nazareth. Israeli editions 1993

Этот эпизод Его жизни изображен на картине над заголовком неверно: почти все беседуют стоя. Очевидно художник Евангелия не читал.

Встречи раввинов и книжников с учениками происходили в крытых галереях с колоннами, которые, как видно на фото вверху, обрамляют по периметру значительную часть храмовой территории.

О содержании беседы Отрока и старейшин канон ничего не рассказывает, так что заглянем в апокрифическое «Евангелие младенчества»:

«...Господь Иисус остался в храме между книжниками и старцами, и мудрыми из сынов Израилевых, которых Он спрашивал о различных местах учения и в свою очередь отвечал им.

И Он спросил их: «Чей сын Мессия?»

И они ответили: «Он сын Давида».

Иисус ответил: «Почему же Давид, движимый Духом Святым, называет Его Господом своим, когда говорит:

«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Тогда один из начальников ученых спросил Его, говоря: «Читал ли Ты священные книги?»

Господь Иисус ответил: «Я читал книги и то, что они содержат».

И Он объяснил им писание, закон предписания, установления, тайны, которые заключены в книгах пророчеств, вещь, которую не может постигнуть разум никакого создания.

И сказал тот начальник ученых:

«Я никогда не видел и не слышал подобного образования; как вы думаете, кто такой может быть этот Ребенок?» (Еванг. млад.)

Но вернемся к моменту, когда испуганные родители обнаружили потерянного Отрока.

«И увидевши Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Но они не поняли сказанных Им слов.

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них» (Лк.2:48-51).

Рассказ Луки требует уточнения: двенадцатилетний не мог сидеть посреди учителей, то есть быть на равных с ними, а мог только, по традиции, сидеть у ног их. Мария не могла войти во Двор израильтян, куда допускались только мужчины; видно, упрекать Сына Она стала уже во Дворе женщин. Но здесь главное не в Ее жалобе, а в отповеди, которую дал Матери Отрок.

11_Отрок Иисус во Храме беседует с Марией

Отрок Иисус во Храме беседует с Марией

Современная психология и житейский здравый смысл дадут несколько объяснений такому, выражаясь начистоту, хамскому поведению двенадцатилетнего Мессии: «зачем было вам искать Меня?» Начало пробуждения Эдипова комплекса. Переходный возраст, для которого типичен конфликт ребенка с родителями. Мальчишеское озорство. Неприятная атмосфера в отчем доме, вынудившая юного революционера искать убежища в Доме Бога. Или самый простой ответ: элементарное бездушие, недомыслие и эгоизм. Это взгляды людей атомного века, которые так же далеки от истины, как наше время удалено от эпохи Христа.

Для иудеев-современников Богочеловека его поведение, опять же, с нашей точки зрения, должно было выглядеть не просто неприличным, а еще и богохульным, ибо в нем усматривается прямое нарушение заповеди Моисея: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего...» (Лев.19:3).

12_Моисей

Моисей

Христианская церковь упрямо не желает рассматривать как недостойный поступок отповедь, которую двенадцатилетний мальчишка дал Своим родителям за простое порицание, высказанное ими в Его адрес, нежелание Христа признать Свой проступок (убежал от отца с матерью в чужом городе). Церковь права. Но подтвердить свою правоту вескими доказательствами почему-то не может. Вот что писал, скажем, один из лучших биографов Христа англичанин Фаррар, представитель богословской мысли позапрошлого века:

«Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Этот ответ, столь естественный и столь возвышенно-благородный, несет на себе достоверную печать подлинности. Заключающееся в нем столкновение мыслей, полунегодующее удивление, что они так мало понимают Его, полнейшее достоинство и вместе с тем полнейшее смирение, сочетающиеся в нем, — вполне лежат вне пределов возможности вымысла. Он находится также в согласии со всем Его служением...«

Как много красивых словес, а смысл их невнятен!

Спустя столетие другой замечательный священнослужитель, протоиерей Русской Православной церкви Александр Мень тоже очень деликатно обходит вопрос: а не по-хамски ли Юнец ответил обеспокоенным за Него родителям? «Казалось, внезапно Он стал далеким и загадочным, и Его слова вызвали у родителей замешательство. Они не поняли, что Он имеет в виду».

На самом деле евангелисты не побоялись описать столь странный поступок Отрока потому, что знали объяснение; для них все выглядело само собой разумеющимся. Ныне же это знание, видимо, утрачено, а потому принято умалчивать о причине столь неблагородного (на наш современный взгляд) поведения самого совершенного и доброго существа в истории Земли.

Так что именно не сразу поняли Его земные родители и совсем не понимаем мы?

Разгадаем эту загадку в части 8 этого выпуска. Пока же послушаем псалом 147 на иврите.

Псалом 147 (в скоращении)

«Галелуя! Прекрасно петь Богу нашему, достойно славить Его! Господь, строитель Иерусалима собирает изгнанников Израиля. Он исцеляет тех, чьи сердца разбиты, перевязывает их раны. Он знает звезды по счету, к каждой по имени обращается! Велик Господин наш и всемогущ, мудрость Его неисчислима. Поддерживает униженных Господь, а злодеев повергает в прах. Пойте Господу благодарственный гимн; пойте Богу нашему под аккомпанемент арфы. Он покрывает небеса облаками, посылает дождь земле, покрывает зеленью горы. Он дает пищу скоту, каркающим воронам. Не мощь делает коня угодным Ему, не крепкие ноги человека вызывают покровительство Его. и Покровительствует Господь боящимся Его, уповающим на милость его! Прославляй, Иерусалим, Господа; восхваляй Бога твоего, Сион! Он укрепил засовы врат твоих, благословил детей Он в пределах твоих...»

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Цикл Тайная Вечеря"

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения