29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 9.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 9.

В предыдущей части этого выпуска я рассказал о нескольких непонятых нашими современниками эпизодах, характеризующих отношения Спасителя с Его Матерью и братьями. Продолжу эту тему, а потом постараюсь разгадать эти исторические загадки.

Еще одна странность: почему Он никогда не называл Марию мамой?

Услышав в Вифаваре во время Крещения глас Матери своей Небесной, Духа (напомним, Руах — Святой Дух на иврите и арамейском — женского рода): «Ты — Сын Мой возлюбленный» (Лк. 3: 21-22), не мог сказать Иисус земной родительнице «Мама», так же как земному отцу: «папа»; мог — только Небесной Матери и Отцу Небесному.

Ни Матери не покинул Он до Своего последнего дня на земле, ни братьев (о них позже) — значит, любил их искренне. Непонимание же происходило из-за того, что учил Он не так, как учили пророки и раввины; слишком огромные, прямо-таки непомерные требования предъявлял Христос и к ученикам Своим, и к родным. В результате и апостолы, и Семья далеко не всегда правильно понимали Спасителя.

Древний Закон и обычаи требовали: во время учения забудь о семье своей и всем мирском; внешне, на людях, держись вежливо и почтительно с родителями и друзьями; будь суров, если они ведут себя с тобой неподобающе — не как со служителем Саваофа, а как с обычным членом семьи или приятелем; во время служения старайся избегать встреч с ними. Это естественное, разумное поведение (его слабым отголоском звучит пословица «Дружба дружбой, а служба службой») Христос заменил на противоестественное, святотатственное для современников, неприемлемое и на наш взгляд:

«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

«Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

И враги человеку — домашние его.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня...» (Мт.10:35-37).

...Хочется, не дослушав, бежать от возмущения и страха. Но, если это кажется «возмутительным», «противоестественным», то, может быть, потому, что принято в качестве новой заповеди: «возненавидь». Однако ведь это вовсе не так! Требует ли Искупитель чего-нибудь, повелевает ли, принуждает ли? Нет, только сообщает, как попасть на Небо: отрекись от всего земного, возлюби Бога больше всего — и тебе гарантирован рай! В том же ряду знаменитый парадокс: «Люби врага твоего». Если в плотской любви один любит, а другой ненавидит, то любящий любит и врага.

Христиане, особенно монахи и схимники, доказали на своем личном опыте, что, любя Его, нельзя не оставить, не «возненавидеть», если для Него это нужно, отца и матери: ведь для некоторых родителей уход чада в монастырь — горе. Страшное, непостижимое для обычного человеческого ума это знание, горький этот опыт...

Видно, потому и Мариам, хоть и верила, что родила от Адонаи, все же от страха за Сына иногда Сама не знала, что делала. То помнила о божественности Своего Мальчика, то забывала. То свет Благовещения, то тьма беспамятства охватывали Ее; ощущала себя то земной рабой, то Царицей Небесной. И так — всю жизнь, пока не прошла вместе с Христом Скорбного Пути до конца. Только там, у подножья Креста, когда, оставленный всеми, даже Отцом, Спаситель не оставил Ее, сказал Иоанну: «Вот Матерь твоя», — только там получила Она последнее решающее доказательство, что Сын любил Ее не одною небесной, но и земною любовью (Ин. 19: 26-27).

Из Каны Галилейской, где евангелисты впервые описывают Ее в компании с Мессией, Приснодева последовала за Иисусом в Капернаум (Ин.2:12). Ее не называют среди женщин, сопровождавших Христа во время Его проповедей.

2_Капернаум национальный парк_руины древней синагоги

Капернаум, национальный парк, руины древней синагоги

Ах, уж эти предрассудки, присущие и лучшим из людей! Даже евангелисты, правоверные иудеи, считали женщин второстепенными существами по сравнению с мужчинами, а потому и Мать Спасителя упоминали лишь тогда, когда Ее просто нельзя было не упомянуть! После эпизода в Храме Мария практически исчезает из благовестов, у синоптиков Она даже не названа среди присутствующих при Распятии, хотя Марк и Матфей поименно перечисляют женщин, которые издали смотрели на казнь (Мк.15:40; Мт.27:56). Только Иоанн рассказывает о Ее пребывании на Голгофе. В «Деяниях апостолов» еще записано, что Она молилась после казни Иисуса вместе с учениками и братьями Его (Деян.1:4). Вот практически и все сведения о Ней, содержащиеся в каноне.

Дева осталась Девой и в преклонном возрасте, когда, частенько, даже самая миролюбивая в молодости женщина порою превращается, в лучшем случае, в сварливую бабу, в худшем — в брызгающую пеной, злобно лающую бешеную суку. Характер Избранницы Божьей не испортили ни климакс, ни обычная доля дочери Евы, тяжкая в те времена почти для любой еврейки, кроме богатых и знатных, коих насчитывались единицы. Она по-прежнему для всех, особенно страждущих, оставалась, в зависимости от их возраста, матерью, сестрой или дочерью — отзывчивой, любящей, всегда готовой помочь, поддержать, ободрить.

После Воскресения и окончательного переезда апостолов в Иерусалим Мать Иисуса и братья Его поселяются вместе с ними. По преданию, Иоанн, исполняя завет Учителя, взял Ее к себе в дом, расположенный в Гефсимании, у стен священного града.

3_Гефсимания общий вид Елеонская гора_сад

Гефсимания, современный вид

О том, что делала Богоматерь между 30 и 45 годами, почти нет сведений. Тем интереснее дошедшая до наших дней апокрифическая переписка между Нею и святым мучеником Игнатием Богоносцем.

По преданию, это был тот самый мальчик, о котором говорил Христос в Капернауме незадолго до Своего последнего путешествия в Иерусалим:

«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собой, кто больше.

И сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой.

И взяв дитя, поставил его перед ними, обняв его, сказал им:

Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня...» (Мк. 9:33-37)

Так как Иисус в Капернуаме жил в доме Петра, про которого точно известно, что он был женат и имел потомство, то неизбежен вывод: Игнатий, получивший почетный титул Богоносец, — сын Кифы.

4_4_Исцеление расслабленного в Капернауме

Исцеление расслабленного в Капернауме

Вот письмо его к Деве Марии:

«Христоносице Марии Ее Игнатий.

Тебе надо было бы укрепить и утешить меня, новообращенного ученика Твоего Иоанна. О Твоем ведь Иисусе я узнал то, что дивно сказать, и поражен слышанным от Тебя, всегда бывшей близкой и связанной с Ним и сведущей в Его тайнах. От души желаю получить извещение о слышанном. Я писал Тебе еще в другое время и спрашивал о том же самом. Будь здорова; новообращенные, которые, со мной, от Тебя и через Тебя и в Тебе укрепляются. Аминь».

5_Игнатий Богоносец_Мученичество. Миниатюра из Минология Василия II. X век. Ватиканская библиотека, Вати

Игнатий Богоносец, Мученичество. Миниатюра из Минология Василия II. X век. Ватиканская библиотека.

Ответное письмо Богоматери:

«Игнатию, возлюбленному соученику, смиренная прислужница Христа.

Об Иисусе что слышал и что узнал от Иоанна — истинно. Верь тому, держись того; и принятый на себе обет христианства храни непоколебимо, а привычки и жизнь сообразуй обету. Что до Меня, то Я приду вместе с Иоанном посетить тебя и тех, кто с тобой. Стой в вере и поступай мужественно, и да не беспокоит тебя суровость преследования; но да будет сильным и да радуется дух твой в Боге Спасителе твоем. Аминь».

Продолжение рассказа о биографии Богоматери — в 10-м выпуске. Пока же послушаем песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа» на греческом языке. Это византийский распев ансамбля «Horecea». Слова его взяты из подлинника — «Евангелия от Луки» (1: 46-55), то есть их вполне могла произносить Сама Приснодева!

Русский текст (синодальный перевод) — (Лк 1:46-55)

«Величит душа Моя Господа,

И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

И милость Его в роды родов к боящимся Его;

Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Цикл Тайная Вечеря"

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения