19 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 10.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 10.

Богородица пережила Своего Сына на 15 лет. Согласно христианской традиции, в Гефсиманском саду, где ныне храм Успения, Она была взята на небо 15 августа 45 года. Ее Успение показано на картине вверху. Родилась Мария в 20 году до н.э., значит, прожила 65 лет. В трех источниках сообщается, что Она подрабатывала пряжеским ремеслом.

«Нищей пряхой» называет ее иудейское предание; в «Протоевангелии Иакова» рассказано о девочке Мариам, прядущей завесу для Храма; христианское предание вспоминает о рукотворном шедевре, созданным Ее руками, — бесшовном хитоне Христа!

2_Завеса Храма 

Завеса Храма

3_Женщины за пряжей реконструкция

Реконструкция: женщины за пряжей 

«Протоевангелие Иакова» положило начало различным легендам о Мариам. В конце IV века появился анонимный апокриф «Об Успении Марии», написанный в том же ключе, что и «Протоевангелие». Там перечислено множество чудес: Сам Иисус с ангелами спустился на облаке, чтобы принять Ее душу. Но душа лишь временно покинула тело Богоматери (отсюда понятие Успения, то есть засыпания), затем снова соединилась с плотью, и Мария вознеслась на небо, обретя новую, преображенную сущность.

За три дня до своей кончины Богоматерь молилась на Елеонской горе. Там явился Ей архангел Гавриил, державший в руке ветвь райской пальмы. Он подал Ей ветвь и сказал: «Твой Сын и Бог наш ждет Тебя… Через три дня Ты преставишься…»

4_Элеонская гора современный вид 

Елеонская гора, современный вид

5_Картина Гавриил и Богоматерь

Гавриил и Богоматерь 

Дома Приснодева рассказала Иоанну о случившемся и стала спокойно готовиться к Своему Успению. Прибрала горницу, как для великого праздника, отдала последние распоряжения, вручила Иоанну пальмовую ветку из Едема с тем, чтобы он нес ее во главе похоронного шествия.

6_Апостол Иоанн_Иоанн Богослов в молчании (Симон Ушаков, 1673 год) 

Иоанн Богослов в молчании (Симон Ушаков, 1673 год)

В самый день кончины Богородицы в Иерусалим чудесным образом явились все апостолы (кроме Фомы), проповедовавшие Евангелие в ближних и дальних странах. Когда шло траурное шествие, один из иудейских священников по имени Афоний в ярости бросился к погребальному одру с намерением повергнуть его на землю; но, едва коснулся он руками одра, как невидимым мечом у него были отсечены обе ладони. Он тут же раскаялся и уверовал во Христа. После этого апостол Петр повелел Афонию приложить остатки рук к отрубленным частям, и длани срослись, а на месте отсечения остался лишь легкий шрам.

7_7_Чудо с Афонием_УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320_1 

Чудо с Афонием (УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 г.) 

Оплакав разлуку с Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и погребли в Гефсимании, в пещере.

8_Гробница Богородицы в Гефсимании 

Гробница Богородицы в Гефсимании 

Апостол Фома не присутствовал при Успении и погребении Божьей Матери. Придя на третий день в Гефсиманию, он горько сожалел, что не успел проститься с Нею. Апостолы решились открыть пещеру, чтобы утешить горе Фомы, но увидели там лишь погребальные пелены; так они уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на небо.

9_Христос и апостол Фома 

Христос и апостол Фома 

Вечером того же дня Она явилась им и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Апостолы в ответ воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».

Чудесные события в «Успении Марии» обрамлены реалистическими деталями, возможно, имеющими под собой подлинную основу. Например, апостол Фома мог действительно опоздать на похороны Богородицы и захотел проститься с Ней.

10_Рукопись Успения_Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы 

Рукопись Успения Святого Иоанна Богослова. Апокриф. 

Некоторые моменты толкуются современными учеными как перепевы евангельских легенд. Но их можно рассматривать и как доказательства подлинности событий: ведь иудеи стремились повторять схожие обряды и церемонии в схожих обстоятельствах! О предстоящем Успении возвестил архангел Гавриил – тот, кто сказал Ей о грядущем Рождении Иисуса. Тем самым весть о смерти стала обещанием чуда нового рождения, которое должно было произойти с Нею. О Воскресении Марии апостолы узнали так же, как ранее о Воскресении Христа. По просьбе Фомы они открыли гробницу Мариам и нашли ее пустой. Все, как было у Иисуса.

Можно объяснить такой повтор тем, что автор апокрифа не имел в своем распоряжении сведений о последних годах жизни Приснодевы и создал свое сказочно-богословское произведение, используя историю Назорея и пополняя ее символикой, подчеркивающей божественность Богоматери в отличие от остальных, даже самых праведных, святых и мучеников. Можно и тем, что, подобно тому как детали жизни и поведения Спасителя были предсказаны в Ветхом Завете, так и подробности того, как следует уйти из жизни Избраннице, были взяты из Завета Нового!

Так или иначе, несмотря на столь позднее появление этого апокрифа, христиане празднуют Успение Богоматери с конца V века. Русская Православная церковь отмечает его 28 августа (это то же 15 августа, но по современному церковному календарю).

В Гефсиманском саду возведена Церковь Усыпальницы Девы Марии. В ней находятся алтарь, посвященный Ее родителям Иоакиму и Анне, и склеп, считающийся местом упокоения Богородицы. Фактически это – кенотаф, так как Она взята живой на небо.

11_Вход в церковь Успения в Гефсимании 

Вход в церковь Успения в Гефсимании 

В центре Иерусалима – на горе Сион – построен Успенский монастырь или Дормицион. Утверждается, что Мария обрела Свой вечный покой именно здесь. Тут тоже есть склеп, а в нем – статуэтка из дерева и слоновой кости на Ее смертном одре!

12_Дормицион 

Дормицион

13_Место упокоения Богоматери

Место упокоения Богоматери

Какое из мест Успения подлинное, сказать трудно. Если верить апокрифу, то из них, что в Гефсимании.

Еще по одному церковному преданию Мариам в 43 году вместе с апостолом Иоанном ушла в город Эфес, спасаясь от преследований христиан, прожила там два года, затем вернулась в Иерусалим, где и совершилось Успение.

Дом Богородицы в Эфесе

Дом Богородицы в Эфесе

14_Храм Артемиды и могила апостола Иоанна в Эфесе 

Храм Артемиды и могила апостола Иоанна в Эфесе

По другому преданию, Она скончалась в 57 году в возрасте 72 лет. Эта цифра, конечно, неверна, потому что, если исходить из нее, к рождению Иисуса Ей бы исполнилось только 10 лет!

У мусульман иная версия Ее кончины. Мухаммед объявил, что пророк Иса бен Мариам, второй по значению в исламе после него самого, не погиб на кресте, обманул своих палачей, спасся и ушел на восток в сопровождении Матери Своей и жены. На границе нынешнего Кашмира, примерно в 75 километрах к востоку от Таксилы, на горе Муррин Приснодева умерла в возрасте 70 лет (то есть в 50 году) и была там же погребена.

15 Изображение Мариам и Исы на персидской миниатюре 

Изображение Мариам и Исы на персидской миниатюре 

Мусульманские паломники до сих пор приходят поклониться святыне, называемой «Май-Мари-де Астхан», «могила матери Марии». В кашмирском городе Шринагаре, кстати, есть и мавзолей «Роза-бал» мусульманского святого Юз Асафа, которого мусульмане из секты ахмади отождествляют с Христом. К сожалению, изображения исламской могилы Приснодевы я не нашел.

16_Мавзолей Роза-бал 

Роза-бал 

Напоследок, думаю, следует рассказать об иконах Богоматери. Я не стал говорить об этом в повествовании о Ее внешности, поскольку эти изображения облик Марии не отражают.

Первая дошедшая до нас картина Пресвятой Девы находится в римских катакомбах Присциллы и относится ко II веку (на фото внизу).

17__1_Верное изображение Приснодевы Присциллы рим 

Первое изображение Богоматери 

К сожалению, эта фреска сильно разрушена, и о ней мало кто знает. Куда более известна так называемая Одиги́трия (в переводе с греческого - Указующая Путь; Путеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой.

В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Одигитрия Воронинская», «Одигитрия Христофорова», «Смоленская», Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери.

18_Пепрвое изображение Богоматери_Богоматерь Одигитрия. Византийская икона. 

Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия 

Иконы Богоматери Одигитрии широко распространены на Балканах, на Руси, на христианском Востоке и Западе.

По преданию, самая первая из них была выполнена евангелистом Лукой и около середины V века привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, и помещена во Влахернском храме в Константинополе. По другим источникам, она хранилась в Константинополе в храме монастыря Одигон, отчего и происходит ее название. Икона стала охранительницей Константинополя. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, начиная с V века, во вторник каждой недели с ней совершался крестный ход по всему городу. Судьба ее после падения Константинополя в 1453 году точно неизвестна.  По одной версии, её разрубили на части османские мародеры, чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями.

В одной из редакций «Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери» русские книжники XVI века отождествили явившуюся в 1383 в новгородских пределах икону с константинопольской Одигитрией.

Среди икон, приписываемых Луке:

Айясская (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе).

Владимирская (храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее).

Иверская (Иверский монастырь на Афоне).

Киккская (монастырь Киккос, о. Кипр).

Мега-Спилеотисская (монастырь Мега Спилео, Греция).

Никопея (собор Святого Марка, Венеция).

Спасение народа римского (базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим).

Сумельская (храм в деревне Кастанья, Греция).

Тихвинская (Тихвинский монастырь, Россия).

Филермская (Национальный музей в Цетине).

Ченстоховская (Ясногорский монастырь, Польша).

Эдесская (храм святых Вонифатия и Алексия в Риме).

Еще иконы, приписываемые Луке, существуют в Израиле, Сирии и других странах. А всего их число оценивают по-разному: от 3 до 70!

Лука́ — апостол от Семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором. «Мураториев канон» сообщает, что Лука также был знатоком права, поэтому сопровождал апостола Павла в качестве юриста.

В православной и католической традициях он считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. На его биографии мы подробно остановимся ниже, а пока расследуем гипотезу о его профессии художника.

Насчет принадлежности к Семидесяти - первых (после Двенадцати) учениках Христа - у церкви нет единого мнения. К ним подчас причисляют и более поздних святых – уроженцев Эллады и Рима. Но никто не отрицает, что самые первые апостолы – и Семьдесят, и Дюжина – были исключительно иудеями, в том числе и Лука. И это означает, что он никак не мог быть живописцем и что-либо рисовать – это категорически запрещает Тора. Попытки некоторых отцов церкви сослаться на то, что он мог быть греком по происхождению, не выдерживают критики: даже если он принял гиюр, то есть стал иудеем – прозелитом, то все равно обязан был соблюдать Закон.

Второе соображение: все иконы стиля Одигитрии изображают Приснодеву с младенцем Иисусом. Если Лука писал Ее портрет с натуры, значит он должен был сделать это в первые годы жизни Христа, когда Спаситель еще не прославился. Справедливости ради укажем, что по возрасту Лука мог бы это сделать: он погиб вскоре после казни апостола Павла в 62 году, будучи 84 года от роду. То есть Лука родился где-то около 22 года до н.э., следовательно, был ровесником Богоматери.

Тут сразу возникает гипотеза: молодой грек Лука, еще не став иудеем, встретил молоденькую Мариам и нарисовал Одигитрию. К сожалению, все иконы, приписываемые ему, показывают разных женщин, хотя и нарисованы они в одном стиле. А вообще-то, легенда о том, что Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем, не основана ни на каноне, ни на первых апокрифах. Самое раннее письменное изложение об этом - в сочинении Феодора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история». А широкое распространение эта версия получила благодаря книге, изданной в 1442 году!

Чтобы все-таки как-то подкрепить убеждение тех христиан, кто верит в Луку – первого иконописца, предложу свою – весьма зыбкую – версию. Прижизненных портретов Искупителя, Его родни и апостолов не существует – за исключением, возможно, одного! Царь Эдессы Абгар послал ко Христу своего художника, не еврея, который, по преданию, и сделал Его единственное рукотворное изображение (остальные лики нерукотворные: имею в виду Плащаницу, Манделион, о которых речь впереди). Вдруг Лука уговорил какого-нибудь чужеземца, может, даже эдесского живописца, нарисовать и Богоматерь?! Отсюда и пошла его слава как первого, кто рискнул нарушить иудейское табу на изображения, формально не нарушая его.

На сем я завершаю этот выпуск о Богоматери, хотя к главнейшим событиям Ее биографии еще вернусь.

Сейчас же предлагаю всем послушать молитву «Песнь Пресвятой Богородице» на арамейском – языке Христа. Она состоит из слов, сказанных Ей архангелом Гавриилом во время Благовещения, и ее двоюродной сестрой Елисаветой во время свидания (Лк. 1: 41-45).

19_Благовещение Честелло Сандро Боттичелли 

«Благовещение Честелло». Сандро Боттичелли.

 

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

 

Продолжение следует

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения