Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.7). Пресвятая Дева Мария. Часть 10.
Богородица пережила Своего Сына на 15 лет. Согласно христианской традиции, в Гефсиманском саду, где ныне храм Успения, Она была взята на небо 15 августа 45 года. Ее Успение показано на картине вверху. Родилась Мария в 20 году до н.э., значит, прожила 65 лет. В трех источниках сообщается, что Она подрабатывала пряжеским ремеслом.
«Нищей пряхой» называет ее иудейское предание; в «Протоевангелии Иакова» рассказано о девочке Мариам, прядущей завесу для Храма; христианское предание вспоминает о рукотворном шедевре, созданным Ее руками, — бесшовном хитоне Христа!
Завеса Храма
Реконструкция: женщины за пряжей
«Протоевангелие Иакова» положило начало различным легендам о Мариам. В конце IV века появился анонимный апокриф «Об Успении Марии», написанный в том же ключе, что и «Протоевангелие». Там перечислено множество чудес: Сам Иисус с ангелами спустился на облаке, чтобы принять Ее душу. Но душа лишь временно покинула тело Богоматери (отсюда понятие Успения, то есть засыпания), затем снова соединилась с плотью, и Мария вознеслась на небо, обретя новую, преображенную сущность.
За три дня до своей кончины Богоматерь молилась на Елеонской горе. Там явился Ей архангел Гавриил, державший в руке ветвь райской пальмы. Он подал Ей ветвь и сказал: «Твой Сын и Бог наш ждет Тебя… Через три дня Ты преставишься…»
Елеонская гора, современный вид
Гавриил и Богоматерь
Дома Приснодева рассказала Иоанну о случившемся и стала спокойно готовиться к Своему Успению. Прибрала горницу, как для великого праздника, отдала последние распоряжения, вручила Иоанну пальмовую ветку из Едема с тем, чтобы он нес ее во главе похоронного шествия.
Иоанн Богослов в молчании (Симон Ушаков, 1673 год)
В самый день кончины Богородицы в Иерусалим чудесным образом явились все апостолы (кроме Фомы), проповедовавшие Евангелие в ближних и дальних странах. Когда шло траурное шествие, один из иудейских священников по имени Афоний в ярости бросился к погребальному одру с намерением повергнуть его на землю; но, едва коснулся он руками одра, как невидимым мечом у него были отсечены обе ладони. Он тут же раскаялся и уверовал во Христа. После этого апостол Петр повелел Афонию приложить остатки рук к отрубленным частям, и длани срослись, а на месте отсечения остался лишь легкий шрам.
Чудо с Афонием (УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 г.)
Оплакав разлуку с Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и погребли в Гефсимании, в пещере.
Гробница Богородицы в Гефсимании
Апостол Фома не присутствовал при Успении и погребении Божьей Матери. Придя на третий день в Гефсиманию, он горько сожалел, что не успел проститься с Нею. Апостолы решились открыть пещеру, чтобы утешить горе Фомы, но увидели там лишь погребальные пелены; так они уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на небо.
Христос и апостол Фома
Вечером того же дня Она явилась им и сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Апостолы в ответ воззвали: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».
Чудесные события в «Успении Марии» обрамлены реалистическими деталями, возможно, имеющими под собой подлинную основу. Например, апостол Фома мог действительно опоздать на похороны Богородицы и захотел проститься с Ней.
Рукопись Успения Святого Иоанна Богослова. Апокриф.
Некоторые моменты толкуются современными учеными как перепевы евангельских легенд. Но их можно рассматривать и как доказательства подлинности событий: ведь иудеи стремились повторять схожие обряды и церемонии в схожих обстоятельствах! О предстоящем Успении возвестил архангел Гавриил – тот, кто сказал Ей о грядущем Рождении Иисуса. Тем самым весть о смерти стала обещанием чуда нового рождения, которое должно было произойти с Нею. О Воскресении Марии апостолы узнали так же, как ранее о Воскресении Христа. По просьбе Фомы они открыли гробницу Мариам и нашли ее пустой. Все, как было у Иисуса.
Можно объяснить такой повтор тем, что автор апокрифа не имел в своем распоряжении сведений о последних годах жизни Приснодевы и создал свое сказочно-богословское произведение, используя историю Назорея и пополняя ее символикой, подчеркивающей божественность Богоматери в отличие от остальных, даже самых праведных, святых и мучеников. Можно и тем, что, подобно тому как детали жизни и поведения Спасителя были предсказаны в Ветхом Завете, так и подробности того, как следует уйти из жизни Избраннице, были взяты из Завета Нового!
Так или иначе, несмотря на столь позднее появление этого апокрифа, христиане празднуют Успение Богоматери с конца V века. Русская Православная церковь отмечает его 28 августа (это то же 15 августа, но по современному церковному календарю).
В Гефсиманском саду возведена Церковь Усыпальницы Девы Марии. В ней находятся алтарь, посвященный Ее родителям Иоакиму и Анне, и склеп, считающийся местом упокоения Богородицы. Фактически это – кенотаф, так как Она взята живой на небо.
Вход в церковь Успения в Гефсимании
В центре Иерусалима – на горе Сион – построен Успенский монастырь или Дормицион. Утверждается, что Мария обрела Свой вечный покой именно здесь. Тут тоже есть склеп, а в нем – статуэтка из дерева и слоновой кости на Ее смертном одре!
Дормицион
Место упокоения Богоматери
Какое из мест Успения подлинное, сказать трудно. Если верить апокрифу, то из них, что в Гефсимании.
Еще по одному церковному преданию Мариам в 43 году вместе с апостолом Иоанном ушла в город Эфес, спасаясь от преследований христиан, прожила там два года, затем вернулась в Иерусалим, где и совершилось Успение.
Дом Богородицы в Эфесе
Храм Артемиды и могила апостола Иоанна в Эфесе
По другому преданию, Она скончалась в 57 году в возрасте 72 лет. Эта цифра, конечно, неверна, потому что, если исходить из нее, к рождению Иисуса Ей бы исполнилось только 10 лет!
У мусульман иная версия Ее кончины. Мухаммед объявил, что пророк Иса бен Мариам, второй по значению в исламе после него самого, не погиб на кресте, обманул своих палачей, спасся и ушел на восток в сопровождении Матери Своей и жены. На границе нынешнего Кашмира, примерно в 75 километрах к востоку от Таксилы, на горе Муррин Приснодева умерла в возрасте 70 лет (то есть в 50 году) и была там же погребена.
Изображение Мариам и Исы на персидской миниатюре
Мусульманские паломники до сих пор приходят поклониться святыне, называемой «Май-Мари-де Астхан», «могила матери Марии». В кашмирском городе Шринагаре, кстати, есть и мавзолей «Роза-бал» мусульманского святого Юз Асафа, которого мусульмане из секты ахмади отождествляют с Христом. К сожалению, изображения исламской могилы Приснодевы я не нашел.
Роза-бал
Напоследок, думаю, следует рассказать об иконах Богоматери. Я не стал говорить об этом в повествовании о Ее внешности, поскольку эти изображения облик Марии не отражают.
Первая дошедшая до нас картина Пресвятой Девы находится в римских катакомбах Присциллы и относится ко II веку (на фото внизу).
Первое изображение Богоматери
К сожалению, эта фреска сильно разрушена, и о ней мало кто знает. Куда более известна так называемая Одиги́трия (в переводе с греческого - Указующая Путь; Путеводи́тельница) — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом; иконописный образ, по преданию, написанный евангелистом Лукой.
В России это, прежде всего, «Влахернская икона», «Одигитрия Воронинская», «Одигитрия Христофорова», «Смоленская», Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери.
Икона Божией Матери «Одигитрия». Первая четверть XV века. Византия
Иконы Богоматери Одигитрии широко распространены на Балканах, на Руси, на христианском Востоке и Западе.
По преданию, самая первая из них была выполнена евангелистом Лукой и около середины V века привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, и помещена во Влахернском храме в Константинополе. По другим источникам, она хранилась в Константинополе в храме монастыря Одигон, отчего и происходит ее название. Икона стала охранительницей Константинополя. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов. Кроме того, начиная с V века, во вторник каждой недели с ней совершался крестный ход по всему городу. Судьба ее после падения Константинополя в 1453 году точно неизвестна. По одной версии, её разрубили на части османские мародеры, чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями.
В одной из редакций «Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери» русские книжники XVI века отождествили явившуюся в 1383 в новгородских пределах икону с константинопольской Одигитрией.
Среди икон, приписываемых Луке:
Айясская (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе).
Владимирская (храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее).
Иверская (Иверский монастырь на Афоне).
Киккская (монастырь Киккос, о. Кипр).
Мега-Спилеотисская (монастырь Мега Спилео, Греция).
Никопея (собор Святого Марка, Венеция).
Спасение народа римского (базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим).
Сумельская (храм в деревне Кастанья, Греция).
Тихвинская (Тихвинский монастырь, Россия).
Филермская (Национальный музей в Цетине).
Ченстоховская (Ясногорский монастырь, Польша).
Эдесская (храм святых Вонифатия и Алексия в Риме).
Еще иконы, приписываемые Луке, существуют в Израиле, Сирии и других странах. А всего их число оценивают по-разному: от 3 до 70!
Лука́ — апостол от Семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором. «Мураториев канон» сообщает, что Лука также был знатоком права, поэтому сопровождал апостола Павла в качестве юриста.
В православной и католической традициях он считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. На его биографии мы подробно остановимся ниже, а пока расследуем гипотезу о его профессии художника.
Насчет принадлежности к Семидесяти - первых (после Двенадцати) учениках Христа - у церкви нет единого мнения. К ним подчас причисляют и более поздних святых – уроженцев Эллады и Рима. Но никто не отрицает, что самые первые апостолы – и Семьдесят, и Дюжина – были исключительно иудеями, в том числе и Лука. И это означает, что он никак не мог быть живописцем и что-либо рисовать – это категорически запрещает Тора. Попытки некоторых отцов церкви сослаться на то, что он мог быть греком по происхождению, не выдерживают критики: даже если он принял гиюр, то есть стал иудеем – прозелитом, то все равно обязан был соблюдать Закон.
Второе соображение: все иконы стиля Одигитрии изображают Приснодеву с младенцем Иисусом. Если Лука писал Ее портрет с натуры, значит он должен был сделать это в первые годы жизни Христа, когда Спаситель еще не прославился. Справедливости ради укажем, что по возрасту Лука мог бы это сделать: он погиб вскоре после казни апостола Павла в 62 году, будучи 84 года от роду. То есть Лука родился где-то около 22 года до н.э., следовательно, был ровесником Богоматери.
Тут сразу возникает гипотеза: молодой грек Лука, еще не став иудеем, встретил молоденькую Мариам и нарисовал Одигитрию. К сожалению, все иконы, приписываемые ему, показывают разных женщин, хотя и нарисованы они в одном стиле. А вообще-то, легенда о том, что Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем, не основана ни на каноне, ни на первых апокрифах. Самое раннее письменное изложение об этом - в сочинении Феодора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история». А широкое распространение эта версия получила благодаря книге, изданной в 1442 году!
Чтобы все-таки как-то подкрепить убеждение тех христиан, кто верит в Луку – первого иконописца, предложу свою – весьма зыбкую – версию. Прижизненных портретов Искупителя, Его родни и апостолов не существует – за исключением, возможно, одного! Царь Эдессы Абгар послал ко Христу своего художника, не еврея, который, по преданию, и сделал Его единственное рукотворное изображение (остальные лики нерукотворные: имею в виду Плащаницу, Манделион, о которых речь впереди). Вдруг Лука уговорил какого-нибудь чужеземца, может, даже эдесского живописца, нарисовать и Богоматерь?! Отсюда и пошла его слава как первого, кто рискнул нарушить иудейское табу на изображения, формально не нарушая его.
На сем я завершаю этот выпуск о Богоматери, хотя к главнейшим событиям Ее биографии еще вернусь.
Сейчас же предлагаю всем послушать молитву «Песнь Пресвятой Богородице» на арамейском – языке Христа. Она состоит из слов, сказанных Ей архангелом Гавриилом во время Благовещения, и ее двоюродной сестрой Елисаветой во время свидания (Лк. 1: 41-45).
«Благовещение Честелло». Сандро Боттичелли.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
Продолжение следует
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8