24 апреля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

О приемном отце Иисуса (показан на картине над заголовком) известно гораздо меньше, чем о Матери — по вполне понятным причинам. И все же он почитается: в Русской православной церкви день его памяти — первое воскресенье после Рождества Христова, а католики отмечают даже два праздника в его честь: 19 марта — день Иосифа Обручника как главы и покровителя Святого семейства; 1 мая — день Иосифа Труженика как покровителя всех трудящихся (учрежден в 1955 году), так как св. Иосиф для всех христиан — образец терпения, выносливости и трудолюбия.

Иосиф, на иврите Йосеф (в переводе «будет добавлен, прибавится») — известен прежде всего как обрученный муж Пресвятой Богородицы. В каноне о нем рассказано мало, основные сведения о его жизни взяты из апокрифов «Протоевангелие Иакова», «История Иосифа Плотника», «Евангелия детства».

Я уже рассказал о двух его родословных, приведенных в евангелиях Луки и Матфея. Согласно им, он происходил из рода Давида. Жил в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. Почему-то считается, что был беден.

2_Так мог выглядеть Назарет_Назарет, изображённый на византийской мозаике в монастыре Хора, Стамбул.

Так мог выглядеть Назарет в I веке. (Византийская мозаика в монастыре Хора, Стамбул).

3_Назарет соврменный

Назарет современный

Уже в преклонном возрасте он обручился с Девой Марией, Матерью Иисуса. Согласно евангелию от Матфея (Мт. 1:19-24), после их обручения, прежде «нежели сочетались они», Иосиф узнал, что Она беременна и желал «тайно отпустить Ее». После этого архангел Гавриил явился во сне Иосифу и успокоил его, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от Нее есть Духа Святаго; родит же Сына, а наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».

4_Иосиф с ребенком Христом

Иосиф с ребенком-Христом. Живопись школы Куско, Перу

Это краткая история. Попробуем ее расширить, попутно решив некоторые загадки. В первую очередь попытаюсь развеять недоумения некоторых критиков: раз Иосиф не биологический отец Христа, как же можно вести от него генеалогию Богочеловека? Но и в Риме, и в Иудее приемные дети имели равные юридические права с родными отпрысками и считались законными наследниками и родового имения, и имущества. Евангелисты исходили из прорицания пророка Иезекииля: Мешиах обязательно должен быть потомком Псалмопевца, это обещано ему Самим Элохим; и даже одно из имен Спасителя будет: Давид!

«...Я спасу овец Моих:..

И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем» (Иез. 34:22-23). Учтем, что этот пророк жил уже после великого царя!

5_Иезекииль_Святой Пророк Иезекииль. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Святой Пророк Иезекииль. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

Впрочем, сомнения в принадлежности Обручника к Давидидам высказывались еще в период зарождения христианства. Сирийский ученый из города Эдессы Тагион собрал «Пять Евангелий Тагиона» (впоследствии уничтоженных церковниками как еретические). Он не верил, что Мария, Иосиф, а следовательно, и Иисус выросли из семени Иессеева, отца Давида. Иудеи считали, что потомок Соломона не может стать Мешиахом, потому что последний из его линии, уведенный в Вавилон царь Иехония был проклят: «Никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (Иер. 22:30). Возможно, именно поэтому Лука свою генеалогию Христа ведет от Давида не через Соломона, а через Нафана.

6_Царь Иехония

Царь Иехония

Богочеловек Сам отрицал, что Мессия обязательно должен быть из рода Псалмопевца.

«Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: „сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих“. Итак сам Давид называет Его Господом: как же Он сын ему?» (Мк. 12:35-37).

7_Давид

Давид

Разгадку путаницы с отцом Иосифа Плотника (он по-разному назван в евангелиях от Луки и от Матфея) я привел в выпуске о родословии Спасителя. У деда Иисуса по отцу было два имени Илия и Иаков (Лк.3:23; Мт. 1:15), как у многих других иудеев и христиан, да и у Самого Спасителя, о чем тоже было рассказано в соответствующих выпусках.

...Один из самых спорных вопросов в биографии Христа: были ли у Него братья и сестры? В евангелии Марка приведены слова назарян о Мешиахе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?» (Мк. 6:3). Разные конфессии и библиеведы по-разному оценивают истинную степень того родства — и все в разной степени имеют отношение к Обручнику. Есть три основные гипотезы.

Это настоящие братья и сестры Христа, которые родились у Иосифа и Марии после первенца Иисуса. Данной версии противоречат догмат о вечной девственности Богоматери и тот факт, что Иаков был старше Марии: он родился в 28 году до н.э., Пресвятая Дева на семь лет позже.

Это двоюродные братья и сестры Спасителя — дети якобы родной сестры Матери Господа, жены Клеопы, иначе называемого Алфеем (Ин. 19:25), тоже по имени Мария, входившая в число женщин, постоянно сопровождавших Христа. Но нигде в первоисточниках не сказано о рождении у Иоакима и Анны второй дочери (и первое- то было чудом!). Глупую легенду о трех Мариях — дочерей Анны — придумали в Средневековье.А главное — почему-то за две тысячи лет этого никто не заметил! — разве стали бы родители называть вторую и третью дочь тем же именем, что и первую? Что, женских имен в Иудее не хватало?

Так древние евреи не поступали! Да и степени родства — родные или двоюродные братья и сестры — в античности различать умели.

Третий вариант: это дети Иосифа Обручника от первого брака — конечно, самый близкий к истине.

8_Иисус и Его братья

Иисус и Его братья

Такую версию подтверждают и «Протоевангелие Иакова», и упоминание в другом предании первой жены Плотника — Соломонии. На момент обручения с Марией у Иосифа было уже шестеро детей от прежнего брака. Соломония давно умерла. Двое сыновей, Иосия и Симон, и дочери, Есфирь и Фамарь, в надлежащее время поженились и вышли замуж и разошлись по своим домам. Иуда и Иаков остались с отцом.

Все они вполне законно могли называться братьями и сестрами Христа и в том случае, если были единокровными (то есть если Иисус был бы действительно зачат Иосифом), и в том случае, если Мешиах был приемным сыном Плотника (появившись на свет в результате непорочного зачатия).

В пользу третьей версии свидетельствует и описанный Иоанном Богословом эпизод во время Распятия: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Мать твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

9_Иисус на кресте поручает

Иисус на кресте поручает Богоматерь заботе Иоанна

Если у Его Матери были еще дети от Обручника помимо Иисуса, как же Тот мог отдать Ее на попечение чужого человека?!

Только люди, упорно не желающие признать тот неоспоримый факт, что Спаситель придерживался законов и нравов Своего времени, а не тех, кои существовали века и тысячелетия спустя у верующих в Него, могут назвать Симона, Иосифа, Иуду, Иакова, Есфирь и Фамарь отпрысками Марии. Если бы это было так, Иисус никогда бы не отдал Ее под опеку постороннего, хотя и любимого ученика.

Родные дети обязаны по иудейскому закону содержать родителей до самой смерти! Предположить, будто братья и сестры Христа такие изверги, что с ними нельзя было оставить мать, глупо: они были достойными правоверными, особенно Иаков Праведник и Иуда, ставшие руководителями иерусалимской общины первых христиан. А вот в том случае, если они были детьми покойного мужа от первого брака, да еще учитывая, что Иаков (а судя по его прозвищу Младший, и все остальные сыновья Иосифа) возрастом превосходили Марию, Ее пребывание в доме одного из них было бы очень щекотливым: по обычаю левирата взрослые пасынки имели право взять в жены свою мачеху, которая была моложе их. Тут уж молодой приемный сын (в данном случае Богослов) оказывался куда предпочтительней.

Мессия — Сын Отца Небесного, но у Него должен быть и земной отец. На койне Демиург означает Творец, Создатель — в том числе плотник, строитель. По-арамейски наггар — строительных дел мастер, то есть и плотник, и столяр, и каменщик. А еще — «ученый»! «Сына своего готовит в разбойники тот, кто не учит его ремеслу», — говорят раввины. Отец Небесный должен передать Сыну Свои качества Творца, земной — плотника и ученого мужа. И впоследствии Христа называл «плотником» Марк (Мк. 6:3), а Матфей — «сыном плотника» (Мт. 13:55). «Плуги изготовлял и ярма», — сообщает о Спасителе святой Юстин Философ.

А прозвище Иосифа на арамейском — именно Наггар. И главное: он был из рода Давидова, от которого должен был произойти Мессия.

Святой Иоанн Дамаскин считал, что Матфей, отец Анны, матери Марии, был также отцом Иакова, отца Иосифа Плотника. Если это так, то Обручник и Приснодева — двоюродные брат и сестра.

10_мастерская плотника реконструкция

Реконструкция мастерской плотника и инструменты

Близкородственные браки были запрещены Торой (Лев. 18:11), хотя в эпоху патриархов допускались: жена Авраама Сарра была его сестрой (Быт. 11); сын Давида Амнон мог взять в жены свою единокровную сестру Фамарь, но предпочел изнасиловать ее (2 Цар. 13:14). Троюродное родство близким не считалось, и иудеи даже предпочитали сочетаться браком не с чужеземцами, а с дальними родственниками.

11_Сарра_Сарра. Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581

Сарра. Гравюра Ханса Колларта, ок. 1581

12_Аммон и Фамарь_

Амнон и Фамарь

Наггар подходил для Избранницы Божией по всем статьям: правоверный, праведный, не нищий (а скорее всего, зажиточный, хорошие мастера в Иудее не бедствовали, ведь он имел и дом, и мастерскую), многодетный (значит благословлен Яхве), вдовый (свободный для нового брака), умелый муж, пастырь: у него имелось стадо домашнего скота, так что Сыну будет кого пасти...

Мешиах должен быть пастырем Своего народа, а для этого тоже нужен опыт. По сохранившемуся преданию, отрок Иисус «пас овец в Назарете». Интонации, которыми проникнуты Его притчи о пастухах, косвенно подтверждают это.

13_Пастух

Пастух

Но самое главное, будущий Обручник прошел специальную инициацию!

...Великие религиозные праздники и предстоящие знаменательные события всегда начинались с отбора тех, кто допускался к обрядам и решающим действиям. И первым делом определялись их праведность и чистота: пригодны ли они для приобщения к святому делу? Когда беглый Давид в Новме попросил хлеба для своих людей у священника Ахимелеха, тот сначала решил определить их культовую чистоту: «Нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный, — если только люди твои воздержались от женщин!» (1 Цар. 21:4). Опросы такого рода проводились перед началом каждой церемонии.

В жизни иудей был ограничен не только повседневными обычаями, но и религиозными запретами, покрывавшими все: от питания до брачной жизни, от добровольно сделанного до редчайших случайностей!

Запретны столь разные вещи, как нечаянное касание трупа или скелета при работе на поле или ночные поллюции:

«И кто прикоснется к чему-нибудь нечистому от мертвого, или у кого случится излияние семени...

Тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера, и не должен есть святынь...» (Лев. 22:4, 6).

О пригодности Иосифа к уготованной ему роли имелось самое весомое свидетельство!

«Сказали первосвященнику: «Ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву, и что Господь объявит тебе, то и сделаешь».

И первосвященник, надев додекакодон (церемониальная роба верховного иерея), вошел в святилище и вознес молитву, и сказал одному из вестников: «Пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и кому Господь явит знамение, тому Мариам станет женою».

И пошли вестники по Назарету, и труба Господня возгласила, и все стали сходиться. Иосиф, оставив топор, тоже пришел на место, где собирались. И, собравшись, отправились к первосвященнику, неся посохи. Он же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться. Помолившись, он взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал первосвященник ему: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа» (Протоев. Иакова). По другому преданию, посох расцвел.

Посох расцвел

Чудо с посохом Иосифа

«Иосиф стал возражать, говоря: „У меня уже есть сыновья, и я стар, а Она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля“ (Протоев. Иакова).

О дальнейших драматичных событиях — во второй части этого выпуска. А пока послушаем отрывок из библейской книги „Песнь песней“ Соломона на иврите. Все герои нашего повествования наверняка ее слышали.

Продолжение следует

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения