20 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Итак, избранник Божий Иосиф Наггар, несмотря на чудо с посохом, отказался жениться на молоденькой Марии, ссылаясь на свою старость. Это был слабый предлог для ухода от ответственного Божьего дела!

Возможность выхода женщины замуж ограничивалась сроком ее плодовитости, от двенадцати до сорока пяти лет. Мужчина мог жениться и стать отцом в гораздо большем возрасте.

Авраам, доживший якобы до ста семидесяти пяти лет (Быт. 25:7), взял жену Хегуру после смерти Сарры, и она стала предком многих арабских племен (Быт. 25:1). Овдовевший иудей пятидесяти-шестидесяти лет мог снова жениться, и его новой супруге было двадцать-тридцать лет. В это время его старший сын от первого брака мог быть старше, чем мачеха, и если отец умирал, сын имел право жениться на вдове...

Конечно, отдавать молоденькую девственницу за старца при обычных обстоятельствах не было принято. Но сейчас-то обстоятельства сложились особые!

По Закону, к двадцати годам, сроку окончания молодости, еврей должен оставить после себя потомство. Хотя жениться мужчина правомочен в тринадцать лет, большинство иудеев пользуются этим почетным и приятным правом лишь после того, как три-четыре года походят в синагогу. Двадцатилетие истинные поборники веры встречают, уже имея детей, иначе их не возьмут в армию.

2_Свадьба в древней Иудее 

Свадьба в древней Иудее 

Ранний брак дает скорое возмужание, быстрое и полное осознание себя важным очередным звеном в семейной цепи. Юноша берет в жены девушку, наслаждается ее телом, ждет с ней первого ребенка, присутствует при его рождении, начинает чувствовать свою ответственность отца. Наблюдает, как младенец превращается в мальчика, отрока, юношу, независимого мужчину — зачинателя новой семьи. Самое главное в жизни — оставить после себя достойное потомство, продлить род. Словом, брак помогает иудею созреть, как солнечные лучи — злакам и плодам. И чем раньше это в его жизни произойдет, тем лучше.

Брак к любви не имел никакого отношения, преследовал совершенно другие цели. Тому имелись три причины: унизительное, несвободное положение женщины; отсутствие непосредственного любовного ухаживания перед свадьбой; невозможность личного предпочтения, так как выбор супруга или супруги был делом родителей, а в данном случае – старейшин и жрецов.

Наггар был поистине святым: немногие старики в ту эпоху отказались бы от молоденькой прекрасной девственницы. Иосиф это сделал!

Однако религиозные власти в то время отлично умели усмирять непокорных прихожан!

«И сказал первосвященник Иосифу: «Побойся Бога, вспомни, как Он наказал Дафана, Авирона и Корея... за ослушание! «(Протоев. Иакова).

Наггар, должно быть, содрогнулся...

«Корей, сын Цугара... и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авиан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, Восстали на Моисея...

И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество.

И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Чис. 16:1-2; 32-33).

3_Наказание Корея Дафана и Авирона_Ботичелли Сандро 

«Наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Ботичелли. 

Вот что Шаддай делает с теми, кто противится замыслам Его!

«Испугавшись, Иосиф взял Мариам, чтобы блюсти Ее. И сказал он Ей: «Я взял Тебя из храма Господня, и теперь Ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к Тебе, когда Господу будет угодно. Бог да сохранит Тебя!» (Протоев. Иакова).

4_Мария и Иосиф_фрагмент картины Поклонение пастухов Джорджоние Барбарелли 

Мария и Иосиф. Фрагмент картины «Поклонение пастухов» Барбарелли. 

В раннем христианстве существовала традиция обручения без реального вступления в брак — отголосок древнего еврейского обычая, позволявшего помолвленной невесте жить в доме жениха, не исполняя супружеских обязанностей. До истечения этого срока помолвка могла быть расторгнутой.

Мудрый Плотник нашел самый лучший выход из положения! 

Вот так Мария из родительского дома попала в обиталище своего нареченного супруга. Это жилище человека среднего достатка, не бедняка и не богатого. Да нет, очень богатого — духовно, ибо он был праведником во всех смысла слова. Здесь прохладно и тенисто. Приподнятая платформа на одном краю — место для еды и спанья, остальная часть земляного пола предназначена для кувшинов, кухонных принадлежностей, включающих ручную мельницу, и для животных. Богатые имеют жилища из лучшего материала — камня, с металлическими решетками на окнах. Некоторые строят дома вверх, другие расширяют в стороны, делают несколько двориков, аккуратные садики. Бедуины-кочевники, привозящие товары, живут в палатках из шкур. Наггар сделал себе уютное обиталище, в подвале которого, по одной из версий,  разместилась его мастерская. Реконструкция типичной мастерской плотника в I веке показана над заголовком. Ниже – профессиональные инструменты.

5_1_1_инструменты плотника2_1

5_1_3_инструменты плотника2_2

5_инструменты плотника1_3

Инструменты плотника: 1 - стамеска; 2 - долото; 3 - нож; 4 - ручная пила; 5 - топор; 6 - молоток; 7 - рубанок; 8  - дрель; 9 - наковальня; 10 - кузнечные щипцы; 11 - зубило; 12 - типичный римский гвоздь; 13 - ножницы; 14 - штукатурный шпатель; 15 - бронзовый циркуль; 16 - бронзовый разделитель пропорций; 17 - отвес. 

Дом, который предположительно принадлежал ему, был не так давно раскопан в Назарете. Жилища людей среднего достатка, которым являлся приемный отец Иисуса, обычно состояли из четырех комнат. Самая большая была в центре. Если она не покрывалась крышей, то служила внутренним двориком, если покрывалась, то гостиной и молельной. Размеры комнат ограничивались шестью метрами – бревен большей длины в малолесной Иудеее просто не имелось. Богачи имели возможность заказывать себе длинные стволы ливанского кедра, остальные могли о том только мечтать. На потолочные бревна клали тростник, бедняки сверху покрывали все это глиной; богатеи – черепицей. На получившейся плоской крыше в теплую погоду ночевали, хранили или сушили припасы, в лунные ночи просто сидели и беседовали. Чтобы попасть наверх, к стене пристраивали снаружи лестницу.

6_Руины дома Иосифа в Назарете снаружи 

Руины дома Иосифа в Назарете (вид снаружи) 

Остальные три помещения распределялись следующим образом. Одна – спальня, где отдыхала вся семья лежа на циновках и коврах прямо на полу или на небольших возвышениях. Кровати – привилегия богачей и знати. Еще одна комната – кухня и одновременно кладовая для припасов, последняя – стойло для скота. Стены делались из камня, иногда из обожженных глиняных кирпичей. Их покрывали известкой, чтобы закрыть щели. В статьях в Интернете утверждается, что в зажиточных жилищах стены украшали фресками. Если и так, то это имело место только у эллизированных или романизированных евреев: правоверным Тора запрещала всякие изображения.

Пол всегда был земляной или глиняный. У бедняков он постоянно крошился, его надо было подметать. У богатеев его покрывали ковры и циновки.

7_Реконструкция обычного дома в Иудее 

Реконструкция интерьера обычного дома в Иудее 

В обычных домах мастерские устраивались редко, разве что имелось подвальное помещение, но его трудно было освещать. Так что, скорее всего, Наггар имел отдельную мастерскую в другом месте: по преданию, там сейчас стоит Церковь Благовещения архангела Гавриила.

8_Церковь Благовещения Гавриила в Назарете 

Церковь Благовещения Гавриила в Назарете 

Предполагают, что Иосиф скончался в возрасте около ста лет, по-видимому, вскоре после посещения Иерусалима с двенадцатилетним Иисусом, так как о нем после того в каноне уже не упоминается.

Я нашел один апокриф, в котором приведено скорбное высказывание девятнадцатилетнего Иисуса: «О-о-о, отец мой, Иосиф!» - свидетельство того, что Сын любил Своего приемного отца. Следовательно, Наггар умер в 14 году. Думаю, эту дату можно принять за верную: зачем бы придумывать, что Христу было тогда именно 19 лет? Не все ли равно?

Как я уже указывал, похоронили Обручника в Иерусалиме, в Гефсиманском саду, где ныне высится церковь Успения Пресвятой Богородицы - рядом с тестем Иоакимом и тещей Анной. Почему они все упокоились именно там, не совсем понятно. Иудеи тогда, а евреи сейчас (как и китайцы) предпочитали быть похороненными на родовых кладбищах в местах своего рождения или хотя бы близ последнего места жительства. Иоаким и Иосиф родились в Сепфорисе – но их гробниц там нет. Где находятся мощи Наггара, тоже неизвестно.

9_2Церковь Успения Богородицы Иерусалим 

Церковь Успения Богородицы в Иерусалиме

9_1Предел Иосифа Обручника в Храме Успения Богороды Иерусалим_2

Предел Иосифа Обручника в Храме Успения Богородицы в Иерусалиме 

Наполовину врезанный в скалу (как подтвердили недавние археологические раскопки) домик, где жили родичи Христа, не выглядел ни халупой бедняка, ни обиталищем богача. Одно жилье из двух половин. В первой, с земляным полом, ступени на две повыше, ютится семья; во второй, нижней — домашний скот. Глиняные, закоптелые от дыма, стены; узкие, с решетками, щели-оконца. Днем открывается входная дверь для света, а в сумерки зажигается глиняная лампада на высоком железном поставце или на выступающем из стены камне. На полу — очаг с медным котлом; дым выходит в дверь. Тут же ручные жернова. Две-три скамьи, платяная скрыня, мерки с сушеными плодами и крупами, кувшины с вином и оливковым маслом по стенам — вот и все убранство. Спят на полу, разостлав домодельные ковры и циновки, а на день, свернув, кладут их в угол. В летние ночи почивают на плоской кровле под звездным пологом (ее наличие, впрочем, не установлено). В жилище, возможно, имелась еще и подземная часть, где располагалась мастерская Иосифа Плотника, хотя, по другой версии, она находилась в ином месте.

Дом иосифа внутри верный вар 

Комната дома Иосифа в Назарете

Напоследок послушаем псалом 50 на иврите. Его наверняка пели Иосиф, Мария и другие обитатели жилища Обручника.

 

Продолжение следует 

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения