08 августа 2022, понедельник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Образ Святого Семейства вызывает в воображении икону с тремя ликами: Младенец Иисус, Богоматерь и Иосиф Обручник (один из примеров показан над заголовком). На самом же деле близких, родственных по крови Мессии людей насчитывалось гораздо больше, и они играли в жизни Христа куда более серьезные роли, чем мы ныне себе представляем. Но о них позже.

Большинство сведений о ближайшей родне Богочеловека, напомню, дошли до нас благодаря воспоминаниям первосвященника Иерусалимской раннехристианской церкви Иакова Праведного, брата Христа. Они, конечно, в сильно искаженной форме, легли в основу так называемой «Истории Иакова о рождении Марии». В современной научной литературе это произведение более известно как «Протоевангелие Иакова». Невзирая на апокрифичность, в раннем Средневековье оно было переведено на многие языки (сирийский, коптский, армянский). Наиболее ранний текст был обнаружен в Египте на папирусе, относящемся к III веку.

2_Рукопись протоевангелия

Рукопись «Протоевангелия» 

Когда и если человек рассказывает свою биографию, он обычно начинает с отца. Фамилия и отчество – тоже от родителя. Эта традиция дошла до нас с седых времен, когда имя отца было чуть ли не самым главным пропуском на любую ступеньку общественной иерархической лестницы. В этом смысле Иисусу из Назарета повезло: никого могущественнее Его Отца, неотъемлемой частью Которого был Он Сам, в мире просто не существовало. Все Ему было доступно, но Сын сознательно ограничил Себя слабой плотью человеческого тела и, как обычный потомок Адама, должен был иметь еще и земного папу.

Земным отцом Мессии стал достойный муж Иосиф Наггар.

Напомню, на койне Демиург означает Творец, Создатель — в том числе плотник, строитель. По-арамейски наггар — строительных дел мастер, то есть и плотник, и столяр, и каменщик. А еще — ученый! Отец Небесный должен передать Сыну Свои качества Творца, земной — плотника и ученого мужа.

Иосиф зарабатывал на жизнь, в основном, постройкой домов и работами по дереву. Строительством он занимался, ходя на отхожие промыслы, как было принято в ту эпоху. По одному из преданий, он пришел из Вифлеема в Сепфорис, где возводил жилье, а оттуда перебрался в Назарет. Плотничал в подземной мастерской, расположенной или под его жилищем, или в отдельном месте, которое теперь называется Грот Святого Семейства.

3_Назарет 

Так, возможно, выглядел Назарет в I веке до н.э. The Lion. Hanbook to the Bible. England 1973

4_Грот Святого Семейства в Наазрете

Проход к Гроту Святого Семейства в Назарете 

4_1_ Горот_

Алтарь в Гроте Святого Семейства

Предполагаемый дом его (который был недавно найден) стоял на уходящей вверх главной улице Назарета, начинавшейся у «колодца Марии» и заканчивающейся в километре наверху. Чуть выше жилища находится нынешняя Церковь Благовещения.

 5_Улица в Назарете современная

Улица современного Назарета

6_Дом Иосифа в Назарете снаружи

Вход в дом Иосифа

7_Церковь Благовещения Назарет

Церковь Благовещения в Назарете

По наиболее общепринятой версии, Обручник имел шесть детей от прежнего брака (об этом я уже писал). Его жена Соломония, если верить преданию, умерла задолго до встречи Наггара с Мариам.

Но нельзя не упомянуть и мнения других отцов церкви.

Ориген первый из церковных писателей говорит о детях Иосифа от первой жены. Св. Епифаний приписывает ему шестерых: четырех сыновей – Иакова, Иосифа, Симона и Иуду, упомянутых также в Новом Завете (Мк. 6), и двух дочерей – Саломию и Марию. Ипполит Фиванский называет сыновей так же, а дочерей – Эсфирью и Фамарью. Софроний рассказывает о трех дочерях, и одна из них называется Саломией.. Другие писатели дают первой жене Обручника имя Еша. Гельвиний приписывает Иосифу четырех сыновей и неопределенное число дочерей. «Книга Иосифа Плотника» приводит несколько иной список: Иаков, Иуда, Юст, Симон; дочери Асаия и Лидия. Ближе всех к истине (и к каноническим евангелиям), конечно, версия святого Епифания.

Мне всегда казался непонятным один парадокс: почему в каноне ни слова не говорится о бедности Иосифа Плотника и Иешуа Га Ноцри, поздние апокрифы это упоминают вскользь, тем не менее в церковной среде бытует такое мнение? Причем приведенные в ранних сочинениях факты это опровергают. Иоаким и Анна, родители Богородицы, были очень богатыми людьми.

8_Иоаким и Анна_Святые праведные Иоаким и Анна 

Святые праведные Иоаким и Анна 

Иосиф Плотник владел домом и мастерской, перед смертью поделил свою собственность между наследниками, причем его сыновья, кроме Иакова, якобы возражали против того, чтобы Иисус получил Свою долю. Кроме того, плотники-строители в то время отнюдь не бедствовали.

Вопрос: куда девались богатства Иоакима и Анны и какое-никакое состояние приемного отца Мессии?

Мне кажется, дело в том, что составители апокрифов, большинство из которых (кроме Иакова, брата Господня) жили через несколько веков после Христа, и не в Иудее, бывшие в основном греками и римлянами, переложили понятия II, а то и III – IV столетий и другой образ жизни на время пребывания Богочеловека на земле. А тогда мировоззрение у современников Спасителя было совсем иное. Нам, людям XXI века, это нужно специально объяснять. Хотя в своих воззрениях мы куда ближе к точке зрения древнего еврея, нежели античного жителя Рима или Эллады.

Несмотря на то, что Иудея, как все ее соседи, представляла собой типично рабовладельческое государство, понятия о социальном бесчестии в разных странах были разные и уж тем более отличались от современных демократических представлений, основанных на индивидуальной свободе личности.

9_1_Древний Рим Капитолий 

Древний Рим, Капитолий 

«Центральной идеей» общества в Римской империи, неоспоримой в то время и лежащей в основе социальных отношений, была мысль, что богатый человек, живущий за счет труда своих невольников, тем самым уже заслуживает уважения, а бедный, питаемый трудом рук своих, низок.

Все, что связано с активным трудом и добыванием денег, считалось у древних эллинов и римлян в социальном отношении низменным. Ремесленник, механик, торговец, купец, трактирщик, даже врач, поскольку он брал деньги за свою работу, заслуживал презрения. Это делает понятной такую своеобразную — очень распространенную! — фигуру, как античный блюдолиз- «паразит», который, напротив, считался уважаемым гражданином. А термин «сибарит» приобрел негативное значение куда позже тех времен, кои мы описываем; современники относились к изнеженным обитателям греческого полиса Сибарис с плохо скрываемой завистью.

10_1_Сибарит 

Сибариты 

Посему вполне обеспеченный плотник мог считаться не только у язычников, но даже у христиан II -IV веков принадлежащим к низшему социальному уровню, а значит, бедняком. К тому же в ранней церкви долго господствовали так называемые эбиониты, считавшие богатство грехом, а отсутствие его – признаком святости и чистоты. Отсюда мнение: члены Святого Семейства и Сам Помазанник – бедняки.

Местом, которое святой Иосиф Плотник занимает в христианском пантеоне и небесной иерархии (рядом с апостолами!), он обязан своей роли в земной жизни Богочеловека, о которой утвержденные церковью благовесты рассказывают очень кратко. Более полная версия приведена в «Книге Иосифа Плотника», ее якобы излагает Сам Господь:

11_Книги Иосифа Плотника 

«Книга Иосифа Плотника» 

«... Иосиф, сын Давидов, которому Мария была обручена, был из колена Иудина.

И Мать Мария родила Меня в пещере, близ гробницы Рахили, жены патриарха Иакова и матери Иосифа и Вениамина.

Но сатана пошел и возвестил о всем этом Ироду, отцу Архелая. (Старший сын Ирода Великого – с 4 г. до н.э. по 6 г. был этнархом – правителем половины провинции Иудея).

И сей Ирод был тот, который приказал обезглавить Иоанна, Моего друга и родственника.

Тогда он приказал тщательно искать Меня, полагая, что царство Мое от мира сего.

12_сатана_Thomas-Stothard-Satan-Summons-His-Legions-ca.-1792-93-3 

Сатана. Thomas Stothard Satan Summons His Legions ca.1792 г.

13_Ирод_Herodes o Grande

Ирод

Но благочестивый старец Иосиф был предупрежден о том во сне.

И встав, он взял Марию, Мать Мою, и Она унесла Меня на руках. И Саломия - дочь и помощница Геломы – повивальной бабки (обе принимали роды у Богоматери), присоединилась к ним, чтобы сопровождать их в пути. И так, уйдя из дома своего, он удалился в Египет. И он пробыл там целый год, пока ярость Ирода не улеглась.

14_Саломея и Гелома_Саломея и Гелома (деталь иконы «Рождество Христово», Андрей Рублев)

Саломия и Гелома. Фрагмент иконы «Рождество Христово», Андрей Рублев. 

...И когда кончил дни свои мучитель Ирод, возвратились родители Мои в землю Израилеву. И они поселились в городе Галилейском, называемом Назарет.

Иосиф, снова взявшись за ремесло плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, ибо он никогда не получал пропитания от чужих трудов.

...Он не испытывал никакой телесной немощи, он не утратил зрения, и ни один зуб не выпал из рта его. И разум его ни на минуту не затемнился.

...И он сохранил здоровыми и безболезненными все члены свои.

И старость его была весьма глубокой, ибо он достиг возраста ста одиннадцати лет.

Иосиф Обручник 

Иосиф Обручник 

...Старшие сыновья Иосифа, взяв жен, ушли  в домы свои, и две дочери его также вышли замуж и удалились в домы свои.

И оставались в доме Иосифа Иуда и Иаков младший и Дева Мать Моя. И Я жил с ними...

Я провел всю Мою жизнь, не совершив ни одного проступка. Я называл Марию Матерью Моей и Иосифа отцом Моим, и Я подчинялся всему, что Мне они приказывали.

...Напротив, Я высказывал им великую привязанность, любя их, как свет очей Своих.

Потом пришло время кончины благочестивого старца Иосифа и наступила минута, когда ему надлежало покинуть этот мир, как и другим людям, обреченным возвратиться в землю.

И когда тело его приблизилось к разрушению, ангел Господень возвестил ему, что час кончины его близок.

16_Иосиф Обручник и Ангел_ 

Ангел и Иосиф Плотник 

Тогда страх объял его, и дух его впал в великое смущение.

И встав, он пошел в Иерусалим. И войдя в храм Господень и изливая молитвы перед святилищем, он сказал:

«О Боже, Источник всякого утешения, Бог милосердия и Владыка всего рода человеческого, Бог души, духа и тела моего!

...Не допусти демонов, грозных духов, приблизиться ко мне на пути, которым я должен идти, доколе не приду благополучно к Тебе.

И не допусти, чтобы стражи рая запретили мне войти в него.

Да не бросятся на меня львы. И волны огненного моря, которое должна пересекать всякая душа, да не потопят душу мою ранее, чем узрю божественную славу Твою...»

Заметим, что рай в начале I века пустовал: все праведники находились в лоне Авраамовом. Это доказывает, что апокриф был написан много позже событий, о которых он повествует.

17_Иерусалимский Храм реконструкция 

Иерусалимский Храм, реконструкция 

И случилось потом, когда Иосиф возвратился к себе в город Назарет, постигла его болезнь, и он лежал в постели.

И он сильно страдал от этой болезни, она была первой, постигшей его со дня его рождения.

Он прожил сорок лет до заключения брака. (На самом деле 30 – не состыковываются даты, да и мужчина-иудей до 30 лет, времени начала общественного служения, не мог оставаться холостым). Жена его прожила с ним сорок девять лет (на самом деле 37 лет), и когда они прошли, она умерла.

Через год после ее смерти священники поручили Иосифу Мать Мою, блаженную Марию, дабы он хранил ее до брака.

18_Иосиф и Мария 

Иосиф и Мария 

Она пробыла два года в его доме, и на третий год Ее пребывания у Иосифа, будучи в возрасте пятнадцати лет, Она родила Меня на земле посредством тайны, которую ни одна тварь не может ни понять, ни проникнуть, но только Я, Мой Отец и Дух Святой, единосущные со Мной.

Итак, возраст отца Моего, сего праведного старца, достиг ста одиннадцати лет, — по воле Отца Моего Небесного.

Он начал терять ... свое понимание в науке. Ему стали противны пища и питье, и он утратил свое умение в плотничьем искусстве.

18_Иисус и Иосиф Обручник 

Иисус и Иосиф Обручник 

И сделалось в двадцать шестой день месяца Абиба, что душа старца Иосифа Праведного впала в тревогу в то время, как он лежал в своей постели. Ибо отверз уста свои, испуская вздохи, и всплеснул руками своими. И он воскликнул громким голосом, говоря так:

«...Что делать мне, когда прибуду в место, где должен предстать перед Праведным Судьей, и когда укорит меня делами, которые совершил я в юности своей!

Горе всякому человеку, умирающему в грехах своих!

Этот страшный час, настигший уже отца моего Иакова, когда душа его отлетела от тела, вот он; он близок.

О, как ныне я несчастен и достоин сострадания. Но один Бог Господин моей души и тела; да поступит с ними по воле Своей».

Это были слова, произнесенные Иосифом, праведным старцем. И Я, войдя и приблизясь к нему, ... нашел его душу весьма смущенной, ибо он был в большой тревоге.

И Я сказал ему: «Приветствую, Иосиф, отец Мой, человек праведный, как твое здоровье?»

И он ответил Мне: «Приветствую Тебя много раз, о мой дорогой Сын! Страдания и страх смерти уже приступили ко мне; но как только я внял голосу Твоему, душа моя познала покой.

...Ты Бог мой, Ты Господь мой, ангел возвещал мне неоднократно и особенно в день, когда душа моя волновалась дурными мыслями из-за чистой и благословенной Марии, Которая зачала, и я помыслил отпустить Ее тайно.

И когда я размышлял об этом, вот удивительной тайной явились мне ангелы Господни во сне, говоря: «О Иосиф, сын Давидов, не бойся принять невестой Марию и не сокрушайся о том, что Она имеет во чреве, и не изрекай осуждения, ибо Она имеет во чреве от Духа Святого, и Она родит Сына, которого нарекут Иисусом, и Он искупит от грехов народ Свой».

На самом деле ему явился один архангел Гавриил.

19_Гавриил и Иосиф Плотник_Сон Иосифа; Византия.; XI в.; памятник Евангелиарий (Athos,

Гавриил и Иосиф Плотник. Фрагмент фрески, Византия. XI в. 

Не взыщи на мне вины моей, Господи, ибо я не знал тайны рождения Твоего.

И ныне, о мой Господь и мой Бог, не гневайся на меня и не осуди меня за час тот. Я раб Твой и сын рабы Твоей. Ты мой Господь, мой Бог и мой Спаситель и воистину Сын Божий».

Когда отец Мой Иосиф говорил так, он не мог уже больше плакать. И Я видел, что смерть уже овладевает им.

И Мать Моя, пречистая Дева, встав и приблизясь ко Мне, сказала: «О Мой дорогой Сын, этот благочестивый старец Иосиф умрет».

И Я ответил Ей: «О Моя многолюбящая Мать, эта необходимость умереть положена всем созданным, какие рождаются на земле, ибо смерть получила твердую власть над всем родом людским.

20_1_Ангел смерти 

Иудейский Ангел Смерти 

И Ты, Моя Мать, и все остальные существа человеческие, вы должны приготовиться к окончанию вашей жизни. Но Твоя кончина, как и кончина этого благочестивого старца, не смерть, но вступление в жизнь вечную, которая не знает конца. И тело, которое Я получил от Тебя, так же подвержено смерти». 

О том, как умер приемный отец Спасителя – в следующей части. Пока же послушаем на иврите молитву о здравии, которую читают раввины, чтобы больной выздоровел.

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да озарит Господь лицо Своё для тебя и помилует тебя!

Да обратит Господь лицо Своё к тебе и даст тебе мир!»

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения