19 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Продолжим повествование из «Книги Иосифа Плотника», которое ведет якобы Сам Иисус. Мы остановились на том месте, где речь зашла о начале умирания Обручника.

"...И Мария, Моя непорочная Мать, пошла... в то место, где был Иосиф, и Я сидел у ног его, глядя на него.

Печать смерти уже обозначилась на его лице. И этот блаженный старец, подняв голову, устремил на Меня глаза. Но у него не было сил говорить по причине смертного страдания, овладевающего им, и он испускал тяжелые вздохи.

И Я держал руки в продолжение целого часа. И он, повернув лицо свое ко Мне, сделал Мне знак не покидать его.

Тогда, положив руку Мою на грудь ему, Я принял его душу близ горла, когда она выходила из убежища своего.

2_Душа покидает человеческое тело 

Душа покидает человеческое тело 

...Когда Мать Моя, Приснодева, увидела, что Я касаюсь тела Иосифова, Она прикоснулась к ногам его. И, найдя их уже безжизненными и похолодевшими, Она сказала Мне: «О Мой дорогой Сын, ноги его уже остывают, они холодны как снег».

Потом, созвав его сыновей и дочерей, Она сказала им: «Идите все, сколько вас есть, и приблизьтесь к вашему отцу, ибо воистину он достоин последнего часа своего».

И ... дочь Иосифа ответила: «Горе мне, о братья мои, ибо это та же болезнь, от которой умерла наша дорогая мать».

Она плакала и испускала горестные вопли, и все другие дети Иосифа также проливали слезы. И Я, и Мария, Матерь Моя, Мы плакали с ними.

Тело его лежало бледное и без движения. Ибо, приблизив руки Мои к глазам его, Я закрыл их.

Я закрыл его уста, и Я сказал Деве Марии: «О Мать Моя дорогая, где же искусство, которому он посвящал себя все время, пока жил на этом свете? Оно пошло с ним и как бы вовсе никогда не существовало».

Когда дети Иосифа услышали, что Я говорю с Моей Матерью, непорочной Девой, они узнали, что он скончался, и проливая слезы, они испускали горестные вопли.

И Я сказал им: «Смерть отца вашего не смерть, но жизнь вечная. ибо, избавленный от скорбей века сего, он вошел в покой вечный, не знающий конца».

И когда они услышали слова сии, они, плача, разорвали одежды свои.

И некоторые жители Назарета и люди со всей Галилеи, узнав о горе их, пришли к ним, и они плакали от третьего часа до девятого.

3_Похороны в древней ИудееЮлиус Шнорр фон Карольсфельд Гравюры 

Похороны в древней Иудее. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд 

И в час девятый они пошли все в покой Иосифов и взяли тело его, помазав драгоценными ароматами.

И Я обратился с молитвой к Небесному Отцу Моему...

И, приблизившись к Иосифу, Я сказал: «Запах смерти и тления не овладеет тобою, и не один червь не выйдет из твоего тела.

Ни один из твоих членов не будет сломан, ни один волос не выпадет из твоей головы и не погибнет ни одна часть твоего тела, отец Мой Иосиф, но оно останется целым и нетленным до торжества тысячи лет.

4_Бальзамирование покойного в древней Иудее 

Бальзамирование покойного в древней Иудее 

И всякого смертного, который позаботится сделать приношение в день твоего поминовения, Я благословлю и водворю его среди праведных.

И кто накормит убогих, бедных, вдов и сирот, раздавая им плоды трудов своих в день, когда чтится твоя память и во имя твое, — тот не будет лишен имущества во все дни жизни своей.

...И кто опишет повесть твоей жизни, твоих испытаний и твоего расставания с миром и этой речи, вышедшей из моих уст, того Я поручу твоей охране, пока он пребудет в этой жизни».

Почетные жители города собрались затем в месте, где было положено тело святого старца Иосифа.

И, принеся с собой полосы материи, они хотели обвить его по обычаю, принятому между иудеями.

Но они увидели, что саван его так крепко держался на его теле, что, когда они хотели его снять, то не могли сдвинуть, и он был тверд как железо, и они не могли найти в этом саване ни одного шва, по которому можно бы найти его конец; это исполнило их великим удивлением. Наконец, они снесли его к пещере и отрыли дверь, чтобы положить его тело с телами отцов его.

Тогда ... Я подумал о всех тягостях, понесенным им из-за Меня, и Я долго оплакивал его смерть.

И вот другие открыли дверь гробницы, и положили тело его с телом отца его Иакова».

5_тело в гробнице 

Тело в иудейской гробнице 

Это противоречит преданию, что Обручник похоронен в Иерусалиме и вовсе не рядом со своим отцом, а с тестем Иоакимом, тещей Анной и нареченной супругой Приснодевой. Могилы Иосифа и его отца Иакова в Назарете нет.

Далее повествование в апокрифе ведется учениками из числа Двенадцати.

«Мы, апостолы, когда ... выслушали нашего Спасителя, ... встали, исполненные радости, и, почтив Его глубоким поклоном, ... сказали:

«О наш Спаситель, Ты оказал нам великую милость, ибо мы слышали слова его жизни. Но мы поражены судьбой Еноха и Илии, ибо они не были подвластны смерти.

Они обитают в жилищах праведных до сего дня, и тела их не видели тления.

6_1_Енох_Гравюра Герарда Хута[en], 1728 

Патриарх Енох, Гравюра Герарда Хута, 1728 г.

И этот старец Иосиф, плотник, был Твоим отцом по плоти.

Ты повелел нам идти по всему миру и проповедовать святое Евангелие, и Ты сказал: «Возвестите им смерть отца Моего Иосифа и празднуйте святым торжеством день, посвященный ему. Кто что-нибудь вычеркнет из этой речи или что-нибудь прибавит к ней, тот совершит грех».

Мы также удивлены тем, что Иосиф с того дня, как Ты родился в Вифлееме, называл Тебя Сыном своим по плоти.

Почему же Ты не сделал его бессмертным, как были Енох и Илия? А Ты говоришь, что он был праведник и избранный».

Спаситель наш ответил:

«Пророчество Отца Моего исполнилось на Адаме по причине непослушания его, и все совершается по воле Отца Моего.

Если человек преступает предписания Бога и исполняет дела диавола, совершая грех, —  его дни исполнились; ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и убежать от рук смерти.

Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы слухи о его преклонном возрасте возросли и праведные подражали бы ему.

Когда вы видите человека, чей дух скор на гнев, — дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет.

Всякое пророчество, которое изрек Отец Мой о сынах человеческих, должно исполниться во всякой вещи.

А что касается Еноха и Илии, — они живы и по сей день, сохранив те же тела, с которыми они родились.

7_Пророк Илия 

Пророк Илия 

А что касается отца Моего Иосифа, то ему не дано, как им, остаться в теле; и если бы человек прожил много тысяч лет на этой земле, все-таки он должен был бы сменить жизнь на смерть» (Книга Иосифа Плотника).

Во фрагменте критской рукописи этого апокрифа приведены несколько иные даты жизни Обручника: Он с первой женой прожил не 49, а 10 лет;  умер 26 числа месяца Епифи.

Тихою тенью проходит в истории Наггар, отдает душу свою светлую Богу, так и не сказав ни одного (!) слова в канонических евангелиях. Молча жил, молча умер, но сделал все, что надо: миру сохранил сразу два сокровища — Мать и Сына.

Абсолютно все предания сходятся в одном: Иосиф был в весьма преклонном возрасте, когда ему вручили Марию. Св. Епифаний говорит, что ему исполнилось 80 лет с лишним, и прибавляет, что он вернулся из Египта 94 лет (это неверно: Святое Семейство находилось в Стране пирамид менее года) и умер через 8 лет. Арабский источник и «Книга Иосифа Плотника» уверяют, что ему было 111 лет, когда он скончался.

«Иисусу было девятнадцать лет, когда умер Иосиф», – сообщает один апокриф, может быть, сохранивший осколки того разбитого зеркала, в коем некогда на краткий миг отразилась истина. Трудно, в самом деле, понять, кому, почему и зачем пришло бы в голову выдумать такую точную цифру. Это – во-первых. А во-вторых, раньше двенадцатого года Иисусовой жизни (Отрок во Храме), то есть 7 года, Обручник точно не умер. Судя же по тому,  как память о нем бесследно глохнет в евангельском предании, он ушел из жизни задолго до начала служения Господня, которое мы датируем 27 годом. Так что этими двумя пограничными датами как бы подтверждается истинность девятнадцатого года Иисусовой жизни, то есть 14 года, для смерти Его приемного отца.

Можно теперь вычислить даты жизни Наггара. Родился в промежутке между 97 и 88 годами до н.э. Женился до достижения 30-летнего возраста на Соломонии. В 21 году до н.э. у него родился Иаков Праведник. В 7 году до н. э. овдовел. В 5 году до н.э., вскоре после Благовещения, которое состоялось 25 марта, женился на Марии. 25 декабря того же года стал приемным (юридически вполне законным!) земным отцом Мессии. В начале 4 года до н.э. бежал с Марией в Египет, вернулся примерно через год. В 7 году новой эры привел Отрока Иисуса в иерусалимский Храм. Умер 20 числа месяца абиба, который приходился на июль-август, 14 года, когда Христу исполнилось 19 лет.

8_Отрок Иисус в Храме 

Отрок Иисус в Храме 

«Евангелие Никодима» сохранило имена полагавшихся по Закону свидетелей обручения в 5 г. до н.э. Иосифа Плотника и Марии: Лазарь, Асгором, Ангоний, Иаков, Зара, Самуил, Исаак, Финеес, Крисп, Агриппа, Амений, Иуда, все — чистокровные потомки Израиля. Как оно проходило, мы не знаем.

9_Обручение Иосифа и приснодевы 

Обручение Иосифа и Приснодевы 

Думаю, о родине родителей Богоматери и Ее мужа стоит сказать несколько слов.

Сепфорис по-гречески, Ципори на иврите, Диокесария на латыни с 55 года до н.э. историческая столица Галилеи в 6 км к северо-западу от Назарета на высоте 289 метров над уровнем моря, между руслами реки Ципори и долиной Бейт-рестофа, в настоящее время археологический памятник и национальный парк в Израиле. Название предположительно происходит от слова «ципор» - «птица», потому что город, как сказано в Талмуде, «сидел на вершине, как птица».

10_1_Карта 

Карта Галилеи с указанием Сепфориса 

Впервые он был упомянут в 100 году до н.э. В 6 году до н.э. стал центром восстания Иуды Галилеянина и был разрушен легионами тогдашнего правителя Сирии Квинтилия Вара. На короткое время сделался резиденцией тетрарха Ирода Антипы.

Примечательно, что Сепфорис ни разу не упомянут в Библии, хотя именно здесь были созданы Мишна и Иерусалимский Талмуд. Согласно апокрифам, там родились Иосиф Обручник, возможно, и Пресвятая Дева Мария. Предполагается, что туда ходили на заработки Плотник и одиннадцатилетний Иисус, сооружали кресты для распятий мятежников (таким способом Вар после подавления восстания казнил 2000) и участвовали в восстановлении разрушенного города.

Каким был Ципори во времена Спасителя? Археологи нашли на западной стороне холма акрополь и жилой квартал, построенные в эллинистический период (конец II – начало I века до н.э.) Одно- и двухэтажные здания стояли по обе стороны мощеной улицы. Выдолбленные в камне и оштукатуренные микве доказывают, что там жили иудеи: 10-15 тысяч человек.

Раскопали ученые и систему водоснабжения, по которой в город поставлялась вода из Назарета. Она включала большую цистерну длиной 250 метров и объемом 5000 кубометров. Остальные постройки (вилла, улицы и инсулы – многоквартирные дома) появились во II веке.

 11_Римский амфитеатр Сепфориса

Римский амфитеатр Сепфориса

12_Водопроводы Сепфориса

Водопровод Сепфориса 

Базилика крестоносцев построена на месте, где какое-то время жили Иоаким и Анна. В некрополе сохранилась гробница пророка Ионы.

13_Базилика_Назарет 

Базилика крестоносцев 

Продолжение в следующих выпусках. Сейчас же, читатель, можешь стать слушателем погребальной иудейской молитвы на иврите. Ее пели на похоронах приемного отца Мессии. Музыка, правда, современная.

Поминальная молитва «Кадиш ятом» (в сокращении)

 

«Да возвысится и освятится его великое имя (община отвечает: Амен!)

В мире, сотворенном по воле его; и да установит он царскую власть свою;

и да взрастит он спасение; и да приблизит он приход мошиаха своего

(община отвечает: Амен!) — при жизни вашей, в дни ваши и при жизни

всего дома израиля, вскорости, в ближайшее время, и скажем: Амен!

(община отвечает: Амен!)»

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения