06 июля 2022, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Среди католиков, православных да и представителей других конфессий нет единства по вопросу о том, как трактовать строку Евангелия о «братьях» Иисуса, да и об Его «сестрах» и прочих родственниках за исключением Приснодевы, Иосифа Обручника и их родителей. Начнем с братьев. Я о них уже упоминал, но сейчас стоит остановиться на этом более подробно.

В православной традиции есть несколько гипотез о степени их родства с Христом по плоти. По мнению Оригена, Климента Александрийского, святого Епифания Кипрского, братья Иисуса были детьми Иосифа Обручника от первого брака. По иной версии они были детьми Марии, родственницы Пресвятой Девы или Иосифа, и приходились Христу двоюродными или троюродными братьями.

По гипотезе биографов Спасителя Эрнеста Ренана и А.П. Лебедева, Клеопа был братом Иосифа Обручника, и поэтому их жены (Богородица и Мария Клеопова) именовались сестрами. Иаков Праведный и его брат Иуда были детьми Иосифа от первого брака, а Иаков Меньшой, Иосия, Симон и сестры Иисусовы – детьми Клеопы и Марии.

В католической церкви возобладало суждение Иеронима Стридонского о том, что все четверо — двоюродные братья Иисуса, вероятно, дети Марии Клеоповой, сестры Девы Марии (см. Ин. 19:25) и, таким образом, как племянники Богоматери они были двоюродные братья Христа по плоти. По сведениям раннехристианского историка Егесиппа (умер в 180 г.), которые передаёт церковный историк Евсевий Кессарийский, из сыновей Клеопы на момент смерти Иакова оставался один только Симеон. Скорее всего, Симон, брат Христа, и Симеон (сын Клеопы) были разные люди.

Давайте установим, какая версия ближе к истине, если посмотреть на них глазами не греческих отцов церкви II-III веков, не современных исследователей, а глазами правоверных иудеев I века, да еще добавить сюда толику здравого смысла.

2_Иисус с братьями 

Иисус с братьями и учениками 

В предыдущем выпуске я уже писал о том, что от первого брака Иосифа и Соломонии у Обручника остались шестеро детей: четыре сына и две дочери. Согласно тогдашним иудейским законам, все они юридически были братьями и сестрами Спасителя – такими же, как кровные родственники. К сожалению, только о двух из них в каноне сохранились кое-какие сведения, дополненные апокрифами. Зато эти двое сыграли видную роль в жизни Иисуса и куда большую - в становлении христианства. В историю новой религии они вошли под прозвищем (а я бы сказал: под почетным титулом) «брат Господень», по-арамейски Ахмара.

3_Иаков брат господень 

Иаков, брат Господень 

Об их взаимоотношениях с Христом в детстве ничего не известно. В одном «документальном», то бишь претендующим на историчность телефильме британской корпорации BBC высказывалась идиотская мысль о том, что маленький Иисус будто бы подвергался унижению со стороны своих старших по возрасту «приемных» братьев из-за своего статуса незаконнорожденного. Авторы сего опуса, очевидно, мерили семью Наггара по мерилам типичной английской семьи, в которой за внешним лицемерным благополучием нередко скрываются жестокость и насилие в отношении близких родичей. В Святом Семействе (а к нему несомненно принадлежали и дети Иосифа Плотника от первого брака) такого не могло быть по определению. Тем более, что старшие сыновья Иосия и Симон и дочери Есфирь и Фамарь (или Саломея и Фамарь; имя Есфирь – на иврите Эстер - вызывает сомнения, так как это персидское слово «звезда» - так  переименовали красавицу Гадассу, ставшую женой царя Артаксеркса (книга Есфирь),

4_Туалет Есфири Теодора Шассарино 

«Туалет Есфири» Теодора Шассарио

5_Есфирь

Есфирь 

создали свои семьи и жили отдельно, а младшие Иуда и Иаков (они возрастом превосходили не только Иисуса, но и Марию) были праведниками и стали христианскими святыми, авторами апостольских посланий, вошедших в Новый Завет.

Первохристиане оставили нам в наследство греческий термин «Деспосини», дословно «те, кто принадлежат Господу», в православии – Сродники Христа. Впрочем, и это определение имеет несколько толкований.

Православные и католики отрицают полностью кровное родство Иисуса с приемным отцом и братьями. Протестанты признают Святым Семейством Марию, Иосифа Обручника, Иоанна Предтечу (этот список впервые составила первохристианская секта эбионитов), а также четырех братьев Иисуса: Иакова, Иосию, Иуду и Симона. Почему-то все забыли про сестер Мешиаха. 

6_Святое Семейство_Рафаэль Санти 

Святое Семейство. Рафаэль Санти.

Короче, на предмет того, кем были «братья Господни», до сих пор у поклонников Распятого согласия нет.

Православные верят Евсевию Кесарийскому: это дети Иосифа от первого брака (предание добавляет: c Соломонией).

Католики придерживаются версии святого Иеронима, автора Вульгаты - перевода Библии на латинский: это дети Марии Клеоповой (упомянута в Ин. 19:25), дочери Клеопы – младшего брата Обручника. Якобы он и его сын Симеон (так утверждает Егезипп), встретили Воскресшего в Еммаусе – о чем ниже. Возникает резонный вопрос: если в 5 году до н.э. Иосиф женился на Мариам в возрасте 80 лет, сколько же исполнилось его брату в 30 году? Пусть даже он был младше Иосифа лет на 20 (учитывая огромную смертность рождавших женщин и их малый по сравнению с мужчинами срок жизни, разница в возрасте между братьями от одной матери не могла быть больше двух десятилетий).

7_Святой Иероним_Леонардо да Винчи 

Святой Иероним. Леонардо да Винчи.

8_Вульгата

Вульгата 

В Иудее I века средний возраст мужчин был около 32 лет, женщин – 27. В Риме, где жизненные условия и питание были лучше, чем в провинциях, эти цифры равнялись соответственно 42 и 35 годам. То есть Клеопе в год смерти Спасителя исполнилось бы 95 лет! Вряд ли столь глубокий старец мог бы одолеть пешком дорогу Еммаус - Иерусалим туда и обратно (68 км) за одни сутки.

9_Христос в Эммаусе_Рембрант_Рембрандт Ван Рейн Христос в Эммаусе» (1629) 

Христос в Эммаусе. Рембрандт Ван Рейн. 1629 г.

10_1_Клеопа апостол

Клеопа 

Предположение о том, что братья и сестры Иисуса родились от Богородицы (даже не беря в расчет догмат о Ее вечной девственности), снимается сразу: Иосиф был слишком стар, чтобы зачать ребенка, да и во всех евангелиях и апокрифах говорится, что он не спал с Ней.

11_Иосиф Обручник 

Иосиф Обручник с Иисусом 

Большая путаница присутствует и в версиях, кто были трое из братьев Господних: Иаков, Иуда и Симон.

Иакова Праведника некоторые отцы церкви и авторы статей в Интернете почему-то ассоциируют с членом Дюжины – Иаковом Алфеевым, что противоречит тем немногим историческим данным, которые сохранились об этом апостоле. Он погиб в 45 году: ему отрубили голову. Иаков, брат Господень, был казнен в 62 году: забит камнями.

Куда больше «непоняток» насчет еще одного Деспосина - Иуды. Опять те же авторы называют его учеником из числа Двенадцати: Иудой Фаддеем (Леввеем) Иаковлевым. Но так не могло быть. Вспомним случай, когда братья хотели насильно вернуть проповедовавшего Христа в Назарет. Набор апостолов уже состоялся. Иисус дал им резкую отповедь, и нигде не сказано, что это относилось к одному из членов Дюжины.

Вообще у апостола Иуды («не Искариота», как специально указано в евангелии от Иоанна (14:22), больше имен, чем у его собратьев. Матфей называет его Леввием, прозванным Фаддеем (Мт. 10:3). Марк: «Фаддеем (3:18). В «Деяниях апостолов»  он – «Варсава» (15:22). Братом Христа его называют лишь в поздних сочинениях церковников, на самом деле они разные люди.

12_1_Апостол ФаддейФрагмент иконы Апостол Фаддей и царь Авгарь, с избранными святыми, X в., 36.9 × 25

Апостол Иуда Фаддей Леввей

Третьего брата Христа – Симона – некоторые почему-то отождествляют с апостолом Симоном Зелотом. Однако об этом нигде не сказано. Возможно, поэтому известный богослов Дмитрий Ростовский это отрицает.

13_Апостол Симон 

Апостол Симон Зелот 

Теперь давайте рассмотрим отношения Иисуса Га Ноцри с Деспосинами. Они весьма противоречивы.

Согласно апокрифу, когда Иосиф Обручник, почувствовав приближение смерти, решил разделить имущество между наследниками, то все, кроме Иакова, возражали против того, чтобы Иисус получил равный с ними надел.

14_Смерть Святого Иосифа_Креспи, Джузеппе Мариа 

Смерть Святого Иосифа. Креспи, Джузеппе Мариа 

В выпуске о Богоматери были приведены несколько эпизодов, якобы подтверждающих, что братья (и даже Мать) не верили в Его мессианство. Если даже и так, то это имело место до первых Его чудес. Иначе никак не объяснить тот факт, что Иаков стал первосвященником первой христианской общины, а Иуда - ее важным членом. Да и другие объяснения их странному поведению имеются.

Почему Мария и братья хотели связать Его и увезти домой? Евангелия канонические не дают ответа. В апокрифах же мы читаем: Мать пришла не для того, чтобы наложить руки на Сына. Для чего же? Чтобы в последнюю минуту хитро обмануть врагов Мешиаха, защитить Его, спасти или погибнуть вместе с Ним.

15_Иисус и Мария 

Иисус и Мария 

Зачем братья пытались зазвать младшего – и главного — члена Семьи назад в Иудею? Без сомнения, что по дьявольскому наущению. Но сатана использовал самые высокие чувства сыновей Иосифа Обручника: они гордились Иисусом и тщеславно хотели, чтобы слава их Брата сияла в правоверной Иудее, а не в «округе язычников», чтобы Мессия спасал чистокровных иудеев, а не «темных людей земли» - галилеян.

Его кровные родственники, конечно, верили в Него ничуть не меньше, чем Его ученики. В евангелиях несколько раз подчеркнуты размолвки между Христом и Его близкими в силу разных причин. Некая ревность апостолов, диктовавших воспоминания евангелистам, к Святому Семейству. Честность самих евангелистов, не убоявшихся написать правду. Негодование родичей Христа на то, что Он уделял так много времени и сил Своим ученикам — чужим людям! – в ущерб членам рода. Последующие искажения Нового Завета при переписывании, редактированиях. Церковная цензорская правка. Уничтожение рукописей, выражавших иную, чем нынешний канон, точку зрения (в правление императора Константина и позднее).

16_Раннехристианские рукописи_

Раннехристианские рукописи 

Непростые отношения Христа с братьями были подобием Его сложных отношений с Матерью, о чем я уже рассказывал. Как практически любой иудей той эпохи, Мешиах с самого раннего детства жил вместе с различными близкими родственниками, которые были старше Его. По утверждению нынешних христианских священнослужителей, братья Господни были люди, выделявшиеся своими выдающимися личными качествами, горячею ревностью в вере, простотою, почти граничащею с аскетизмом, непреодолимою неприязнью ко всякой испорченности, беспорядочности или нечистоте, строгою преданностью мессианским надеждам и обрядовым обычаям своей страны. Они якобы сначала не верили в божественность Спасителя или, во всяком случае, держались взглядов, которые несогласны были с божественным планом Его самооткровения.

17_Иисус и Его братья_ 

Иисус и Его братья 

Так ли это на самом деле? Жили рядом с Богом, видели все чудеса Его и не верили в Него? И лишь после Воскресения открылись у них глаза истине – и вдруг, неожиданно, вознеслись братья Христа почти надо всеми апостолами, встав вровень с Петром и Иоанном, возглавили первую христианскую общину. Может, конечно, было и так. Да только мало верится... Канонические благовесты рассказывались апостолами, каждый из которых основал свои церкви, и записывались их духовными чадами со слов наставников. Члены Святого Семейства были соперниками для ревнующих Спасителя и друг к другу, и к другим людям учеников. И поэтому в евангелиях, написанных последователями апостолов, приведены только те эпизоды, которые рассказывали о разногласиях Иисуса с Его родственниками, примеры же добрых отношений и согласия нередко опускались.

18_Первые евангелия_Папирус P1 Матфея 1 (датируется 250 годом)_1

Евангелие от Матфея. Папирус, датируется 250 годом.

На самом деле братья Христа, по крайней мере, двое из них – Иаков и Иуда, были такими же верными соратниками Мессии, как и Дюжина, только формально не входили в нее, ибо число официальных учеников ограничивалось двенадцатью – по количеству колен Израильских. Недаром этих двоих церковь тоже называет апостолами, хотя формально на титул сей права они не имеют, как и Павел. Апокрифы и еврейские историки к ним куда благосклоннее, чем авторы канонических сочинений. Их собственные писания также дают нам немало информации. Об этом – во 2-й части выпуска. А закончим слушанием созданной Самим Спасителем молитвы «Отче наш» на древнегреческом. Так она звучала, когда первохристиане пели этот евангельский текст. 

«О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!

Да святи́тся и́мя Твое́,

да прии́дет Ца́рствие Твое́,

да бу́дет во́ля Твоя,

я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги наша,

я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;

и не введи́ нас во искуше́ние,

но изба́ви нас от лука́ваго. 

Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ами́нь!» 

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения