19 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Иаков бар Иосиф — автор «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия Иакова», которых нынешняя церковь каноническими не признает, хотя широко использует, и послания, включенного в канон. Он — создатель первой церковной литургии. Еще при жизни Иаков удостоился, помимо титула Ахмара (так, напомню, по-арамейски звучит «брат Господень»), прозвищ Праведный, Справедливый, Оплот народа (показан на картине над заголовком).

Да разве такой человек мог быть противником Мессии, каким его рисуют ныне официально признанные благовесты?!

2_Рукопись протоевангелия_Протоевангелие Иакова, список XVI века, Британская библиотека_1

Рукопись «Протоевангелия» 

Да, через него сатана искушал Иисуса – но дьявол делал это и через Петра!

Да, он пытался вместе с Матерью и братом Иудой силой доставить Иешуа в Назарет – но делал это ради благой цели, чтобы спасти Христа!

Да, он выслушивал отповеди от Спасителя – но вместе со всем Святым Семейством, и не меньше упреков доставалось тем, кто официально входил в Дюжину!

Да, Иаков не до конца понимал истинную сущность Богочеловека – а кто ее полностью понимал? Порою и апостолы находились в неведении о том, о чем хорошо знали родные Иисуса и тайные ученики вроде Иосифа Аримафейского и Никодима. Бывало и наоборот. Случалось, и вообще никто не мог похвастаться пониманием…

3_Иосиф Аримафейский 

Иосиф Аримафейский

4_Иисус и Никодим

Иисус и Никодим 

В «Книге рождения блаженной Марии» (еще она известна как «Евангелие Псевдо-Матфея») Иаков назван перворожденным у Иосифа Плотника. Это противоречит сведениям из других источников и его прозвищу Младший.

 5_Евангелие Псевдо-Матфея

«Евангелие Псевдо-Матфея» 

Иаков начал служение Мессии еще до рождения последнего, сопровождал своего отца Иосифа, Марию и Младенца в Египет. Там, если верить апокрифу, он стал объектом одного из первых чудес Христа.

Плотник «... Иосиф послал своего сына Иакова за дровами, и Господь Иисус пошел вместе с ним.

6_Бегсство в Египет_Бегство в Египет (Джентиле да Фабриано, 1423 год) 

Бегство Святого Семейства в Египет. Джентиле да Фабриано, 1423 год.

И когда они пришли на место, где был лес, и когда он стал собирать дрова, ехидна укусила его и он стал кричать и плакать.

Господь Иисус, увидев его в этом состоянии, приблизился к нему и дунул на место, где он был ужален и Иаков тотчас же исцелился» (Еванг. младенч.)

7_3_Чудо 

Иисус с Иаковом 

Ветхозаветное имя Иаков, точнее Иакоб, дословно означает «стоячий камень», то есть «столп», и происходит от шумерского ИА–А–ГУБ; в Новом Завете греческое «Иакобос» тоже официально соотносится с его официальным титулом «столп церкви», каким удостоил Павел этого брата Господня (Гал.2:9). Первое прозвище, полученное им еще при жизни Спасителя, — Младший. Дано оно было не для того, чтобы отличить его от апостола Иакова, сына Зеведеева (тот был моложе), а потому, что он был, видимо, младшим отпрыском плотника Иосифа.

Одним из руководителей общины первохристиан он стал по указанию Учителя. Еще до Распятия «ученики сказали Иисусу: «Кто будет главный среди нас?» Иисус сказал им: «Куда бы вы ни пошли, вы придете к Иакову, праведному мужу» (Еванг. евреев).

Узнав о Воскресении, Иаков дал обет ни есть, ни пить, пока не увидит Воскресшего собственными глазами. Подобно Фоме, он хотел сам удостовериться в реальности событий. И Брат явился брату («Евангелие евреев» утверждает, что первому из смертных, даже раньше, чем Магдалине). Сошествие с небес Богочеловека произошло в Храме, где Иаков находился постоянно. Отдав «свою верхнюю одежду слуге священника», Иисус предстал перед праведником, благословил хлеб и протянул его Иакову со словами: «Брат Мой, вкуси хлеба сего, ибо Сын Человеческий восстал ото сна среди спящих». Об этом пишет, без подробностей, и апостол Павел: «...Потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор.15:7).

8_Иисус_Приснодева Иосиф и Иаков брат Господень_сзади 

Приснодева, Иисус, Иосиф, Иаков брат Господень

Так что не стоит преувеличивать разницу между бытовавшими среди первохристиан титулами «брат Господень» и «апостол». Авторитет и тех, и тех был по меньшей мере равен. Обе группы составляли в нарождающейся церкви духовную аристократию, основанную единственно на близости ее членов с Учителем. Вот кого Павел называл «столпами» Иерусалимской церкви.

Для обозначения союза верующих взято было еврейское слово «кагал», передаваемое греческим термином «экклесия», то есть народное собрание в эллинских городах. Со II столетия до н.э. словарь афинской демократии стал в Иудее общим достоянием; многие из выражений, употребляемых греческими единоверцами, перешли в общехристианский язык (например, «епископ», «клир»). Ранняя церковь, собственно, и была маленькой демократией. В ней часто применялось избрание посредством жребия, популярное в древних республиках.

9_1_Первохристиане 

Первохристиане в Иерусалиме 

Вот в каком сообществе новых избранников Божиих Иаков вместе с Павлом и Иоанном разделял главенство. Такой пост в сочетании со званием брата Господня давали Иакову огромную власть среди верующих в Спасителя, так как Иерусалимская церковь являлась главным центром христианства. К тому же Праведник был очень стар, а «ветхих днями» иудеи особо почитали.

Величавая, немного напыщенная речь сына Обручника (его литературный и разговорный стиль хорошо отражены в его благовестах — апокрифах и каноническом послании), его манеры, напоминавшие одного из древних отечественных пророков, наконец, его неподдельная святость делали Иакова как бы официальным праведником, которого можно было показывать народу, чем-то вроде папы. Иудеохристиане мало-помалу привыкли считать его облеченным в сан первосвященника. Так как знаком достоинства верховного иерея была золотая пластина на лбу, его украсили этим прообразом тиары. Той же почести впоследствии удостоили Иоанна, который после смерти других апостолов остался старейшим иереем иудеохристиан.

10_Золотая пласти_Первосявщенник Аарон 

Золотая пластина первосвященника 

Предполагалось, что в качестве первосвященника Ахмара единожды в год по особому дозволению входил в Святая Святых Храма. Уверяли даже, будто он происходил из рода первосвященников–левитов: невежды забыли о его предке Давиде, выходце из колена Иудина. Утверждали, будто Сам Иисус назначил брата великим иереем святого города и вверил ему, а вовсе не Петру, Свой собственный епископский престол. Иудеохристиане убедили многих в Иерусалиме, что только благодаря заслугам этого угодника Божия гром небесный медлит истребить народ избранный. О нем даже сложили, как о его Брате, легенду, построенную на выдержках из Библии, будто пророки иносказательно говорили об Иакове задолго до его появления на свет. Все эти вымыслы воспринимались благосклонно не только ранними христианами, но и обычными правоверными иудеями, ибо все иерусалимцы были свидетелями действительных, а вовсе не мнимых достоинств Иакова. Общее мнение о нем донесли до нас воспоминания Егезиппа, писанные им в глубокой старости, около 70-х годов I века и, значит, восходящие ко дням Мужей Апостольских.

11_Святая Святых в Храме _реконструкция 

Святая Святых в Храме. Схема-реконструкция. 

«Брат Господень Иаков получил управление церковью вместе с апостолами. Все его называют Дикеем, «Праведным», от самых дней Господа до наших... Был он от чрева матернего посвящен Богу, так же как Иисус. Ни вина, ни сикера не пил; ничего живого не ел; бритва не всходила на голову его; шерстяных одежд не носил, а только льняные, и вступать в Святое Святых – ему одному разрешалось; там, лежа на полу или стоя на коленях, молился он об отпущении грехов Израилю, так что сделались у него, от тех непрестанных молитв, мозоли на коленях, как у верблюда. «Праведным» же назван потому, что воистину был праведен, как никто из людей; назван «Облиос», что значит «Ограда», «Стена», потому что люди верили, что одна только молитва его, святого, спасает грешный народ от Божьего гнева».

12_Иаков Правденик_Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент миниатюры из Евангелия. XVI в. (РГБ. Ф. 98. № 

Апостол Иаков, брат Господень. Фрагмент миниатюры из Евангелия. XVI в.

Схожие предания изображают Иакова аскетом, соблюдающим все назорейские посты, хранящим девство, не позволяющим себе ни омовения в бане, ни натираний, не носившего даже сандалий. Все это идет совершенно вразрез с иудейскими канонами и взглядами Иисуса; конечно, еврейский праведник I века так себя вести не мог. Он обязан был, к примеру, ежедневно совершать ритуальные омовения, есть мясное и пить вино: и ягненок, и перебродивший виноградный сок были неотъемлемыми атрибутами пасхального ритуала (правда, представители ордена назореев – назирим на иврите – вина не пили). Он не мог хранить девство: холостяк не имел права читать Тору в синагогах, проповедывать; бездетные считались проклятыми Богом.

Но эти выдумки, вызванные тем, что благочестивые христиане II-IV веков очень хотели, чтобы «столпы церкви» I века вели себя не как современники Христа, а как они сами, подчеркивают главное. Во многом благодаря аскетизму Иакова и ему подобным всякого рода воздержание, уже привившееся у ессенов и терапевтов, стало господствующей чертой фракции первохристианской церкви, которую назвали эбиониты (от арамейского «эбион» – «нищие»). Первым духовным вождем той группы ранних христиан, которая впоследствии стала основой этой секты, был, несомненно, Иаков Ахмара.

Правоверные иудеи отрицали чрезмерное воздержание, однако новообращенные христиане, особенно женщины, почитали его несомненным признаком святости. Эбиониты верили в небесную миссию Иисуса, но считали Его обычным человеком, рожденным от Иосифа и Марии, соблюдали Тору. Вот за что христиане позднее провозгласили их еретиками, хотя и основная церковь, и эта секта ждали грядущего Христа.

13_Эбиониты 

Эбиониты 

Самая первая паства Иакова, Петра и Иоанна состояла, если использовать современные понятия, из нищенствующих проповедников. Светские верующие появились чуть позже, когда новая религия подчинила себе часть общества. Иаков идеально подходил для роли лидера общины. Еще два столетия спустя христианство производило на язычников впечатление эдакой коммунистической артели. Ессены и терапевты дали классический образец такого образа жизни, но вел он свое начало от Моисея. Так как законодательство Моисея было главным образом нравственное, а не политическое, то его естественным продуктом стала социальная утопия — община, синагога, монастырь, а не гражданское государство, нация, город.

 14_Ессены

Ессены 

О том, ка жили первохристиане во главе с Иаковом Ахмарой, Петром и Иоанном Богословом – в следующей части. А пока представляем литургию Иакова на русском языке, автор которой, по церковному преданию, сам Праведник, брат Господень.

Литургия Иакова (в сокращении) 

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения