29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

В Иерусалиме сформировалась большая община бедных, которую возглавляли апостолы Петр и Иоанн Богослов, а также Иаков Ахмара. В нее направлялись пожертвования из всех мест, населенных христианами. Там царили довольно строгие правила. В Храме собирались ежедневно верующие (показано на картинке над заголовком). Галереи, составлявшие часть здания, были местопребыванием многочисленных школ и сект, ареной бесконечных раввинских диспутов.

Последователи учения Иешуа Га Ноцри принимались соотечественниками за правоверных иудеев, так как они еще соблюдали добросовестно отечественные обряды, молились в определенные часы и чтили все предписания Торы. Они отличались от остальных евреев только верой в то, что Мессия уже приходил. Люди, не знавшие их близко (то есть большинство), считали их чем-то вроде сектантов хасидов – «чистых», «благочестивых». Простой народ любил их за набожность, простоту, кротость. Старейшины Храма и саддукеи недоброжелательно относились к ним, но секта не привлекала особого внимания, так как ее адепты держались спокойно и замкнуто.

2_Рекрнструкция дворовой территории 

Реконструкция дворовой территории Храма 

Вечером иудеохристиане возвращались домой и, разделившись на группы, собирались на вечерю в знак братства и в память об Иисусе, бывшем, по их убеждению, всегда среди них. Старший – Ахмара или Петр – преломлял хлеб, благословлял чашу и пускал ее вкруговую как символ единения с Христом. Обыденное действие превращалось таким образом в торжественнейшее и священнейшее. Эти общие "вечери любви", по гречески – агапе, сопровождались молитвами, и между присутствующими воцарялось тихое радостное чувство. Вечери, бывшие тогда главным обрядом христианства и душой его мистерий, происходили сначала каждый вечер, а затем только по воскресеньям после наступления темноты. Впоследствии даже мистическое вкушение пищи было перенесено на утро. Христиане праздновали еще и субботу, дабы не идти на открытый разрыв с евреями.

3_Агапе 

Агапе 

Такой образ жизни, столь любимый Иаковом, был непохож ни на трудовые будни европейских рабов и палестинского крестьянства, ни на праздное безделье римлян, зажиточных греков и иудеев, свободных германских общинников.

4_Римская пирушка 

Римская пирушка 

Это был образ жизни бедных, «богатых духом». Среди ам-хаарец (так иудеи называли галилейцев – «невежд в Законе») он получил серьезную поддержку. Христиане, группировавшиеся вокруг Иакова, держали сторону гонимых, людей святой жизни – хасидим (на иврите – «чистых»). Нищенство стало добродетелью и признаком патриотизма. Правящие классы были в дружбе с римлянами, успех на всех поприщах жизни зависел от оккупантов, и невозможно было сделать хорошую карьеру без отступничества и измены. Ненависть к богачам сделалась доказательством благочестия. «Бедный» и «святой» почти стали синонимами.

Семя этой новой для Иудеи да и для всей ойкумены идеологии посеял Иисус. Собрал же первый урожай и разбросал зерна по олам Иаков Ахмара  в своем послании:

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих (на вас).

Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

Золото и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни.

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как-бы на день заклания.

Вы осудили, убили праведника: он не противился вам» (Иак.5:1-6).

5_Послание Иакова 

Послание Иакова 

В этих пламенных строках уже чувствуются революционный дух, социальное брожение, которые спустя несколько лет, конкретно во время Первой Иудейской войны 66-73 годов,

6_Реконструкция битвы зелотов и римлян 

Реконструкция битвы зелотов и римлян 

залили кровью Палестину. Отвращение к мирскому, бывшее душой первохристианства, нигде в Новом Завете не выливается с такой силой, как у Иакова. «...Хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27) – вот высший идеал. «...Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Всякое желание есть суета, самообман. Конец света так близок! К чему перекоры и взаимные жалобы? Грядет истинный Судия: Он уже у дверей!

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», Вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак.4:13-15).

7_Свиток Евангелия 

Свиток Евангелия 

Когда Иаков говорил о смирении, о терпении, о милосердии, о блаженстве униженных, об источнике радости, таящемся в слезах, он повторял по памяти слова своего Брата. Он также очень крепко держался Закона. Для обозначения собрания верных Иаков употреблял только слово «синагога». По тону его произведение приближается к синоптическим евангелиям. Иисус упоминается им раза два-три – не больше, с простым добавлением титула «Мессия», без всяких гиперболических, напыщенных эпитетов, какие в то время уже нагромождало вокруг Спасителя пылкое воображение Павла. Послание Праведника вводило читателей в маленький кружок гонимых. Испытания – благо, ибо, подвергая веру искусу, они вырабатывают терпение, в коем – совершенство добродетели; человек, прошедший соблазн, получит венец жизни. Больше всего занимала иудейского философа разница между состоятельным и бедным. Даже в иерусалимской общине равных единоверцев существовало некоторое соперничество между богатыми любимцами фортуны и их менее счастливыми братьями. Последние жаловались на черствость и надменность первых и много терпели от них.

«Да хвалится брат униженный высотой своею,

А богатый – унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве...

Братья мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих»…

…Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют нас, и не они ли влекут вас в суды?

Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?..» то есть имя Христа, от которого произошло слово «христианин» (Иак.1:9-10;2:1-3,5-7).

8_Первохристиане 

Первохристиане 

Ой, не мешало бы иным нынешним служителям церквей почаще читать это послание брата Господня и устыдиться того, что власть имущим, знатным да богатым (даже неверующим) места в храмах предоставляются куда лучшие, нежели обычным членам церковной общины, не говоря уж о бедных...

Иаков хорошо уживался с Петром и Иоанном Заведеевым, любимыми учениками его Брата, которых он знал много лет, и не пытался захватить первенство в этом триумвирате.  Каждый из троих имел свои особые функции, свои социальные группы, представителей которых предстояло сделать своей паствой. И апостолы признавали достоинства брата Господня и доверили ему председательствовать на первом церковном соборе в 48 году, где он произнес заключительное слово.

9_1_Иисус и апостолы 

Иисус, Иаков брат Господень, Петр, Иоанн 

Праведник был корифеем иудейской партии среди первохристиан. Именно ему был обязан новый культ всеми почти обращениями фарисеев. Зато и он считал себя обязанным поддерживать требования этой секты.

10_1_Фарисеи 

Фарисеи 

В области догматических принципов Иаков не делал никаких уступок. Тем  не менее брат Господа признал законность обращения язычников в христианство. В общине шел серьезный спор насчет того, следует ли утруждать прозелитов (новообращенных) обрезанием или надо только сохранить некоторые предписания нравственного характера, упразднение которых слишком оскорбило бы иудеев. Сомневающихся консерваторов успокаивали заверениями, что Закон это не нарушает, что среди евреев с незапамятных времен всегда было и будет достаточно людей, чтобы читать Тору в синагогах. Такие аргументы принимались потому, что фарисеи не считали Закон обязательным для всего человечества. Для них важно было только, чтобы всегда существовало святое племя, которое соблюдало бы иудейские обычаи, представляя собою живое воплощение возвышенного идеала. Обращенные иудеи, таким образом, оставались подчиненными Закону во всем его объеме, исключение было допущено только для язычников-прозелитов, причем на практике апостолы старались, по возможности, не задевать тех, у кого были более узкие взгляды.

11_Апосло Павел проповедует в Афинах_1

Апостол Павел проповедует

Таким разумным образом поддерживалось сотрудничество между тремя столь разными сподвижниками Христа, как Иаков, Петр и Иоанн. Все изменилось с появлением на сцене нового героя – Павла. Об этом – в следующем выпуске. Сейчас же послушаем литургию Иакова на греческом языке. Так она звучала в его времена.

 

При закрытой завесе и вратах иерей читает тихо перед престолом молитву предначинательную: «Оскверненнаго грехами многими, не презри мене, Владыко Господи Боже наш. Се бо приступих к божественному сему и пренебесному Твоему таинству, не яко достоин, но взирая на Твою благостыню. Глас Ти пущаю: Боже, милостив буди мне грешному: согреших на небо и пред Тобою и несмь достоин воззрети на святую Твою сию и духовную трапезу, на нейже Единородный Твой Сын и Господь наш Иисус Христос, мною грешным и всякою скверною окаянным, тайно предлагается в жертву. Сего ради Тебе моление и благодарение приношу, еже ниспослати ми Духа Твоего Утешителя, укрепляющего мя к службе сей, и от Тебе возвещенный ми глас неосужденно проповедати людем сподоби, во Христе Иисусе Господе нашем, с нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Все в алтаре тихо отвечают: Аминь.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения