23 апреля 2024, вторник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Итак, благолепие, царившее в иудейской общине первохристиан, которую возглавлял триумвират в составе Иакова, брата Господня, Петра и Иоанна, будущего Богослова (вместе со Спасителем показаны на картине над заголовком), оказалось нарушенным появлением еще одного последователя Распятого — Павла из Тарса. Яростный гонитель представителей новой секты фарисей Савл благодаря чуду преобразился в одного из самых ярких защитников и проповедников идей Христа и, по древнему обычаю, получил новое добавочное имя — Павел.

К сожалению, его мировоззрение не совсем совпадало со взглядами и традициями той части иудеохристиан, которую как раз возглавлял Иаков Ахмара. Поэтому внутри общины началась внутренняя борьба.

2_Апостл Павел_Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, икона около 1410

Святой Апостол Павел, икона около 1410 года. Андрей Рублёв. 

Церковные историки пишут об этом событии очень невнятно, стараясь не называть имен, ведь противостояли друг другу поистине замечательные, на самом деле святые люди. Но истину ведь не утаишь…

После того, как экс-Савл широко развернул свою проповедь и стал массово обращать язычников, руководство первообщины всполошилось.

Из Иерусалима в разные иногородние общины, а главное, — в Антиохию, «штаб-квартиру» Павла, выехали несколько братьев с рекомендательными письмами, подписанными Ахмарой как главой Церкви и единственным, кто имел право уполномочивать на благовестничество.

3_Древняя Антиохмя реконструкция 

Древняя Антиохия, реконструкция

3_1_ Карта Антиохии в античное и позднеантичное время

Карта Антиохии в античное и позднеантичное время 

Посланцы утверждали, что выдавать себя за наставника веры Христовой вправе лишь тот, кто побывал в Иерусалиме, сверил свое учение с доктриной Иакова, брата Господня, и получил удостоверение от этого последнего. Иерусалим, по мнению их, был источником всякой веры, всяких миссионерских полномочий, ибо там жили настоящие апостолы. Кто проповедует без верительной грамоты от церкви-матери и не дал ей клятвы послушания, тот должен быть отвергнут как лжепророк и лжеапостол, как демонский посол.

4_Иерусвлим времен Христа

Иерусалим времен Христа 

Павел выставлялся выскочкой, который не мог предоставить доказательств, что божественное задание было возложено именно на него. Экс-Савл ссылался на свои видения, утверждая даже, будто лицезреть Иисуса в сверхъестественном видении значило больше, чем знать Его лично. «Что может быть нелепее?», – пожимали плечами иерусалимские иудеохристиане. Видения ничего не доказывают; они бывают и у идолопоклонников, не только у святых. Когда человек вопрошает грезы, он получает ответ сам от себя. Видеть Сына Божия не во плоти! Да ведь это же невозможно! Человек не в состоянии выдержать этого сверхчеловеческого блеска, небесного света, он умер бы тут же на месте; даже ангел, чтобы стать видимым, вынужден бывает принять на себя человеческий образ!

5_Ангел византийская фреска 

Ангел. Византийская фреска

Послы из Иерусалима приводили по этому поводу целый ряд видений, которые имели неверующие и нечестивцы, выводя из этого заключение, что апостолы – столпы, лично знавшие Иисуса, имеют огромное преимущество и превосходство перед другими. Они цитировали тексты из Писания, доказывающие, что видения исходят от разгневанного Бога, личное же общение есть привилегия друзей. Как может Павел утверждать, что в продолжение краткой беседы Христос дал ему способность и право учить других, когда даже Иисусу понадобились годы, чтобы обучить Своих апостолов? Пусть Павел докажет, что Мешиах действительно беседовал с ним, тем, что станет исполнять заветы Спасителя, уничижится перед Его апостолами, не будет впредь претикословить тем, кто избран Самим Христом.

6_Ослепление Павла 

Ослепление Павла 

В этот конфликт был вынужден вмешаться и апостол Петр-Кифа, который занял примирительную позицию. Впрочем, до раскола дело не дошло. Все трое были замечательными людьми, истинными христианами, свято следовавшими миротворческим заповедям Спасителя. Хотя спорные моменты так и не были разрешены до конца.

Кто знает, чем бы все закончилось, если бы судьба не поставила точку в затянувшемся споре великих... Смертельную точку.

К 62 году по числу приверженцев «назаряне» (первое название иудеохристиан) обогнали фарисеев. В Палестине, согласно «Деяниям апостолов» (Деян.2:4;4:4), их насчитывалось восемь тысяч, а фарисеев, как утверждает историк Иосиф Флавий, шесть тысяч. Многие члены этой секты колебались во взглядах, некоторые примкнули к новому учению. Значительное число иудейских священников тоже начали поклоняться Распятому. Все это обеспокоило саддукеев и иродиан – и те прибегли к репрессиям.

Римский прокуратор Фест умер в Иудее в начале 62 года.  Преемником его император Нерон назначил Альбина. Примерно в то же время царь Ирод Агриппа II лишил первосвященства Иосифа Каби и передал его Анне, сыну Анны-Ханана, одного из инициаторов расправы над Христом. Пятый из отпрысков знаменитого первосвященника, занявший должность великого иерея, Анна Младший был человек суровый, высокомерный и смелый до дерзости – настоящий продукт саддукейства, истинное воплощение этой жестокой бесчеловечной секты.

7_Оживший портрет Нерона_1 

«Оживший портрет» Нерона

8_ Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319) Христос перед Анною (Атарь «Маэста») (1308—1311). Сиена.

«Христос перед Анною». Картина Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319 годы).Сиена.

Иаков прославился по всему Иерусалиму как рьяный заступник бедняков, как пророк древнего типа, клеймящий богатых и сильных мира сего. Анна решил его умертвить. Воспользовавшись отсутствием царя Агриппы и прокуратора Альбина, не успевшего еще прибыть в Иудею, первосвященник собрал судилище синедриона, перед которым по его приказанию предстали брат Господень и еще несколько святых для христиан мужей. Их обвинили в нарушении Закона и приговорили побить камнями. Для созыва синедриона требовалась санкция Агриппы, а без одобрения Альбина не мог быть по закону приведен в исполнение смертельный приговор, но для необузданного Анны никаких правил не существовало. Иакова сбросили с кровли Храма, с так называемого «притвора Соломонова», и забросали камнями.

9_2_Притвор Соломона реконструкция Храма_1 

Реконструкция Храма: притвор Соломона 

Старца долго не могли добить; тогда какой-то сукновал раскроил ему голову дубиной, какие употреблялись в этом ремесле – так называемым белильничьим колом.

10_2_Убийство Иакова Ахмара 

Убийство Иакова Ахмара. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.

11_Сукновал с колом_дубиной_белильничный кол

Суконовал с белильничным колом (дубиной сукновала) 

Брату Господа в то время исполнилось 90 лет. Активного сопротивления палачам никто не оказал. Лишь Симеон, сын Клеопы, родственник Иакова, кричал им: «Перестаньте! Что вы делаете! Вы убиваете праведника, который молится за вас!»

12_Симеон сын Клеопы 

Симеон, сын Клеопы 

Казнь этого святого человека произвела самое дурное впечатление на весь город. Набожные фарисеи, строгие блюстители Закона, негодовали. Иакова все уважали, даже нехристиане. На его смерть было сложено много еврейских элегий, изобилующих ссылками на библейские тексты и намеками на его прозвище Облиос – «ограда», «оплот народа». Дело кончилось тем, что все решили просить царя Ирода Агриппу II положить предел наглости первосвященника. Альбину донесли о самоуправстве Анны уже тогда, когда он выехал из Александрии в Иудею. Наместник отправил верховному иерею грозное письмо, а затем сместил его. Таким образом, Ханан Второй всего три месяца занимал этот пост. Вскоре различные бедствия обрушились на страну, и многие увидели в них последствия убийства Ахмары. Христиане же усмотрели в его гибели знамение времени, доказательство того, что близится конечная катастрофа.

В частном собрании в Иерусалиме хранится обнаруженная в склепе известняковая погребальная урна с надписью на арамейском языке, которую обнаружил и перевел французский филолог, профессор университета Сорбонны Андре Лемер. Надпись гласит: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Ее возраст относят к 62 г. Мне лично непонятно, как это можно установить с такой точностью, ведь даты там нет. Но если это правда, то урна – самое древнее вещественное доказательство земной жизни Христа. Пока что им считался фрагмент папируса с текстом «Евангелия Иоанна», датированный 125 годом. Хотя не все признают этот предмет местом захоронения брата Господня.

13_1_Саркофаг Иакова 

Саркофаг Иакова Ахмара

14_Надпись имени Иакова на иврите

Надпись имени Иакова на иврите

Через два года схожая участь постигла и его оппонента Савла-Павла. При Нероновых гонениях на христиан его казнили: отрубили голову, так как он был римский гражданин. Произошло это у границ Рима, за чертой городских укреплений. Там теперь высится церковь Святого Павла за Стеной, где хранятся мощи святого мученика.

15_Казнь апослова Павла Усекновение главы св. Павла. Эрнике Симоне. 1887 г. 

Казнь апостола Павла. (Усекновение главы св. Павла. Эрнике Симоне. 1887 г.)

16_Церковь Святого Павла за Стеной

Церковь Святого Павла за Стеной, внешний вид

17_Внутри церковь Святого Павла

Та же церковь внутри

18_2_Могила апостла Павла

Могила апостола Павла

Вот все, что мы знаем о достойнейшем из братьев Спасителя. Вроде бы много – и одновременно так мало...

Рассказ о втором сроднике Господня – Иуде – в следующей части. Пока же послушаем еще один вариант древнееврейской молитвы Кадиш на языке оригинала. Ее пели во время погребения брата Христа.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения