10 августа 2022, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Иаков затмил своей жизнью второго брата Христа (и своего собственного), который тоже почитался столпом иерусалимской общины, — Иуду Ахмару (изображен на картине над заголовком). А жаль. Тезка Искариота, если судить по его дошедшему до нас каноническому посланию, тоже был выдающийся мыслитель и стилист, яростный противник тех нарушений Закона и первоучения Христа, за которые, как он думал, нес ответственность самоназванный апостол Павел.

Некоторые церковные историки отождествляют его с апостолом Иудой Фаддеем, но это совершенно разные люди: последний не приходился Господу братом, о чем я писал в начале выпуска.

2_Послание Иуды в древнем евангелии

Послание Иуды в древнем евангелии 

История послания Иуды восходит к тому моменту, когда «апостол язычников» Павел противостал иерусалимским гонцам в Антиохии и сумел удержать за собой местную паству. Ревность к вере и религиозный энтузиазм не освобождают от человеческих слабостей. Покидая Антиохию, агенты иерусалимской партии клялись срыть до основания все построенное Павлом, опрокинуть все, что он воздвигал с таким трудом. Именно по этому поводу из Святого Града были посланы от Иуды и Иакова, братьев Господа, письма, вошедшие в число священных книг. Это – самый яростный поход против неназванных противников, которые выставлены нечестивцами и бунтовщиками.

3_Иерусалим време Христа 

Иерусалим времен Христа 

Послание Иуды, более близкое по стилю к классическому правильному греческому языку, нежели большинство книг Нового Завета, во многом похоже на письмо Иакова.

«Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.

Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся Единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.

Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли египетской, потом неверовавших погубил.

И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример.

5_Гибель Гоморры 

Гибель Гоморры 

Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальство и злословят высокие власти (то есть иерусалимских апостолов).

4_Гибель Содома 

Гибель Содома 

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле (ссылка на апокриф «Успение Моисея»), не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».

6_Архангел Михаил 

Архангел Михаил 

А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

7_Каин 

Каин

8_Пророк Валаам_Валаам и ослица. Рембрандт, 1626

Пророк Валаам и ослица. Рембрандт, 1626

Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви: пиршествуя с вами, без страха утучняют себя; это – безводные облака, несомые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые…

Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти.

Но вы, возлюбленные, помните предсказанное апостолами Господа нашего Иисуса Христа:

Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

А вы, возлюбленные, назидая себя на светлейшей вере вашей, молясь Духом Святым,

Сохраняйте себя в любви Божией...» (Иуда 3-13,17-21).

9_Иаков и Иуда Ахмара 

Иаков и Иуда Ахмара 

Как жил, чем закончил свое славное существование этот брат Господа, мы не знаем. Зато, в отличие от Иакова, его потомство нам известно. У церковного историка Егезиппа есть рассказ об этом. Император Домициан, правивший в 81 – 96 годах, напуганный пророчеством о Мессии — великом царе, сыне Давидове, «который низложит сильных с престолов» (Лк.1:51), велел умертвить всех потомков Псалмопевца. Некий Иокахат и другие назорейские еретики донесли цезарю на двух оставшихся в живых внуков Иуды, брата Господня, — Зокера и Иакова, которые носили прозвище Деспосины по причине их родства с семьей Спасителя. Они были уроженцами иудейских селений Назарета и Кохабы. Тиран послал за ними в Батанею, где скрывались они. Когда их привезли в Рим, император спросил евреев, чем они живут. «Полевою работою», — отвечали те и показали ему свои мозолистые руки. Видя их простоту и ничтожество, Домициан отпустил Деспосинов на свободу. После этого он, по преданию, издал указа о прекращении гонений на христиан, благодаря чему Зокер и Иаков дожили до правления Траяна (98 – 117 годы).

У эбионитов Деспосины пользовались почетом: каждая их община возглавлялась патриархом из Сродников Господних.

 10_Домициан_ожившие портреты

Домициан («оживший портрет»)

11_Траян_ожившие портреты

Траян («оживший портрет»)

Еще двух членов Святого Семейства упоминают канонические евангелия, описывая, как после Воскресения Иисус явился двум Своим ученикам на римской дороге, соединявшей селение Еммаус и Иерусалим. Место, где стоял дом одного из них – Клеопы (там Христос преломил с ними хлеб), ныне отмечено Церковью Еммауса.

12_Дорога Эммаус Иерусалим 

Дорога Еммаус – Иерусалим

13_Церковь в Эммаусе_ монастырь_2_Никополис

Церковь в Еммаусе 

«В тот же день (первый день Воскресения) двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Еммаус» (Лк.24:13).Иосиф Флавий писал: в шестидесяти стадиях (около 11 км), двух-трех часах пешего пути в Иоппию Приморскую, прямо на запад от Иерусалима, располагалось селение Еммаус — «Веспасианова Колония», чем подтверждается историческая подлинность евангельского свидетельства.

Еммаус – на иврите «горячий источник». Местонахождение этого селения до сих пор вызывает большие споры. Евсевий Кесарийский и Иероним обозначают его в своих «Ономастиконах» (списках географических названий) как родной город Клеопы (Лк. 24:18), называвшийся в свое время Никополем. В «1-й книге Маккавеев» есть упоминание о Еммаусе, как о поселении, расположенном на равнине вблизи гор (ср. 1 Макк. 4:16–21). Согласно этому сообщению, Еммаус следует искать неподалеку от Гезера, отождествляя его с тем поселением, которое позднее стало называться Никополем, – современный Амвас. Однако расстояние от этого селения до Иерусалима более чем вдвое превышает то, что указано Лукой, и равняется 160 стадиям, т.е. около 31 км. Даже если учесть, что в отдельных списках Евангелия от Луки указано расстояние в 160 стадий, это никак не согласуется с тем, что путники, шедшие в Еммаус, вернувшись в Иерусалим, еще застали всех учеников Иисуса в сборе. Однако вариант со 160 стадиями нельзя исключить полностью. Когда ученики попросили Господа остаться с ними в Еммаусе (Лк. 24:29), было примерно 7 часов вечера. При свете полной луны (праздник Пасхи празднуется в 14-й день месяца нисан и всегда в полнолуние) они прошли путь от Еммауса до Иерусалима и прибыли туда после полуночи. Таким образом, не следует отказываться от варианта, основанного на древнем предании.

В качестве места, где находился Еммаус, исследователи предложили семь различных пунктов в окрестностях Иерусалима, отстоящих от него ровно на 60 стадий (11,5 км). Хотя при раскопках в Эль-Кубебе, расположенном северо-западнее Иерусалима и удаленном от него именно на такое расстояние, были обнаружены развалины церкви, это селение никогда не носило названия Еммаус; к тому же здесь нет источника. Самое древнее предание указывает на Еммаус-Никополь, находящийся в 23 км к западу от Иерусалима.

14_Эммаус Никополь 

Еммаус-Никополь 

Дом Клеопы якобы был перестроен в базилику. Здесь поверх фундамента одной римской виллы действительно были обнаружены развалины византийской базилики, вероятно, V века. К тому же, располагавшиеся здесь купальни свидетельствуют о наличии горячих источников, которые были засыпаны в более позднее время. Расстояние в 160 стадий довольно точно соответствует протяженности наиболее оживленной римской дороги от Иерусалима через Беф-Орон в Еммаус-Никополь. Возможно, более поздний вариант прочтения, указывающий расстояние в 160 стадий, является сознательным исправлением, которое было сделано с учетом древних преданий о местонахождении этого поселения. Не исключено, что цифра 60 в самой древней рукописи стала результатом ошибки переписчика.

В любом случае, сейчас основным претендентом на роль места встречи Христа и двух учеников является Еммаус-Никополь.

В каноне эти двое были из числа Семидесяти. Один — Клеопа, брат Иосифа, нареченного отца Христа. Другой, неназванный, по одной очень древней легенде — Нафанаил из Каны Галилейской. Но тот принадлежал к Двенадцати, а те оставались в Святом Граде. Поэтому по другим, более точным сведениям, — это был сын Клеопы Симеон, двоюродный брат Спасителя, будущий епископ Иерусалима, распятый в дни Траяна мученик. Он и сообщил Луке, по преданию, в конце 50-х годов о том, что произошло по пути в Еммаус.

15_Клеопа_Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово и Метохия, Сербия_2 

Клеопа. Фреска церкви Богородицы Левишки в Призрене, Косово и Метохия, Сербия.

«И разговаривали между собою о всех сих событиях» (Лк.24:14). Легко можно представить и состояние путников, и содержание их разговора. После двух бессонных ночей сами они не ведали, спят на ходу или бодрствуют. Говорить способны лишь об одном: о терзающей разум тайне пустой могилы, о женской болтовне, будто Умерший — жив. Если так, где Он? Почему никто Его не видел? А если мертв, куда делось Тело? Кто Его унес? Кто-то из Дюжины, или римляне, или Иосиф Аримафейский, или садовник? И зачем забрали, и куда спрятали?

16_Христос по дроге в Еммаус 

Христос по дороге в Еммаус 

Вот слышат чей-то легкий полузнакомый шаг за собой; вот кто-то догоняет их, вот рядом идет. Судя по одежде — паломник, прибывший на Пасху. Судя по голубым, край плаща окаймляющим кисточкам — канафам, раввин или книжник. Лицо какое-то незапоминающееся — трудно вспомнить его, даже если когда-нибудь и видел.

17_Канафы_3 

Канафи на краях плаща раввина

«И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус приблизившись пошел с ними;

Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

Как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его;

А мы надеялись–было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…

Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

И приблизились к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее;

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них.

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

И, вставши, в тот же час, возвратились в Иерусалим…» (Лк.24:15-21; 25-33). 

Продолжение – в следующей части. Пока же слушаем псалмы 1 и 2 на иврите. 

 «Зачем шумят народы и племена возвышают голос понапрасну? Земные цари собираются, и вельможи держат совет против Господа и помазанника Его: «Сбросим поводья и сорвем с себя сбрую!..» На небесах восседающий усмехается; Господь смеется над ними. Когда Он обращается к ним в гневе, приводит их в смятение яростью Своею: «Это Я возвел царя Моего на Сионе, святой горе Моей!» Обращусь к закону твердому — Господь сказал мне: «Ты сын Мой, с сегодняшнего дня Я буду родителем тебе! Проси у Меня, и Я отдам тебе уделы народов до самых краев земли. Сокруши их тростью железной, как сосуд ю глиняный, вдребезги разбей». Теперь же образумьтесь, цари, примите наставление, правители земные, служите Господу в страхе, молитесь, трепеща. Поставляйте урожай, чтобы не разгневался; чтобы не прийти к погибели, ибо стремительно разгорается гнев Его. Прославлены все, кто под защитой Его».

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения