10 августа 2022, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Итак, Спаситель встретился в Еммаусе со своими Сродниками — дядей Клеопой и его сыном Симеоном, Своим кузеном. Оба они срочно вернулись в Святой Град.

Пешего пути из Иерусалима в Еммаус три часа, а обратно, в ночную пору, по плохим дорогам и с крутым подъемом на гору — вдвое дольше. Солнце зашло в шесть: значит, не могли вернуться в столицу раньше полуночи. В Сионском доме прятались Одиннадцать, в той же верхней горнице-хиллите, где проходила Тайная Вечеря.

2_Сионская Горница_1

Сионская горница 

Там «…нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

Которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк.24:33-35).

И вот тут-то Искупитель явился любимым ученикам! Сквозь закрытые двери на тайное их сборище прошел! Это событие показано на картине над заголовком.

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам.

Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа;

Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

И сказав это, показал им руки и ноги.

Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?

Они подали ему часть печеной рыбы и сотового меда;

И взяв ел пред ними» (Лк.24:36-43).

3_Рыба апостола Петра 

Рыба Петра (блюдо)

4_Сотовый мед

Сотовый мед 

Расскажу подробнее о Сродниках Господних, которые встретили Его в Еммаусе.

5_Клеопа

Клеопа 

Клеопа («перемена, прохождение» – вот что означает на иврите это имя) упоминался также Иоанном Богословом: в числе свидетельниц Распятия была «сестра Матери Его Мария Клеопова» (Ин.19:25). Правда, Лука употребляет греческий вариант этого имени – Клеопас, сокращенное от Клеопатрос, а Иоанн – арамейский, происходящий от слова Халпай (в русскоязычной Библии Алфей – «ученый, вождь»). Клеопа, он же Алфей – брат Иосифа Обручника; его жена Мария, таким образом, по иудейским понятиям считалась сестрой Богоматери. Предположение, будто Мария была родной сестрой Девы, несостоятельно: престарелые Иоаким и Анна имели всего одну дочь (и то только благодаря чуду!), да если бы у них и родилась вторая, ее никогда не назвали бы именем первой. Апостол Иаков Алфеев (Мт.10:3; Мк.3:18; Лк.6:15) был ее сыном.

6_Иоаким и Анна

Иоаким и Анна 

В сочинениях поздних христианских писателей содержится мнение, будто Мария Клеопова — дочь Иосифа Обручника и вышла замуж за его брата Клеопу (т.е. за своего родного дядю), поэтому и именовалась «Клеоповой». Богородица, войдя в семью Наггара, застала его дочь еще девочкой, подружилась с ней и считала ее Своей сестрой.

История фантастическая: если Иосифу во время женитьбы на Марии было 80 лет, то его брат Клеопа, пусть даже самый младший, тоже был в тот момент старцем, возрастом не менее 60 лет; значит, на пути в Еммаус ему было 95 лет! Вряд ли еще одну девочку отдали бы за старца (ведь Обручник понимал всю нелепость своего брака с Марией и противился ему), де еще за собственного дядю!

О кончине Клеопы мы ничего не знаем.

Другим еммаусским путником был Симеон (по-арамейски «слышание») – второй сын Клеопы, двоюродный брат Христа, как и его отец, тоже входивший в число Семидесяти учеников Спасителя. После мученической кончины Иакова, брата Господня, он был единодушно возведен единоверцами на престол Иерусалимской церкви (члены ранее правящего триумвирата уже не руководили ею: Иаков забросан камнями в 62 году; Петр казнен в Риме в 64 году; Иоанн Богослов путешествовал, был сослан на остров Патмос, конец жизни провел в Ефесе; остальные апостолы разошлись проповедовать по ойкумене; так что Симеон оказался самым достойным после них). Он был христианским первосвященником в Святом Граде сорок лет до времени императора Траяна. Дожив до глубочайшей (120 лет) старости, Симеон был схвачен, по доносу двух иудеев, проконсулом Аттиком за исповедание Христа и принадлежность к «царскому дому Давидову» в 107 году. Перенеся многодневные пытки с удивлявшим самих палачей мужеством, кузен Спасителя был распят на кресте.

7_Смерть Симеона

Святой апостол и великий мученик Симеон. Византия, 985

Сыном Клеопы был также апостол Иаков Алфеев. Его часто путают с Иаковом Праведником — братом Господним, в то время как на самом деле он был двоюродным братом и Христа, и своего тезки по прозвищу Оплот народа. Еще его назвали Божественным семенем и Меньшим — по возрасту. Помимо Симеона у него имелись еще два брата (имя одного из них Иосия — Мк. 15:40) и три сестры. После Распятия Иаков Алфеев сопровождал апостола Андрея в Эдессу, проповедывал в Газе, затем посетил Египет и в городе Острацине был распят или забит до смерти. К сожалению, больше о нем ничего не известно. Память его отмечают с 4 по 27 января.

8_Город Эдесса_1

Город Эдесса

9_Апостол Иакво Алфеев

Апостол Иаков Алфеев

10_Казнь Иакова Алфеева

Казнь Иакова Алфеева 

Католический священник Малахи Мартин (1921—1999) отмечал, что Деспосини пользовались в раннехристианской церкви большим почётом и что каждая община назарян-эбионитов возглавлялась одним из «Сродников Господних» в качестве патриарха. Сообщение раннехристианского автора Егесиппа по этому поводу не столь однозначно:

Малахия Мартин

Малахи Мартин 

«После Иакова Праведного, пострадавшего по той же причине, что и Господь, епископом был поставлен его двоюродный брат Симеон, сын Клеопы. Его предложили все, как двоюродного брата Господня… Еще оставались из рода Господня внуки Иуды, называемого по плоти братом Господним. На них указали как на потомков Давида. Эвокат привел их к кесарю Домициану: тот боялся, так же, как и Ирод, пришествия Мессии. Он спросил их, не из рода ли они Давидова; они сказали, что да. Тогда спросил, какое у них состояние и сколько денег у них в распоряжении. Они сказали, что у них, у обоих, имеется только девять тысяч динариев, из которых каждому причитается половина; они у них не в звонкой монете, а вложены в тридцать девять плетров земли. Они вносят с неё подати и живут, обрабатывая её своими руками. Затем они показали свои загрубелые руки в мозолях, свидетельствовавшие о тяжком труде и непрестанной работе. На вопрос о Христе и Его Царстве, что это такое, где и когда оно явится, они ответили, что оно не от мира и будет не на земле, а на небе с ангелами и явится при свершении века, когда Христос, придя во славе, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому за его жизнь. Домициан, не найдя в них вины, презрительно посчитал их глупцами и отпустил на свободу, а гонение на Церковь прекратил указом. Освобожденные стали во главе Церквей как мученики и как происходящие из рода Господня. Времена настали мирные, и они дожили до воцарения Траяна».

12_Деспосины перед императором Домицианом барельеф 

Деспосини перед императором Домицианом 

В Средневековье на католическом Западе существовала концепция (и соответствующая иконография) Святой родни, предполагавшая очень сложные и разветвлённые родственные связи между Иисусом и Его учениками. От использования ее католическая церковь отказалась на Тридентском соборе.

Об остальных Сродниках Искупителя (по другой линии) расскажу позже…. Пока же хочу поделиться с читателями одним соображением.

Внимательно изучив всех членов Святого Семейства, я удивился: да ведь все они — самые первые христиане наряду с апостолами! Возможно ли это? Вполне! Даже естественно, что первыми Его прихожанами стали самые близкие родичи. Положим, атеисты посчитают это выдумкой. Но вот подтвержденный исторический факт: первыми мусульманами были члены семьи пророка Мухаммеда — его жены, дочери, дяди, молочный брат, приемный сын, кузены, а также его личный слуга.

То же самое со всеми абсолютно основателями мировых религий: Авраамом, Моисеем, Заратустрой, Буддой Гаутамой, Мани.

17_Авраам 

Авраам

14_Моисей

Моисей

13_Заратустра

Заратустра

15_Будда Гаутама

Будда Гаутама

16_Пророк Мани

Мани 

Хотел бы я, чтобы какой-нибудь живописец нарисовал групповой портрет Святого Семейства в полном составе. Великие, замечательные люди, родные Богочеловека и по крови (через Марию), и по духу! Как жаль, что, слыша их имена, зная об их деяниях, мы не видим их лиц… И никогда не увидим, если только не попадем в рай и если души находящихся там праведников все еще сохраняют внешнее сходство со своим земным обликом.

А впрочем… При воскрешении мертвых после Второго Пришествия Христа покойники восстанут в своих земных обличиях. Так что надежда есть!

Об одном из главных действующих лиц Благовещения – архангеле Гаврииле – можно будет узнать в следующем выпуске. Пока же слушаем псалом 3 на иврите.

 «Псалом Давида, когда он бежал от сына своего Авшалома. Господи! Как многочисленны враги мои, как многочисленны восстающие на меня! Многие говорят обо мне: «Воистину нет ему спасения от Бога!» Но Ты, Господь, щит предо мной! Ты даруешь мне славу и гордость! Голос мой взывает к Господу, и Он наверняка ответит мне со святой горы Своей! Я ложусь и засыпаю; проснусь я, потому что Господь поддерживает меня. Я не боюсь сонмов народа, которые кругом обложили меня! Восстань, Господь! Будь спасителем моим, Бог мой! Это Ты даешь пощечину врагам моим, разбиваешь зубы злодеям... От Господа—спасение! Воистину на народе Твоем -благословлять Тебя вовеки!»

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения