29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Помимо Богоматери и Иосифа Плотника в истории Благовещения есть третий главный персонаж: Гаврии́л — один из архангелов в иудаизме и христианстве, а также ангел-мукаррабун в исламе, где он известен под именем Джибриль (Джабраил). Это имя на иврите означает буквально «Муж силы (Гэвэр) — Всевышний (Эл)» или «Всевышний — сила моя». В православии только два ангела носят почётное звание Архистратиг: Михаил и Гавриил. Иудеи называли этого небожителя «ангел лица Его», подчеркивая близость Гавриила к Всевышнему.

В иудаизме он входит в число четырёх архангелов - Габриэль, Михаэль, Уриэль и Рафаэль, стоящих по четырём сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира (Кн. Еноха 9, 1). Эта четверка, которая и поныне призывается в православной молитве «на сон грядущий», упоминается вместе.

2_Четыре архангела 

Четыре архангела 

В исламе Джибриль (Джабраил) – тоже один из четырёх особо приближённых к Всевышнему ангелов. Он является главным посредником между Аллахом и пророками, в том числе и Мухаммедом. В Коране упоминается как покровитель последнего и величайшего из пророков, который защищает его вместе с Аллахом от неверующих. Через Джибриля Творец ниспосылал Мухаммеду откровение — Коран.

Толкователи Корана относят к Джибрилю также такие обозначения как «дух», «дух святой», «дух верный», «дух от повеления Аллаха». Аналогичные выражения употребляются в рассказах о пророке Исе (Иисусе) и его матери Марьям (Марии); Коран связывает их с Джибрилем.

3_Пророк Мухаммед и Джибриль_Изображение Мухаммеда, получающего первое откровение от ангела Джибриля (Из ман 

Пророк Мухаммед и Джибриль. (Из манускрипта «Джами ат-таварих» Рашида ад-Дина, 1307, период Ильханидов).

Каждые три колена Израилевых имеют своих ангелов-хранителей в лице этих четырёх небожителей. Михаэль и Габриэль защищают евреев от преследователей и молятся перед Божьим престолом о благополучии всего рода человеческого и об освобождении еврейского народа из неволи. Кроме того, согласно мидрашу, Гавриил играет роль одного из ангелов смерти. Он приходит как посланник «верховного суда» с идеально ровным ножом в руках и забирает им души праведников, что сравнивается с «кошерной шхитой» - закалыванием жертвенного агнца одним ударом. За грешниками же является Самаэль с зазубренным ножом - и происходит «шхита некошерная».

4_1_Ангел смерти_Эвелин де Морган. Ангел Смерти. 1881 г.

Ангел смерти Самаэль. Эвелин де Морган. 1881 г. 

По учению православной церкви Гавриил есть один из семи ангелов, непосредственно предстоящих Богу, и состоит в чине серафимов,  вторым из них; он питал и охранял Деву Марию в храме, что видел Захария.

По толкованию некоторых отцов церкви, небесные силы разделяются на три иерархии; высшую, среднюю и низшую. Ближайшее к Богу место в высшей иерархии занимают Серафимы — пламенные, затем Херувимы — изливающие премудрость, потом Престолы — богоносные. Средняя иерархия: Господства — дают избранным господствовать над волей и искушениями; Силы — исполнители воли Божьей; Власти — охраняющие человека от дьявола. Низшая иерархия: Начала — управляющие властью и хранящие царства; Архангелы — предвозвестники тайн Божьих и Ангелы-хранители — ближайшие к людям.

5_Небесная иерархия_Девять чинов ангельских. Икона

Небесная иерархия. Девять чинов ангельских. Икона. 

По имени нам известны только семь архангелов, четыре библейских и три по откровению: Михаил-победитель, Гавриил-вестник, Рафаил-целитель, Уриил-просветитель, Селафиил-молитвенник, Иегудиил-укрепляющий, Варахиил-благословляющий.

Непонятно, правда, как это Гавриил является одновременно и Серафимом, и Архангелом, представляя сразу и высшую, и низшую небесные иерархии.

6_Семь архангелов

Семь архангелов 

Согласно Евангелию от Луки, именно он явился в Храме праведному Захарии, отцу Иоанна Крестителя, и возвестил о рождении у него сына, сказав: «многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

7_Евангелист Лука_ 

Евангелист Лука

8_Гавриил и Захария

Гавриил и Захария. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. 

Лука же сообщает: в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа (Благовещение).

9_Благовещение_Леонардо да Винчи

Благовещение. Леонардо да Винчи. 

Евангельские слова Гавриила и Елизаветы, сказанные ею при встрече с Приснодевой, вошли в известную молитву – «Песнь Пресвятой Богородице», на латыни «Аве Мария». «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Она входит в состав келейных (домашних) молитв верующих, а также является тропарем воскресной вечери. Послушайте, как эти слова звучали в оригинале – на арамейском языке.

 

Кроме того, согласно апокрифу, Гавриил подал Деве Марии весть о Eе кончине за несколько дней до нее.

10_Маэста Дуччо

«Маэста», Дуччо (фрагмент): Гавриил является к Марии накануне ее смерти 

Вестники небес дошли до Иудеи из Угарита — прямого наследника шумерской цивилизации, небольшого государства в Палестине до прихода евреев. Главным богом там почитали Илу, известного родственным по языку народам как Эл, Элим, Иллум, Аллах.

11_Угарит

Угарит 

От него и произошли имена пророков — Самуил (Мое имя Бог), Измаил (Бог услышал), и архангелов — Гавриил (Сила Божья), Михаил (Кто как Бог), Рафаил (Исцеление Божее), Уриил (Свет Божий), Салафиил (Молитва Богу), Иеремиил (Высота Божья), Иегудиил (Хвала Божия), Варахиил (Благословение Божие). Последних трех имен, как я уже упоминал, нет в Библии, они известны по другим источникам.

Именно Гавриил разъяснил пророку видение овна и козла.

«И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значение его, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» (Дан. 8:15-16).

Он же раскрыл пророку тайну семидесяти седмин, пролившую свет на сроки грядущего появления Помазанника Божьего:

«Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы. И вразумил меня, говорил со мною и сказал: «Даниил, теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению» (Дан. 9:21-22).

12_Гавриил и Даниил

Гавриил и Даниил 

Заметим: Гавриил назван мужем, хоть он и архангел!

А как вообще выглядят ангелы и, в частности, архангелы? Об этом – в следующей части выпуска.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения