28 сентября 2022, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Итак, в каком облике небесные вестники представлены в иудейском Танахе — Ветхом Завете?

Когда Содом посетили два ангела (показано на картинке выше заголовка), городские жители «... вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:5).

И далее гостей патриарха автор Торы называет «мужами»: «мужи те простерли руки свои», «сказали мужи те Лоту», «мужи те, по милости к нему Господней, взяли его» (Быт. 19:10,12,16).

2_3 Ангел и Лот 

Ангелы и Лот 

Ясно, что даже извращенцы-содомляне не рискнули бы изнасиловать гибрид быка и льва с несколькими крыльями и головами, на котором летал Адонаи! Поэтому ангелам, которые приняли вид обыкновенных мужчин, пришлось на время их ослепить (Быт. 19).

3_Керубы 

Керубы 

То, что ангелы были не только бестелесными духовными созданиями, а и вполне реальными существами из плоти и крови в мужском облике, подтверждают многие строки Библии, описывающие разные эпохи.

Эпоха патриархов: «...сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены... «(Быт. 6:2). «Книга Еноха» даже приводит имена ангелов, которые спали с земными девственницами и породили исполинов – рефаимов и нефелимов, о чем я писал раньше. Потомство от настоящих женщин способны произвести только настоящие мужчины, а не бестелесные существа.

4_ Скульптура падший ангел и земная девушка Д Честер_1923 Вашингтон 

Падший ангел и земная девушка. Скульптура.  Д. Честер. 1923 год. Вашингтон.

Рефаим_Джованни Ланфранко

Рефаим. Художник Джованни Ланфранко.

Нефалимы_Джованни Ланфранко

Нефелим. Художник Джованни Ланфранко. 

В годы Судей Израильских бесплодной жене праведника Маноя «...явился Ангел Господень... и сказал ей: вот, ты неплодна и не раждаешь; но зачнешь и родишь сына...

Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия...

Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты...

И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене...

Жена тотчас побежала, и известила мужа своего, и сказала ему: вот явился мне человек, приходивший ко мне тогда. Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку, и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? Ангел сказал: я» (Суд. 13:3-11).

4_Гавриил и Маной_Жертвоприношения Маноя_флорентийский мастер 14 века 

Явление ангела Маною. Флорентийский мастер 14 века. 

Как известно, она в результате родила Самсона.

5_Самсон_Разрушение храма Самсоном, гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда 

Разрушение храма Самсоном. Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. 

Время Христа: Герм, один из первохристиан, в своем знаменитом «Пастыре», весьма популярном евангелии на заре существования новой религии, называет Иисуса «славнейшим ангелом», то есть самым славным из посланцев Бога. Ранняя христианская секта эбионитов тоже считала Спасителя архангелом, правившим над воинством небесным.

6_Рукопись Пастьыря_Фрагмент Пастыря Ермы в Синайском кодексе. 

Рукопись «Пастыря», фрагмент из Синайского кодекса. 

Впрочем, позднее церковь объявила «Пастырь» (едва-едва не вошедший в канон) апокрифом, эбионитов — еретиками. А вот как насчет другого авторитета? Мнение его кто из христиан решится оспорить?!

«Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых... Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:1,8).

Вот так: анафема ангелу!

7_Апостол Павел_Эль Греко 

Апостол Павел. Художник Эль Греко. 

Конечно, самомнение Павла было огромным: «Но я думаю, что у меня нет ни в чем недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11:5). Мало того, он уподобил себя Богу, который только и волен судить воинов небесных. «Вот, Он и слугам Своим не доверяет; и в ангелах Своих усматривает недостатки», - хулил Саваофа Елифаз (Иов. 4:18). Павел тоже осмелился бросить на ангела критический взгляд, даже пригрозил ему отлучением.

И все же даже «апостол язычников» не осмелился бы проклясть небесное существо. Зато любому посланнику Божию в человеческом облике он не боялся претикословить, включая самого Симона-Петра: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему...» (Гал. 2:11).

8_Петр и Павел 

Петр и Павел 

Лука, как и Герм называет Христа Посланником Божиим, что является синонимом ангела: «...уразумейте Посланника и Первосвященника вероисповедания нашего, Иисуса Христа» (Лк. 3:1).

Пророк Малахия считал грядущего Мессию ангелом: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы видите, и Ангел завета. Которого вы желаете, вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1).

9_Пророк Малахия_1

Пророк Малахия

Сам Иисус называл Иоанна Крестителя ангелом: «Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою» (Лк. 7:27).

10_Иоанн Предтеча_Православная фреска, монастырь Грачаница, неизвестный художник, XIV век. 

Иоанн Предтеча. Православная фреска, монастырь Грачаница, неизвестный художник, XIV век. 

Слово «ангел» — в значении «вестник» — прилагал к обычным людям и сам евангелист Лука:

«Когда же приближались дни взятия Его от мира. Он восхотел идти в Иерусалим,

И послал вестников пред лицем Своим...» (Лк. 9:51-52).

В подлиннике использован греческий термин «ангел».

11_Евангелист Лука_Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова евангелия 

Евангелист Лука на странице Остромирова евангелия 

Ангел Церкви (Откр. 2:1) — титул главного служителя синагоги во времена Христа, так как он обращался с молитвой и ходатайством к Богу за иудеев, как их духовный молитвенник.

12_Древняя синагога_Синагога 1560 г. 

Древняя синагога, Израиль 

Человеческую сущность многих ангелов Ветхого Завета в древности никто не подвергал сомнению, бессознательно ее признают и все современные христиане, от высших священнослужителей до простых прихожан. В Назарете неподалеку от храма Благовещения возведена церковь Святого Гавриила. Архангела поставили в один ряд со святыми-людьми!

Интересно, что в эпоху Христа садуккеи, представители высшего духовенства, не верили в ангелов, ссылаясь на то, что в Торе не сказано ни слова о них, но лишь о Сынах Божиих, херувимах, воинстве небесном. Они, видно, плохо знали Священное Писание: оно упоминает ангелов несколько раз.

13_1_Саддукеи 

Садуккеи 

Книга «Бытие» гласит: когда наложница патриарха Авраама Агарь убежала от притеснений его жены Сарры, «...нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне». И велел возвратиться и покориться госпоже своей, а за это обещал рождение сына Измаила (Быт. 16:7-12).

14_Агарь и Измаил_ 

Агарь и Измаил 

Два ангела сопровождали Господа, когда он разговаривал с праведным Лотом (Быт. 18), а потом они же вошли в Содом...

15_Гибель Содома_Джон Мартин, Уничтожение Содома и Гоморры, 1852 год 

Гибель Содома. Художник Джон Мартин, 1852 год. 

Сынов Божиих и воинов небесных отождествили с ангелами мудрецы более поздних времен, создатели апокрифических книг Писания, которые признавались не всеми правоверными, а только некоторыми из них, также ессенами и терапевтами (это схожие с Сынами Света иудейские сектанты в Египте). Имеются в виду «Книга Еноха», «Книга Юбилеев». Великие секреты сокрыты в них: рождение зла и демонов, появление падших ангелов, происхождение медицины.

В глубокой древности двести ангелов восстали на Создателя. Они пошли на обычное место встречи Бога с людьми — гору Ермон на севере Галилеи. Там мятежные небожители взяли себе земных женщин в жены и научили их искусствам очарования и различным ремеслам. Среди выданных ими небесных секретов были украшения и косметика, и срезание корней, и познание растений, то есть тайны фармацеи и лечения. Об этом написано и в Торе, правда, менее подробно (Быт. 6)

16_1_Гора Ермон

Гора Ермон

17_Падшие ангелы Гюстав Доре_Падение Люцифера

Падение Люцифера. Художник Гюстав Доре. 

...Ангелы, серафимы и херувимы, посланники Яхве, чье имя непроизносимо вслух, возили на себе Элохима, охраняли трон Господень и вход в сад Едемский, низвергали в геенну огненную собратьев-мятежников, ослепляли нечестивцев, объявляли о рождении великих героев, изъясняли волю Божию пророкам и полководцам.

«Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:6-7).

18_Пророк Исайя и Серафим 

Пророк Исайя и Серафим 

Кротостью, смирением, милосердием их деяния, при всей грандиозности и полезности, как говорится, даже и не пахли.

Откуда же ощущение нежности, любви, доброты, с которым связан их образ в представлении христиан и современных европейских языках?

«Ангел мой» — обращение к возлюбленной.

«Ой, какой херувимчик!» Выражение явно не относится к шестикрылому быкольву с человечьей головой.

«Ангельский характер» — высший комплимент мужчине или женщине.

Ни один эпизод в Библии не дает объяснения этого странного феномена: как суровые и грозные воины небесные, не гнушавшиеся роли карателей, а порою выполнявшие функции крылатых лошадей, превратились в идеал физической и духовной красоты и благости.

19_1_Ангел_Михаил Нестеров 

Ангел. Художник Михаил Нестеров. 

Цельный христианский «образ ангельский» рожден позже первых евангелий, но зародыш его зачат раньше их. Главную роль здесь, конечно, сыграл Сам Христос — славнейший из ангелов, если верить Герму. Одной из причин был и Гавриил — личность, которой христианство обязано очень и очень многим, во всяком случае, не меньше, чем Иоанну Предтече, Петру или Павлу. Потому что именно он гораздо больше других небожителей помогал людям.

Как ни странно, поклонники других мировых авраамических религий почитают Гавриила больше, чем христиане. Иудеи дали ему, единственному из небожителей, почетнейший титул «Ангел лица Его», т.е. Господа, ибо Гавриил стоял перед лицом Божиим — за то, что «Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63:9).

В мусульманском Коране Гавриилу – Джибрилю из всех архангелов тоже воздана особая хвала.

И как обидно, что заслуги этого посланника Божия, являвшего собой разительный пример истинно христианских добродетелей еще до рождения Иисуса из Назарета, до сих пор не полностью оценены и не отмечены по достоинству всеми поклонниками Распятого!

И, наверное, самая важная его заслуга – участие в Благовещении и жизни Приснодевы, о чем речь пойдет позже.

20_Благовещение_Фра Филиппо

Благовещение. Художник Фра Филиппо. 

Пока же послушаем псалом 6 на языке оригинала.

«Руководителю. На духовых инструментах. На восьмиструнной лире. Псалом Давида. Господи! Не во гневе обличай меня, не в ярости наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я изнемог; исцели меня, Господи, ибо страдают кости мои, душа моя потрясена до изнеможения! Ты же, Господь, доколе?.. Вернись, Господи, освободи душу мою; спаси меня ради милости Твоей! Ибо в смерти нет о Тебе памятования; в могиле—кому славить Тебя? Из­мученный стенаниями, всякую ночь я омываю слезами ложе свое, от слез промокла постель моя! Помутнели от горя глаза мои; затекли они - из-за притеснений!.. Убирайтесь от меня все творящие беззаконие! Ибо услышал Господь рыдания мои! Слышит Господь мольбы мои; Господь примет молитву мою! Да будут пристыжены и страшно потрясены все враги мои; в одно мгновение отступят они, пристыженные».

18+ 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения