04 октября 2022, вторник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Завершая рассказ о Назарете, уделю немного внимания еще одной реликвии — «столу Христа», за которым Воскресший обедал с апостолами. Паломники повадились откалывать кусочки от камня, он начал разрушаться. Стол обнесли железной оградой, но потом ее убрали мусульмане (их сейчас в Назарете 70 процентов).

2_Стол Христа

Стол Христа 

Сейчас в окрестностях Назарета расположены национальный парк Сепфорис (куда входят древний иудейский город Ципори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности); к западу от города гора Фавор (место Преображения Господня), деревни Наин и Кфар - Кана, где Христос сотворил Свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.

3_Руины Сепфориса

Руины Сепфориса

4_Гора Преображения Фавор_1

Гора Преображения – Фавор

5_1_Кана современный вид

На одной из улиц деревни Кана Галилейская. Современный вид.

6_Чудо в Кане

Чудо в Кане 

А теперь давайте вернемся из современности на 2025 лет назад – в тот день, когда вестник Благовещения спустился в прямом смысле слова с небес на грешную землю – в Назарет.

7_1_Назарет

Назарет 

Почему считается, что зачатие Христа произошло именно 25 марта? Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих даты Благовещения и Пасхи.

8_Тертуллиан

Тертуллиан

9_Ипполит Римский

Ипполит Римский 

Это, конечно, неверно, так как не совпадает с иудейским календарем, Иисус был казнен в пятницу 7 апреля 30 года за день до Песаха.

Существует два подхода к определению даты Благовещения.

Мессия должен увидеть свет в один из дней зимнего солнцестояния под знаком Козерога. Зачать Его следует под знаком Девы за девять месяцев до назначенной даты рождения. Это оставляет только два дня: 25 марта и 25 декабря.

11_Козеога созвездие_1

Созвездие Козерога

10_Девы созвездие

Созвездие Девы 

Поэтому именно 25 декабря не позднее IV века повсеместно было принято за день рождения Бога-Сына.

Второй подход: cвязан с датой сотворения человека. Ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагали, что Благовещение и зачатие Иисуса произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал Адама, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление рода людского).

12_Сотворение Адама _Микеланджело

Создание Адама. Микеланджело.

Празднование Благовещения в день 25 марта является распространённым, но не общепринятым. В разных конфессиях существуют несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к предрождественскому периоду.

Чтобы избежать путаницы, даты даны по нашему календарю, а не древнееврейскому (показан над заголовком). И, конечно, зодиакальные созвездия назывались иначе. Позднее появилось еврейское предание, что Мешиах родится 9 аба — по нашему 1 августа. Но эта дата не связана ни с каким регулярным астрономическим явлением, к которым обычно приурочивали древние народы даты рождения своих богов.

13_Сравнение древних календарей_Календари. Слева - направо римский юлианский календарь, ортодоксальный иудей

Сравнение древних календарей. Слева - направо: римский юлианский календарь, ортодоксальный иудейский календарь, иудейский календарь юбилеев, египетский фискальный календарь.  

В вопросе о Благовещении между католиками и православными существует серьезное разногласие: первые считают, что оно произошло один раз в одном месте, вторые – два раза в двух разных местах. Об одном событии рассказал только Лука, однако, к сожалению, не указал, где все происходило.

Версия православных нашла своё отражение в апокрифических текстах: «Протоевангелии Иакова» (II век) и «Книги о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя», известной также как «Евангелие Псевдо-Матфея» (не ранее IX века). Они не изменяют общей истории, но добавляют к ней ряд подробностей, которые не отвергаются церковью и даже легли в иконографию этого праздника.

14_Протоевангелие Иакова

«Протоевангелие Иакова» 

Православные полагают, что чудеса Благовещения начались у так называемого колодца Марии, ныне расположенного на площади Святого Источника в Назарете. Этот эпизод еще называют «предблаговещением». Кроме того, здесь Богоматерь после родов купала Младенца, а отрок Иисус носил отсюда воду, которая считается целебной.

16_Площадь Святого Источника в современном Назарете

Площадь Святого Источника в современном Назарете 

Колодец, обнаруженный под греческой православной церковью Архангела Гавриила в современном Назарете, был расположен над подземным родником, который служил на протяжении многих веков как главный источник воды для местных жителей. Ремонтировался он дважды: в 1967 и в 2000 годах. Нынешний вид является символическим отображением исторического оригинала. С 1966 года он утратил практическое значение. Теперь над ним возведена церковь Благовещения Архангела Гавриила.

17_Церковь благовещения Гавриила

Церковь Благовещения Гавриила 

Самый ранний письменный источник, который подтверждает, что именно этот колодец был местом Благовещения — «Протоевангелие Иакова», относящееся ко II веку:«… взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» («Протоев. Иакова», 11: 1-2).

18_Благовещение у источника Марии_Осиос Лукас Благовещение у колодца

Благовещение у источника Марии. Мозаика. Осиос Лукас. 

Однако, ни евангелисты-синоптики Лука, Марк, Матфей, ни Иоанн не упоминают колодец в эпизоде Благовещения.

Коран рассказывает о духе, посещавшем Деву Марию, чтобы сообщить Ей, что Господь даровал Ей сына, при этом колодец тоже не упоминается.

В дохристианскую эпоху колодец был известен как «источник дома сторожей», поскольку в зданиях, расположенных рядом, проживали стражники, охранявшие основную дорогу.

«Колодец Марии» или «Айн Марьям», как называли его   местные жители, назывался так с незапамятных времён и был единственным источником воды в этом районе. Это подтверждали несколько европейских путешественников в XIX веке.

Один из них в июне 1853 года указывал, что «воды в источнике было очень мало этим летним сезоном, она едва сочилась, заставляя тревожиться местных жителей. Всю ночь женщины были там со своими кувшинами, болтали, смеялись или ругались из-за очереди за водой. Слышались вольности в разговорах дерзких девиц, которые использовали имя Мариам (Мария) в шутках у фонтана в Назарете».

19_Василий Поленов Колодец Марии

Василий Поленов, «Колодец Марии» 

Картина Поленова изображает, как мог бы выглядеть Колодец Марии в I веке нашей эры.

Хотя нынешнее строение, называемое Колодец Девы Марии, - не работающая реконструкция, открытая в рамках празднования 2000-летия Назарета, исторический подлинник представлял собой каменное сооружение, что видно на фотографических открытках начала XX века.

20_Колодец Марии

Колодец Марии 

На протяжении столетий жители собирались здесь, чтобы заполнить водой кувшины (до 1966 года), отдохнуть и обменяться новостями. Раскопки обнаружили систему подземных вод.

Католическая Церковь Благовещенья, ныне высящаяся в Назарете над пещерой, где Мария узнала о Своем предназначении, дом Иосифа, где Она жила в качестве обрученной невесты, и колодезь, ныне носящий Ее имя, находятся на одной длинной, узкой, уходящей в гору улочке, но поодаль друг от друга. Когда две тысячи лет спустя после описываемых мною событий я стоял на этой священной улице, мне пришел в голову вопрос, который, кажется, не задавал себе никто из толкователей Библии за две тысячи лет: почему Дух Святой снизошел в Деву не в жилище Ее, а в какой-то пещерке? Впрочем, канон не уточняет, где именно это случилось, но церковь-то поставили именно здесь!

В евангелии Луки о месте Благовещенья есть только намек: «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!» (Лк. 1:28). Жила Она тогда у Иосифа, значит, посланец неба вошел в дом Обручника?

«Протоевангелие Иакова» указывает вполне конкретно: «И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед Нею ангел Господень...»

21_Мария за пряжей и Гавриил

Мария за пряжей и Гавриил 

Получается, Гавриил заговорил с Марией дважды — у колодца и в доме, где Она тогда жила, - то есть в жилище Наггара. Опять ни слова о том месте, которое теперь венчает католический храм и которое не было ни домом Иосифа Плотника, ни источником, ныне носящим название «колодец Марии»! Не ошиблись ли благочестивые католики, когда основали там церковь, считая, что там находилась мастерская Наггара? Приснодева пошла от колодца в мастерскую, а не в дом? И как Она могла прясть в мастерской? И мастерская, судя по всему, находилась в нижней части жилища Плотника.

Да, процесс Благовещения проходил в два этапа в двух разных местах! Но на самом ли деле таинство свершилось в той пещерке, что скрывается ныне под крышей Базилики Благовещенья? Может, оно все же состоялось в доме Иосифа Плотника, который был найден недавно и не стал еще культовым объектом?

22_Дом Иосифа в Назарете_снаружи вид

У входа в дом Иосифа в Назарете

Давайте представим, что мог увидеть архангел Гавриил 25 марта 6 года до н.э.

...В то утро в Назарете все было таинственным образом связано с небом: режущие его ласточки; протыкающие его кипарисы; уходящие в него лесенки-улочки. И с землей: уложенный в каменную колыбель подземный родник с чистейшей и вкуснейшей водой; очередь стройных фигурок с глиняными кувшинами на прелестных головках, покрытых домоткаными, из шерсти, платками... Вот какими небесными и земными видами встретил Гавриила «колодец Марии» (правда, тогда он еще так не назывался) в Назарете.

Мало что нарушало монотонность жизни иудейской деревни. На рассвете все просыпались. Ручные мельницы вращались в руках женщин, мололась мука под протяжное пение. Девушки и подростки длинной чередой шли к источнику за водой. И так изо дня в день, из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие... И только один-единственный раз, когда молодая еврейка пошла за водой к роднику, это стало величайшим событием истории!

23_Девушка с водяным кувшином_1 

Девушка с водным кувшином 

О подробностях Благовещения читатели могут узнать в 3-й части этого выпуска. Напоследок же послушайте псалом 12 на иврите, который, несомненно, слышала не раз, а, скорее всего, и пела Сама Богородица.

24_Богородица_

Сикстинская Мадонна. Рафаэль. Фрагмент картины.

 

«Руководителю. На восьмиструнной лире. Псалом Давида. Спаси, Господь, ибо не осталось преданных, пропали верные среди сынов человеческих. Ложь твердят они друг другу, на устах гладкие речи, но двояким сердцем говорят! Отсеки, Господь, уста гладкие, язык велеречивый! Тех, что говорят: «Языком одолеем, наши уста с нами: кто господин над нами?»... «Ради разорения угнетенных, ради стенания бедных ныне подымусь, - говорит Господь, - помогу спасением, рассею их»". Слова Господни - слова чистые, серебро, на глазах у всех на земле семикратно очищенное! Ты, Господь, охранишь их, - сохранишь их от поколения этого вовеки! Рыщут кругом злодеи, когда ничтожество возвышается над людьми».

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения