18 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

В конце прошлой части мы расстались с Марией, которой вскоре предстояло стать Богородицей, 25 марта 5 года до н.э., в тот момент, когда Она пошла за водой. До сих пор остается под вопросом, произошло ли это на рассвете, с появлением солнца, или в полдень, когда светило стояло в зените. Но воду чаще брали по утрам.

Среди местных девушек, образовавших череду водоносиц с кувшинами на головах, одеждой Она не выделялась среди подруг.

2_Девушка с кувшином на голове_Эмиль Огюст Ублен_1 

Девушка с кувшином на голове. Эмиль Огюст Ублен. 

Такой ее увидел архангел Гавриил.

Явился Божий посланник - и Она замедлила шаги, будто предчувствовала что-то. Набравши воды, повернулась лицом к своему дому. Солнце прервало бег, будто Иисус Навин вновь поднял свои руки, останавливая светило... 

3_Иисус Навин останавливает солнце_

Иисус Навин останавливает солнце 

В смятении, в ожидании чуда, взглянула Она окрест. Потом подняла очи долу. Млечно-белый океан тумана залил от края до края великую равнину Иезрееля. Не было видно ни дальних гор Галилеи, ни близких холмов Назарета. Как будто не существовало вовсе земли, а было два неба — облачно-белое внизу и прозрачно- светлое вверху, где сверкала, переливаясь всеми цветами радуги, словно подвешенный на нитке огромный бриллиант, чудная Звезда Вифлеема. Или то было солнце?

4_Вид на долину Изрееля

Вид из Назарета на долину Иезрееля. Современный вид.

5_Звезда Вифлиема

Звезда Вифлиема 

Но некогда было уже думать о сем, ибо громом раскатным загремели слова архангела: «...Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Прообразом сцены у колодца считается история ветхозаветной Ревекки, напоившей водой Элиезера, посланного к ней будущим женихом Исааком (Быт. 22).

6_Ревекка

Ревекка 

Ныне источник Пресвятой Богородицы находится в крипте (подземелье) Храма Архангела Гавриила в отдельном притворе. Его можно увидеть на фото внизу.

4_Источник Марии в Храме Архангела Гавриила

Источник Марии в Храме Архангела Гавриила 

До сих пор остается спорным вопросом: где конкретно состоялась вторая часть Благовещения? (Показано на картине над заголовком).

В прошлом выпуске я описал место «предблаговещения», то есть «колодец Марии», над которым ныне высится православная церковь Благовещения Архангела Гавриила.

7_Колодец Марии _Поленов

Колодец Марии. Картина Поленова.

Вход в греческую православную церковь св. Гавриила

Вход в греческую православную церковь св. Гавриила 

Само же Зачатие Христа произошло, по преданию (канон об этом ничего не говорит), на том месте, где теперь высится католическая Базилика Благовещения. Внутри нее находятся несколько святынь: дом Марии; дом Иосифа с мастерской; так называемая Церковь Питания, пещера, где жил и кормился Иисус после возвращения Святого Семейства из Египта.

8_Базилика Благовещения

Церковь (базилика) Благовещения

Но тут возникает много вопросов, вызванных несоответствием местонахождения этих святынь древним предсказаниям и иудейским законам.

Согласно Торе, Мария после обручения с Наггаром обязана была жить в его доме, где Ей и явился Гавриил. Откуда тогда взялся Ее собственный дом, да еще и, что называется, стоявший стенка к стенке с жилищем Ее нареченного мужа? Известно также, что Иоаким и Анна, родители Богородицы, были очень богатыми людьми у них имелось собственное стадо, что предполагало наличие весьма обширного двора, а то и поместья. Такие жилища обычно располагались не в центре, а на окраине поселений.

Иоаким и Анна_1

Иоаким и Анна 

Иосиф Плотник, наоборот, по верованиям поздних христиан, был беден (в древних преданиях такой информации нет). Богачи и бедняк вряд ли жили бок о бок. Впрочем, Наггар, что на иврите означает не просто «плотник», а «строитель» и еще «ученый», тоже обладал собственным домом и мастерской, то есть отнюдь не был нищим. Такие специалисты в Иудее I века до н.э. отнюдь не бедствовали._1_4

Реконструкция плотницкой мастерской

Р_2

Р_3

Р_4

Реконструкция инструментов плотника: 1 - стамеска; 2 - долото; 3 - нож; 4 - ручная пила; 5 - топор; 6 - молоток; 7 - рубанок; 8  - дрель; 9 - наковальня; 10 - кузнечные щипцы; 11 - зубило; 12 - типичный римский гвоздь; 13 - ножницы; 14 - штукатурный шпатель; 15 - бронзовый циркуль; 16 - бронзовый разделитель пропорций; 17 - отвес.  

Кроме того, якобы под церковью Благовещения находится и могила приемного отца Мессии. Но захоронение в жилом доме (а там обитали Иисус с двумя братьями Иаковом и Иудой, а также Приснодева до начала служения Христа в 27 году) – ужасное нарушение заповедей Торы, упокаивать мертвых разрешалось только за пределами городских стен.

И как быть тогда с иерусалимской могилой Наггара в церкви в Гефсимании?

222

Могила Иосифа в храме Успения Богородицы в Гефсимании 

Я ранее писал о том, что родители Богоматери ушли из Назарета в Иерусалим, где Она и родилась (по другому преданию, в столице Галилеи Сепфорисе). Жилище отца и матери Приснодевы располагалось к северу от Храма вблизи так называемых Овечьих ворот (также Львиных и Стефановых – в честь первого христианского мученика). Сейчас на этом месте стоят католический храм Св. Анны и православная греческая церковь Иоакима и Анны.

Иерусалим рек

Реконструкция: Иерусалим времен Христа

Храм Свя той Анный католический

Храм Святой Анны

Церковь Иоакима и Анны православная

Церковь Иоакима и Анны

5_5_Церковь Святого Иосифа

Церковь Святого Иосифа 

А еще вспомним, что недавно археологи раскопали дом, где, по предположению, жил Обручник.

6_Дом Иосифа

Дом Иосифа снаружи 

Так что эта тайна до сих пор не раскрыта. Был ли дом Марии в Назарете действительно рядом с жилищем Плотника на участке под нынешней Базиликой Благовещения, или в другом, неизвестном нам месте, а жилище Иосифа стояло поодаль? Надеюсь, когда-нибудь узнаем.

Однако вернемся к собственно Благовещению.

Согласно апокрифу, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для святилища – один раз Она уже делала это в детстве. Вернувшись от колодца с водой, Приснодева села за пряжу – и во второй раз увидела архангела. В этот момент Она читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис. 7:14). По этой причине в сцене Благовещения Богоматерь в западноевропейской живописи обычно изображается с раскрытой книгой Библии за ткацким станком (что вполне возможно, только, конечно, со свитком Танаха) или за пюпитром (что невозможно, так как такого предмета средневековой мебели в Иудее I века не существовало).

7_1_Мария читает книгу за пюпитром в момент БлаговещенияБенвенуто Тизи Благовещение (1528)

Мария читает книгу в момент Благовещения 

Нынешние православные и католические святыни, имеющие отношение к этому величайшему историческому событию – Зачатию Богочеловека – кое в чем отличаются друг от друга.

Католическая Базилика Благовещения имеет два этажа: на первом находятся древние руины, на втором – современный алтарь. Главная святыня – Грот Святого Семейства, где жили Иосиф и Мария и где произошло Благовещение.

Церковь (базилика) Благовещения 

Базилика Благовещения

Сейчас в подземном храме есть маленькая келья, находящаяся чуть выше остального помещения; в нее ведут несколько каменных ступенек, которые до сих пор показывают паломникам в Базилике Благовещения вместе с мраморным алтарем, на котором написано по латыни: «Здесь Слово стало Кровью и Плотью». То есть произошло Непорочное Зачатие Богочеловека.

Грот Святого Семейства 

Грот Святого Семейства 

Но вернемся в I век до н.э.

…Вспугнутой горной козочкой юница пробежала несколько десятков локтей (по преданию, расстояние полета стрелы) до дома Иосифа Плотника, ухитрившись не пролить ни капли воды из кувшина, покоящегося на Ее голове. Остановившись у порога, обернулась и увидела, что мужчина в белой милоти упрямо следует за ней. Смущенная Мариам пригласила его зайти в жилище.

10_Дом Иосифа внутри соврменный вид

Алтарь в Базилике Благовещения, где, по преданию, был дом Иосифа. 

Мастеровые, тем более плотники, жили, как правило, не бедно. Тем не менее домик Иосифа не выглядел обиталищем богача. Одно жилье из двух половин. В первой, с земляным полом, ступени на две повыше, ютится семья; во второй, нижней — домашний скот. Глиняные, закоптелые от дыма, стены; узкие, с решетками, щели-оконца. Днем открывается входная дверь для света, а в сумерки зажигается глиняная лампада на высоком железном поставце или на выступающем из стены камне. На полу — очаг с медным котлом; дым выходит в дверь. Тут же ручные жернова. Две-три скамьи, платяная скрыня, мерки с сушеными плодами и крупами, кувшины с вином и оливковым маслом по стенам — вот и все убранство. Спят на полу, разостлав домодельные ковры и циновки, а на день, свернув, кладут их в угол. В летние ночи почивают на плоской кровле под звездным пологом. В жилище Иосифа имелась еще и подземная часть, где располагалась его мастерская, католики полагают, что это Грот Святого Семейства. Так ли это на самом деле, мы уже обсуждали.

Внутри древнего иудейского дома 

Внутри древнего иудейского дома 

Под защитой родных стен девушка дала выход обуревавшим Ее недоверию и сомнениям: почему таинственный вестник назвал Ее благодатной и благословенной?

«Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.

Он будет велик и наречется сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:29-33).

22_Евангелист Лука

Евангелист Лука 

Прекрасное кроткое и умное личико юницы стало ареной борьбы мучительных недоумений и сомнений, доверия и недоверия. Терзания души оформились в вопрос:

- «...Как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим; Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц;

Ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:34-38).

Святой дух в виде голубя

Святой Дух в виде голубя

12_Картина Благовещение_Гвидо Рени Благовещение

Благовещение. Гвидо Рени. 

Сам эпизод сошествия Духа Святого на Избранницу канонические евангелия опускают, хотя Зачатие Богочеловека — не менее важный акт, чем Рождество или Крещение, и уж куда более значимый, нежели Благовещенье — собственно, простое объявление воли Адонаи о намерении сделать ребенка женщине, удостоившейся Его внимания. Впрочем, христиане не разделяют Благовещенье и Зачатие Иисуса, для них это — одно событие.

Несмотря на разногласия относительно места великого события, его сакральный смысл одинаков для всех основных конфессий.

Таинственное Зачатие Девой Марией, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое Его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Господь, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой».

Ириней Лионский 

Ириней Лионский 

Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Святой Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Блаженный Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».

Святой Иероним_

Святой Иероним

13_1_Ева

Ева

Августин Блаженный

Августин Блаженный 

В апокрифах подчёркивается также таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» Гавриил отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода архангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Правда, непонятно, как первосвященник появился в захудалом Назарете? Ведь до Иерусалима нужно добираться несколько дней. Повторюсь, речь шла о верховном жреце местного святилища.

14_«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490 годы. Уффици, Флоренция

«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490 годы. Уффици, Флоренция 

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Феофилакт Болгарский

Феофилакт Болгарский 

Мария, увидев в словах архангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Считается, что в момент произнесения Приснодевой этих слов и произошло Непорочное Зачатие Ею Иисуса. Теолог Николай Кавасила так комментирует эти слова:

Николай Кавасила

Николай Кавасила 

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила Своё исповедание веры. Он сравнивает Её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

Афанасий Великий

Афанасий Великий 

К сожалению, современники-соотечественники Марии совсем по-другому восприняли Ее неожиданную беременность. Об этом рассказали Иаков, брат Господень, в своем «Протоевангелии» достаточно подробно и вкратце – евангелист Матфей.

Иаков брат Господень 

Иаков, брат Господень

22_Евангелист Матфей

Евангелист Матфей

Об этом – в следующей части. Пока же послушаем псалом 14 на языке оригинала.

«Руководителю. Давида. [Всякий] подлец говорит в сердце своем: «Нет Бога». Губят, мерзости учиняют; нет творящего добро! Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли разумеющий, есть ли ищущий Бога. Все отступили, все растлились; нет творящего добро; нет ни одного! Узнают все они, все творящие беззаконие, пожирающие народ мой, как хлеб, а к Господу не взывающие! Там испытают они ужас, ибо Бог в поколении праведном! Вы презираете убеждение несчастного, что Господь - покровитель ему! Пусть придет с Сиона спасение Израиля! Когда вернет Господь покой народу Своему, возрадуется Яаков, возвеселится Израиль!» 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения