24 апреля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Какие же события произошли после Благовещения, о которых ничего не рассказывают евангелия, но которые нашли отражение в апокрифическом (однако цитируемым теологами всех христианских конфессий) повествовании Иакова, брата Господня?

Вскоре Наггар обнаружил, что его нареченная невеста имеет во чреве... (Показано на картине над заголовком).

«И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: «Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о Девице этой, ибо я привел Ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто причинил зло дому моему и опорочил Деву? Не случилось ли со мною то же, что и с Адамом? Как тогда, когда Адам славословил Господа, явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною.

И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: «Ты, бывшая на попечении Божием, что же Ты сделала и забыла Господа Бога Своего? Зачем осквернила Свою душу Ты, которая выросла в святилище и пищу принимала от ангела?»

Ангел кормит Марию

Ангел кормит Марию 

Она тогда заплакала горько и сказала: «Чиста Я и не знаю мужа».

И сказал Ей Иосиф: «Откуда же плод в чреве Твоем?»

Она ответила: «Жив Господь Бог Мой, не знаю Я».

3_Дева Мария

Мария 

Иосиф испугался и стал думать, как поступить с Ней. И мыслил Иосиф: если я утаю грех Ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть. Что же мне сделать с Нею?» (Протоев. Иакова).

4_Рукоптсь протоевангелия 

Рукопись «Протоевангелия» 

О дальнейшем поведал апостол Матфей.

«...Будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это — се, ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принимать Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их...

5_Гавриил и Иосиф_сон Иосифа_Лука Джордано

Гавриил и Иосиф. (Сон Иосифа. Лука Джордано). 

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца...» (Мт. 1:19-20; 23-24).

6_Апостол Матфей с ангелом_Гвидо Рени

Апостол Матфей с ангелом. Гвидо Рени. 

Мало убедить в целомудрии Марии только мужа Ее. Нужно было заткнуть рты сплетникам назаретским, которые злословили о незамужней девице со вздутым чревом. «Пришел к Иосифу книжник Анна и спросил: «Почему ты не был на собрании?».

7_Иудейские книжники_Диалог Христа с книжниками

Диалог Иисуса с иудейскими книжниками

И ответил Иосиф: «Устал с дороги и хотел отдохнуть первый день». И повернулся Анна, и увидел беременную Марию. И побежал к первосвященнику, и сказал ему: «Иосиф, которого ты почитаешь праведным, поступил против Закона». И спросил тот: «Что же случилось?» И Анна- книжник сказал: «Деву, которую Иосиф-плотник взял из храма Господня, он опорочил, нарушил брак и не сказал об этом сынам Израиля:.. Отправь слуг, и узнаешь, что Она беременна».

И отправили слуг, и они увидели Ее, как он говорил, и привели Ее с Иосифом в суд. И сказал первосвященник: «Мария, что же Ты совершила? Зачем опорочила душу Свою и забыла о Господе Боге Своем? Жившая в храме, пищу принимавшая от ангела, слушавшая пение из уст его, радовавшаяся перед ним, зачем Ты это сделала?» (Протоев. Иакова).

8_Иудейский суд_Суд первосвященников Анны и Каиафы над Христом. нагоричино

Иудейский суд. (Суд первосвященников Анны и Каиафы над Христом). 

Конечно, первосвященник Иерусалимского Храма такое сказать не мог – это для него было бы святотатством: женщин на территорию собственно Храма не допускали, и там никто не жил, кроме дежурных жрецов. Да и Плотник обитал в Назарете, где произошло Благовещение, а мотаться туда-сюда из галилейского поселка в Святой град было просто невозможно. Ясно, что речь шла о верховном жреце назаретского святилища, о чем я писал ранее.

Назарет древнийТак мог выглядеть Назарет в эпоху Христа

Так мог выглядеть Назарет времен Иисуса 

«Она же, горько плача, сказала: «Жив Господь Бог Мой, и Я чиста перед ним и не знаю мужа».

И сказал первосвященник Иосифу: «Зачем ты это содеял?» И ответил Иосиф: «Жив Господь Бог мой, я чист перед Ней».

И сказал первосвященник: «Не свидетельствуй ложно, но говори правду. Ты нарушил брак, и не сообщил сынам Израиля, и не склонил головы своей перед рукой Господа, чтобы Он благословил потомство твое». Иосиф же молчал. И предложил первосвященник: «Отдай Деву, которую ты взял из храма Господня». Иосиф же заплакал.

Тогда сказал первосященник: «Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами» (Протоев. Иакова).

Этот древнейший обычай появился еще во времена Исхода из Египта.

«И сказал Господь Моисею, говоря:

9_Моисей_Статуя Моисея Микеланджело

Статуя Моисея. Микеланджело.  

Объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,

И преспит кто с нею и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на них свидетеля, и не будет уличена,

И найдет на него дух ревности...

Пусть приведет муж жену свою к священнику...

И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

10_Скиния Моисея реконструкция

Скиния. Реконструкция. 

И поставит священник жену пред лица Господня, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие,

И заклянет ее священник...

И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;

И даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие...

...Тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее.

Если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяться семенем» (Чис. 5:11-28).

11_Испытание волой обличения_византийская фреска

Испытание «водой обличения». Византийская фреска. 

И, взяв воду, первосвященник напоил Иосифа и Марию и отправил их на гору, и они вернулись невредимыми. И тогда народ удивился, что не обнаружилось в них греха. И сказал первосвященник:

«Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас». И отпустил их. И Иосиф взял Марию и пошел домой, восхваляя Господа и радуясь» (Протоев. Иакова).

12_Дом Иосифв_ вход

Дом Иосифа 

Описание Иаковом этого древнейшего, и на мой взгляд, дикого обряда, который провели с Приснодевой, по-моему, лишний раз доказывает древность  и подлинность этой евангельской истории.

Святому Семейству предстояло путешествие в Вифлеем, где должен был родиться Мешиах. Но до него оставалось еще без малого девять месяцев. Пока же чета отправилась в Иерусалим, где Мария встретилась со своей двоюродной сестрой Елизаветой, тоже носившей будущего великого пророка Иоанна Предтечу.

13_Иерусалим времен Христа_реконструкция

Иерусалим времен Иисуса. Реконструкция.

20_Мария и Елисавета__1

«Встреча Марии и Елизаветы». Якоб Стрюб, около 1505 года. В чревах обеих женщин обозначены будущие Креститель и Христос. 

Эпизоду Благовещения, согласно «Евангелию от Луки», предшествовал визит Гавриила к храмовому священнику Захарии, женатому на бесплодной кузине Марии Елизавете, во время которого небесный вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя (Лк. 1: 5-7).

14_Евангелист Лука_художник Боровиковский

Евангелист Лука

15_Гавриил и Захария_Явление ангела Захарии

Гавриил и Захария 

А уже потом Богородица отправилась навестить свою двоюродную сестру, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча, во время которой Елизавета стала второй, вслед за архангелом, и первой из людей, поведавшей Марии о грядущей доле Её Младенца, и произнесла слова: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1: 28), ставшие частью многих молитв, в том числе латинской «Аве Мария» и русской «Песнь Пресвятой Богородице».

Давайте послушаем, как звучали эти слова в оригинале на арамейском в переводе молитвы «Аве Мария» с латыни на язык Христа, сделанном учеными Иерусалимского университета, Молитва наполовину состоит из слов Гавриила и Елизаветы. Музыка Шуберта.

 

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

В следующем выпуске отправимся в Вифлеем вместе со Святым Семейством.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения