19 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Путешествие Святого Семейства из Назарета в Вифлеем (показано на картине над заголовком) — весьма значительное событие не только в евангельской, но и в мировой истории, ибо оно завершилось рождением Богочеловека. Куда же и зачем отправились Мария и Иосиф?

Вифлеем – на иврите Бейт-Лехем, «Дом Хлеба», вроде бы получил это название из-за необыкновенного плодородия окружающей почвы. Расположен он на западном берегу реки Иордан, в 10 км к югу от Иерусалима, на Иудейских горах на высоте около 775 метров над уровнем моря.

2_Вифлеем

Вифлеем 

В его окрестностях были открыты цистерны и фрагменты керамики, отнесённые к эпохе бронзового века. Самое раннее упоминание о нем предположительно содержится в Амарнском архиве (1350—1330 до н. э.).

Первоначально это было поселение хананеев, разделивших семитское культурное и языковое наследие с более поздними пришельцами. Лахму был аккадским богом плодородия, которому хананеи поклонялись как Лехему. В третьем тысячелетии до н. э., этот народ возвел на холме, ныне известном как холм Рождества, храм, вероятно, посвящённый Лехему. Храм, а затем образовавшийся вокруг него город, стал известен как Бейт-Лехем «Дом (Храм) Лехема». Позднее филистимляне создали там гарнизон. Иудеи в силу религиозных соображений «перекрестили» город в «Дом Хлеба», причем звучание осталось прежним.

3_Хананейский бог Лехем_ПОД ВОПРОСОМ

Хананейский бог Лехем

4_Хананеи

Хананеи 

Библеисты считают, что Вифлеем, расположенный на иудейских холмах, и есть библейская Ефрафа, что значит «плодоносный», так как в Ветхом Завете есть ссылки на него как Вифлеем-Ефрафа (Быт. 35:16, Быт. 48:7, Руфь. 4:11), для отличия от Вифлеема Завулонова или Галилейского. Библия также называет его Вифлеемом Иудейским (1Цар. 17:12), а Новый Завет описывает его как град Давидов (Лк. 2:4). Он впервые упоминается в Библии как место, где умерла и была похоронена «на дороге» праматерь евреев Рахиль, жена патриарха Иакова, предок Христа (Быт. 48:7). Ее традиционное место захоронения расположено у северного въезда в Вифлеем. Согласно книге Руфи, долина на востоке от города — это место, где Руфь-моавитянка убирала поля и вернулась в город с Ноеминью, своей свекровью.

5_Рахиль и Иаков

Рахиль и Иаков

6_1_Могила Рахили

Могила Рахили 

Здесь находился дом Иессея (1 Цар. 16:1), отца Давида, который здесь же был помазан на царство пророком Самуилом (1 Цар. 16:4-13).

7_Самуил помазывает Давида на царство_

Самуил помазывает Давида на царство 

Именно из вифлеемского колодца трое воинов Давида принесли ему воду, когда он прятался в пещере Адуллама (2 Цар. 23:13-17).

«Давид был тогда в укрепленном месте, а отряд Филистимлян — в Вифлееме. И захотел Давид пить, и сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? Тогда трое этих храбрых пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? И не захотел пить ее. Вот что сделали эти трое храбрых!» (2 Цар. 23:14-17).

8_Филистимлне

Филистимляне

9_Воины Давида

Воины Давида 

Сейчас Колодец Давида - местность к северу от Бейт-Лехема. Эта самая южная из трех цистерн, высеченных в окрестных скалах.

10_Колодец Давида

Колодец Давида 

Отсюда открывается великолепный вид на город Бейт-Лехем, на часть Мёртвого моря и на горы Моава, высящиеся за ним на востоке; к югу от этого колодца тянутся горы Текоа.

11_Горы Моава

Горы Моава

12_Горы Текоа

Горы Текоа 

Местные арабы  называют это место «бияр Дауд» — «Колодцы царя Давида» — три огромных водосборника в скале расположены в Рас Ефтаис, восточной части Вифлеема, у старой Вифлеемской дороги и Патриаршего маршрута.

13_2_Дорога

Дорога Вифлеем - Иерусалим 

В 1895 г. к востоку от этих водосборников был обнаружен мозаичный тротуар церкви V или VI в. с греческими надписями. Позже раскопки выявили много черепков IV в. и настенных надписей IV–VI вв.

Церковь опиралась на огромный некрополь, состоящий из 18 аркосолий (глухих арок в стене катакомб, под который помещали гроб с телом) с 2-6 гробницами каждая.

14_Мозаичный тротуар

14_1_Мозаичный тротуар

Мозаичный тротуар в Вифлееме

Наиболее значимой находкой является крест императора Константина, относящийся к IV в. Он выгравирован на камне у входа, что подтверждает христианское происхождение некрополя.

16_Крест Константина 

Крест Константина 

Считается, что это — церковь св. Давида, в которой был похоронен царь и которая упоминалась паломниками в византийский период как его место упокоения.

17_Церковь Давида в Вифлееме

Церковь Давида в Вифлееме 

В послании IV века паломник из Бурдигалы сообщал, что гробницы Давида, Иезекииля, Асафа, Иова, Иессея и Соломона находятся близ Вифлеема, что не подтвердилось. Да это и противоречит Ветхому Завету.

В 132 году Вифлеем был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы. Впоследствии римский владыка построил над Вертепом Рождества святилище в честь греческого бога Адониса, чтобы почтить своего фаворита, греческого юношу Антиноя. Есть предположение, что это место было изначально посвящено Адонису-Таммузу, а затем принято христианами в качестве места рождения Иисуса, так как вышеупомянутый бог также восстал из мертвых.

18_Живой порттет Адриана

«Живой портрет» Адриана

19_Скульптура Адониса_мраморная скульптура, выполненная мастером Джузеппе Маццуола в 1700—1710 годах. В

Скульптура Адониса. Выполнена мастером Джузеппе Маццуола в 1700—1710 годах. Эрмитаж.

Поселение Дом Хлеба возникло во владениях колена Иудина чуть ли не за пятнадцать веков до Христа, его знаком был Лев (каждое из двенадцати израильских племен приписано к одному из знаков Зодиака). На день рождения Мешиаха это был солидный город с населением в две тысячи человек. Но, пожалуй, кроме численности горожан, ничто не отличало его от деревни.

20_Созвездие Льва 

Созвездие Льва 

Развитие человеческих поселений во многом зависит от плотности населения. Практически все иудеи росли на селе. Даже крупнейшие в Палестине столицы областей, несмотря на дворцы, храмы и богатые кварталы, созданные на иностранный манер, были по сути большими крестьянскими поселениями.

Приветствие «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» (Пс. 120:8), где выход в поля на работу помещен ранее возвращения с полей вечером, равно пригодно и для деревни, и для города той эпохи. Не только пастух - пророк Амос, но и его коллеги, выходцы из городов, да и Сам Христос использовали сравнения из сельской жизни — и их все понимали. Ибо земля обетованная была страной преимущественно хлебопашцев, скотоводов и виноградарей.

Строгие законы правят бытом деревни. Ее обитатели живут плодами земли. Если их число растет, площадь пашни или сада должна увеличиваться. Скоро полей начинает не хватать. Тогда часть населения уходит и формирует дочернюю деревню. Когда земли переставало хватать и здесь, неудачники либо покидали родину, либо начинали заниматься ремеслами. Так возникали библейские города. Деревня имела триста-пятьсот обитателей. Около нее формировались меньшие поселения типа хуторов — хозер. В них первоначально жили глава клана со своими домочадцами, рабами. Дом Хлеба не избежал этого естественного пути развития: пастушеская стоянка-хутор-деревня-городок. Много веков еще оставался он столь малым и незначительным поселением во владениях колена Иудина, что даже не упоминался в общих списках городов иудейских; пропущен он и в книге Неемии, хотя здесь могила Рахили, здесь Руфь собирала колосья... А ведь обе эти женщины стали женами патриархов и предками Спасителя.

21_Руфь

Руфь 

Все изменилось, когда тут родился Давид и прозвучали предсказания пророков! Городок стал надеждой нации, ибо отсюда должен был прийти в олам Мешиах! К духовному богатству добавилось материальное: селение Химкам близ Вифлеема стало местом сбора путешественников в Египет, и деньги их оседали в местных лавках. Близость к Иерусалиму, финансовому центру не только Палестины, но и всей еврейской диаспоры, тоже способствовала процветанию Дома Хлеба. Окруженный плодородными полями и холмами со всех сторон, с добротными домами и приличными дорогами Вифлеем казался прибывавшим сюда путникам одним из живописнейших и богатейших уголков земли обетованной.

22_Селение Химкам_

Селение Химкам 

Современный Вифлеем расположен на возвышенной горе в виде амфитеатра и окружен плодородными полями и холмами, представляя очень живописную местность.

Почва там каменистая, есть множество подземных пещер.

В центре находится его старая часть, состоящая из восьми мозаично разбросанных кварталов, образующих пространство вокруг нынешней площади Яслей.

23_2_Площадь Яслей

Площадь Яслей 

Климат в Вифлееме средиземноморский, с жарким сухим летом и мягкими, более влажными зимами. Зимы с середины декабря по середину марта бывают прохладными и дождливыми.

Ночная роса появляется в течение 180 дней в году. Город находится под влиянием средиземноморского бриза, бывающего где-то в середине дня. На Вифлеем также влияют ежегодные волны горячих, сухих песчаных и пыльных ветров-хамсинов из Аравийской пустыни в апреле, мае и середине июня.

Окрестности Вифлеема, как и вся обетованная земля, лежат большей своей частью в горах. В иных местах зима почти неотличима от лета; в других же бывает весьма холодной, еще в других лето и зима сменяют друг друга своим обычным порядком — смотря по тому, лежит ли то место в низине, на равнине или в горах. Так, в некоторых горных местностях часто до сих пор увидишь снег в августе; крестьяне сберегают его в пещерах и свозят в чанах на рынок, там горожане покупают его, чтобы, наполнив им кувшины, охлаждать за столом свое питье.

Привожу эти климатические подробности, потому что Обручник, планируя путешествие в конце декабря 5 года до н.э., должен был их учитывать.

А зачем вообще беременная Мария и Ее нареченный супруг отправились в отдаленный Дом Хлеба? Об этом – во второй части этого выпуска. А в завершение сегодняшнего нашего с вами, читатели, разговора послушайте псалом 22 на древнееврейском. Может, в дороге его пели родители грядущего Мессии.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения