Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.
Предыдущую часть этого выпуска я завершил загадкой, над разгадкой которой библиеведы и историки бьются двадцать столетий: зачем Святому Семейству понадобилось на краткое время переезжать из родного обустроенного дома в Назарете в чужой, по сути, город с еврейским населением, которое недоброжелательно относилось к выходцам из Галилеи?
Такое путешествие, если идти самым коротким путем, через Самарию, занимало три дня. Но правоверные избегали общаться с вероотступниками-самарянами и очень редко пересекали их территорию, предпочитая делать солидный крюк, что обходилось в три-четыре дополнительных дня пути. Этот маршрут показан в правом верхнем углу карты над заголовком.
Древние самаряне
Неделя изнурительной езды на осле по зимним горным тропам для женщины на сносях — дело опасное и неприятное, чреватое всевозможными осложнениями. Еврейки чрезвычайно часто умирали при родах, еще чаще калечились. На неоднократно случавшиеся разрывы промежности указывает распространенное имя Фарес, а точнее Перез - «разрыв» (Быт. 38:29). Однако куда страшнее, нежели даже смерть, для иудейки выкидыш! В любые времена мертворожденный считается несчастьем, для современников Христа он был катастрофой!
Святое Семейство на пути в Вифлеем
В Иерихоне долгое время местная вода предотвращала рождение детей или сокращала их жизни, пока пророк Елисей не «сделал воду сию здоровую, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар. 2:19-22). В подлиннике стоит слово «выкидыш», а не простое бесплодие.
Руины Иерихона
Пророк Елисей. Мозаика церкви Святых Апостолов (Двенадцати Апостолов) в Салониках, Греция. XIV век.
Иов сокрушался: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?... Или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света» (Иов. 3:11-16).
Иов многострадальный. Р. Ляйнвебер.
Давид желает своим врагам: «Да... не видят солнца, как выкидыш женщины» (Пс. 57:9).
Давид. Педро Берругете, XV век.
Соломон предупреждает: «Если бы какой человек родил сто детей, и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его...» (Еккл. 6:3).
Соломон
Апостол Павел в приступе самоуничижения обзывает себя «извергом» (1 Кор. 15:8), дословно «родившимся до назначенного срока», то бишь недоноском. Это считалось позором со времен Моисея до эпохи Христа!
Святой Апостол Павел. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.
Откуда же такое отношение к недоношенным и выкидышам у древних иудеев, обычно отличавшихся добротой по отношению к слабым и убогим (уточню: только соотечественникам)? Недоношенный ребенок на иврите — «нефел», что означает «падение» или «нечто упавшее». С ним связан еще один термин — «нефелим», обычно он переводится как «исполины»(Быт. 6:14; Чис. 13:34). Но то же самое слово означает и «преждевременные роды, выкидыш» (Исх. 12:22). Магия слов отражает распространенное поверье: из выкидышей, кои тщательно погребаются — «сокрываются» (Иов. 3:16), появляются злые духи, приносящие несчастья. Вот что, как и бесплодие, вызывает у иудеев ужас! Вдруг будущая мать выкинет зародыш и создаст демона?!
Нефелим
Иудейский злой дух Asmodeus. Paris. 1863
Подобных мыслей Мариам, видимо, избежать не могла, хотя, конечно, уповала на защиту Своего Мужа Небесного. Человеку, тем более женщине, свойственно колебаться и опасаться. Иосиф испытывал еще больше опасений. Тем не менее все пошли на страшный риск, предприняли путешествие-авантюру. Ради чего? Почему бы не пересидеть последние — самые опасные — месяцы беременности в родном уютном Назарете?
Вот объяснение причин столь странного поступка Святого Семейства и их ближних, которое дает евангелист Лука:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первою в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, Записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2:1-5).
«Живой портрет» Октавиана Августа
Евангелист Лука. Эль Греко.
Беда в том, что Квириний стал губернатором лишь одиннадцать лет спустя, в 6 г. н. э., и проведенная им перепись действительно была первою — и единственною, потому что вызвала грандиозное восстание евреев, которое возглавил Иуда Гавлонит! О других подобных мероприятиях римских властей исторические документы не упоминают. Да и Квириний мог проводить ценз только на подвластной ему территории; а Иудея, Самария и Идумея были присоединены к провинции Сирия лишь после смещения в 6 г. этнарха Архелая, сына Ирода, умершего за десять лет до того. Словом, переписи в 5 г. до н. э. быть не могло.
Карта владений сыновей Ирода
А почему произошло восстание из-за переписи? Дело в том, что оно - вопиющее нарушение воли Яхве. Началось это с царя Давида: он сделал перепись населения в Иудее и Израиле, чтобы лучше собирать подати. Господь наказал его за кощунство, наслав на страну моровую язву, от которой умерли семьдесят тысяч человек. Ангел мщения собирался ударить и по Иерусалиму, однако Всевышний остановил его (2 Цар. 24). С тех пор попытки устроить перепись становились для народа избранного поводом к восстанию, и в очередной раз это случилось в 6 году.
Давид в трауре
Ангел мщения
Тем не менее, многие библиеведы все же пытаются как-то «подтянуть» исторические факты к 5 году до н.э. Аргументы они приводят весьма спорные и косвенные, в основном ограничиваясь общими словами, а то и прибегая к подтасовкам. Вот несколько примеров.
«Император Август, сделавшись единовластным государем, избрал двадцать человек, отличавшихся своей честностью и способностями, и посылал их по всей земле, подчиненной его власти, для произведения переписи лиц и имений, чтобы согласно со справедливостью установить налоги, долженствующие поступать в общественную казну. Это была первая перепись. Переписи, происходившие раньше, были своего рода ограблением богатых, как будто государство смотрело на богатство как на общественное преступление».
Что ни слово, то неправда. Октавиан стал править в 27 году до н.э., то есть за 22 года до рождения Христа. Никогда в жизни он богатых не грабил – за исключением своих политических врагов, но это ни к налогам, ни к переписи отношения не имело. О «справедливости» римских налогов вообще смешно говорить. Двое из таких врагов Октавина показаны ниже.
«Живой портрет» Марка Антония
Скульптура Брута, убийцы Юлия Цезаря
«Собственно иудейским царем в это время был Ирод Великий, но как римский ставленник он всецело зависел от римлян; с раболепной готовностью исполняя все желания кесаря, он отдал по всей стране приказ немедленно всем подвергнуться требуемой переписи».
Ирод, конечно, был римский прихлебатель, но ни такого «приказа», ни вообще упоминаний о переписи в Иудее в исторических документах периода его правления нет.
Ирод Великий
«Золотые мечты иудеев о восстановлении теократии тем самым исчезли. Едва закончена была передача владений в пользу римской короны, как Квириний (палестинский наместник) объявил, что вслед за тем он должен будет произвести в народе перепись и сделать сводку их собственности и доходов в качестве основы для введения римской системы налогов, общей для всех подвластных империи провинций. Тут уже всем стало до очевидности ясно, что народ обманулся в своих ожиданиях. Богатые и бедные одинаково стали протестовать против этой меры, которая грозила им рабством вместо свободы и разорительным вымогательством вместо благосостояния.
Из уст в уста передавались древние пророчества, предсказывавшие, что исчисление народа будет знаком приближения его национальной погибели. Для фанатизма иудеев эта перепись была делом жизни и смерти, а для Квириния, который не мог понять такого состояния чувств и который уже раньше, в более спокойное время, производил подобную перепись, она была простым делом гражданской мудрости».
Это написано Иосифом Флавием о переписи… 6 года! Сведений о том, что Квириний был наместником до этого срока и проводил какую-то перепись именно в Иудее, а не в другой провинции, повторюсь, нет. И непонятно, почему первая перепись восстания не вызвала, а вторая, через одиннадцать лет, вызвала.
Иосиф Флавий
Рассказ о переписи продолжу в следующем выпуске. Пока же, по уже сложившейся у нас традиции – псалом 27 на иврите, языке иудейского богослужения.
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10