29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

В конце прошлого выпуска мы остановились на том, что будущая Богоматерь опасалась родов в незнакомом городе после изнурительного путешествия, а может быть, и боялась, что Святое Семейство не найдет себе хотя бы временного убежища. (На картине над заголовком — Мария и Иосиф входят в пещеру Рождества).

Впрочем, скорее всего, беспокоилась Пресвятая Дева напрасно. Ведь Она и Ее супруг принадлежали к роду Давида, и, по преданию, наследие Псалмопевца - дом его отца Иессея – принадлежал кому-то из них. Правда, он мог быть в запустении – тогда пришлось бы останавливаться на постоялом дворе, похожем на древние восточные караван-сараи.

Караван сарай древней Персии

Караван-сарай древней Персии 

Гостиница того времени представляла собой небольшое одноэтажное здание, сложенное из нетесаного камня и состоящее из четырехугольного загона, где можно спокойно оставлять на ночь скотину, и из выложенной сводом ниши для приюта путешественников, ничем не отделенных от находящегося в загоне скота. Мощеный пол ниши приподнят на поллоктя выше уровня пола загона. Огромный постоялый двор, развалины которого видны в Миниэне, на берегу Галилейского озера, имел большое количество подобных ниш, представлявших собой ряд небольших, невысоких и несообщавшихся одна с другой комнат, без передней стены, так что все посетители могли беспрепятственно видеть друг друга. Мебели там не было. Путешественник, желающий спокойствия, обязан запастись своим ковром, на котором может располагаться по своему усмотрению, т. е. сидеть, поджавши ноги во время еды, или лечь, если хочет спать. Там принято за правило, что всякий заботится о себе сам: сам запасается пищей; сам хлопочет о своем скоте; сам приносит воду из соседнего источника.

3_Руины постоялого двора в Миниэне_под вопросом

Руины постоялого двора в Иудее 

Если кому доведется прийти в гостиницу, когда все места уже заняты, то ему предстоит немалый труд устроить самому по возможности опрятное и приличное место для себя и семейства в одном из углов грязного пола, который не занят лошадьми, мулами и верблюдами. Помет, спертый воздух, тяжелый запах от множества животных, неприятное надоедание собак, соседство с попрошайками увеличивают тягость положения странников.

4_Гостиница в Иудее врмен Иисуса_оектнструкция

Реконструкция интерьера жилища в Иудее времен Иисуса. 

К сожалению, как указал Лука, «не было им места в гостинице» (Лк. 2:7). Нашелся другой выход из положения: шагах в двухстах от города на одном из холмов находилась пещера, в которой родился Спаситель.

5_Вифлеем времен Иисуса

Так мог выглядеть Вифлеем в эпоху Спасителя 

Вифлеем раскинулся на горе, напоминающей два горба верблюда. Изрядно схож Дом Хлеба также с античным театром: склоны западного и восточного холмов — словно площадки для зрителей, долина между ними — будто сцена. На втором расположена пещера. Две тысячи лет спустя на этом месте стоит Базилика Рождества Христова. Неподалеку еще одна пещерка, где обитал Иосиф во время родов у Марии, а также склеп, где якобы погребены невинно убиенные вифлеемские младенцы.

6_Древний амфитеатр_Национальный парк Кейсария в Израиле

Древний амфитеатр. Национальный парк Кейсария в Израиле.

7_Базилика Рождества в Вифлееме

Базилика Рождества в Вифлееме

8_Пещера младенцев в Вифлееме

Пещера Младенцев в Вифлееме 

Братской могилы тогда еще не существовало, а пещеры уже были. В маленькой расположился Обручник с сыновьями Иаковом и Иудой. В той, что побольше, — Мариам с повитухой Геломой и ее помощницей (по одному из преданий, также ее дочерью) Саломией. Сейчас это обширная, роскошно убранная церковь. Точное место, где увидел свет Спаситель, обозначено серебряной звездой на полу и надписью на латыни: «Здесь Иисус Христос рожден Девой Марией». Тогда же это была довольно просторная, вырытая вручную пещерка — полуземлянка с минимумом мебели, приспособленная под временное пристанище путников. К ней была некогда пристроена хижина, служившая домом для семейства Иессея. Сохранилось ли хоть что-нибудь от этого строения к 5 году до н.э., мы не знаем.

9_Звезда на месте рождения Иисуса

Звезда на месте рождения Иисуса 

В пещере нашлось место и волу с ослом. Канонические евангелия не упоминают животных, поэтому иные библиеведы (тем более атеисты) называют этих персонажей рождественской истории «сказочными добавлениями». Но для тех, кто хорошо знает быт иудеев той эпохи, присутствие симпатичных домашних скотин — лишний довод в пользу правдивости и подлинности этого эпизода Нового Завета. Во всех иудейских и галилейских домах, кроме самых богатых, домашние животные жили вместе с хозяевами. Подчеркнем: другой евангелист — Матфей — называет место рождения Мессии, пещеру, просто «домом» (Мт. 2:11), тем самым подтверждая предание, что это место было и жилищем Иессея, отца Давида.

10_Пещера Рождества (с животными)_фрагмент картины Джантиле Да Фабриано

Пещера Рождества, фрагмент картины Джантиле Да Фабриано.

11_Иессей отец Давида

Иессей, отец Давида 

Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило яслями для животных.

12_Ясли в Базилике Рождества

Ясли в базилике Рождества 

Определение Матфея – «дом» - подтверждается тем, что многие палестинские жилища того времени представляли собой землянки с пристроенными спереди хижинами – в основном, из камня. Таким, например, если судить по раскопкам, были и мастерская, и недавно раскопанный дом Иосифа в Назарете. Так что вполне можно предположить, что примерно такой же дом стоял на клочке земли, где нужно было произойти Рождеству Христову: Богу сделаться человеком. Но в I в. до н.э. обиталище Иессея было уже пусто и разрушено и превратилось в маленькую и жалкую лачугу, если не в развалины. Каменные стены его рассыпались, остались только слабые глинобитные. И все же это было убежище от холодной декабрьской ночи.

13_1_Дом Иосифа в Назарете

Дом Иосифа в Назарете 

Апокриф сохранил интересные подробности окончания путешествия из Назарета в Вифлеем.

«И сказала Мария: войдем в эту пещеру. И было в то время солнце на закате. Тогда Иосиф повел Марию к той хижине у пещеры, ибо там они никого не могли потеснить. И вот, когда подошел он к пещере, оказавшейся там, сказала Мария Иосифу, что настало ей время разрешиться от бремени и что не может она дойти до города. При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, как если бы взошло солнце в пещере той, а это был шестой час дня, и пока Мария пребывала в пещере той, она озарялась непрерывно, днем и ночью, этим небесным сиянием» («Еванг. Псевдо-Матфея»).

Напомню: «шестой час» не по современному измерению, а по-иудейскому.

14_Мария в пещере Рождества_художник Павел Попов

Мария с младенцем Иисусом и Иосифом в пещера Рождества. Художник Павел Попов. 

Интересно, что, хотя католики и православные расходятся насчет места Благовещения, насчет Рождества они едины во мнении. Вполне понятно: место сакральное. Именно там, где прежде стоял дом Иессея, отца Давидова, где был рожден Псалмопевец и помазан на царство пророком Самуилом, на том самом клочке земли родился Христос. Тем исполнилось пророчество Исайи: «Тот будет обитать на высотах, убежище его – неприступные стены, хлеб ему дан» (Ис. 33:16).

15_Самуил помазывает Давида на царство

Самуил помазывает Давида на царство

16_Исайя_фреска

Исайя. Фреска. 

В IV веке императрица Елена воздвигла там храм, средний алтарь которого находится над пещерой Рождества. Из него, по 15 мраморным ступеням, входят в подземную церковь -Вертеп Рождества Христова - множество богомольцев и в наши дни.

17_Императрица Елена_Сон святой Елены (Паоло Веронезе, ок. 1580 года)

Императрица Елена. «Сон святой Елены» (Паоло Веронезе, ок. 1580 года) 

О появлении на свет Спасителя – в следующем выпуске.

А пока послушаем одну из старейших иудейских молитв – «Благословение Аарона» на иврите. Оно дошло до эпохи Христа (и до нас) со времен Моисея, брата этого первосвященника.

18_Моисей и Аарон перед фараоном_гравюра

Моисей и Аарон перед фараоном

 

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да озарит Господь лицо Своё для тебя и помилует тебя!

Да обратит Господь лицо Своё к тебе и даст тебе мир!»

(Чис. 6:24-27)

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения