29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Итак, я остановился на том, что при рождении Спасителя присутствовали, помимо Иосифа и его сыновей Иакова и Иуды, еще и две женщины — повитуха Гелома и ее помощница (по другому преданию, еще и дочь) Саломея. Обе показаны на картине над заголовком в правом углу. Обе они стали объектами первых чудес Христа еще до начала Его служения. В каноне, впрочем, первым чудом называют превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.

2_Чудо в Кане

Чудо в Кане 

Судя по всему, старая израильтянка из «Евангелия младенчества» и была Геломой из остальных апокрифов. С ней все более-менее ясно, а вот по поводу Саломеи библиеведы обломали немало копий в яростных поединках-диспутах. Кстати, ее имя встречается в двух вариантах: Саломея и Саломия, но это только в русском синодальном переводе. В Новом Завете она названа в числе галилейских женщин, сопровождавших Иисуса и присутствовавших при Его распятии (Мк. 15:40; 16:1), а также в числе жен-мироносиц. Как ученица Иисуса, она упомянута в апокрифическом «Евангелии от Фомы». Согласно «Книге Иосифа Плотника», именно Саломея сопровождала Святое Семейство в Египет (по другому преданию – Гелома). Это вполне объяснимо: вряд ли недавняя роженица Мария могла совершать опасное заграничное путешествие, сидя на осле, имея на руках Младенца, в чисто мужской компании, без женской поддержки.

3_Женщины у креста

Женщины у креста 

Возможно, конечно, это были разные женщины. Но, однако, не стоит увеличивать количество поклонниц Иисуса, которые следовали за Ним с самого момента Его рождения. Логично, что Саломея, убедившись в божественности Христа, стала Его верной сторонницей.

В любом случае именно она стала пассивным объектом второго чуда Христа (первое – исцеление Геломы), которое исцелило ее от одного их главных человеческих грехов — неверия...

4_Саломея_Рождение Подробность – (Duccio Di Buoninsegna)

Саломея. Рождение Подробность. Фрагмент картины Duccio Di Buoninsegna. 

Иные толкователи Библии считают Саломею родительницей апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, дважды упоминавшуюся Матфеем (Мт. 20:21;27:56), другие - матерью Марии из Магдалы. Но Матфей никогда не называл жену Зеведея по имени. С Саломеей из евангелия Марка ее отождествили только потому, что она тоже перечислена среди спутниц Иисуса, служивших Ему. У Марка Саломея просто упомянута, во многих же апокрифах она описана более подробно, вплоть до деталей – скажем, того алебастрового сосуда, в коем она хранила краеобрезание Младенца, позднее передав эту скляницу Марии Магдалине (по преданию – ее дочери).

5_Апостолы Звеведеевы_мозаичная икона собор Воскресения Христова Санкт-Петербург 

Апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы. Мозаичная икона. Собор Воскресения Христова, Санкт-Петербург.

6_1_Магдалина_ Энтони Фредерик Огастес Сэндис

Магдалина с алебастровым сосудом. Энтони Фредерик Огастес Сэндис. 

Зачем нужны были повитухи? Ведь, по утверждению святого Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Иисуса произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Она здесь выступает как ученица Иисуса, занимавшаяся проповеднической деятельностью. В канонических текстах Саломея упомянута среди жен-мироносиц, пришедших к гробнице Иисуса, однако о проповедях ее ничего не сказано. 

7_1_Роберт Лейнвебер_Жены-мироносицы

Жены-мироносицы у гробницы Христа. Роберт Лейнвебер. 

То есть святой Киприан отождествляет эту повитуху с Саломеей, входящей в число жен-мироносиц. Так ли это на самом деле, мы не знаем.

8_Святой Киприан Карфагенский_

Святой Киприан Карфагенский

Доменико Каприоло, Рождество,1524 год, музей Тревизо, справа — Саломея с парализованными руками

Доменико Каприоло, Рождество,1524 год, музей Тревизо. Справа — Саломея с парализованными руками. 

Митрополит ростовский Дмитрий придерживается схожего мнения и также называет ее старицей: «Итак, Сама Она Своими девическими руками послужила нетленному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломии, сродницы Своей, которую пошел звать Иосиф для услужения Пресвятой Деве. Но Саломия пришла, когда совершилось уже дело, ибо Та, Которая родила, Она же и служила, нося Младенца, повивая Его и полагая в ясли».

Честно говоря, утверждение о преклонном возрасте дочери повивальной бабки у меня вызывает сомнение. Как бы старуха могла родить апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых спустя несколько лет после Рождества?! Видимо, слово «старица» здесь обозначает не возраст, а духовное звание ученицы Спасителя (в русском православии почитаются старцы).

9_Саломея и Гелома деталь иконы приписываемя Рублеву 

Саломея и Гелома. Рождество Христово. Деталь иконы, когда-то приписываемой Андрею Рублеву. 

И все-таки вернемся к вопросу о необходимости присутствия повитух при родах у Марии.

Вообще-то, рожать в юном возрасте было очень болезненно, тем более в одиночку. А в каком, кстати возрасте?

«Когда Дева Мария родила Его, ей было тринадцать или четырнадцать лет, а умерла она в пятьдесят один или шестьдесят три года». По другим сведениям, «Марии, матери Его, было тринадцать лет, а всего она прожила пятьдесят лет, и жила после вознесения Господа нашего Мессии шесть лет. Это происходило в сорок четвертом году Августа Кесаря». Это пишут авторы поздних времен. Но общепринятой считается версия: шестнадцать лет.

В каноне ничего не говорится о том, страдала ли Мария при родах. Церковные отцы категорически это отрицают, опираясь, конечно же, на апокрифы.

«А поелику Она зачала в чистоте, то и родила Она без болезни, как об этом говорит святой Григорий Нисский: «Дева зачала, Дева носила в утробе, Дева родила, Дева осталась девою; еще не было на земле чуда, подобного сему». 

«Так, без повреждения Своего девства, Приснодева Мария родила воплощенного Бога. И совершилось это рождение без обычной помощи и службы бабки, как о том свидетельствует святой Афанасий Александрийский, когда, беседуя о следующих словах евангельских: «и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2:7), – говорит так: «Посмотри на таинственное рождение Девы: Сама родила Она, и Сама спеленала Младенца. У мирских женщин одна рождает, а другая пеленает, а у Пресвятой Девы не так. Сама родила Она, и Сама спеленала, Сама будучи безболезненною материю и необученною бабкою, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества: Сама Она послужила Рожденному от Нее, и спеленала Его, и положила в ясли».

Примечательно, что все без исключения увязывают безболезненные роды с непорочным зачатием. Опять же в Новом Завете нет никаких деталей на сей счет. Все равно все христианские конфессии веруют в это, а папа римский даже утвердил догмат о вечной девственности Марии, который православные не признают. Предание это опять же базируется на апокрифах, конкретно на свидетельствах Геломы и Саломеи.

Рассказал нам об этом в деталях Иаков, брат Господень ,а за ним и другие авторы неканонических сочинений. 

«И встали они (Иосиф и повивальная бабка) у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое. И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила» («Протоев. Иакова»).

То есть первой в вертеп Рождества вошла Гелома, значит она и была основной повитухой, а Саломея (или Саломия) ее помощницей. Это подтверждают и другие апокрифы.

«Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: "Позволь мне прикоснуться". И когда Мария позволила, женщина громко воскликнула: "Господи, Господи, умилосердись надо мной, я никогда не подозревала и не слышала ничего подобного; грудь Ее полна молока, и у Ней Дитя мужского пола, хотя Она девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и никакой болезни при рождении. Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остается!»

10_Гелома и Саломея_ Affresco 1263_1

Гелома и Саломея. Affresco 1263 г. 

Саломея же поступила по-другому:

«Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Геломы, сказала: "Тому, что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь". И Саломея, приблизившись к Марии, сказала: "Позволь мне прикоснуться к Тебе и удостовериться, что Гелома сказала правду».

«И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась, и тотчас же иссохла рука ее, и, почувствовав сильную боль, она стала очень горько плакать и кричать: "Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась Тебя, что я всегда ходила за бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов и сирот, и никогда я не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я стала несчастной из-за неверия моего, оттого, что осмелилась усомниться в Твоей Деве!»

8_Саломея_Саломея с отсохшей рукой (кафедра Максимиана, слоновая кость, 550 год)

Саломея с отсохшей рукой. Кафедра Максимиана, Ревекка, Словения, холст, 550 год. 

Когда она так говорила, прекрасный юноша появился перед нею и сказал: "Приблизься к Младенцу, и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой своей, и Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него».

Тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, прикоснулась к краю пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела рука ее. Выйдя, она стала рассказывать о чудесах, которые видела, о том, как она пострадала и как была исцелена; и многие поверили проповеди ее».

10_2_Еще Гелома и Саломея_Италия 14 век_1

Ангел и Саломея. Итальянский художник. XIV век.

Ангел лечит Саломею _кадрировать Роьерт Кампен ок 1420 Рождество Христово

«Рождество Христово» (Робер Кампен, ок. 1420) 

У Геломы (изображена спиной) на ленте на латыни начертано:

«Дева родила сына»), у Саломеи — её имя и слова: «Уверую, когда ясно представлю!»), у ангела, обращающегося к Саломее, — «Коснись Младенца и исцелишься»).

Молитва Саломеи является более поздним добавлением к апокрифу, однако само упоминание о ней относится к оригинальном тексту, написанному в конце II века.

Гелома каким-то образом убедилась в девственности Марии – скорее всего, увидела остаток гимена на головке Младенца. Саломея же поставила под сомнение возможность непорочного зачатия. Чтобы проверить свои подозрения, она стала производить ручное гинекологическое обследование роженицы. Закончилось плохо – ее рука засохла. После того как неверующая признала в Иисусе Сына Божьего, длань ее была восстановлена. На картине, приведенной внизу, изображен летящий ангел, возвращающий Саломее конечность. Она с виноватым видом стоит на коленях перед Богородицей.

Рожедство Христово Роберт Кампен_Фрагмент Ангел лечит Саломею

Ангел лечит Саломею. Фрагмент картины «Рождество Христово». Робер Кампен.

О непорочном зачатии – в следующем выпуске. А пока послушаем псалом 50 на иврите. 

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения