24 апреля 2024, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Пресвятая Дева Мария — вечный символ женственности, чистоты и девственности, которую, как я уже отмечал, римский папа утвердил специальным догматом. Ее рисовали больше, чем любую другую женщину в мире. Я лично из всех Ее портретов предпочитаю «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (фрагмент картины показан над заголовком).

С нее сделан «живой портрет».

2_Живой портрет Богоматери

«Живой портрет» Богоматери 

Конечно, это, к сожалению, просто портрет натурщицы. Но Приснодева олицетворяет всех дочерей Евы в человеческой истории, так что вообразим, что Она могла быть немного похожей на ту красавицу, что вдохновила великого Рафаэля.

В воображении христиан Она всегда предстает в облике Девы, то есть не просто молодой женщины, а именно девственницы, что вызвано верой в непорочное зачатие Ее Сына.

Давайте попытаемся совместить все известные нам сведения и восстановить хотя бы приближенную к возможной действительности картину того, как возникла идея непорочного зачатия, в католической церкви превратившаяся в догмат. За физиологические детали приношу извинения, но они в апокрифах присутствуют, да и Библия их не чурается.

Способ прихода Христа на землю — очень важный и деликатный вопрос. Конечно, Яхве создал человека по образу Своему, но еще Блаженный Августин видел нечто унизительное для «подобия Божьего» в способе появления на свет и с горечью стенал: «Между калом и мочой рождаемся!»

3_1_Блаженный Августин_фрагмент

Святой Августин. Фрагмент картины художника Филиппа де Шампань. 

Первохристиане поэтому старались придать ауру чудесности и божественности вульгарному, на взгляд обывателя, акту деторождения у Мариам. Христианская доктрина о Божьем отцовстве Мессии выросла из древней, еще шумерской и древнеегипетской религиозной натуралистической философии, которая видела Божественного Создателя в качестве вселенского пениса, оплодотворяющего мать-Землю. 

Недаром в древнейших религиях плодородия от Китая и Индии до Палестины, Греции и Италии так популярны фаллические столбы как места поклонения.

4_Фаллические столбы_1

Фаллические столбы в Ханаане 

В псалмах Давида отражено древнее поверие, будто Саваоф родил Христа с помощью генитальной росы, разбросанной Утренней звездой: «...Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя... Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 2:7; 109:3). Последняя фраза абсолютно бессмысленна, ибо является следствием ошибок в двух последовательных переводах — с иврита на древнегреческий, затем на русский. Иудейский оригинал выглядит так: «...Из чрева денницы, в росе Я породил Тебя». И даже в таком виде нам эта мысль малопонятна, ибо мы не знаем, какое огромное значение люди древности придавали так называемой Деннице...

Вот как ее описывали в античности.

Это утренняя и вечерняя звезда. Каждое утро она возвещает рассвет. Уступая в яркости лишь солнцу и луне, Денница отнимает часть их славы, освещает восток утром.

Вечером же не дает покрывалу тьмы упасть на небо, пока не взойдет луна. Ее видно порой даже среди бела дня. Это — лучезарная звезда, немигающий блеск ее не похож на обычное звездное мерцание. У нее ровный, чистый, невыразимо прекрасный свет. Сияет она не как лучистые точки — звезды, а как маленький диск. То появляется поздним вечером и исчезает через несколько часов после захода солнца, то возникает незадолго до рассвета. В Египте ее считали двумя звездами: Тиомотири — утренняя и Одайти — вечерняя. «Яркий факел небес» — жители Ханаана отождествляли ее с Астартой, римляне — с Церерой... и вообще у нее было множество имен...

5_1_Астарта 

Астарта 

Поднимаясь до рассвета, она получала прозвище Люцифер. А когда горела после заката, ее называли Веспер. Другие народы величали ее Матерью Богов, также Юной, Исидой, Афродитой, Венерой.

6_Матерь Богов

Матерь Богов 

Люди с очень острым зрением замечали эту звезду как серпик на небе, вот почему Иштар в Вавилоне изображали с жезлом, на конце которого полумесяц.

7_Иштар

Иштар 

На римских рисунках Венеру тоже венчает серповидное украшение.

8_Венера_Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (1485 г.)

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли. (1485 г.) 

Считалось, что она влияет на причину рождения всех вещей на земле; при обоих своих восходах Веспер разбрасывает генитальную росу, которой не только заполняются детородные органы земли, но и также стимулируются такие органы у всех животных и людей. Жемчужины рождаются внутри раковин под прямым воздействием этой росы. Она способна даже оживлять усопших. «Оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

Сразу предупрежу: речь идет не о звезде, а о планете (их тогда не различали), конкретно о Венере.

9_Планета Венера

Планета Венера 

Так что именно Давид впервые предсказал непорочное зачатие Христа-Младенца через Святого Духа.

10_Царь Давид

Царь Давид 

Католическая церковь особенно упорно настаивает, что Иисус был рожден чистой непорочной матерью и Его, таким образом, не коснулся первородный грех, который не обошел ни одного человека. До сих пор сей спорный догмат остается предметом насмешек для миллионов зубоскалов-атеистов. Между тем, это — результат еще одной переводческой ошибки. Когда Матфей писал: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Мт. 1:22-23), евангелист цитировал изречение Исаии из греческого перевода Святого Писания — Септуагинты. «Дева» там обозначена словом «партенос», которое действительно означает «девственница», причем применяется и к незамужним девицам, и к неженатым мужчинам (1 Кор. 7:25, 28, 34; Откр. 14:4). Но если бы апостол обратился к древнееврейскому оригиналу, на котором писал Исаия, то нашел бы, что в подлиннике использовано слово «алма» — «молодая женщина» (по-эллински «неанис»).

11_Апостол Матфей 

Апостол Матфей 

В иврите есть специальный термин для девственницы — «бетула». Он буквально значит «отделение» (от интимных связей с мужчинами). Однако пророк не стал применять его, так как предсказывал обычное, естественное рождение. У Исайи нет и намека на непорочное зачатие, Матфей мог использовать его строки в качестве доказательства только благодаря неверному переводу с древнееврейского на койне. Правда, к девственнице Ревекке в Ветхом Завете применены оба слова — и «алма», и «бетула» (Быт. 24:16, 43).

12_1_Исайя

Исайя 

Евангелист Лука тоже говорит о непорочном зачатии, однако его не подтверждают ни Марк с Иоанном, ни Послания апостолов. Павел прямо утверждал, что Иисус «родился от жены» (Гал. 4:4), дословно — «из женщины»; причем использованное им слово было не «девсвенница». Это подметил Тертуллиан: «И стоит ли еще говорить об этом, когда апостол на том же основании провозгласил, что Сын Божий произведен не от Девы, но от жены, признав брачное страдание разверстых ложесн ее?».

13_Евангелист Лука_Боровиковский

Евангелист Лука

14_1_Тертулиан

Святой Тертулиан 

Полемика с догматом о непорочном зачатии содержится и в гностическом «Евангелии от Филиппа»: «Некоторые говорили, что Мария зачала от Духа Святого. Они заблуждаются. Того, что они говорят, они не знают. Когда женщина зачала от женщины?» В «Евангелии евреев» приводится аграфа (слова Иисуса, не содержащиеся в каноне, но приведенные отцами церкви) Спасителя: «Дух Святой — Матерь Моя». По-арамейски Дух Святой -Руах женского рода, следовательно, Она не могла быть Отцом Иисуса, а только Матерью. 

15_Апокриф_

Апокриф «Евангелие Филиппа» 

И все же вера в непорочное зачатие стала распространяться с начала IV века и очень скоро воцарилась в умах и сердцах всех христиан. Поневоле возникает недоумение: почему христиане, особенно католики, так настаивают на девственности Марии при рождении Сына? Ведь они не постеснялись признать шлюхой (совершенно незаслуженно) вторую по значимости женщину Нового Завета, Магдалину?! Почему девство Мариам было столь важно для первохристиан, что они оклеветали Саму Богоматерь: взвалили на правоверную законопослушную иудейку, более того — Избранницу Яхве, грех вечной девственности?! Ведь старая дева — позор для потомков Иакова! Для еврейки быть девственной означало быть незамужней; умереть незамужней и бездетной значило быть проклятой!

Ответ на сию загадку кроется не только и не столько в тогдашних предрассудках и позднейшем христианском пуританском лицемерии. Непорочное зачатие, вечная девственность — атавизмы в христианстве все тех же древнейших религий плодородия.

Об этом – в следующей части.

А пока я предложу вниманию читателей не древнее, а современное произведение: песню «Мадонна канцлера Ролена», созданную замечательной русской поэтессой, композитором и певицей Майей Вячеславовной Котовской, которая известна под псевдонимом Канцлер Ги. Подавляющее большинство своих песен она делает полностью: и текст, и музыку, и аранжировку, сама же и исполняет. Лишь иногда перекладывает на музыку стихи великих поэтов, к примеру, Киплинга.

Почему я рекомендую послушать эту песню? В ней, как мало где еще, показаны те благолепие, нежность и почтение, которое вызывал у христиан облик Мадонны в Средневековье и вызывает сейчас, и то благотворное влияние, которое Она оказывает даже на негодяев.

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения