03 декабря 2022, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Итак, завершаем рассказ о непорочном зачатии и вечной девственности Приснодевы. Повторюсь: вера в это основана на свидетельствах двух повивальных бабок: Геломы и Саломеи (возможно, ее дочери), взятых из апокрифов. Опять приношу извинения за физиологические подробности.

2_1_Гелома и Саломея

Гелома и Саломея 

Чем объяснить то, что акушерка увидела на появившейся из чрева Марии головке Христа остатки гимена? Здесь возможны две версии. Либо непорочное зачатие действительно имело место, либо Мариам обладала физиологическими особенностями, которые настолько поразили ее невежественных в гинекологии современников, что породили легенду. У пятнадцати процентов женщин встречаются так называемые полулунные девственные плевы, имеющие форму узкой полоски. Такой гимен способен растягиваться, он бывает настолько эластичным, что свободно прогибается во время коитуса. Его обладательница может оставаться невинной до самых родов, когда любая плева разрывается и превращается в лоскуты. Какой из двух вариантов выбирать — дело каждого из вас, читатели, в зависимости от вашей веры.

В любом случае, Гелома и Саломия обнаружили при рождении Христа нечто такое, что по тогдашним понятиям считалось чудом — и не исключено, что и по нынешним считается! Впрочем, причастность к чему-то таинственному, божественному ощутили не только акушерки. «Протоевангелие Иакова» зафиксировало это воспоминание очевидцев и то благоговение, которое охватило свидетелей Рождества.

3_Протоевангелие Иакова 

«Протоевангелие Иакова» 

«И сказала бабка: «Душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и ... Младенец ... взял грудь Матери Своей Марии» (Протоев. Иакова).

Лука очень кратко описывает то, что произошло после рождения Иисуса: «Мария родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк: 2:7), потому что, как я рассказал в предыдущем выпуске, ясли в древнем домике Иессея, отца царя Давида, имелись, а вот колыбели – нет.

 с сыном Давидом_ Иессей и Давид с братьями_фреска церковь пророка Давида Грузия Тбилиси_1

Иессей и Давид с братьями, фреска. Церковь пророка Давида. Тбилиси.

С Геломой и Саломеей, не упомянутыми в каноне, в течение двадцати веков произошла очень интересная история.

Ранехристианские апокрифы не содержат ничего об участии повитух в самих родах (они приходят к пещере уже после рождения Христа). Их участие через чудо подтверждает сохранение девственности Марии.

При этом Гелома, главная из повивальных бабок, практически исчезает из преданий – я потратил 17 лет в поисках ее имени. А вот Саломея – Саломия, неизвестно, бывшая акушерской или нет, сохранилась в памяти христиан – как католиков, так и православных. Почему-то стали считать, что именно она совершала с Младенцем все те действия, которые должна выполнять при родах деревенская повитуха. Народное творчество создало ряд легенд, подчёркивающих ее особую роль при рождении Христа (на них впоследствии частично базировался авторитет деревенских повитух). Так, например, в живописи стал популярен сюжет купания ею Новорожденного.

5_Саломея и еще одна женщина возможно Гелома купающие Младенца

Саломея и еще одна женщина (возможно, Гелома?), купающие Младенца. 

Трогательная деталь: повитуха пробует воду - правильная ли температура для водных процедур Малыша. Это – намек на будущее Крещение Спасителя.

Письменных источников, упоминающих купание Саломеей Младенца и послуживших толчком к созданию подобного сюжета, нет. Возможно, художники домыслили эту сцену, исходя из факта присутствия при родах повитух. Также предполагают влияние античных иконографических схем рождения Диониса, где присутствовал аналогичный персонаж — купающая служанка у ложа роженицы.

6_Купание новорожденного Христа Фрагмент иконы Рождество Христово с избранными святыми

Купание новорожденного Христа. Фрагмент иконы «Рождество Христово с избранными святыми». 

Особую популярность приобрела Саломея у русских крестьян: стала главной покровительницей и помощницей родов. На второй день Рождества Христова они устраивали праздник для повивальных бабок - «бабины» или «бабьи каши», на котором вспоминалась Саломея-повитуха, не имевшая даже своего дня памяти в православном месяцеслове.

Доходило до смешного. Вопреки запретам церкви местные акушерки использовали в своей деятельности элементы древней магии – заговоры, причем действия повитух совершались от имени не христианских святых, а… Саломеи!

В народных поверьях безболезненное рождение Христа можно было с помощью заклятий спроецировать на любые роды. При начале схваток читался заговор: «Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей Марье», роженица окроплялась водой из ручья или реки. А когда ребёнок рождался, то повитуха, обмывая новорожденного, также произносила соответствующее заклинание: «Бабушка Соломонья мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье Имярек, аминь».

Вы, читатели, можете не поверить такому абсурду, коий я сейчас опишу, тем не менее, это чистая правда. У русского крестьянства существовала традиция переноса магических средств, используемых при родах, на аналогичную ситуацию со скотом. Так во время отёла читался следующий заговор, призывавший в помощь Саломею: «Бабушка-Соломонидушка, помоги нашей милой коровушке, кровушку в ней разгони и теленочка на свет божий давай».

7_1_Саломея помогает Богородице пеленать Христа верный вариант

Саломея помогает Богородице пеленать Христа. Деталь фрески Рождество Христово в капелле Скровеньи, Джотто, 1266 год. 

Образ Саломеи вошел в иконографию Рождества Христова еще в одном сюжете: она изображается помогающей Богородице пеленать Младенца. Саломея может иметь нимб, хотя в перечне христианских святых она не значится.

Однако вернемся в Вифлеем 25 декабря 5 года н.э. Помимо родителей и повитух, поклонившихся Новорожденному, третьими по счету стали еще несколько простых галилеян.

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господа осенила их; и убоялись страхом великим.

11_Поле Пастушков_археологические руины в селении Бейт Сахур

Поле Пастушков, археологические руины в селении Бейт Сахур. 

И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям;

Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

...Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:8-12; 15-16).

Ангел обнаружил пастухов ночующими в гроте к востоку от Вифлеема. Ныне на месте сем в деревне Бейт-Сахур высится Церковь Пастушьего Лога.

8_Церковь Пастушьего Лога

Церковь Пастушьего Лога

9_Поклонение пастухов_Джорджоне

Поклонение пастухов. Джорджоне.

10_Пастух_2

Пастух

Иудеи - жители Вифлеема ныне называют это место Дайр ар-Руат — «монастырь пастухов», арабы – Бет-Сахур.

Оно известно также как Пастуший Лог или Поле Пастушков, где Ангел возвестил Рождение Христа бодрствовавшим в поле пастухам:

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8-20).

Ангел вещает пастухам

Ангел вещает пастухам

12_Евангелист Лука

Евангелист Лука 

В пещере, где произошло откровение Ангелов, погребены три пастуха, очевидцы события, которые пожелали быть похоронеными на том месте, где они были удостоены видеть Славу Господню.

Пастухи у пещеры

Пастухи 

Первый храм на этом месте был построен еще в IV в. Он неоднократно перестраивался и разрушался впоследствии, но сохранилась сама пещера, ставшая криптой храма, с престолом над местом погребения пастырей.

Над криптой сохранилась древняя мозаика византийского храма VI-VII вв. Тут же покоятся кости христианских мучеников, убиенных персами в 614 г.

Мозаика

Мозаика 

В 1972 году по инициативе архимандрита Серафима, настоятеля лавры Саввы Освященного, была произведена широкомасштабная реконструкция, археологические раскопки и воздвигнут православный храм в честь Собора Пресвятой Богородицы рядом с пещерой Пастырей.

13_Храм Поле пастушков трёхпрестольный

Храм «Поле пастушков» трёхпрестольный снаружи 

Главный престол освящён в честь Собора Пресвятой Богородицы (празднуется 26 декабря),

Левый алтарь — в честь Собора Архангелов Михаила и Гавриила и всех небесных Сил бесплотных (празднуются 8 ноября),

Правый — в честь святого и целителя Пантелеимона (празднуется 27 июля).

В настоящее время весь комплекс поля Пастушков является подворьем греческой православной лавры св. Саввы Освященного.

Храм внутри_

Храм «Поле пастушков» внутри 

Поклонившись новорожденному Спасителю, пастухи вернулись назад, «славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2, 16). С тех пор это место, названное Полем Пастушков, стало местом паломничества. В IV в. св. царица Елена преобразовала естественную пещеру, где находились пастухи во время откровения, в храм с мозаикой и купольными сводами, посвятив его Богородице, Иосифу Обручнику и трем пастухам. Гробница этих блаженных пастухов, по свидетельству блаженного Иеронима и согласно местному преданию, находится в западной части пещеры. Стоит отметить, что из всех храмов, построенных императрицей Еленой на Святой Земле, только этот сохранился в своем первоначальном виде, остальные были со временем разрушены и отстраивались заново.

В V в. над пещерой-храмом был построен небольшой храм в форме бабочки, от которого сохранился мозаичный пол с некоторыми украшениями и надписями. В VI в. он был разрушен, а на его месте император Юстиниан построил величественную мраморную базилику, остатки которой сохранились до наших дней. В 614 г. персы убили всех монахов, живших в монастыре (он существовал здесь уже с IV или V в.), и разрушили храм. На его месте в 632 г. патриархом Иерусалимским Модестом была построена новая большая церковь. Во время арабского господства в Палестине (638-1099) здесь снова существовал монастырь, окруженный теперь высокими стенами для защиты от набегов по примеру других монастырей Иудейской пустыни. Иноческое братство жило в монастыре Пастухов до XI в., когда он полностью был разрушен крестоносцами (1099-1190). С этого времени обитель окончательно запустела и существовала уже только в качестве храма-пещеры, куда приходили в те трудные времена господства арабов и турок редкие паломники.

Ну, и будем завершать наш рассказ о празднике Рождества.

Христиане Востока до IV века не отмечали его, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий. В иудейской традиции весёлое празднование такого события считалось подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20). Впрочем, правитель Галилеи Ирод Антипа, «…по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» (Мк. 6:21). Но он, как и его деспотический отец, не являлся истинным правоверным.

ФАраон и Иосиф Прекрасный

Фараон и Иосиф Прекрасный

Ирод Антипа

Ирод Антипа 

Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его Воскресения.

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года, основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения Непобедимого Солнца, который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом. С другой стороны, нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский. По другим мнениям, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника.

Непобедимое солнце_Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus, Рим, III век (Британски 

Непобедимое солнце. Штампованный серебряный диск с изображением Sol Invictus, Рим, III век.

14_Константин Великий

Константин Великий

Аврелиан

Аврелиан 

На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, отмечаемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юстиниана I (560—561 гг.). Римская церковь издревле праздновала Рождество 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день его стали отмечать и на Востоке.

15_1_Юстиниан 

Император Юстиниан 

Согласно другой точке зрения, донатисты отмечали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена.

А вот церкви в честь этого великого события появились раньше официального правздника.

Около 326 года государыня Елена, мать императора Константина Великого, совершила паломничество в Святую землю, в ходе которого посетила Вифлеем. Императрица способствовала восстановлению города, и, по свидетельству Евсевия Кесарийского, руководила строительством храма Рождества Христова.

16_Императрица Елена_Святая Елена Чима да Конельяно 1495 год 

Императрица Елена. Чим да Конельяно. 1495 год.

Евсевий Кесарийский

Евсевий Кесарийский 

Особо она выделила конкретное место в пещере, где Спаситель появился на свет. Напомню, что историк Григорий Турский (VI век) утверждал, что Вифлеемская звезда упала в колодец не в Иерусалиме, а в Вифлееме, в доме отца царя Давида Иессея: рядом с ним и родился Иисус. Сейчас этот участок пола закрыт серебряным изображением 14-лучевой (по числу 14 остановок Христа на Скорбном пути) звезды.

 Турский_1 

Григорий Турский

Звезда Вифлеема

Звезда Вифлеема

17_Звезда на месте рождения Христа

Звезда на месте рождения Христа

О событиях после явления Мессии на грешную землю – в следующих выпусках.

18_1_Храм Рождества

Храм Рождества 

Под конец послушаем псалом 90 на языке оригинала.

«Молитва Моше, человека Божьего. Владыка! Прибежищем Ты был для нас в каждом поколении. Прежде, чем появились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Всесильный! Ты доводишь человека до изнеможения и говоришь: «Возвратитесь, сыны человеческие!» Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, когда минул он, словно стража в ночи. Они текут как во сне: под утро, как сено увядают. Утром цветет и зеленеет, вечером — вянет и засыхает. Ибо от гнева Твоего мы изнемогаем, негодование Твое приводит нас в смятение. Поставил Ты грехи наши пред Собою, скрытые наши проступки — пред светочем лика Твоего. Все дни наши прошли в гневе Твоем, мы теряем лета наши, словно звук. Дней нашей жизни — семьдесят лет, а при [большой] крепости — восемьдесят лет, надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы. Кто познал силу гнева Твоего? Как и Ты, негодование Твое грозно. Научи нас вести счет нашим дням и мы наполним [наше] сердце мудростью. (13) Обратись, Господи, доколе [будешь гневаться на нас]? Пожалей рабов Своих!  Насыщай нас по утрам милосердием Своим, и будем мы петь и радоваться все годы наши! Радуй же нас за дни, [в которые] Ты заставлял нас страдать, за годы, [в которые] мы видели горе. Да откроется деяние Твое взору рабов Твоих и великолепие Твое — их детям. И да будет благоволение Господа, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди!»

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения