26 апреля 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

На мой взгляд, это очень странный праздник. Большинство христиан мира чествуют обычай, запрещенный их традицией, зато широко распространенный в иудаизме и исламе. С другой стороны, этот факт подчеркивает честность поклонников Спасителя: тем самым они признают, что Он — прирожденный иудей. Обряд показан на картине над заголовком.

Празднуется Католической церковью (Амвросианский обряд) 1 января, Православной - 1 (14) января.

В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1919 года совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).

Именно при совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иешуа, по-гречески Иисус (Яхве спасает), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.

2_Благовещещие_Евгений Амори-Дюваль Эммануэль 

Благовещещие. Евгений Амори-Дюваль Эммануэль. 

По толкованию отцов церкви, Господь принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мт. 5:17). Спаситель принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был материальным, истинным Богочеловеком, а не носителем призрачной плоти, как впоследствии учили еретики - докеты.

В новозаветное время этот обряд уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня ныне напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и, по словам апостола Павла, «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Святой Апостол Павел_Филипп де Шампень 

Святой Апостол Павел. Филипп де Шампень. 

А как воспринимали этот обычай современники Иешуа Га Ноцри?

3_Младенец Иисус_Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, 1833 год_Алексей Егоров

Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем, 1833 год. Алексей Егоров. 

Вот родился Спаситель — и мир, казалось бы, должен тотчас перевернуться вверх дном! Но олам жил своим чередом, по утвержденным некогда Самим Создателем законам — и установлениям этим обязан подчиняться и Бог Земной.

Первым из них должен быть обряд признания отцовства. Шумеры и после них жители Месопотамии знали одно слово для обозначения колена и пениса. Вот почему, когда мужчина брал себе на колени новорожденного, он признавал того законным сыном. Этот важный ритуал и проделал Иосиф с Младенцем. Далее следовало выполнить вторую, куда более важную церемонию.

4_Шумеры 

Шумеры

5_Младенец Иисус_Гвидо Ренни Святой Иосиф с младенцем

Гвидо Ренни. «Святой Иосиф с младенцем».

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк.2:21).

6_Евангелист Лука 

Евангелист Лука 

Обрезание — обычай, зародившийся задолго до евреев и вне среды их обитания. Оно было распространено среди египтян, у африканских племен, в Южной Америке, Полинезии.

7_Обрезание в Египте_Изображение обрезания или надреза в Древнем Египте

Обрезание в Египте. 

Однако именно благодаря народу избранному обряд этот стал всемирно известным и превратился в предмет многовековых дискуссий, объект похвал и насмешек.

«И сказал Бог Аврааму: ты же соблюдай завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

...Да будет у вас обрезан весь мужеский пол.

Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

...Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:9-12, 14).

8_1_Авраам и Исаак_1 

Авраам и Исаак

Обрезали каменными (кремневыми) ножами (Исх. 4:25; Нав. 5:2), потому что они кошерные (сделаны только правоверными), и это доказывает древность обычая.

9_Каменный нож

Каменный нож 

Первоначальная его суть — инициация юноши перед женитьбой, и поэтому во времена патриархов сей ритуал предназначался только для взрослых. Когда жители города Сихем захотели вступить в брак с родственницами Иакова, иудеи им поставили условие сделать обрезание. Пока те болели после этой операции, евреи их перебили (Быт. 37).

10_Город Сихем_Археологический памятник Телль-Балата, отождествляемый с древним Сихемом

Археологический памятник Телль-Балата, отождествляемый с древним Сихемом.

11_1_Иаков

Иаков 

Измаилу было 13 лет, Аврааму — 99, когда их лишили крайней плоти (Быт. 7:24 и далее).

12-Измаил прародитель арабов_Агарь с сыном Измаилом 

Агарь с сыном Измаилом, прародителем арабов. 

Над взрослым Моисеем церемонию проделала его жена Сепфора (Исх. 4:25).

13_Моисей и Сепфора_Призвание Моисея Боттичелли_фрагмент картины

«Призвание Моисея». Фрагмент картины Боттичелли.

14_Обрезание сына Моисея_Пьетро Перуджино_Ватикан_Сикстинская капелла

Обрезание сына Моисея. Пьетро Перуджино. Ватикан. Сикстинская капелла.

При Иисусе Навине обрезали взрослых мужчин (Нав. 5:2). Ритуалу подвергались все, независимо от возраста, кто хотел присоединиться к съеданию пасхального ягненка (Исх. 12:43-49).

15_Иисус Навин

Иисус Навин 

Новобрачный на иврите называется «хатан». Первоначально это слово значило и «подвергнутый обрезанию». «Хотен» означает «тесть» — «человек, который имеет зятя». Глубинный смысл этого термина: «тот, кто обрезает», производит обряд — операцию над будущим зятем.

Позднее цель обычая была забыта; иные магические, религиозные и символические интерпретации заменили первоначальное значение. Время ритуала было перенесено в детство, в результате связь с браком потерялась. Эта метаморфоза произошла, когда иудеи оказались в изгнании среди вавилонян, которые не практиковали обрезание. Обряд стали проводить раввины или отец новорожденного, если священники были недоступны.

16_Иудеи в вавилонском пленении

Иудеи в вавилонском пленении

17_1_Древний Вавилон

Древний Вавилон 

Древний народный обычай навеки стал признаком религиозной принадлежности, равно как и регулярное время молитвы, соблюдение саббат, посты, тщательное различие между разрешенной (чистой) и запретной (нечистой) пищей, изучение Писания в молельных домах-синагогах. Именно тогда сроком обрезания назначили восьмой день жизни.

...1 января 4 года до н. э. крик Младенца огласил помещение (скорее всего, синагогу в Вифлееме), когда острый кремень и руки любивших — нет, обожавших! — Его людей намеренно причинили Ему первую боль, лишив кусочка Плоти; и первые капли Крови Спасителя упали на руки Иосифа Наггара, совершавшего священный обряд. Как грустно и символично: первыми Кровь Богочеловека пролил один из самых близких Ему людей...

По преданию, краеобрезание Мессии было взято повивальной бабкой Саломеей, которая положила кусочек кожи в алебастровую коробку для масла и специй. Это тот самый сосуд, из которого тридцать три года спустя Мария Магдалина достала и полила миро на голову и ноги Спасителя (Лк.7:37; «Еванг. детства Иисуса Христа»).

18_Магдалина с коробочкой_Карло Дольчи 

Магдалина с коробочкой. Карло Дольчи.

19_Мария Магдалина помазывает ноги Христу_

Мария Магдалина помазывает ноги Христа.

Откуда же пошел этот странный для нас обычай?

Почитание фаллоса имеет древнейшие традиции, которые сохранились в иудаизме. В древнеегипетском храме Карнак на одном из обелисков надпись в честь победы фараона Мернептаха над ливийцами в 1300 году до н.э. гласит: добыто в сражении детородных органов ливийских военачальников — 6, простых солдат — 6539, этрусков — 542, греков — 611.

21_Фаллические столбы в Ханаане

Фаллические столбы в Ханаане

20_Мумия фараона Менетпы_Голова мумии фараона Мернептаха_1

Голова мумии фараона Мернептаха

22_Обелиск храма Карнак_Обелиск Хатшепсут

Обелиск храма Карнак 

В качестве приданого за свою дочь Мелхолу царь Саул назначил Давиду добыть сто краеобрезаний филистимских, тот принес двести (1 Цар. 18:25-27).

Давид и Саул_

Давид и Саул

24_Царица Мелхола

Царица Мелхола и Давид

Как ни странно, священная крайняя плоть или, по латыни, Священный Препуций – до сих пор одна из самых почитаемых реликвий, связанных с Христом. Анатомически это - часть кожи полового члена Иисуса, появившаяся в результате Его обрезания.

В «Арабском евангелии детства» старуха-еврейка из Иерусалима, пришедшая принять роды Христа, совершает и обрезание, забирая Священный Препуций либо (как оговаривает автор апокрифа) пуповину. Хотя, вряд ли неизвестная акушерка жила со Святым семейством восемь дней. Вдобавок она не имела права совершать такой обряд.

100_Евангелие детства

«Арабское Евангелие детства» 

Более правдоподобной выглядит версия другого предания – «Евангелия детства Иисуса Христа». Дочка и помощница повитухи Геломы Саломея вполне могла присутствовать при обряде и положить священную крайнюю плоть в алебастровую коробочку, которую потом передала своей (по одному из преданий) дочери Марии Магдалине.

26_Саломея_

Саломея 

У этого кусочка Плоти Богочеловека своя любопытная история.

Первые сведения о Священном Препуции как реликвии начали появляться в Средние века. 25 декабря 800 года Карл Великий якобы передал его римскому папе Льву III. Франскский император, вероятней всего, получил реликвию от императрицы Византии, с которой он вел переговоры о браке (тот не состоялся).

27_Карл Великий 

Карл Великий 

Препуций был выкраден из Рима во время разграбления в 1527 году, после чего он якобы был снова найден в 1557 году в тюремной камере, в которой находился один из солдат, участвовавших в этом событии. Вплоть до 1983 года крайняя плоть хранилась в посёлке Кальката до тех пор, пока его не выкрал местный священник.

28_Средневековый Рим_

Средневековый Рим 

Крайней Плоти Господней приписываются многочисленные чудодейственные свойства. В эпоху Возрождения в сотнях церквей бахвалились тем, что имеют подобную реликвию. Женщины, хотевшие иметь детей, молились этим святым кусочкам Тела Христова. Одна из реликвий хранится во французском городе Шартр и действительно исцелила тысячи женщин от бесплодия. Возможно, это и есть подлинник, чудесным образом дошедший до нас из алебастровой коробки бабки-повитухи...

29_Препуций в Шартре

Препуций в Шартре 

В наши дни известно в общей сложности 18 препуциев, кои хранятся в городах Ле-Пюи-ан-Веле, Сантьяго-де-Компостела, Антверпен, Шартр, Хильдесхайм, Шарру, Мец, Конк, Лангре, Фекане, Кальката и других. 

В итальянском посёлке Кальката в день Обрезания Господня ежегодно проходили праздничные шествия, в ходе которых препуций проносился по улицам. С 1983 года в связи с кражей реликвии традиция была прервана.

Кальката Италия

Одна из улочек поселка Кальката. Современный вид.

О том, почему обрезанию придавали такое значение иудеи и почему оно вызывало неприятие у других народов - во 2-й части этого выпуска. Сейчас же послушаем отрывок из библейской книги «Песнь песней» (автор, по преданию, - Соломон), самой эротичной в Танахе – Ветхом Завете.

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 6.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения