08 февраля 2023, среда
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

В I веке до н.э. только один город в мире был священным для иудеев. Столетие спустя он стал главным для христиан, полутысячелетием позже — и для мусульман. Название ему — Иерусалим. В жизни Иисуса он сыграл чрезвычайно важную роль. Впервые Искупитель попал туда еще будучи Младенцем, так как Его родители, правоверные иудеи, обязаны были представить Его в Храме Его Небесному Отцу.

Что же увидели там Мариам и Иосиф Обручник – а, может, и Сам Ребенок, если верить преданию, бывший вполне разумным уже во младенчестве? 

2_СВятое Семейство на пути в Иерусалим

Святое Семейство на пути в Иерусалим 

Много сакральных поселений в Святой земле, но священнее Иерусалима нет. В 1996 году израильтяне торжественно отпраздновали его трехтысячелетие. Странно: люди обычно преувеличивают возраст своих поселений, а евреи поступили наоборот - преуменьшили. Святой город трех мировых религий гораздо старше. Египетский историк Манефон приписывал основание Иерусалима гиксосам - кочевым племенам, завоевавшим в 1800 году до н.э. Египет. 

3_1_Гиксосы

Гикcосы 

Он упоминается в XIV веке до н.э. в табличках Тель-эль-Амарны как Уру-Салиму.

4_Таблички Тель Амарны

Таблички Тель-Амарны 

Уже во времена Давида крепость Иевус (Нав.18:28), названная вновь по имени родоначальника племени иевусеев, считалась древней; она была возведена на месте знаменитого Салима, где царем и первосвященником был легендарный Мелхиседек. 

5_Мелхиседек_Мелхиседек благословляет Авраама

Мелхиседек благословляет Авраама 

В центре города высится гора Мориа, где Авраам приносил в жертву Исаака.

6_Гора Мориа

Гора Мориа

7_Авраам и Исаака_Джованни Ланфранко. Авраам и Исаак

Авраам и Исаак. Художник Джованни Ланфранко. 

Жертвенный алтарь, где Яхве заменил отрока на ягненка, ныне укрыт куполом мечети Скалы, которая занимает часть бывшей территории Храма.

КУПОЛ СКАЛЫ_

Мечеть Купол Скалы

Салим традиционно переводится как «мир»; по другому толкованию, имя образовано от бога Шалема и значит «основание бога» или «процветающий».

Владевший стратегически важной крепостью родоначальник племени иевусеев дал ей свое имя - Иевус. С тех пор она была неприступна; лишь непобедимому царю Давиду и его лучшему военачальнику Иоаву удалось взять твердыню с помощью военной хитрости.

10_Царь Давид, играющий на арфе первая четверть 17-го века. Работа Доменикино

Царь Давид, играющий на арфе. Первая четверть 17-го века. Работа Доменикино.

11_Иоав_«Иоав убивает Амессая». Гравюра Каспара Лёйкена.

«Иоав убивает Амессая». Гравюра Каспара Лёйкена. 

«И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид» (2 Цар.5:6). Цитата имеет для нас весьма темный смысл – но как раз в нем дополнительное доказательство историчности и подлинности этого отрывка Библии! Иевусеи принадлежали к народу хеттов, которые имели интересный колдовской обряд. Перед воинами до начала боевых действий проводили слепого и глухого. Жрец заклинал: «Смотрите! вот слепой и глухой. Кто бы ни сделал зла царю и царице, пусть им овладеют эти заклятия! Пусть оглушат его, как глухого!»

12_1_Хетты

Хетты 

Не помогло хеттам их волшебство; их боги не устояли против Яхве; «слепые и хромые» не справились с бойцами Псалмопевца... Через подземный канал, ведущий через подземное же водохранилище до вершины скалы, Иоав, полководец и кузен царя, с группой смельчаков проникли в неприступный город и открыли ворота.

13_1_Тоннель 

Подземный тоннель в Иерусалиме 

«...Давид взял крепость Сион: это - город Давидов.

И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давидову. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень.

И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри» (2 Цар.5:7-9).

14_Город Давида ректонструкция_Город Давида на макете Иерусалима периода Второго Храма 

Город Давида, реконструкция

15_Развалины города Давида

Развалины города Давида 

Своей новой столице победоносный израильский владыка дал имя Ерушалаим – «основание» или «жилище мира». Еще одно название – Сион («солнечный, блестящий») - тоже вошло в историю; от него образовался пресловутый «сионизм». Вообще-то так в те времена называли любой укрепленный холм или крепость и, в частности, самый южный из холмов, на которых построен был Иевус и где располагались главные укрепления, взятые Иоавом. Именно на этой возвышенности и были возведены дворец Соломона, названный «домом лесов ливанских», а потом великолепный дворец Ирода. Храм и его предместья на горе Мориа иудеи также стали называть Сионом – по имени соседнего холма. Означенное название ныне иносказательно прилагается к Церкви – и земной, и небесной, – как две тысячи лет назад к Храму Яхве. Выражение «дщерь Сиона» означает сам город Иерусалим.

16_1__Дворец Соломона реконструкция

Дворец Соломона, реконструкция

17_1_Развалины дворца Ирода в Иересалиме

Развалины дворца Ирода в Иерусалиме 

Ерушалаим был легендой даже во времена Давида. Он возвышался короной на голове у гиганта - могучего горного хребта, казался чем-то единым с облаками и небесной твердью. Скалистое плато Мориа почиталось как самое сакральное место в регионе. Сюда приходили хананеи, чтобы молиться своему верховному божеству. Шалема заменил глава хананейского пантеона Элу, которого почитали и иевусеи. Словом, Ерушалаим был более чем достоин стать священной цитаделью Яхве, который низложит мелких хананейских божков и будет безраздельно владычествовать в Своем Святом граде.

18_Вид Иерусалима сверху

Вид Иерусалима сверху. Слева - направо: район Храма, долина Хинном, долина Кедрон, город Давида.

Иерусалим стал религиозной и административной столицей Израиля. Однако он был не так уж богат. Большинство поселений его размера в те времена располагались на великих торговых путях, по которым перегонялось богатство Ближнего Востока на палестинские рыночные площади, в сундуки купцов и сокровищницы местных князей. Иерусалим, напротив, стоял несколько в стороне от многолюдных торговых артерий.

19_Торговые пути Палестины Верный вар

Торговые пути Палестины в древности и походы Давида

Во времена Давида людей к нему привлекал вовсе не соблазн обогащения, а неприступность. Город расположен на узком отроге скалы, ответвлявшейся от главного хребта центрального Ханаана. Отрог окружен обрывистыми ущельями с запада, юга и востока. Войска, появлявшиеся на склонах, уничтожались меткой стрельбой с огромных башен, возвышавшихся над стенами. Попытки штурмовать крепость напрочь разбивались о громадные бледно-медовые стены из местного камня, глубоко врытые в неподатливую каменистую почву.

20_Схема Иерусалима времен Давида 

Схема Иерусалима времен Давида, Соломона и Иезекии.

21_Осада Иерусалима_

Осада Иерусалима 

Самым неотложным и грандиозным делом Давида стало расширение Милло с целью существенно увеличить территорию для поселения горожан. Первоначальный известняковый отрог, на котором хетты воздвигли Иевус, имел небольшие размеры. Площадь города была весьма ограничена, население же постоянно росло. Чтобы обеспечить добавочное жилое пространство, иевусейские инженеры создали Милло – ряд террасированных уступов, состоящих из бастионов на скалистой основе с земельным наполнителем. Уступы эти были частью обрывистого восточного склона, как раз над источником Гихон. На их рукотворных террасах были построены дома, и люди с благоговением заселили это архитектурное чудо. Понятно, что Милло постоянно размывался проливными дождями, и в конце концов ему грозило падение из-за смещения земляных пластов и естественного повреждения опорных каменных стен. Поэтому его регулярно ремонтировали. Под техническим руководством финикийцев и с помощью иевусеев Псалмопевец усовершенствовал и расширил террасы так, чтобы можно было воздвигнуть большее количество зданий для нового населения.

22_источник Гихон_Источник Гихон в Кедронской долине, у подножия Города Давида

Источник Гихон

22_Источник Гихон_1

Источник Гихон (современный вид)

23_1_Милло развалины

Развалины Милло 

С эпохи Давида осталось традиционное для иудеев деление поселений на четыре квартала (что отражено во втором названии Хеброна: Кириат Арба – город четырех частей). В Иерусалиме были Верхний, Нижний, Старый и Новый города, то бишь кварталы. 

Иерусалим реконструкция времен Давида

Реконструкция Иерусалима времен Давида 

Мало изменились за тысячу лет между Соломоном и Христом погодные условия, которые сильнее всего влияют на архитектуру и образ жизни. Решающее значение для Святой земли имел и имеет дождь, так как от него зависит существование оседлого поселения. В Палестине количество падающей с неба влаги уменьшается с заката на восход и с севера на юг. Уже в десятке верст к востоку от Иерусалима осадков выпадает всего двадцать сантиметров в год – в результате обычная пшеница не способна там расти без орошения. Именно здесь пролегает граница между сравнительно плодородной зоной вокруг Святого города и пустыней.

Иерусалим окружен коричневой почвой, типичной для Средиземноморья, а чуть дальше к западу и северу начинаются регионы с красной землей. Оба эти вида почвы образованы разложением известняка, который лежит под ними, и растительным гумусом. К западу от столицы (официально она на рубеже двух эр была в Кесарии, но иудеи считали ею Иерусалим) текут до тридцати ручьев, к востоку – два. Их наличие позволяет не так зависеть от погоды.

25_Открестности Иерусалима современный вид с Храмовой горы

Окрестности Иерусалима (современный вид с Храмовой горы)

В Иерусалиме прохладно зимой, четыре месяца в году средняя температура стоит ниже пятнадцати градусов тепла по Цельсию, почти каждый год выпадает легкий снег. Он не лежит долго, так что на почве практически не бывает заморозков. С другой стороны, там не случается чрезмерной жары – максимум тридцать градусов, а средняя – градусов на пять поменьше. Иностранцы–северяне, испытывая жару в первой половине утра, пока не подует освежающий бриз, считают Иерусалим очень жарким. Местные лишь усмехаются. Однако и те, и те хорошо спят, ибо ночи здесь прохладные; даже в июле температура падает с наступлением темноты на одиннадцать градусов.

26_Реконтсркция Иерусалима времн второго храса старый город

Реконструкция Иерусалима времен Христа – Старый город 

Самый неприятный каприз здешней погоды – очень плохой ветер, называемый на иврите «шарав» («засуха»). Арабы обозвали его «хамсин» – «пятьдесят», по числу дней в году, в которые он постоянно дует. Высокая температура сопровождается резким падением влажности, до половины среднего уровня, и изменениями атмосферного электричества. От подобного «коктейля» люди становятся нервными и агрессивными, как от большого количества неразбавленного вина. Обычно превалирующие в Иерусалиме западные ветры заменяются в этот период теми, что дуют с противоположного направления. «Жгучий ветер несется с высот пустынных» (Иер.4:11). «...Как восточным ветром развею их пред лицем врага» (Иер.18:17).  «Шарав» приносит пыль за сотни верст с востока: «Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен» (Втор.28:24).

27_Пророк Иеремия 

Пророк Иеремия

28_Пыльная буря

Пыльная буря 

На той территории вокруг стольного града, где дожди выпадают постоянно, растительность пышна, как на берегу Великого моря (так в I веке называли Средиземное); и эта зона тянется на восток до последних перед пустынею деревень, а на запад до Иберии – Испании. 

29_Растительность

Растительность в Израиле на берегу Средиземного моря 

Продолжение рассказа о Святом граде – в следующей части.

В нарушение уже сложившейся традиции предлагаю послушать не древнюю, а современную песню об Иерусалиме в исполнении великих певцов Сальвадора Адамо и Моран, популярную во всем мире. У нее два названия: «Иерусалим» и « Иншалла» (по-арабски «как велит Всевышний»). Она повествует о многострадальной судьбе еврейского народа и самого известного города на земле, который на протяжении по мере 800 лет принадлежал хананеям и иевусеям, потом одиннадцать веков – евреям, более четырехсот лет римлянам и византийцам, свыше тринадцати веков мусульманам (арабам, сельджукам, туркам) и в 1947 году вернулся к народу избранному.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения