Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.
Давайте глянем на Иерусалим глазами членов Святого Семейства, каким он был в начале 4 года до нашей эры, еще не названной христианской. Будем говорить не только об архитектуре, но и о его обитателях (как он выглядит сейчас, показано над заголовком).
Как и в дни Давида, основное население Ерушалаима в эпоху Христа составляли правоверные иудеи. Правда, иностранцев стало куда больше.
Чуть позднее описываемого мною события, после отправки в ссылку тетрарха Архелая в 6 году, здесь обосновались на постоянной основе римские войска и чиновники, сменившие аборигенов – иевусеев и хеттов, а также других оккупантов – ассирийцев, вавилонян, персов, и дополнившие греков и сирийцев. Евреи в Иерусалиме не только местные, но и приехавшие из заграницы. Последние оставались там надолго. Многие из них были эллинизированы.
Древние иудеи
Главная и особая черта неофициальной столицы – ее принадлежность всем иудеям в олам. Важнейшие религиозные церемонии можно совершать только в Храме; местный синедрион – единственный официальный толкователь отечественных законов. Святилище содержится на средства всех евреев – живущих и на Святой земле, и в «рассеянии» - диаспоре.
Синедрион
К началу царствования Ирода рост населения был остановлен недостатком воды. Город находился на вершине центрального водораздела страны, и количество источников было ограничено. Правитель стремился увеличить число горожан, заполнять каналы и пруды в своем новопостроенном гигантском дворце. Он расширил уже имевшиеся и соорудил немало новых дождесобирательных цистерн, удлинил (с 25 с половиной до 67 километров) старый низколежащий акведук из Этама, который стал давать в два раза больше воды. Количество иерусалимцев сразу тоже удвоилось: с тридцати пяти до семидесяти тысяч, а к 30 году, когда казнили Христа, по некоторым сведениям, до 120 или даже 200 тысяч.
Цистерна
Восстановленный портрет Ирода
Из отрогов Хевронского нагорья к югу от Иерусалима по гигантскому по тем временам водоводу живительная влага поступала к южной городской стене и собиралась в большой водосборный бассейн, расположенный в Генномском овраге.
Хевронское нагорье (современный вид)
Акведук в Иерусалиме (вид сверху)
Долина (овраг) Геннома
Далее по системе акведуков вода поднималась вверх и поступала по второй водосборник – Мигдалон. Он обслуживал построенный в западной части города роскошный царский дворец. Сегодня там уже нет никакой воды, но еще в конце 19 века она в нем имелась.
Бассейн Мигдалон
Еще несколько бассейнов было построено Иродом во время реконструкции иерусалимского Храма и Храмовой горы. Самый крупный из них, известный как Биркат Исраэль, располагался в северной части города и в настоящее время скрыт под плитами мостовой и постройками в Арабском квартале.
Арабский квартал современного Иерусалима
Неподалеку раскопаны остатки бассейна, известного как Овечьи пруды или Вифезда (на иврите Бейт Хесда). Построенный рядом с Овечьим рынком еще во времена правления Хасмонеев, он первоначально служил для мытья скота, приводимого в город на продажу. Впоследствии было обнаружено, что воды ручья, наполнявшего этот волоем, обладают якобы целебными свойствами, и здесь были построены лечебные купальни. Там целил Иисус.
Купальня Вифезда
Иисус целит в купальне Вифезда
В нескольких сотнях метров от Вифезды находятся остатки еще одного бассейна -Струтион. Во времена Хасмонеев он снабжал водой крепость Бира. Ирод приказал разрушить старую постройку, вместо которой неподалеку расположил крепость Антония, где разместил гарнизон. Тиран всегда боялся покушений, а кроме того, присутствие в Иерусалиме крупного воинского подразделения внушало страх жителям и способствовало покою и порядку. Для безопасности крепости царь приказал в северной ее части вырыть глубокий ров, который пересек хасмонейский канал, подававший воду на Храмовую гору. Чтобы не дать воде заполнить ров и чтобы снабдить водой цитадель, Ирод строит перед ним небольшой бассейн, который назвали Струтион по имени бывшей хасмонейской Стратоновой башни.
Реконструкция: Крепость Антония
Бассейн Струтион
Помимо больших водосборных бассейнов в различных местах города найдены цистерны для хранения воды в богатых домах и общественных постройках. Они имели, как правило, куполообразную или же прямоугольную форму с отверстием в потолке, через которое в них на веревках опускали емкость и наполняли ее водой. Если цистерну строили достаточно глубокой, то вдоль ее стен вырубались ступени, по котором можно было спуститься за водой или же очистить водоем от накопившейся грязи.
Подземное водохранилище
Спуск в водоем
Кроме водопровода действовала система стока и канализации. Во время раскопок в «городе Давида» под иродианской улицей были обнаружены подземные дренажные сооружения, ведущие от южной стены Храмовой горы к Генномскому оврагу. Возможно, сточные воды использовались для удобрения и орошения полей и плантаций. Во время разгрома Иерусалима римлянами в 70 году здесь прятались жители и защитники города, которых легионеры находили, выволакивали наружу и убивали.
Развалины «города Давида»
Развалины после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году
Силоамский бассейн (Шилоах) Ирод расширил и к нему добавил еще один водный резервуар, остатки ступеней которого можно увидеть в парке «города Давида». Скорее всего, это водоем предназначался для ритуальных омовений паломников, поднимающихся в иерусалимский Храм. Из него же священники брали воду для возлияний на храмовый жертвенник в праздник Суккот, моля Всевышнего, чтобы Он послал дождь на землю Израиля.
Служители Храма
Парк «Город Давида»
Бассейн Шилоах (Силоамская купель) на макете иродианского Иерусалима в Музее Израиля представлен внизу.
Макет бассейна Силоам
Автор проекта, профессор Михаэль Ави-Йона, работавший над созданием макета в 60-е годы, не мог знать, как выглядели ступени бассейна, найденного археологами лишь в 2004 году. Поэтому его реконструкция, сделанная по описаниям, отличается от реального вида водоема.
Бассейн Силоам после раскопок
Весьма кардинально изменился облик Иерусалима при Ироде. Появились новые дома и кварталы, были построены театр и ипподром. Роскошные жилища городской знати разместились в Верхнем городе, в то время как в Нижнем находились кварталы городской бедноты и проживавших там язычников.
Макет Иерусалима I века (Нижний город)
Остатки театра в Иерусалиме
Ипподром на макете Иерусалима
В северо-западной части столицы построили великолепный дворец, в северной части которого стояли три сторожевых башни, Фазаэль, Гиппикус и Мирьям, названные так в честь брата царя, его друга и любимой жены, казненной по его приказу.
Реконструкция: Три башни
Одной из отличительных особенностей построек Ирода является своеобразная обработка и отшлифовка каменных блоков, используемых для наружных стен. Они достигали поистине гигантских размеров, до 10-13 метров в длину, 4-5 метровой толщины и весом до 500 тонн! Больше их только блоки в Баальбекской веранде в Ливане!
Блоки храмовой стены в подземелье
Трилитон в Баальбеке
Блоки в Баальбекской веранде
В ходе раскопок в Старом городе был обнаружен участок древнего Иерусалима с остатками построек, среди которых выделяется здание, где, по предположению ученых, жил Коэн а-Гадоль – храмовый первосвященник. В год гибели Христа это был Иосиф Каиафа.
Развалины резиденции Каиафы (за аркой)
Первосвященник Иосиф Каиафа
Неизменным атрибутом любого богатого дома считалась микве – ванна для ритуальных омовений. Большое их количество различного размера можно увидеть и в остатках иродианского квартала Верхнего города. Интересно, что маленькие миквы устанавливались и в детских покоях богатых домов, полы которых были украшены мозаиками.
Остатки микве
Фрагмент детской комнаты с мозаичным полом и микве
Продолжение экскурсии по Иерусалиму времен Христа – в следующей части.
А пока для разнообразия послушаем не древний гимн, а современную песню на иврите «Золотой Иерусалим» в исполнении уже известной нам великой израильской певицы Офры Хазы.
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.