25 апреля 2024, четверг
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Давайте глянем на Иерусалим глазами членов Святого Семейства, каким он был в начале 4 года до нашей эры, еще не названной христианской. Будем говорить не только об архитектуре, но и о его обитателях (как он выглядит сейчас, показано над заголовком).

Как и в дни Давида, основное население Ерушалаима в эпоху Христа составляли правоверные иудеи. Правда, иностранцев стало куда больше.

Чуть позднее описываемого мною события, после отправки в ссылку тетрарха Архелая в 6 году, здесь обосновались на постоянной основе римские войска и чиновники, сменившие аборигенов – иевусеев и хеттов, а также других оккупантов – ассирийцев, вавилонян, персов, и дополнившие греков и сирийцев. Евреи в Иерусалиме не только местные, но и приехавшие из заграницы. Последние оставались там надолго. Многие из них были эллинизированы.

2_Древние иудеи (1)

Древние иудеи 

Главная и особая черта неофициальной столицы – ее принадлежность всем иудеям в олам. Важнейшие религиозные церемонии можно совершать только в Храме; местный синедрион – единственный официальный толкователь отечественных законов. Святилище содержится на средства всех евреев – живущих и на Святой земле, и в «рассеянии» - диаспоре.

3_Синедрион_картинка 

Синедрион 

К началу царствования Ирода рост населения был остановлен недостатком воды. Город находился на вершине центрального водораздела страны, и количество источников было ограничено. Правитель стремился увеличить число горожан, заполнять каналы и пруды в своем новопостроенном гигантском дворце. Он расширил уже имевшиеся и соорудил немало новых дождесобирательных цистерн, удлинил (с 25 с половиной до 67 километров) старый низколежащий акведук из Этама, который стал давать в два раза больше воды. Количество иерусалимцев сразу тоже удвоилось: с тридцати пяти до семидесяти тысяч, а к 30 году, когда казнили Христа, по некоторым сведениям, до 120 или даже 200 тысяч.

4_Цистерна_1 

Цистерна

5_Восстановлнный портрет Ирода

Восстановленный портрет Ирода

Из отрогов Хевронского нагорья к югу от Иерусалима по гигантскому по тем временам водоводу живительная влага поступала к южной городской стене и собиралась в большой водосборный бассейн, расположенный в Генномском овраге.

6_Хевронское нагорье

Хевронское нагорье (современный вид)

7_Акведук_1

Акведук в Иерусалиме (вид сверху)

8_Долина Геннома

Долина (овраг) Геннома 

Далее по системе акведуков вода поднималась вверх и поступала по второй водосборник – Мигдалон. Он обслуживал построенный в западной части города роскошный царский дворец. Сегодня там уже нет никакой воды, но еще в конце 19 века она в нем имелась.

Мигдалон_возможно

Бассейн Мигдалон 

Еще несколько бассейнов было построено Иродом во время реконструкции иерусалимского Храма и Храмовой горы. Самый крупный из них, известный как Биркат Исраэль, располагался в северной части города и в настоящее время скрыт под плитами мостовой и постройками в Арабском квартале.

9_Арабский квартал_2

Арабский квартал современного Иерусалима 

Неподалеку раскопаны остатки бассейна, известного как Овечьи пруды или Вифезда (на иврите Бейт Хесда). Построенный рядом с Овечьим рынком еще во времена правления Хасмонеев, он первоначально служил для мытья скота, приводимого в город на продажу. Впоследствии было обнаружено, что воды ручья, наполнявшего этот волоем, обладают якобы целебными свойствами, и здесь были построены лечебные купальни. Там целил Иисус.

10_Купальня вифезда

Купальня Вифезда

11_Иисус целит в купальне Гифезда

Иисус целит в купальне Вифезда 

В нескольких сотнях метров от Вифезды находятся остатки еще одного бассейна -Струтион. Во времена Хасмонеев он снабжал водой крепость Бира. Ирод приказал разрушить старую постройку, вместо которой неподалеку расположил крепость Антония, где разместил гарнизон. Тиран всегда боялся покушений, а кроме того, присутствие в Иерусалиме крупного воинского подразделения внушало страх жителям и способствовало покою и порядку. Для безопасности крепости царь приказал в северной ее части вырыть глубокий ров, который пересек хасмонейский канал, подававший воду на Храмовую гору. Чтобы не дать воде заполнить ров и чтобы снабдить водой цитадель, Ирод строит перед ним небольшой бассейн, который назвали Струтион по имени бывшей хасмонейской Стратоновой башни.

12_Молель крепости Антония 

Реконструкция: Крепость Антония

13_Бассейн Струтион_1

Бассейн Струтион 

Помимо больших водосборных бассейнов в различных местах города найдены цистерны для хранения воды в богатых домах и общественных постройках. Они имели, как правило, куполообразную или же прямоугольную форму с отверстием в потолке, через которое в них на веревках опускали емкость и наполняли ее водой. Если цистерну строили достаточно глубокой, то вдоль ее стен вырубались ступени, по котором можно было спуститься за водой или же очистить водоем от накопившейся грязи.

14_Подземное водохранилище

Подземное водохранилище

15_Спуск в водоем

Спуск в водоем 

Кроме водопровода действовала система стока и канализации. Во время раскопок в «городе Давида» под иродианской улицей были обнаружены подземные дренажные сооружения, ведущие от южной стены Храмовой горы к Генномскому оврагу. Возможно, сточные воды использовались для удобрения и орошения полей и плантаций. Во время разгрома Иерусалима римлянами в 70 году здесь прятались жители и защитники города, которых легионеры находили, выволакивали наружу и убивали.

16_Развалины города Давида

Развалины «города Давида»

17_Развалины после_1

Развалины после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году 

Силоамский бассейн (Шилоах) Ирод расширил и к нему добавил еще один водный резервуар, остатки ступеней которого можно увидеть в парке «города Давида». Скорее всего, это водоем предназначался для ритуальных омовений паломников, поднимающихся в иерусалимский Храм. Из него же священники брали воду для возлияний на храмовый жертвенник в праздник Суккот, моля Всевышнего, чтобы Он послал дождь на землю Израиля.

18_Служители храма_2

Служители Храма

19_Парк город Давида_1

Парк «Город Давида» 

Бассейн Шилоах (Силоамская купель) на макете иродианского Иерусалима в Музее Израиля представлен внизу.

20_Макет бассена Силоам

Макет бассейна Силоам 

Автор проекта, профессор Михаэль Ави-Йона, работавший над созданием макета в 60-е годы, не мог знать, как выглядели ступени бассейна, найденного археологами лишь в 2004 году. Поэтому его реконструкция, сделанная по описаниям, отличается от реального вида водоема.

21_Бассейн Силоам после раскопок

Бассейн Силоам после раскопок 

Весьма кардинально изменился облик Иерусалима при Ироде. Появились новые дома и кварталы, были построены театр и ипподром. Роскошные жилища городской знати разместились в Верхнем городе, в то время как в Нижнем находились кварталы городской бедноты и проживавших там язычников.

22_Макет_карта Иерусалима_2 1 века 

Макет Иерусалима I века (Нижний город)

25_Таетр в Иерусамлиме Кесария

Остатки театра в Иерусалиме

24_Макет Ипподрома в Иерусалиме

Ипподром на макете Иерусалима 

В северо-западной части столицы построили великолепный дворец, в северной части которого стояли три сторожевых башни, Фазаэль, Гиппикус и Мирьям, названные так в честь брата царя, его друга и любимой жены, казненной по его приказу.

26_Три башни реконструкция

Реконструкция: Три башни 

Одной из отличительных особенностей построек Ирода является своеобразная обработка и отшлифовка каменных блоков, используемых для наружных стен. Они достигали поистине гигантских размеров, до 10-13 метров в длину, 4-5 метровой толщины и весом до 500 тонн! Больше их только блоки в Баальбекской веранде в Ливане!

27_Блоки храмой стены а подземелье

Блоки храмовой стены в подземелье

28_Блоки в Баальбеке

Трилитон в Баальбеке

29_Трилитон в Баальбеке

Блоки в Баальбекской веранде 

В ходе раскопок в Старом городе был обнаружен участок древнего Иерусалима с остатками построек, среди которых выделяется здание, где, по предположению ученых, жил Коэн а-Гадоль – храмовый первосвященник. В год гибели Христа это был Иосиф Каиафа.

31_Реконструкция резиденции Каиафы

Развалины резиденции Каиафы (за аркой)

30_каиафа

Первосвященник Иосиф Каиафа 

Неизменным атрибутом любого богатого дома считалась микве – ванна для ритуальных омовений. Большое их количество различного размера можно увидеть и в остатках иродианского квартала Верхнего города. Интересно, что маленькие миквы устанавливались и в детских покоях богатых домов, полы которых были украшены мозаиками.

32_Осатки микве

Остатки микве

33_Фрагмент дет комнаты

Фрагмент детской комнаты с мозаичным полом и микве 

Продолжение экскурсии по Иерусалиму времен Христа – в следующей части.

А пока для разнообразия послушаем не древний гимн, а современную песню на иврите «Золотой Иерусалим» в исполнении уже известной нам великой израильской певицы Офры Хазы.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения