Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.
Как и обещал, продолжаю рисовать картину, представшую перед глазами членов Святого Семейства, посетивших Иерусалим в начале 4 года до н.э. Как мог выглядеть Святой город во время осады его Иродом в 37 году до н.э., показано над заголовком.
Следует также учесть, что за весь период жизни Христа и город, и Храм достраивались, так что некоторые описанные мной места или еще не существовали, или были в процессе возведения.
Грандиозная строительная политика Ирода поражает.
Схема строек в Иерусалиме при Ироде
Конечно, в первую очередь узурпатор заботился о своих удобствах. Его великолепный дворец был искусственно поднят на огромном нижнем обрезе стены 3 метра высотой, 60 метров шириной и 300 метров длиной. От каждой из четырех сторон величественного сооружения шли улицы.
Реконструкция дворца Ирода
Развалины дворца Ирода
Царские архитекторы, как было принято в Иудее, тоже сформировали четырехугольную решетку городских магистралей.
В 21 году до н. э. Ирод начал строить Кесарию, завершил 12 лет спустя. Еще через три года он сделал ее столицей царства вместо Иерусалима.
Кесария сейчас. Национальный парк.
Реконструкция порта Кесарии I века
Акведук Ирода в Кесарии
Потеряв гражданскую власть, Ерушалаим сохранил духовную. Сюда присылали подать в полшекеля (или греческую дидрахму) с Иудеи и со всей диаспоры, эти огромные суммы поддерживали местную экономику. Город также обладал обширными землями, описанными в 152 г. до н. э. как «Иерусалим и его окрестности» (1 Мак.10:31). Район этот или «топархия» назывался Орейна (большинство переводчиков Луки передают его как «нагорная страна» (Лк.1:39), то есть «страна холмов».
Монета в полшекеля
Греческая дидрахма
«Нагорная страна» в Израиле
Ерушалаим считался самым крупным и значительным поселением в Иудее, а Плиний Старший утверждал даже, что на всем Востоке. В 30 году, когда казнили Христа, как я уже упоминал, по разным сведениям, в нем проживало от 120 до 200 тысяч человек.
Распятие
Самое, конечно, грандиозное творение Ирода – иерусалимский Храм, который был еще огромнее, чем царские хоромы. О нем речь впереди.
К югу от Храма под холмом Сион соединялись две низменности, окружавшие город с трех сторон. С запада и юга – «долина сыновей Енома – бар Еном – геенна», культовое место Молоха сейчас более известного как долина или овраг Геннома. Имя это, как его расшифровали некоторые ученые, на древнееврейском – попытка перевести шумерскую фразу БАР–ЕРУМ – «ножны для пениса», то есть «влагалище». Сейчас это слово ассоциируется с понятиями «пекло», «вечное пламя». Со времен Давида в течение чуть ли не трех тысячелетий здесь сжигали мусор.
Долина Геннома. Современный вид.
Огромный каньон отделялся от долины и прорезал пустыню на юг и восток к бассейну Мертвого моря – «кишкам земли». Он-то и считался первоначально «долиной смертной тени», как ее древнеиудейское название «салмавет» не совсем точно переведено в Псалтире (Пс.22:4) и других книгах Библии. Истинное значение оригинального шумерского термина САЛА–МУД – «родовой путь, канал». Вот почему бог плодородия Молох требовал именно здесь устраивать церемонии «посвящения спермы» - отдавать ему детей в жертву. Понятно, отчего Давид в своих гимнах молил бога-пастыря Яхве провести его через проклятую долину с помощью «жезла и посоха», так что Псалмопевец «не убоится зла» (Пс.22:4). Как хрупкое тельце новорожденного требует нежной, но крепкой и уверенной руки повитухи и приходит в олам через влагалище, так Давид нуждался в Божьей руке, которая провела бы его через языческий «родовой путь» к духовному возрождению.
Молох
Царь Давид. Valentin de Boulogne. France 1591-1632.
Арабы до сих пор называют каньон Долиной огня. Солнце поднимает температуру в этой пропасти до немыслимой жары. Нижний конец «геенны» упирается в Мертвое море, самое близкое место на земной поверхности к производящим печам, как считали древние, земной матки. Вдобавок там регулярно на протяжении веков сжигали городской мусор. Поздние теологи соединили этот жар, к которому возвращались души для очищения и возрождения, с возмездием за совершенные грехи, так что «долина сыновей Енома», геенна, ныне ассоциируется с адским огнем. Это противоречит верованиям культа плодородия, но вполне соответствовало и ныне соответствует воззрениям иудеев, ессенов, а теперь и христиан, и мусульман.
Геенна – адское пламя
Вторая – Кедронская - долина получила имя от некогда протекавшей по ней полноводной реки («кедрон» – «чернота», то есть «темная, глубокая»). В эпоху Христа русло заполнялось водой лишь после сильных дождей, оставаясь сухим большую часть года. Еще эту низменность называли Иосафатовой долиной в честь древнего владыки (чье имя означало на иврите «Бог есть судия!»). Сын царя Асы прославился двумя крупными победами над идумеями, моавитянами и аммонитянами; первая из них была одержана как раз у Кедрона. Там же погребли Иосафата после четвертьвекового счастливого правления.
Кедронская долина. Современный вид.
Вид на юг с нынешних стен Старого города на древнюю часть Иерусалима и долину Кедрон
По примеру правителя здесь стали хоронить и подданных. Об этой долине предрек Адонаи устами пророка Иоиля:
«Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд...
Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.
…Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоиль 3:2,12,14).
Пророк Иоиль. Микеланджело, Ватикан.
Долина Иосафата. Современный вид.
Могила Иосафата
На основании сих слов иудеи (а также христиане и мусульмане) верят, что Страшный Суд произойдет именно в высохшем русле потока Кедрон. Поэтому все евреи стремились и стремятся упокоиться именно здесь, чтобы первыми под звуки архангельской трубы явиться перед очи Яхве. Даже в третьем тысячелетии для евреев Иосафатова долина – самое престижное (и дорогое!) кладбище на планете!
С южной стороны города шла дорога на Вифлеем. Рядом с ней Иоахим и Анна жили в пещере, где и родилась Мария, будущая Богоматерь; лишь потом они переехали в Сепфорис (по версии некоторых ученых), а оттуда - в Назарет.
Дорога Вифлеем – Иерусалим
Рождество Богородицы. Бартоломе Эстебан Мурильо.
Ерушалаим окружало кольцо стен периметром в 33 стадии (около 6 км) с несколькими воротами: с севера - Ефремовы, Старые и Рыбные; с востока - Конские и Водяные; с юга - Источника; с запада - Долины. Через Конские ворота (еще их называли Сузскими) можно было сразу попасть на территорию Храма - четырехугольник со стороной в одну стадию. Именно через них (а потому они получили третье прозвище - Золотые) должен Мешиах войти в дом Отца Своего.
Остатки стены в Иерусалиме времен Зоровавеля, VI век до н.э.
Древние стены Иерусалима
Яффские ворота
Ворота Ирода
Золотые ворота Иерусалима
Сейчас Святое Семейство стояло как раз напротив Золотых ворот – и высоко над ними, обозревая «дщерь Иудину» – Святой город во всей его красе и великолепии.
«Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь Меня десница Моя»(Пс.136:5). «Так говорит Господь Бог: это – Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него земли» (Иез.5:5), – со слезами умиления на глазах, наверное, шептали они.
Пророк Иезекииль
У их ног расстилался стотысячный мегаполис с плоскими крышами домов и с бесчисленными башнями по стенам, которые охватывали город каменным поясом. На холме Акры, имевшем форму полумесяца, стояли палаты царей Адиабейских, называвшиеся дворцами Елены. Рядом с ними возвышалось здание городской ратуши - Архенон, где помещались архив города и зал для заседаний синедриона.
Дворец Елены и холм Акра на карте древнего Иерусалима
Дворцы царицы Елены, реконструкция.
Внутри укреплений Везефы или Нового города находились водоем Вифезда и гробницы царей с саркофагами. С севера горизонт замыкали неприступные твердыни бастиона Псефис с восьмиугольной башней. На востоке, на конусообразной вершине горы Мориа, величественное здание Храма блистало в лучах солнца. Рядом с ним на фоне праздничного, веселого, голубого неба мрачно выделялись темные силуэты зубчатых стен и башен крепости Антония. Эта цитадель была построена на отдельной скале в пятьдесят локтей высоты. За стеной, укрепленной по углам башнями, были расположены колоннады и многочисленные здания, где помещались казармы, арсенал и магазины римского гарнизона, образуя как бы отдельный городок.
Развалины башни Гиппикуса
Макет Храма (вид сверху)
Продолжение следует.
А пока – не древняя, но старинная хасидская песня об Иерусалиме на иврите.
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.