29 марта 2024, пятница
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Как и обещал, продолжаю рисовать картину, представшую перед глазами членов Святого Семейства, посетивших Иерусалим в начале 4 года до н.э. Как мог выглядеть Святой город во время осады его Иродом в 37 году до н.э., показано над заголовком.

Следует также учесть, что за весь период жизни Христа и город, и Храм достраивались, так что некоторые описанные мной места или еще не существовали, или были в процессе возведения.

Грандиозная строительная политика Ирода поражает.

2_Схема трое в Иерусалиме атлас

Схема строек в Иерусалиме при Ироде

Конечно, в первую очередь узурпатор заботился о своих удобствах. Его великолепный дворец был искусственно поднят на огромном нижнем обрезе стены 3 метра высотой, 60 метров шириной и 300 метров длиной. От каждой из четырех сторон величественного сооружения шли улицы.

3_Реконструкция дворца Ирода

Реконструкция дворца Ирода

4_Развалины дворца Ирода

Развалины дворца Ирода 

Царские архитекторы, как было принято в Иудее, тоже сформировали четырехугольную решетку городских магистралей.

В 21 году до н. э. Ирод начал строить Кесарию, завершил 12 лет спустя. Еще через три года он сделал ее столицей царства вместо Иерусалима.

5_Кесария сейчас (национальный парк)

Кесария сейчас. Национальный парк.

6_Реконструкция порта Кесарии 1 века тонкая книга

Реконструкция порта Кесарии I века

7_Акведук Ирода в Кесарии

Акведук Ирода в Кесарии 

Потеряв гражданскую власть, Ерушалаим сохранил духовную. Сюда присылали подать в полшекеля (или греческую дидрахму) с Иудеи и со всей диаспоры, эти огромные суммы поддерживали местную экономику. Город также обладал обширными землями, описанными в 152 г. до н. э. как «Иерусалим и его окрестности» (1 Мак.10:31). Район этот или «топархия» назывался Орейна (большинство переводчиков Луки передают его как «нагорная страна» (Лк.1:39), то есть «страна холмов».

8_1_Монета в полшекеля_возможно

Монета в полшекеля

Дидрахма

Греческая дидрахма

10_Нагорная страна в Израиле

«Нагорная страна» в Израиле 

Ерушалаим считался самым крупным и значительным поселением в Иудее, а Плиний Старший утверждал даже, что на всем Востоке. В 30 году, когда казнили Христа, как я уже упоминал, по разным сведениям, в нем проживало от 120 до 200 тысяч человек.

11_Распятие

Распятие 

Самое, конечно, грандиозное творение Ирода – иерусалимский Храм, который был еще огромнее, чем царские хоромы. О нем речь впереди.

К югу от Храма под холмом Сион соединялись две низменности, окружавшие город с трех сторон. С запада и юга – «долина сыновей Енома – бар Еном – геенна», культовое место Молоха сейчас более известного как долина или овраг Геннома. Имя это, как его расшифровали некоторые ученые, на древнееврейском – попытка перевести шумерскую фразу БАР–ЕРУМ – «ножны для пениса», то есть «влагалище». Сейчас это слово ассоциируется с понятиями «пекло», «вечное пламя». Со времен Давида в течение чуть ли не трех тысячелетий здесь сжигали мусор.

12_Долина Геннома современный вид

Долина Геннома. Современный вид. 

Огромный каньон отделялся от долины и прорезал пустыню на юг и восток к бассейну Мертвого моря – «кишкам земли». Он-то и считался первоначально «долиной смертной тени», как ее древнеиудейское название «салмавет» не совсем точно переведено в Псалтире (Пс.22:4) и других книгах Библии. Истинное значение оригинального шумерского термина САЛА–МУД – «родовой путь, канал». Вот почему бог плодородия Молох требовал именно здесь устраивать церемонии «посвящения спермы» - отдавать ему детей в жертву. Понятно, отчего Давид в своих гимнах молил бога-пастыря Яхве провести его через проклятую долину с помощью «жезла и посоха», так что Псалмопевец «не убоится зла» (Пс.22:4). Как хрупкое тельце новорожденного требует нежной, но крепкой и уверенной руки повитухи и приходит в олам через влагалище, так Давид нуждался в Божьей руке, которая провела бы его через языческий «родовой путь» к духовному возрождению.

13_Молох

Молох

14_Царь Давид_Valentin de Boulogne France 1591-1632

Царь Давид. Valentin de Boulogne. France 1591-1632. 

Арабы до сих пор называют каньон Долиной огня. Солнце поднимает температуру в этой пропасти до немыслимой жары. Нижний конец «геенны» упирается в Мертвое море, самое близкое место на земной поверхности к производящим печам, как считали древние, земной матки. Вдобавок там регулярно на протяжении веков сжигали городской мусор. Поздние теологи соединили этот жар, к которому возвращались души для очищения и возрождения, с возмездием за совершенные грехи, так что «долина сыновей Енома», геенна, ныне ассоциируется с адским огнем. Это противоречит верованиям культа плодородия, но вполне соответствовало и ныне соответствует воззрениям иудеев, ессенов, а теперь и христиан, и мусульман.

15_Геенна адское пламя

Геенна – адское пламя 

Вторая – Кедронская - долина получила имя от некогда протекавшей по ней полноводной реки («кедрон» – «чернота», то есть «темная, глубокая»). В эпоху Христа русло заполнялось водой лишь после сильных дождей, оставаясь сухим большую часть года. Еще эту низменность называли Иосафатовой долиной в честь древнего владыки (чье имя означало на иврите «Бог есть судия!»). Сын царя Асы прославился двумя крупными победами над идумеями, моавитянами и аммонитянами; первая из них была одержана как раз у Кедрона. Там же погребли Иосафата после четвертьвекового счастливого правления.

16_Кедрон_Кедронкая долина современный вид

Кедронская долина. Современный вид.

17_Вид на юг тонкая книга

Вид на юг с нынешних стен Старого города на древнюю часть Иерусалима и долину Кедрон 

По примеру правителя здесь стали хоронить и подданных. Об этой долине предрек Адонаи устами пророка Иоиля:

«Я соберу все народы и приведу их в долину Иосафата и там произведу над ними суд...

Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

…Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоиль 3:2,12,14).

18_Пророк Иоиль_ Michelangelo and his assistants for the Sistine Chapel in the Vatican between 1508-1512 

Пророк Иоиль. Микеланджело, Ватикан. 

20_Долина Иосафете современный вид

Долина Иосафата. Современный вид.

21_Могила Иосафата

Могила Иосафата 

На основании сих слов иудеи (а также христиане и мусульмане) верят, что Страшный Суд произойдет именно в высохшем русле потока Кедрон. Поэтому все евреи стремились и стремятся упокоиться именно здесь, чтобы первыми под звуки архангельской трубы явиться перед очи Яхве. Даже в третьем тысячелетии для евреев Иосафатова долина – самое престижное (и дорогое!) кладбище на планете!

С южной стороны города шла дорога на Вифлеем. Рядом с ней Иоахим и Анна жили в пещере, где и родилась Мария, будущая Богоматерь; лишь потом они переехали в Сепфорис (по версии некоторых ученых), а оттуда - в Назарет.

22_Дорога Вифлее Иерусалим

Дорога Вифлеем – Иерусалим

23_Рождество Богородицы_бартоломе эстебан мурильо

Рождество Богородицы. Бартоломе Эстебан Мурильо. 

Ерушалаим окружало кольцо стен периметром в 33 стадии (около 6 км) с несколькими воротами: с севера - Ефремовы, Старые и Рыбные; с востока - Конские и Водяные; с юга - Источника; с запада - Долины. Через Конские ворота (еще их называли Сузскими) можно было сразу попасть на территорию Храма - четырехугольник со стороной в одну стадию. Именно через них (а потому они получили третье прозвище - Золотые) должен Мешиах войти в дом Отца Своего.

24_Остатки стены времен Зоровавеля_1

Остатки стены в Иерусалиме времен Зоровавеля, VI век до н.э.

Древние стены Иерусалима

Древние стены Иерусалима

28_Яффские ворота

Яффские ворота

27_Ворота Ирода

Ворота Ирода

26_Золотые ворота Иерусалима

Золотые ворота Иерусалима 

Сейчас Святое Семейство стояло как раз напротив Золотых ворот – и высоко над ними, обозревая «дщерь Иудину» – Святой город во всей его красе и великолепии.

«Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь Меня десница Моя»(Пс.136:5). «Так говорит Господь Бог: это – Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него земли» (Иез.5:5), – со слезами умиления на глазах, наверное, шептали они.

29_Пророк Иезекииль 

Пророк Иезекииль 

У их ног расстилался стотысячный мегаполис с плоскими крышами домов и с бесчисленными башнями по стенам, которые охватывали город каменным поясом. На холме Акры, имевшем форму полумесяца, стояли палаты царей Адиабейских, называвшиеся дворцами Елены. Рядом с ними возвышалось здание городской ратуши - Архенон, где помещались архив города и  зал для заседаний синедриона.

30_Холм Акра_Дворец Елены и район Акра на карте древнего Иерусалима 

Дворец Елены и холм Акра на карте древнего Иерусалима

33_Дворцы царицы елена реконструкиция макет

Дворцы царицы Елены, реконструкция.

Внутри укреплений Везефы или Нового города находились водоем Вифезда и гробницы царей с саркофагами. С севера горизонт замыкали неприступные твердыни бастиона Псефис с восьмиугольной башней. На востоке, на конусообразной вершине горы Мориа, величественное здание Храма блистало в лучах  солнца. Рядом с ним на фоне праздничного, веселого, голубого неба мрачно выделялись темные силуэты зубчатых стен и башен крепости Антония. Эта цитадель была построена на отдельной скале в пятьдесят локтей высоты. За стеной, укрепленной по углам башнями, были расположены колоннады и многочисленные здания, где помещались казармы, арсенал и магазины римского гарнизона, образуя как бы отдельный городок.

25_Остатки стены в Иерусалиме времен Зоровавеля

Развалины башни Гиппикуса

37_Макет Храма с высоты тонкая книга

Макет Храма (вид сверху) 

Продолжение следует.

А пока – не древняя, но старинная хасидская песня об Иерусалиме на иврите.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения