20 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

После рождения ребенка правоверные иудеи обязательно совершали несколько сакральных церемоний. Отец клал дитя на колени, тем самым признавая его или ее своим отпрыском. Младенцу делали обрезание. Затем новорожденному присваивали имя. А потом, согласно традиции, ребенка следовало принести в синагогу, еще лучше, в Храм и там освятить, и принести Богу жертву.

Такую процедуру проделали с Младенцем Иисусом – в результате получился христианский праздник Сретения. Этот первый визит Спасителя в дом Отца Своего показан на картине над заголовком.

Дорога от Вифлеема до Иерусалима была недальней – и я не стану ее описывать, так как это путешествие Святого Семейства проходило почти так же, как путь из Назарета в Бейт-Лехем.

2_Дорога Вифлеем Иерусмалим в наше время 

Дорога Вифлеем – Иерусалим в наше время

4_Святое Семейство в пути_3

Святое Семейство в пути 

Каким Мария и Иосиф увидели Святой Град, было рассказано в предыдущем выпуске. Так что давайте сразу вместе с ними взглянем на одно из самых грандиозных сооружений античности, по масштабам не уступавшее египетским пирамидам, – Иерусалимский Храм!

5_Реконструкция Храма_2 

Реконструкция Храма 

Масштабность воплощавшегося тогда в жизнь замысла Ирода Великого поражала не только современников. Она до сих пор производит впечатление на тех, кто пытается представить, каким был этот Храм. Для сооружения комплекса первоначально была построена массивная платформа из земли и камня площадью 144000 квадратных метров - приблизительно 12 футбольных полей! Высота этого возвышения составляла 32 метра. Площадь Храма вдвое превышала Форум императора Траяна в Риме!

6_Форум Траяна в Риме_2 верный вар 

Форум Траяна в Риме 

Ученые с помощью дистанционного зондирования обнаружили 37 водных цистерн, построенных во время реконструкционных работ по приказу Ирода. Самая большая из них емкостью 12 тысяч кубических метров наполнялась водой из акведука, который доставлял воду с Хевронского нагорья.

7_Остатки водной цистерны 

Остатки водной цистерны, найденные при раскопках в Еврейском квартале Старого города (вид сверху).

8_Хевронское нагорье

Хевронское нагорье 

Такие масштабы отнюдь не являлись случайностью. Будучи очень амбициозным, главным делом своей жизни тиран считал перестройку всего, включая и само здание Храма. Построенный Соломоном, разрушенный и воссозданный в меньшем объеме во времена Ездры и Неемии, Первый иерусалимский Храм был частично реконструирован во времена правления Хасмонеев, но к моменту прихода к власти Ирода уже обветшал и не соответствовал замыслам и амбициям великого строителя. В Иерусалиме Ирод решил превзойти самого царя Соломона и превратить Храмовую гору в архитектурный шедевр, равного которому не было ни в Риме, ни в других городах империи, разве что в Египте, Индии и Китае.

9_Храм Соломона_2 

Реконструкция: Храм Соломона

10_Храм Ездры и Неемии

Реконструкция: Храм Ездры и Неемии 

Свидетелями и участниками таинства Сретения — внесения Младенца Иисуса в Храм — стали случайные паломники (которые оставались в неведении относительно великого события, происходившего на их глазах), Его родители и одно из самых огромных и впечатляющих сооружений в тогдашней ойкумене — иерусалимский Храм. Колизея еще не существовало, да и размерами и грандиозностью он не превосходил еврейское святилище. Соперничали с ним только египетские пирамиды и веранда из гигантских каменных плит в Баальбеке. Возводилось здание отнюдь не 46 лет, как утверждал Иоанн (Ин. 2:20). Ирод начал стройку в 20 году до н. э. и освятил Храм десять лет спустя. Но лишь в 63 г. работы завершились и строители были распущены. А всего через семь лет римляне сравняли с землей гордость иудейской нации.

11_Пирамида Хеопса 

Пирамида Хеопса

Баальбекская веранда верный вар

Баальбекская веранда

развалины

Развалины Храма 

В 4 году до н. э. все смотрели на рукотворное чудо с восхищением, благоговением и гордостью.

Итак, в 20 году до н.э. Ирод приступил к осуществлению своего замысла. Ему предстояло решить две главные задачи: превратить древний холм Мориа, называемый также Храмовой горой, в ровную площадку и перестроить здание Храма. Первую задачу можно было решить чисто инженерными приемами, в то время как вторая требовала особого – сакрального -подхода. В самом здании были помещения, доступ к которым имели только священники-коэны, а в Святая Святых мог входить лишь первосвященник, да и то раз в году. Зная все это, царь приказал обучить строительному мастерству тысячу коэнов. Их задачей было выстроить новые помещения на месте, где когда-то размещался Ковчег Завета. Эти работы проводились с особой предосторожностью и с соблюдением всех мер ритуальной чистоты. К тому же, служба в Храме не должна была прерываться даже на день!

13_Холм Мориа_Часть карты Иерусалима показывающая местороложенние горы Мориа 

Холм Мориа на части карты Иерусалима, показывающей его местороложенние

14_Коэны

Коэны

15_Святая Святых реконструкция

Реконструкция: Святая Святых

16_Ковчег Завета

Реконструкция: Ковчег Завета 

Решением второй задачи явилось строительство опорной стены вокруг Храмовой горы. Для этой цели Ирод приказал выровнять прилегающую к святилищу территорию и вымостить ее каменными плитами. Гора Мориа была срыта, и на ее месте образовалась площадь размером в 144 тысячи квадратных метров. Ее можно увидеть и сегодня со смотровой площадки на Масличной горе. Площадь эта возвышалась над окружающей территорией на несколько десятков метров, по сути своей, это была искусственная насыпь, окруженная массивными опорными стенами.

17_Храмовая гора вид сверху 

Современная Храмовая гора, вид сверху 

Под плитами, покрывавшими Храмовую площадь, Ирод приказал соорудить подземные помещения, которые использовались как водохранилища и служебные пространства.

18_Подземельяпод Храмовой горой 

Подземелья под Храмовой горой 

Для сооружения опорных стен применялись самые массивные каменные блоки, которые укладывались не строго вертикально, а под некоторым углом. Это было сделано с целью усилить стены, выдерживавшие давление огромной внутренней насыпи, и, кроме того, люди, проходившие под ними с внешней стороны, должны были чувствовать себя в безопасности, не опасаясь, что гигантская конструкция может обрушиться на их головы. Это хорошо заметно в сохранившейся иродианской кладке в юго-восточном углу современной стены Старого города.

19_Кладка_1 

Кладка 

Римляне, разрушившие Храм в 70 году, так и не смогли пробить эти стены в ряде мест. Этому способствовала и мощная насыпь, давившая на стены изнутри, которая препятствовала их разрушению. Сохранившуюся их часть можно увидеть сегодня как снаружи, так и под землей.

20_Стена Пласа в Иересалиме 

Стена Плача в Иерусалиме

21_Развалины храмовых стен

Развалины храмовых стен 

На одном из участков западной стены видны следы выступов каменной кладки. Они были обнаружены и описаны британским теологом Эдуардом Робинсоном в 1838 году. С тех пор этот участок храмового комплекса известен всему миру как «арка Робинсона».

22_Арка Робинсона Иерусалим_реконструкция 

Реконструкция: «Арка Робинсона». 

Найденные британцем выступы кладки в действительности являются частью большого арочного моста, выстроенного у южного угла западной стены. Он был возведен для увеличения пропускной способности основных храмовых ворот в дни праздников.

До недавнего времени предполагалось, что арочный мост был разрушен во время осады Храмовой горы римскими легионерами. Однако, по более современной версии, это сделала группа иудейских фанатиков под предводительством Шимона Бар-Гиоры, засевших на Храмовой горе. Эти повстанцы еще до осады города римлянами вели внутренние войны с другой группой, возглавляемой Иохананом из Гуш-Халава (Иоанном Гисхальским), закрепившейся в Верхнем городе.

23_Развалины подземных переходов1 

Развалины подземных переходов

схема

Схема осады Иерусалима римлянами

25_Взятие Иерусалима римлянами

Взятие Иерусалима римлянами 

На остатках южной стены храмового комплекса обнаружены замурованные так называемые «ворота Хульды», по имени древней пророчицы, жившей во времена Первого Храма, в христианстве более известной как Олдама. К ним вели ступени, по которым паломники поднимались на Храмовую гору, предварительно совершив омовение в микве и переодевшись в праздничные одежды. Чтобы избежать давки и тесноты, люди входили в восточные (тройные) ворота, а выходили в западные (двойные). Ступени эти имели различную ширину, 40 и 90 сантиметров. Еврейские мудрецы объясняли это тем, что правоверные, поднимавшиеся по ступеням к святилищу, не должны думать о земных делах, поэтому ритм подъема, который постоянно то ускорялся, то замедлялся, должен был напоминать им о Боге.

26_Замурованные ворота Худьды_2_1 

Замурованные «ворота Хульды» и ступени, ведущие на Храмовую гору в археологическом заповеднике «Парк Давидсона».

27_Святая пророчица Олдама

Пророчица Хульда 

При Ироде храмовая служба проходила с особой роскошью. Выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий писал, что на торжественное освящение вновь отстроенного Храма царь приказал привести триста волов!

28_Иосиф Флавий 

Иосиф Флавий 

Не менее пышными были и торжества в дни великих иудейских праздников! Количество паломников в эти дни достигало сотен тысяч человек. Они шли семьями, кто пешком, кто на повозках, запряженных ослами. 

29_Праздник Суккот в Иерусалиме

Праздник Суккот в Иерусалиме 

У ворот Иерусалима приобретали жертвенных животных: коров, овец, коз. Те, кто победнее, покупали у входа в Храм голубей – самую дешевую жертву, доступную даже беднякам. При раскопках древних поселков в Иудеи найдены колумбарии – специальные помещения для разведения голубей. Потом их продавали в торговых галереях и на рынках, расположенных к югу от храмового комплекса. Тут же сидели и менялы, которые обменивали римские монеты с изображением цезаря, а также греческие, парфянские и прочие на иудейские шекели и греческие дидрахмы, которые только и принимались в качестве пожертвований. По традиции, заповеданной еще Моисеем, никакие изображения в Храме не допускались.

30_Колумбарии в Иерусалиме 

Колумбарии в окрестностях Иерусалима

31_Иисус изгоняет менял из Храма

Иисус изгоняет менял из Храма

32_Шекели

Шекели

33_Дидрахма

Дидрахма 

Во время многочисленных, непрекращающихся праздничных жертвоприношений внутренний двор Храма представлял собой жуткое зрелище. Он был весь забрызган кровью жертвенных животных, завален внутренностями, над которыми роились тысячи мух. Необходимо было периодически проводить уборку территории. Для этих целей на западной стене имелись ворота, называемые Водяными, рядом с которыми проходил акведук. Воду впускали через специальный водовод в храмовые дворы и смывали все остатки жертвоприношений через Ворота Милосердия в Кедронский овраг. Часть иродианских камней можно увидеть и сегодня в кладке Ворот Милосердия, или, как их называют сегодня, Золотых ворот. Во времена мусульманского правления ворота эти были замурованы, а перед ними расположили мусульманское кладбище. Предание повествует, что адепты ислама сделали это специально, чтобы преградить путь еврейскому Мешиаху, который должен пройти через эти ворота на Храмовую гору.

34_Золотые ворота 

Золотые ворота

35_Кладбище у ворот милосердия

Кладбище у Ворот Милосердия 

Продолжение следует. Пока же послушаем псалом 146 на иврите.

«Галелуя! Восхвали, душа моя, Господа! Буду восхвалять Господа, пока жив; буду славить Бога своего, пока существую. Не полагайтесь на вельмож, на человека, не властного над спасением! Когда душа покинет его, он возвратится в землю, и в тот день пропадет благосклонность его. Счастлив тот, кому помогает Бог Яакова, кого поддерживает Господь, Бог его, Создатель неба и земли, моря и всего, что в них, Тот, Кто вовек остается верным слову Своему. Кто дает правосудие угнетенным, дает хлеб голодным. Господь освобождает заключенных, Господь открывает глаза слепым, Господь выпрямляет согбенных, 9 Господь любит праведников, Господь охраняет пришельцев, поддерживает сирот и вдов, а на ю пути преступников ставит препятствия. Вечно будет царствовать Господь; Бог твой, Сион,- из поколения в поколение! Галелуя!»

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения