23 апреля 2024, вторник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Мы простились со Святым Семейством, когда они очутились в иерусалимском Храме. (Эпизод Сретения показан над заголовком). Прежде чем продолжить экскурсию, ответим на немаловажный вопрос: почему Соломон, а позднее Ездра и Ирод возвели Храм именно здесь?

Суть святилища определяла и место его расположения. В любом населенном пункте древнего мира царский город и его культовый центр — храм — являлись средоточием созидательной деятельности небожителей. Это была (конечно, в переносном сакральном смысле) «матка», которая должна быть освящена и оплодотворена божественным присутствием.

Возведение Первого иерусалимского Храма было связано с великой трагедией народа избранного. Царь Давид сделал перепись населения в Израиле, дабы лучше собирать подати. Саваоф наказал его за кощунство, послав на страну моровую язву, от которой умерли 70000 человек всего за три дня. Ангел мщения собирался ударить по Иерусалиму, но Адонаи остановил его. «Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина... И пришел в тот день Гад (личный царский пророк) к Давиду, и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина» (2 Цар. 24:16, 18).

Ангел мщения_ 

Ангел мщения и моровая язва в Израиле

3_Царь Давид и пророк Гад

Царь Давид и пророк Гад

4_1_Жертвенник

Жертвенник 

Потом на этом месте Соломон воздвиг первую еврейскую церковь — не синагогу! Ибо последняя не Храм, а всего лишь собрание молящихся.

5_Соломон 

Соломон

6_Храм Соломона

Реконструкция: Храм Соломона 

Ток или гумно на иврите первоначально означало «место, где хранится семя». Имя Орна (точнее Арауна) переводится с шумерского как «взбиватель лона» — зарождающий жизнь пест-фаллос, который перетирает содержимое в «маточной ступе». Место созидающей активности Творца — «чрево» любого города, а в глазах иерусалимцев — всего мира. И по сей день «пупом земли» считается Церковь Святого Гроба в Иерусалиме; в античные времена почитатели Аполлона называли так храм в Дельфах.

Ни иудеи древности, ни современные евреи, христиане, мусульмане, конечно, не разделяют взглядов древнейших шумерских мудрецов, исповедовавших одну из первых в истории планеты религий плодородия. Тем не менее, с тех времен место сие оставалось священным со времен Давида до начала христианской эры.

Храмовая территория носила имя Хар ха Байит — Гора Дома — и действительно являлась маленькой рукотворной горой. Ирод увеличил холм, возведя огромнейшую — 450 на 300 метров — платформу. На нее вела монументальная, шириной 24 метра, лестница с южной стороны. Там собирались раввины и проходили суды; это место последнего публичного моления Иисуса. С лестницы через ворота Хульды (христианам более известна как Олдама), названные в честь пророчицы, которая жила в царствование Иосии и похоронена неподалеку, люди проходили в так называемый Двор язычников мимо столов менял.

7_Пророчица Хульда 

Пророчица Хульда

8_1_Двор

Схема-реконструкция: Двор язычников в Храме с правой стороны за пределами собственно святилища. 

9_1_Менялы в Храме

Иисус изгоняет менял из Храма 

Вершину горы венчал жертвенный алтарь. На востоке, юге и западе естественные склоны холма были закрыты платформой Ирода, поднятой на каменных сводах. Ступеньки в левостороннем углу вели к дорожке вдоль южной стены, которая давала проход к двум наклонным плоскостям, где размещались ворота Хульды. Ограждение начиналось от вершины ступенек и доходило до поверхности поднятой платформы изнутри. Ограда отделяла вход от выхода, чтобы те, кто входил, оскверненные внешним миром, не соприкасались с теми, кто уже очистился пребыванием в Храме и хотел уйти. Тот, кто посещал Хар ха Байит, таким образом, сначала шел направо, потом по кругу и выходил налево.

Два склона вели вверх под самой большой портикой, поддерживающей ограду. 162 колонны этой Царской портики формировали три прохода, которые простирались через южный конец ограждения с востока на запад. Средний неф был шириной 13 и высотой 30 метров. Колоннада вдоль восточной стороны, меньшая по размерам, называлась «крыльцо Соломона». С западной стороны среднего нефа Царской портики открывалась дверь на лестницу, с которой начиналась улица. Она спускалась к западу, затем поворачивала под прямыми углами и вела вниз уже на юг.

10_Царская портиака_показать где_1

Царская портика

Крыльцо Соломона

Крыльцо Соломона 

Другой вход на Храмовую гору — короткая лестница, ведущая с улицы вверх до небольшой платформы. На севере этого дошедшего до наших времен склона находится особенно священная ныне для евреев Стена Плача или Западная Стена.

12_Стена плача 

Стена Плача

13_Западная стена реконстуркция

Реконструкция: Западная стена на территории Храма 

Платформы не были гладкими. Они сделаны из грубых больших каменных плит свыше метра высотой, 13, а иные 23 метров длиной! Внутренность Храма и устройство всего комплекса, выдавали — увы! — огромное влияние греческого стиля, столь любимого Иродом и ненавистного подлинным правоверным.

Фасад с четырьмя колоннами поддерживал плоскую крышу, над ней красовалась звезда. С юга, севера и востока храмовая площадь ограждена забором высотой в три локтя. В нем 13 ворот, на каждых надпись по-латыни или по-гречески: «Ни один иноверец не должен миновать забор и барьер вокруг Храма. Каждый, кто будет пойман, сам отвечает за навлеченную на себя смерть».

надпись 

Надпись на воротах Храма 

Правоверным Марии и Иосифу такая кара, конечно, не грозила: они привезли Сына на встречу с Отцом.

Попав в Храм и восхитившись его великолепием, Святое Семейство прошло во Двор израильтян, поднялось по 14 ступенькам и достигло вала — террасы, окружающей стену этого храмового двора. Мирянам обоих полов подобало входить через одни из восточных ворот, ведущих в Женский двор — крестообразную площадь, которая окружена четырьмя палатами. Конец этого двора — самая дальняя точка, до которой допускались в Храме женщины.

Двор священников_схема_2 

Схема Храма

Женский двор

Реконструкция: Женский двор (справа)

Миряне-мужчины могли следовать дальше, через Врата Никанора или Прекрасные врата, до ступенек и барьера в локоть высотой, который отделяет Двор израильтян от Двора священников. Туда уже хода нет никому, кроме служителей святилища.

Врата Никанора_реконструкция 

Реконструкция: Врата Никанора

Врата Никанора_схема

Врата Никанора на схеме

Двор священников_схема

Схема-реконструкция: Двор священников 

Чуть левее высится алтарь 7 метров высотой, имеющий в основании квадрат стороной в 14 метров. За ним виднеется Лавар — огромный бронзовый бассейн, в котором жрецы очищали руки и ноги и из которого они брали воду для ритуальных целей.

Алтарь в Хрме реконструкция 

Реконструкция: Алтарь в Храме (на рисунке справа)

Лавар

Реконструкция: Лавар 

Справа располагаются столы, столбы и крюки для забоя и приготовления жертвенных животных. Прямо перед дарителями парит на фоне неба фасад здания собственно Храма. Он был в два раза больше, чем нынешний купол Церкви Святого Гроба. 20 ступенек ведут со двора к первому входу без дверей. Двери имеются в следующей стене, отделяющей крыльцо от святого места, а перед ними стоит золотая решетка, на которой растет золотой виноград. Те, кто хочет сделать Храму дорогой подарок, добавляют золотые листья или гроздья. Когда двери открыты, занавес, на котором вышито изображение Вселенной-олам, опускается в проход. Все ревностные в вере были крайне возмущены этим вопиющим нарушением отечественных законов, запрещающих любые изображения.

Храм Гроба Господня в 1486 году. Рисунок из описания путешествия в Иерусалим Конрада Грюненберга 

Храм Гроба Господня в 1486 году. Рисунок из описания путешествия в Иерусалим Конрада Грюненберга.

Реконструкция фасада Храма

Реконструкция: Фасад Храма 

Только жрецам разрешается заходить в святое место. Дважды в день воскуривают они благовония у меноры - подсвечника с семью ветвями, который заряжается не твердыми свечами, а масляными лампами. Раз в неделю священники кладут специальный хлеб на сакральный стол.

Менора 

Менора

Служители храма

Картина: Служители Храма 

Северная и южная стены Храма полые, они скрывают проходы с маленькими палатами и лестницу, ведущую на крышу. На западном конце святого места висит вуаль — двойная занавесь, закрывающая внутреннее главное святилище от посторонних взглядов.

Занавесь_2 

Реконструкция: Занавесь 

Туда вообще никому нет доступа. Никогда не нарушаемое, невидимое всем, оно называется Святая Святых. Лишь первосвященник раз в году имеет право появиться там, где обитает Адонаи!

Святая Святых 

Реконструкция: Святая Святых в Храме 

В Храме есть на что поглазеть! Девять врат, изукрашенных золотом и серебром; еще более ценные врата — из цельной коринфской бронзы; великолепные, башнями вздымающиеся притворы; двойные ходы и стройные колонны; роскошные украшения скульптурой и арабесками; сияющие глыбы красного и белого мрамора.

Раввины любили сравнивать Храм по форме со спящим львом. При своей мраморной белизне и золоченых кровлях святилище походит на величественную гору, снеговая вершина коей золотом горит на солнце.

Красоты и величие святилища и даже гнев при виде запретных для иудея изображений не отвлекли Мариам и Плотника от главной цели — представить Мессию Своему Отцу Небесному в Его собственном доме!

Как прошел этот сакральный обряд, читатели узнают в следующем выпуске. А пока послушайте псалом 101 на иврите. Напоминаю, что иудеи не читали Ветхий Завет, а пели, и отрывки из него, особенно псалмы, звучат примерно так же, как в эпоху Христа, хотя музыка, конечно, современная.

18+

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения