20 апреля 2024, суббота
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Что же делали члены Святого Семейства в главном святилище Иудеи? Проводили священный обряд, который предписывал отечественный Закон (показан на картине над заголовком). Ребенка обрезают там, где находится семья, на восьмой день его рождения, и ему дается имя.

Затем, через тридцать три дня, «пока не исполнятся дни очищения ее» (в случае рождения дочери — через шестьдесят шесть дней), мать идет к священнику, приносит жертву и очищается (Лев. 12). То есть Сретенье произошло, по нашему календарю, 28 января 4 года до н.э.

Богоматерь свято блюла иудейскую Тору! Это подтверждаем евангелист Лука.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; И чтобы принесли в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24).

2_Горлицы 

Горлицы

3_Евангелист Лука_1

Евангелист Лука 

Эти предписания левитов исходили из времен странствий в пустыне. «По окончании дней очищения за сына своего или за дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику...» (Лев. 12:6), то есть к сакральным шалашу или палатке. Ныне их заменил Храм.

4_Иудеи в пустыне 

Иудеи в пустыне

5_Скиния реконструкция

Реконструкция: Скиния 

Мария и Иосиф Обручник во Дворе язычников купили двух голубей. Приобрести их в другом месте не разрешалось, так как на продажу жертвенных животных власти святилища имели монополию. Лишь после этого пришельцев пропустили в Женский двор.

6_Женский двор реконструкция схема 

План-реконструкция Храма с указанием расположения женского двора.

7_Торговцы в Храме Иисус изгоняет

Иисус изгоняет торговцев из Храма 

У подножия полукруглых ступенек родителей Мессии встретил Симеон. Вот что рассказывает о нем Лука:

«...Он был муж праведный и благочестивый, чаящий утешение Израилева; и Дух Святый был на нем.

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром;

Ибо видели очи мои спасение Твое,

Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -

И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:25-35).

8_Симеон и Мария 

Святое Семейство и Симеон 

На протяжении речи Симеона слушатели благосклонно кивали: по языку ясно, что говорит их единоверец! Муж праведный повторял пророчество Исаии о грядущем спасении Израиля от чужеродцев; как и древний пророк, пытался утешить народ избранный. То же самое глаголили Марии Ее родственница Елисавета и архангел Гавриил.

9_Пророк Исайя_Антонио Балестра 

Пророк Исайя. Антонио Балестра.

10_Мария и Гавриил

Мария и Гавриил

11_Мария и Елисавета

Мария и Елисавета 

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис. 50:1). Этот язык очень близок к лозунгам на монетах в Первой иудейской войне (в 67 г. — «Свобода Сиона», в 69 г. — «За утешение Сиона») и во Второй (132-133 гг. — «Год первый утешения Израиля»; 133-134 гг. — «За свободу Израиля»). Язык Гавриила, Елисаветы, Симеона, Исайи, зелотов и Симона бар Кохбы — язык ревностных в вере.

12_Монеты первой иудейской войны 

Монеты Первой иудейской войны

13_Монеты Бар Кохбы_

Монеты Бар Кохбы 

Схожим стилем изъяснялась еще одна участница этой священной церемонии. «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожившая с мужем от девства своего семь лет, Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38).

14_1_Сретенье Рембрант Анна пророчица 

Анна пророчица. Рембрандт.

Поклонение Младенцу боговдохновенных старца и старицы придало Марии и Иосифу небывалую уверенность в правильности избранного ими пути!

После того, как Симеон и Анна предупредили Богоматерь о будущем Ее и Иисуса, Святое Семейство пошло вперед по ступенькам вверх до ворот. Так как Младенец у них на руках показывал, зачем они пришли, их встретил начальник недельной смены жрецов. Он взял двух голубей, Мария возложила на них руки, и священник прошел через ворота. Иосиф проследовал за ним — до ступеньки, обозначавшей конец Женского двора. Богоматерь далее не пустили — но ни гнева, ни сожаления не выразило кроткое лицо Избранницы.

Горлиц жертвовали обычно бедняки, не могущие позволить себе затрат на ягненка. Мариам происходила из богатой семьи, Наггар тоже не был нищим. Вообще-то жертва за Мессию должна была соответствовать Его статусу, и родители Мешиаха, скорее всего, могли бы себе это позволить. Но они мудро решили не привлекать внимания жрецов роскошными приношениями. За Спасителя мало отдать Творцу всех домашних животных в олам; но Он спустился на землю ради всех живущих, в том числе бедняков. Так пусть первая жертва за Него будет самой малой из дозволенных Законом!

Жрец дошел до юго-западного конца алтаря и свернул шею одной из птиц, что являлось приношением во искупление греха. Он побрызгал на нижнюю часть алтаря и позволил остатку крови стечь в жерло сточной трубы у основания жертвенника. Затем иерей отложил птицу в сторону, чтобы позднее забрать ее, ибо тушка принадлежала ему.

Вторая птица — целое жертвоприношение или сжигаемая жертва — называлась «голубь во всесожжение». Жрец взял его на вершину алтаря, поднявшись по косому уклону. Он подошел к выступу на юго-восточном углу, где оторвал птице голову, обрызгал кровью верхнюю часть алтаря, разрезал тушку, вытащил внутренности, посолил голову и тело и бросил их в огонь. Вся церемония была расписана до мельчайших деталей более тысячи двухсот лет назад и с тех пор не менялась. Так же делали Моисей, Иисус Навин...

15_Жертвоприношение птиц в храме_1 

Жертвоприношение птиц. Наши дни. 

Вот так на одной из храмовых площадей Иерусалима Сын был официально представлен Своему Отцу Небесному в Его собственном доме. Пока иудейский ребенок не представал перед очами своего родителя, он считался непризнанным. Древний обычай не сделал исключения даже для Бога Сына; вернее, родные не стали делать исключения даже для Мессии.

За древним обычаем помазания и жертвоприношения скрывалась еще более древняя шумерская церемония, коренящаяся в мировоззрении тех, кто исповедовал религии плодородия.

16_Шумеры 

Шумеры 

Вещи и люди становятся священными, если они посвящены Богу, что выражается в помазании их животворной жидкостью — кровью, спермой или заменяющими ее аналогами — благовонными маслами. Семитский, унаследованный от шумеров корень «к-д-ш» содержит магию плодородия, ибо имеет отношение и к матке, «святая святых» женщины, и к внутреннему святилищу храма. Вот почему народ избранный освящает и своих царей, и первосвященников, и культовую мебель (Исх. 3:26; 40:10; Лев. 8:11), а уж тем более алтарь — копию священного пениса, стоящего перед открытыми порталами святилища (конечно, иудеи его так уже не воспринимали). Помазание — посвящение в святость — царей и пророков в сути своей тоже первоначально было имитацией полового акта. Первичная обязанность любого властелина — обеспечить плодородие земли и благосостояние подданных, первый признак которого — обильное деторождение. Многие греческие, семитские, латинские слова для обозначения «господина», «владычества» проводят эту идею, если проанализировать их первоначальные формы.

Функция иерея — обеспечить активное участие божества в обсеменении земли и народа. Наиболее употребляемый древнееврейский термин для жреца — коген (ставший распространенной фамилией) — происходит от шумерского ГУ-ЕН-НА, «хранитель спермы». Священники отвечали за дом бога, имитирующий женскую утробу, а правитель или верховный жрец выступал в роли представителя Создателя-Оплодотворителя.

Помазание - выливание божьего семени на головы важных особ — представляло последних в качестве Сынов Божиих. На это намекала сама одежда священнического сословия, особенно головные уборы. Кидар иудейского первосвященника символизировал головку детородного члена (отдаленное сходство с ним имеет, если приглядеться, и папская тиара). Иосиф Флавий подробно описывает этот предмет церемониальной одежды, прибегая к сравнению с несколькими разными растениями, некоторые из их названий — синонимы священного мухомора. Похожую на гриб и на головку фаллоса шапочку (греческое «пилос», латинское «пилус», в ботанике так называется головка гриба) и поныне носят множество священников всех религий.

17_Кидар 

Кидар

18_Мухомор

Мухомор

19_Шапка пилос

Шапка «пилос» 

В Шумере, Аккаде, Вавилоне, Персии, Китае, Индии, Египте, у африканских, азиатских и европейских племен, позднее даже в просвещённой античной Элладе царь, верховный жрец или иной представитель божества соединялся на ложе в храме со священной жрицей – олицетворением богини плодородия, а простой земледелец - со своей женой прямо на поле. Обычай, кажущийся нам варварским, сохранялся, например, во Франции еще в XIX веке.

Конечно, уже иудеи, не говоря о христианах, не подозревали о давнем происхождении свои ритуальных церемоний. И нам не стоит их стыдиться – что было, то было.

Как же толкует современная церковь Сретение?

В Храме, при принесении Богоматерью выкупа и жертвы, находился благочестивый старец Симеон, ожидавший Утешения Израилева. Так как явление Мешиаха должно было принести народу еврейскому утешение, то принято было и Самого Мессию называть Утешением, Утехой; вот почему про Симеона сказано, что он был чающий, то есть ожидающий Утешения Израилева (Лк. 2:25).

20_Симеон Богоприимец Андрей Шишкин_1 

Симеон Богоприимец. Андрей Шишкин.

Лука не дает нам о личности Симеона никаких сведений кроме того, что он был благочестив, ожидал пришествия Помазанника, был предупрежден Духом, что не умрет до тех пор, пока не увидит Христа, и по особому вдохновению пришел в Храм в то именно время, когда Младенец был принесен туда Своей Матерью и Иосифом.

Узнав в Новорожденном обещанного Мессию, старец берет Его на руки и высказывает радость, что наконец-то он увидел Славу народа Израилева, Свет для просвещения язычников и Спасение для всех народов, — что наконец-то Владыка-Бог отпускает его с миром (то есть душевным покоем) из этой временной жизни в лучшую, вечную.

21_Симеон с Мледенцем на руках 

Симеон с Младенцем на руках 

Возвращая Младенца удивленной Богоматери, Симеон в пророческом вдохновении предсказывает будущее: Видит озлобление иудеев против посланного для спасения их Мессии, слышит споры и пререкания («се, лежит Сей... в предмет пререканий») между последователями и врагами Его, те пререкания, которые («да откроются помышления многих сердец») обнаружат любовь к истине в одних и закоренелую злобу в других, одних возвеличат в Царстве Славы, а других низвергнут из него («се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»). Он видит скорбную Мать, стоящую у Креста с душой, как бы пронзенной оружием, и под влиянием такого пророческого предвидения, указывая на Младенца Иисуса, говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35). Гавриил в момент Благовещения возвестил Марии только радость, Симеон предсказывает Ей и скорбь.

22_Благовещение Эль Греко 

Благовещение. Эль Греко.

23_Богоматерь на Голгофе

Богоматерь на Голгофе 

Вдохновенная пророческая речь Симеона должна была привлечь внимание всех бывших в то время в Храме. То было время общего ожидания пришествия Мешиаха, и потому все присутствовавшие при этом, в особенности священники, должны были бы сохранить все слова сии, слагая их в сердце своем (Лк. 2:19), как то сделала Богоматерь. Но, к сожалению, почти все иудеи в 4 году до н.э. ожидали Мессию в блеске земного величия и были так упорны в своем заблуждении, что в Сыне Матери, Которого держал на руках Симеон, не могли признать Христа. Евангелист даже не говорит, что вдохновенная пророческая речь Симеона произвела какое-либо впечатление на находившихся в то время в Храме; одна лишь престарелая вдова Анна пророчица поверила старцу, восславила Иисуса как Господа и говорила о Нем в Иерусалиме всем ожидавшим пришествия Помазанника Божия.

Словом, в который раз сбылось предсказание пророка Исайи о гласе, вопиющем в пустыне (Ис. 40:3).

Кстати, тот факт, что служители Храма не обратили внимания на якобы бывшую свою воспитанницу, проведшую в святилище более десяти лет, а восприняли Ее как обычную паломницу, доказывает лишний раз, что детство Свое Мария провела не в иерусалимском святилище, а в назаретском, о чем я писал ранее.

Впрочем, родители Спасителя не обратили на это никакого внимания. Они торопились обратно в Бейт-Лехем, где (им, впрочем, это было неизвестно) их уже поджидали волхвы. О приношении магами даров – в следующем выпуске. Пока же – 150-й псалом на иврите.

 

18+ 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения