Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.
Я уже вкратце упоминал этот эпизод из жизни Спасителя в выпуске о Вифлеемской звезде. Он не сыграл особой роли в судьбе Мессии, но известен всему человечеству куда больше, чем другие, куда более важные события в биографии Иешуа Га Ноцри. Речь идет о поклонении волхвов (фрагмент триптиха Иеронима Босха «Поклонение волхвов» показан над заголовком).
В евангелии от Матфея оно удостоилось лишь краткого упоминания (2:1-11), зато стало популярнейшим богословским и иконографическим сюжетом о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться Младенцу Иисусу и принести Ему дары, который празднуется христианами. Словом «волхвы» был переведен с греческого на церковно-славянский и русский языки термин «маги».
Согласно Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели на небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, маги прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где можно увидеть только что родившегося Царя Иудейского.
Вифлеемская звезда
Иерусалим времен Христа
Тиран встревожился таким известием и попросил их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Святой град и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с Младенцем, поклонились ему и принесли дары.
Ирод и волхвы. Джеймс Тоссо.
Так мог выглядеть Вифлеем времен Христа. Реконструкция.
Богородица с Младенцем
Кто же такие маги-волхвы, откуда они пришли, и как именно поклонились Новорожденному, и чем все это кончилось?
Для начала определимся: а не выдумана ли вся эта история, как утверждают атеисты? В религиозной литературе приводятся случаи посещения разных владык иноземцами, дабы убедиться в их мудрости и величии. Вспомним хотя бы царицу Савскую и Соломона. Однако и в исторических документах находятся тому подтверждения. Например, некий маг Тиродий с несколькими спутниками в 66 году заявился в Рим, дабы самолично засвидетельствовать божественность императора Нерона.
Соломон и царица Савская. Рафаэль Санти.
Персидские маги
«Живой» портрет Нерона
Реконструкция: Рим I века н.э.
Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово маги. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: персидские зороастрийские жрецы и вавилонские жрецы-астрологи как особые профессиональные группы. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии. В европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. В западной традиции их чаще именуют «маги» — это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии, а во времена Христа – Парфии.
Название «маги» произошло от персидского термина «Маха» - «большой». Позднее оно превратилось в «мог» или «маг» - «жрец» на языке пехлеви. Историк Порфирий описывает их следующим образом: «Ученые люди, которые у персов заняты служением Божеству, зовутся магами», а Свидас сообщает, что «среди персов любителей мудрости называют магами». «Зендавеста» разделяет их на три степени: 1) Хербеды или «Ученики»; 2) Мобеды или «Учителя»; 3) Дестур Мобеды или «Совершенные Учителя». Халдеи имели подобные шкалы, также как и египтяне, так что Дестур Мобеды были идентичны с Иерофантами Мистерий, практиковавшихся в Греции и Египте.
«Зендавеста»
Мистерии в Греции
Мистерии в Египте
Словом, в древней Азии это было особое потомственное племя, пользовавшееся большим влиянием. Маги – мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его волхвы могли представлять собою разные степени мудрости — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина магов — древний Восток. Магия или волхование было одною из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии.
Ассирийцы
Тамошние маги существенно отличались от жрецов; жертву богам, например, приносили священнослужители, а изъясняли сны, предсказывали будущее мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб-маг, который, как и другие высшие чины, носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним из ближайших советников вавилонского царя (Иер. 39:3, 13).
Вавилонский царь и маги
Сами волхвы разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писанных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Мудрецы, занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами. Другой их класс - ашшафимы или мекашафимы - имел своею специальностью чтение заклинаний; третий – газеримы - вел запись различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий.
Восточные маги поклоняются Спасителю
Особенно важное значение имели как раз эти звездочеты. Ассиро-вавилонские волхвы были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название «халдеи» сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также имелись мудрецы или волхвы; их волхование весьма близко напоминает собою подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии фараона (Исх. 7, 8-12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян маги отличались большей серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений.
Моисей соревнуется с египетскими магами
От ассиро-вавилонян волхвы перешли и к персам, где они сначала встретили сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг стало близко к значению жреца или священника. Заратустра во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса волхвов.
Заратустра
Из Персидской монархии это понятие перешло к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем магов греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда весьма сомнительное значение. Впрочем, Платон с уважением говорит о магии Заратустры, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской. Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей «Киропедии». По определению позднейшего лексикографа Свиды, магами назывались «у персов философы и богословы».
Персидские маги
«Живой» портрет Платона
Скульптура Ксенофонта
В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и прочее.
От эллинов и непосредственно от восточных народов волхвы перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на них как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное суеверие. Римские сатирики времен империи бичуют как самых магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, волхвы получали все больше и больше влияния в римском обществе. Во многих домах римской знати они состояли на жалованьи, а при дворе кесарей временами жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах.
Римские маги (справка за императором)
Уже во II веке до н. э. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон диктатора Суллы, относившийся к убийцам-сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к волхвам. В последующее время иные правители преследовали магов, а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги.
Бюст Суллы
«Живой» портрет Августа
Император Тиберий также издавал различные постановления касательно изгнания «математиков и магов», хотя известно, что лично он был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению историка Тацита). Некоторые из восточных волхвов, как например, Аполлоний Тианский, приобрели громкую известность. Само понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и сакрального.
Император Тиберий
Скульптура Тацита
Аполлоний Тианский
Продолжение – в следующей части. А пока послушаем Благословение Аарона на иврите.
18+
Юрий Пульвер
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.
Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.