16 апреля 2024, вторник
  • Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 4.

Итак, в 3-й части я упомянул, что поклонение волхвов (показано на картине над заголовком) было неоднократно предсказано ветхозаветными пророками.

Исайя: «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию» (Ис.60:3).

2_Исайя_Антонио Балестра

Исайя. Картина Антонио Балестра. 

Давид: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут дары» (Пс.71:10)

3_Царь Давид 

Царь Давид 

Поклонение волхвов и принесение ими даров соотносят также еще с одним пророчеством Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева» (Ис. 60: 6,14).

Подчеркнем: согласно преданию , маги являлись как раз из Парфии (Фарсиса), Аравии и Савы!

4_Путешествие волхвов 

«Путешествие волхвов». Картина Д. Тиссо. 

По современному церковному толкованию, евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля. Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому - еврейскому государству и еврейской церкви.

Этот сюжет имеет отсылку на принесение в дар царю Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

5_Соломон и царица Савская_картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо 

Соломон и царица Савская. Картина Тинторетто, ок. 1555, Прадо. 

Могли ли мудрецы-звездочеты носить короны, то есть быть царями или вождями? В каноне об этом ничего не говорится.

Впервые волхвов назвал царями святой Кесарий Арльский. Ему последовал Беда Достопочтенный (ок. 672-673-635).

6_Кесарий_Цезарий Арльский 

Кесарий (Цезарий) Арльский

7_Беда Достопочтенный_Святой Беда (картина Бартоломе Романа, XVII век)

Беда Достопочтенный. Картина Бартоломе Романа, XVII век. 

Эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим (Мт. 2:1—12) также мог, благодаря этому пророчеству, послужить обоснованием для отождествления волхвов с царями.

Скорее всего, какие-то из магов, особенно происходившие из Аравии и Савы, могли не только исповедовать огнепоклонничество – зороастризм, но и быть вождями – царями своих небольших племен, чтобы пророчества исполнились.

Сколько было волхвов? В Новом Завете об этом ни слова. Армяне и сирийцы сейчас считают, что двенадцать. Такого же мнения придерживались отцы церкви Блаженный Августин (354-430) и Иоанн Златоуст (ок. 347-407).

8_Блаженный Августин_Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в. 

Блаженный Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

9_Иоанн_Златоуст_Софийский_собор_11_век

Иоанн Златоуст. Мозаика. Софийский собор, IX век. 

Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое.

10_Ориген 

Ориген 

С наступлением эпохи Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света — Европы, Африки, Азии, либо человеческих рас — белой, чёрной и жёлтой. В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что маги всегда образно представляли языческое человечество.

Как их звали?

В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции - Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты: Аппелликон, Америн и Дамаскон - и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин).

Беда Достопочтенный дал им имена Каспар, Мельхиор и Валтасар, царское происхождение и родину. В католицизме теперь существует праздник трёх царей, отмечаемый в праздник Богоявления (6 января).

11_Катлический праздник трех царей_современность_Польша 

Католический праздник трех царей. Наши дни, Польша. 

Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Валтасара зовут Вифисарей. В настоящее время распространены повсеместно — Каспар, Мельхиор и Валтасар. Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в Сант-Аполлинаре-Нуово.

12_Мозаика в Ревенне 

Мозаика в Равенне (Италия) 

По мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и трёх различных сторон света. Несмотря на некоторые различия, в основном считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и королём Эфиопии.

Парфия и Сава были забыты, несмотря на древние пророчества, в которых Эфиопия вовсе не названа.

13_ Три волхва_Поклонение волхвов Эдвард бёрн Джонс 

Три волхва. Фрагмент картины «Поклонение волхвов» художника Эдварда Бёрн Джонса. 

Еще одно деление: Мельхиор — потомок Сима, Каспар — Хама, Балтасар — Иафета. Таким образом они являлись представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас ойкумены!

Из трех имен магов кое-какую историческую подоплеку имеет первый: Мельхиор – светлый царь, от арамейского «малхи» - царь, «ор» - свет; а еще царь орков. Такое племя жило в парфянском царстве Осроена со столицей в Эдессе.

Так сколько же их всего было? Полагаю, что все же двенадцать, но трое их них возглавляли посольство. Совершить длительное путешествие втроем было бы слишком опасно. Несомненно, их сопровождала какая-то стража, что нашло подтверждение в восточных христианских сказаниях. Маги якобы прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд в семь тысяч воинов. Чем могла им помочь армия, оставшаяся в тысячах километров от Иудеи – такой вопрос оставим на совести авторов этого опуса. По-видимому, они не имели никакого представления о географии.

Итак, как именно выглядело приношение волхвов? Послушаем апостола Матфея:

14_Апостол Матфей 

Апостол Матфей 

«...Пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка...

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мт. 2: 1-11).

15_Ирод и волхвы 

Ирод и волхвы 

Итак, пророчества сбылись! Приехали на верблюдах к пещере – хижине Иосии, отца Давида, двенадцать магов, возглавляемых тремя волхвами – царями, в сопровождении охраны. И принесли дары.

Восточные мудрецы оказали сыну плотника, лежавшему в грубой и убогой колыбели, почести, каких они не удостоили идумейского узурпатора Ирода в его роскошных палатах. И как точно маги выбрали дары, с какой тщательностью, с каким разумением! Потому что каждый подарок имел свое символическое значение. Золото преподнесено от племени Симова Царю, ибо оно есть признак царственности. Ладан — подарок от колена Иафетова Богу, ибо он есть символ бессмертия. Смирна — дань потомков Хама человеку, ибо суть сего благовония — духовность.

16_Золото ладан смирнаNEW

Золото, ладан, смирна (мирро) 

Есть и более уточненное толкование.

Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём,

Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником,

Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот подарок отсылает к грядущей искупительной жертве Христа: одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением Его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

17_Магдалина умащивает ноги Исуса_Рубенс 

Магдалина умащивает ноги Иисуса. Рубенс.

18_Никодим умащиевает тело Христа

Никодим умащивает тело Христа 

Столь благочестивый поступок следовало поощрить. Думали об этом родичи Новорожденного, но не знали, что именно подобает сделать. Выход нашло юное и чувствительное сердце Мариам. Какой – рассказано в «Евангелие детства»:

«Волхвы пришли из стран восточных в Иерусалим ... и они принесли с собою ... золото, ладан и мирру, и поклонились Младенцу и поднесли Ему дары свои.

Тогда Мария взяла одну из пелен, в которые был завернут Младенец, и дала ее волхвам, которые приняли ее, как дар неоцененного достоинства.

И в тот же час им явился Ангел в виде звезды, уже служившей им путеводителем, и они пошли за ее сиянием, пока не возвратились в страну свою.

19_Вифллемкая звезда и волхвы

Вифлеемская звезда и волхвы 

Цари и князья поспешили собраться к волхвам, вопрошая о том, что они видели и делали, как они отправились и как возвратились и какие у них были спутники.

И показали им волхвы пелену, данную Марией, и так как они справляли праздник, то зажгли огонь по обычаю своему и поклонились ему.

И бросили они пелену в пламя, и пламя охватило ее.

Когда огонь угас, они вынули оттуда пелену цельною, и не оставило пламя никакого следа на ней. Тогда они стали лобзать ее и возлагать на главы и очи свои, говоря:

«Вот точно истина! Какая же цена этой вещи, которую огонь не мог ни истребить, ни испортить?»

И взяв ее, положили с великим почтением с сокровищами своими» («Еванг. детства»).

20_Евангелие детства 

«Евангелие детства» 

Многие детали вышеприведенного рассказа, конечно, сказочные, но сам факт ответного дара Богоматери восточным гостям вполне мог иметь место. На этом эпопея магов не закончилась. Вспомним, что Ирод просил их вернуться и рассказать, где они нашли Царя Иудейского.

Чем бы могла закончиться евангельская история, если бы маги исполнили просьбу кровавого узурпатора? К счастью, они во сне получили откровение не возвращаться к Ироду, и отправились домой другой дорогой. Не дождавшись их, разгневанный тиран устроил избиение младенцев.

21_Избиение младенцев_Джованни Пизано 

Избиение младенцев. Джованни Пизано. 

Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими — в V веке над ней преподобный Феодосий Великий основал киновию, ставшую первым общежительным монастырём в Палестине.

22_1_Киновия Лавра_Феодосия_Великого_в_Палестине 

Киновия Феодосия Великого 

Согласно легендам, по возвращении в свои страны на Востоке маги предались созерцательной жизни и молитве. Когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры, из-за чего погибли мучениками. Их мощи в первой трети IV века впоследствии были найдены императрицей Еленой, положены сначала в Константинополь, оттуда перенесены в V столетии в Медиолан (Милан). 

23_Иисус и Апостол Фома

Иисус и апостол Фома

24_Императрица Елена_

Императрица Елена 

В 1164 году, по желанию правителя Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, их поместили в Кёльнском соборе в золочёной тройной раке.

25_Фридрих барбаросса_Бюст-реликварий Фридриха I Барбароссы, (ок. 1160 г.). 

Бюст-реликварий Фридриха I Барбароссы, (ок. 1160 г.).

26_Кельнский собор_ вид с востока

Кельнский собор в Германии, вид с востока. 

Теперь черепа трех царей-мудрецов, с коронами из золота и драгоценных камней, хранятся как реликвии.

27_Мощи трех волхвов_рака 

Рака с мощами волхвов в Кельнском соборе 

В католическом сборнике «Деяния святых» 1863 года память Каспара отмечена 1 января, Мельхиора — 6 января, Валтасара — 11 января.

А что случилось с дарами?

Божия Матерь бережно хранила их и перед Своим Успением передала Иерусалимской церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенёс реликвии в константинопольский храм Святой Софии. 

28_Храм Святой Софии

Храм Святой Софии в современном Стамбуле, Турция 

Золотой ларец XV века, содержащий дары волхвов, ныне хранится в монастыре Святого Павла на горе Афон в Греции. Преподнесла их в дар монастырю в 1470 году Мара Бранкович, дочь правителя Сербии Георгия Бранковича, вдова османского султана Мурада II. Согласно преданию, она лично хотела принести святыни в обитель, но перед стенами её остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находиться на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

29_Гора Афон 

Гора Афон

30_Ларец с дарами волхвов

Ларец с дарами волхвов

32_Мара Бракович

Мара Бранкович

33_Царицин крст на горе Афон

Царицын крест на гое Афон

31_Монастрырь Святого Павла на Афоне

Монастырь Святого Павла на горе Афон 

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

А отказ магов вернуться к Ироду имел очень трагические последствия, о которых будет рассказано позже.

Пока же послушаем один из псалмов на языке Спасителя: арамейском. Исполняет настоятель монастыря Тринадцати Ассирийских Отцов в грузинском селе Канда схиархимандрит Серафим Бит-Хариби.

 

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 13). Как родился Иисус. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып.14). Обрезание Господне. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 14). Обрезание Господне. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 15). Иерусалим. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 16). Сретенье. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 17). Поклонение волхвов. Часть 3.

Цикл Тайная Вечеря»

 

 

Читайте также

Оставьте комментарий
Имя*:

Оставляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения